/
Результат поиска


Познанская А. В. Тема города и столицы в иллюстрациях русских азбук 1860-х – 1910-х годов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 44-59. DOI: 10.15382/sturIV202162.44-59
Статья является частью масштабного исследовательского проекта, посвященного изучению образа города в учебной литературе Нового и Новейшего времени. В отличие от большинства исследований, связанных с данной темой, эта работа представляет собой не исторический, а прежде всего искусствоведческий анализ художественного оформления русских букварей. Хронологические рамки обусловлены тем фактом, что вплоть до середины XIX в. русские буквари редко содержали иллюстративный материал, а тема городов приобретает актуальность в оформлении книги лишь на рубеже столетий. Изучение многочисленных источников, в первую очередь букварей, азбук и первых книг для чтения, позволяет сделать выводы не только о художественном разнообразии иллюстраций, но и о различных методологических подходах, выбираемых оформителями и издателями учебников в зависимости от поставленной перед ними задачи.
образование в России, буквари, город, репрезентация города, иллюстрация
  1. Борин Я. В. Читай по картинкам: букварь для обучения детей и взрослых нач. грамоте. М., 1916.
  2. Букварь новой народной школы: для классного и домашнего обучения по чтению и письму / Сост. кружком учителей; под ред. Ф. Борисова, Н. Лаврова, А. Сольдина. 1-е изд. М., 1910; 9-е изд. М., 1917.
  3. Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения русского и церковно-славянского с постепенно возрастающим числом букв. [Кн. 1–3]. 26-е изд. СПб., 1883.
  4. Водовозов В. И. Русская азбука для детей. СПб., 1875.
  5. Вольпер М. И. Русская речь: учеб. рук., применен. к обучению рус. яз. в тех шк., в которых дети при поступлении не умеют говорить по-русски. 21-е изд. СПб., 1897.
  6. Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество [Ч. 1]. Азбука с примерами постепенного чтения. 10-е изд. СПб., 1874.
  7. Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество [Ч. 2]. Азбука с примерами постепенного чтения. 6-е изд. СПб., 1874.
  8. Деркачев И. П. После азбуки. М., 1884.
  9. Друг детей. Русская азбука для обучения чтению и письму юношества. М., 1874.
  10. «Картинки в моем букваре»: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, М. А. Козлова, ред. // Труды семи- нара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 15. М., 2013.
  11. Криж В. О. Азбука для сельских школ, русская и церковно-славянская с разнообразным материалом для самостоятельных письменных работ и многими рисунками в тексте. 4-е изд. М., 1905.
  12. Ромашина Е. Ю. «Ёлка» А. М. Дараган: опыт монографического исследования азбуки середины XIX века // Тульский краеведческий альманах. 2018. Вып. 15. С. 194–209.
  13. Ромашина Е. Ю. Методологические проблемы исследований визуального ряда школьных учебников (по материалам российских азбук и букварей второй половины XIX века) // Методологические проблемы междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании / А. А. Орлов, науч. ред. Тула, 2016. С. 253–259.
  14. Ромашина Е. Ю., Тетерин И. И. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 73–81.
  15. Ушинский К. Д. Родное слово: Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения: для детей мл. возраста. СПб., 1869.
Познанская Анна Владимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ГМИИ им. А. С. Пушкина; Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Волхонка, д. 12;
Должность: заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.;
Электронный адрес: poznanskaya.anna@yandex.ru.