/
Результат поиска


Василик В. В. Представления святителя Викторина Петавского о власти и царстве // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. С. 25-49. DOI: 10.15382/sturI202198.25-49
В статье рассматриваются представления о власти известного латинского экзегета III в., автора первого дошедшего до нас толкования на Апокалипсис, свт. Викторина Петавского. Анализируются уровень его образованности, его кругозор, направленность его трудов, а также его жизненный и политический опыт. Исследуется вопрос о войнах, гонениях, упомянутых в Толковании, и высказывается точка зрения, по которой Толкование могло быть написано в широкий промежуток между 252 и 304 гг. Показывается, что, хотя свт. Викторин в богословском отношении зависит от Малоазийской школы, тем не менее он чужд концепции симфонии Римской империи и Церкви, присутствующей в зачаточном виде у свт. Мелитона Сардийского. Несмотря на связи с наследием Тертуллиана, у него отсутствует представление о Римском государстве как заградительной стене против Антихриста. Напротив, Антихрист концентрирует в себе римскую власть и ее беззаконие и преступления, ибо им является воскресший Нерон, который, с одной стороны, является символом человекобожеского нечестивого языческого Рима, с другой стороны — союза иудейства и язычества, направленного против Христа и Церкви. С образом Нерона связана известная нумерология: восьмым императором и антихристом будет воскрешенный Нерон, царь для иудеев и, вместе с тем, для язычников, который явится самой страшной и отвратительной пародией на воскресшего Христа, а его правление — карикатурой на восьмой день вечной жизни и славы Христовой. Его образ отчасти совпадает с традицией, отраженной у Коммодиана, отчасти отличается от нее. Присутствующая у свт. Викторина спиральная модель истории, связанная с богословием рекапитуляции, когда одно cходное событие предваряет следующее, которое совершается уже на более высоком уровне, позволяет предположить наличие у него идеи «возвращающегося Нерона», когда каждый восьмой император является предтечей воскресшего Нерона и, соответственно, Антихриста. В этом ряду находятся гонители христиан — Траян, Септимий Север, Декий. Последним в этой череде является Диоклетиан, который почти полностью соответствует критериям «воскресшего Нерона»: он приходит с Востока, убивает трех царей, лицедействует и, главное, является самым беспощадным гонителем христиан из всех римских императоров. Наличие у него соправителя — Галерия — может навести на аналогию с лжепророком Антихриста — вторым зверем Апокалипсиса. Подлинной властью для свт. Викторина является теократия — правление Христа, который является единственным подлинным царем над небом и землею, и святых, которые будут соцарствовать со Христом.
свт. Викторин Петавский, власть, император, принципат, доминат, сенат, Нерон, Диоклетиан, историософия, катастрофизм, гонения, войны, землетрясения, антихрист, богословие рекапитуляции, спиральная модель истории
  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997.
  2. Братож Р. Епископ Викторин и христианская община Петавия (вторая половина III века) // Христианское чтение. 2014. № 2/3. С. 9–25.
  3. Вольфрам Х. Готы. М.: Издательский дом «Ювента», 2003.
  4. Евсевий Кесарийский. Церковная история. М., 1991.
  5. Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV — начало V в.) М.: Издательство ПСТГУ, 2014.
  6. Князький И. Г., Храпов А. В. Гонения на Христиан в Римской империи // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии. 2006. Т. 12. С. 50–69.
  7. Маяк И. Л. Галерий // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии, 2005. Т. 10. С. 312–313.
  8. Небольсин А. С. Иоанна Богослова Откровение // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии. 2010. Т. 24. С. 705–745.
  9. Никишин В. О. Диоклетиан // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии, 2007. Т. 15. С. 237.
  10. Оксфордское руководство по изучению раннего христианства. Харьков: Майдан, 2020.
  11. Попов И. Н. Нерон // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии, 2018. Т. 49. С. 40–49.
  12. Попович Р. Рано хришчанство на Балкану. Београд: Београдски Универзитет, 1995. С. 45–53.
  13. Ростовцев М. И. Общество и хозяйство Древнего Рима. Т. 1–2. М.: Наука, 2000.
  14. Сидоров А. И. Патрология. М.: Русские огни, 1996.
  15. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле / пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005.
  16. Утченко С. Л. Политическая теория Римской империи. М.: Наука, 1977.
  17. Фокин А. Р. Викторин Петавский // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии, 2004. Т. 8. С. 458–461.
  18. Фокин А. Р. Латинская патрология. Доникейский период. М.: Кабинет Ю. Шичалина, 2006.
  19. Хандога Н. А. Космология святителя Викторина Петавийского: богословско-филологический анализ латинских терминов // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. № 2 (18). С. 13–33.
  20. Хандога Н. Викторин Петавский и его трактат «О создании мира»: дис. … канд. богословия. СПб., 2010.
  21. Циркин Ю. Б. Политическая история Римской империи. Т. 2. СПб., 2019.
  22. Штаерман М. Е. От гражданина к подданному // Культура Древнего Рима. М., 1985. Т. 1. С. 22–100.
  23. Bardy. G. Victorin de Poetovio // Dictionnaire de la Theologie Catholique. 1950. Vol. 14. Col. 2884–2886.
  24. Barnes T. The New Empire of Diocletian and Constantine. Cambridge: Harvard University Press, 1982.
  25. Bauckham R. The Climax of Prophecy: Studies on the Book of Revelation. Edinburgh: T&T Clark, 1993.
  26. Bickermann E. Trajan, Hadrian and the Christians // Rivista di Filologia e di Istruzione Classica. 1968. Vol. 96. P. 290–315.
  27. Blois L. The Policy of the Emperor Gallienus. Leiden: Brill, 1976.
  28. Bradley K. R. Suetonius. Life of Nero. A Historical commentary. (Collection Latomus. 157.) Brussels: Latomus, 1978.
  29. Bratož R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio // Zalai Musem. 2002. № 11. S. 1–11.
  30. Bratož R. Die Geschichte des Früher Christentums in Gebiete zwischen Sirmium und Aquilea in Licht der neuren Forschungen // Klio. 1990. Bd. 72. S. 508–550.
  31. Bratož R. Il cristianesimo aquileise prima di Costantino: fra Aquileia e Poetovio / M. Rener, trad. Udine: Instituto Pio Paschini; Gorizia: Ist. di storia sociale e religiosa, 1999.
  32. Bratož R. Kriscanstvo v Ogleju. Liubliana, 1993.
  33. Bratož R. Ptuj. Liubliana, 2003.
  34. Brent A. The Imperial cult and development of Church order: concepts and images of authority in Paganism and Early Christianity before the age of Cyprian // Vigiliae Christianae. 1999. Vol. 45. Suppl. Р. 164–209.
  35. Bruce F. F. The Earliest Latin Commentary on the Apocalypse // The Evangelical Quarterly. 1938. V. 10. P. 352–366.
  36. Commodiano. Carmen de duobus populis / I. Salvadore, introd., nota crit. e comment. Bologna: Patron, 2011.
  37. Dubois J. Le Martyrologe d Usuard. Bruxelles, 1965.
  38. Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin (Collection des Études Augustiniennes. Série Antiquité. Vol. 139). P.: Cerf, 1993. Vol. 1–2.
  39. Eusebius Werke VII. Die Chronik des Hieronymus / R. Helm, ed. (Griechische Christiliche Schriftsteller. Bd. 47). Berlin: Brandenburgische Akademie der Wissenschaften, 1956.
  40. Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church: A Study of a Confl ict from the Maccabees to Donatus. Oxford: Basil Blackwell, 1965.
  41. Frend W. H. C. Open Questions Concerning the Christians and the Roman Empire in the Age of the Severi // Journal of Theological Studies. 1974. Vol. 25. P. 333–350.
  42. Gerolamo. Gli Uomini illustri / A. Ceresa-Gastaldo, ed. Firenze, 1988.
  43. Gibson E. L. Jewish Antagonism or Christian Polemic: The Case of the Martyrdom of Pionius // Journal of Early Christian Studies. 2001. Vol. 9. P. 339–358.
  44. Gibson E. L. The Jews and Christians in the Martyrdom of Polycarp: Entangled or Parted Ways? // The Ways that Never Parted. Jews and Christians in Late Antiquity and the Early Middle Ages / A. H. Becker, A. Y. Reed, ed. Tübingen, 2003. P. 145–158.
  45. Guidoboni E. The Catalogue of ancient earthquakes in the Mediterranean area up to the X century. Roma, 1994. P. 243.
  46. Halfmann H. Itinera principum. Geschichte und Typologie der Kaiserreisen im römischen Reich (Heidelberger althistorische Beiträge und epigraphische Studien ii). Stuttgart: Steiner, 1986.
  47. Jones A. H. M. The Later Roman Empire. 284-602. Vol. 1. Oxford: Basil Blackwell, 1964.
  48. Klauck J. H. Do they never come back? Nero redivivus and the Apocalypse // The Catholic Biblical Quarterly. 2001. Vol. 63. Р. 684–698.
  49. Kolb F. Diocletian und die Erste Tetrarchie: Improvisation oder Experiment in der Organisation monarchischer Herrschaft? (Untesuchungen zur antiken Literatur und Geschichte). Berlin; N. Y.: de Gruyter, 1987.
  50. Kos P. The Monetary Circulation in the Southeastern Alpine Region ca. 300 BC — AD 1000. (Situla. Dissertationes musaei Labanicensis. Vol. 24). Liubliana, 1986.
  51. Lawrence J. M. Nero redivivus // Fides et Historia. 1978. T. 11. P. 54–66.
  52. Maier H. O. Nero in Jewish and Christian Tradition from the First Century to the Reformation // A Companion to the Neronian Age / E. Buckley, M. Dinter, ed. Chichester: Wiley-Blackwell, 2013. P. 385–404.
  53. Meyendorf J. Imperial unity and the Christian divisions. Crestwood. N. Y.: St. Vladimir Seminary Press, 1989.
  54. Millar F. A Study of Cassius Dio. Oxford: Clarendon, 1964.
  55. Minear P. S. The Wounded Beast // Journal of Biblical Literatures. 1953. Vol. 72.2. P. 93–120.
  56. North J. The Development of Religious Pluralism // The Jews among Pagans and Christians in the Roman Empire / J. Lieu, J. North, T. Rajak, ed. L.: Routledge, 1992. Р. 174–193.
  57. Pohlsander H. A. The Religious Policy of Decius // Aufstieg und Niedergang der Roemische Welt. Teil 2. Band 16/3. Teilband Religion (Heidentum: Römische Religion, Allgemeines). Berlin; NY.: Walter de Gruyter, 1986. Vol. 2. S. 1826–1842.
  58. Price S. F. R. The Rituals and Power. The Roman Imperial Cult in Asia Minor. Cambridge; NY.: Cambridge University Press, 1984.
  59. Quentin H. Les Martyrologes historiques du Moyen Age. P.: Lecoff re, Gabalda, 1908.
  60. Rissi M. Die Hure Babylon und die Verführung der Heiligen. Ein Studium zur Apokalypse des Johannes. (Beiträge zur Wissenschaft vom Alten und Neuen Testament, 136) Stuttgart: W. Kohlhammer, 1995.
  61. Sanders H. A. The Number of the Beast in Revelation // Journal of Biblical Literatures. 1918. Vol. 37. № 1/2. P. 95–99.
  62. Scriptores Historiae Augustae. Vol. 1. Cambridge: Harvard University Press. 1921.
  63. Strecker G., Schnelle U. Texte zur Briefl iteratur und zur Johannesapokalypse. Berlin: De Gruyter, 1996.
  64. Thompson L. The book of Revelation. Apocalypse and the Empire. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1990.
  65. Tuplin Chr. The False Neros of the First Century A.D. // Studies in Latin Literature and Roman History. Vol. 5. Brussels: Latomus, 1979. P. 364–404.
  66. Victorin de Poetovio. De la Construction du Monde / M. Dulaey, ed. // Sources Chretiennes. No. 423. P.: Cerf, 1997. P. 137–149.
  67. Victorin de Poetovio. Sur l’Apocalypse / M. Dulaey, ed. // Sources Chretiennes. No. 423. P.: Cerf, 1997. P. 60–136.
  68. Victorini Poetovionensis. Opera quae supersunt / R. Gryson, ed. // Сorpus Christianorum. Series Latina. Vol. V. Turnhout: Brepols, 2017. P. 108–269.
  69. Waltraud J.-S. Untersuchungen zum zum Nero-Bild der Spätantike. (Altertumwissenschaftliche Texte und Studien, Bd. 18.) Hildesheim; Zürich; N. Y.: Olms, 1990.
  70. Watson A. Aurelian and the third century. L.; N. Y.: Routledge, 1999.
  71. Williams S. Diocletian and the Roman Recovery. L.: Routledge, 2000.
  72. Workman B. W. Persecution in the Early Church. L.: C. H. Kelly, 1906.
  73. Workman B. W. The New Empire of Diocletian and Constantine. Cambridge, 1982.
Василик Владимир Владимирович, протодиакон
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: СПбГУ; Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5051-829;
Электронный адрес: fvasilik@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 17-01-00400 («Христианизация Балканского региона: прерывность и континуитет»)