/
Результат поиска


Ячменик В. А. Четыре образа «обожения» в русской религиозной мысли начала XX века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. С. 149-154. — Рец. на кн.: Coates R. Deifi cation in Russian Religious Thought: Between the Revolutions, 1905–1917. Oxford: Oxford University Press, 2019. 240 p.
PDF
Ячменик Вячеслав Александрович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: _;
ORCID: 0000-0003-4624-5962;
Электронный адрес: yachmenik94@mail.ru.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX — начала XX вв.: идеи и контексты» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
Ячменик В. А., Макарова А. В. «В Церкви должно воскреснуть пророчество»: фигура пророка в русской мысли рубежа XIX–XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 45-64. DOI: 10.15382/sturI2022100.45-64
В статье предпринята попытка проследить развитие осмысления фигуры пророка в русской мысли конца XIX – начала XX столетия. Дается краткая характеристика общеевропейского контекста, в котором формируется понимание фигуры пророка как носителя индивидуального начала в религии, наиболее полно описанное М. Вебером. Поскольку в русской религиозной философии осмысление пророческой функции появляется раньше – в работах В. С. Соловьева, первая часть статьи посвящена анализу фигуры пророка в теократической концепции этого мыслителя. Отмечается частичное сходство воззрений Соловьева с идеями Вебера, характеризуются специфические особенности предложенной русским философом системы, где пророк рассматривался как звено «триады» наравне со священством и царством. Формулируются константные характеристики пророка в соловьевской системе: универсализм, внеинституциональность, творческая составляющая и функция нравственного контроля, а также ориентация в будущее. Вторая часть статьи посвящена рецепции идей Соловьева в наследии представителей русского богословия и религиозной философии начала XX столетия. Рассматриваются возникшие в рамках религиозно-философских собраний дискуссии об иерархии и интеллигенции как возможных носителях пророческого начала, характеризуются позиции по данному вопросу В. А. Тернавцева и Д. С. Мережковского. Прослеживается развитие идеи о пророке в контексте обсуждения проблемы авторитета в Церкви в академическом богословии М. М. Тареева, В. Троицкого, П. Флоренского, анализируется осмысление соловьевской триады С. Н. Булгаковым и А. В. Карташевым, а также критика взглядов последнего со стороны кружка Мережковского. Отмечается разница в подходах участников дискуссий, стремившихся рассматривать пророческое начало как интегрированное в церковное сообщество, либо чуждое Церкви и противопоставленное ее иерархии. В заключении подводится итог развитию осмысления фигуры пророка в русской традиции обозначенного периода, отмечаются параллели с поисками западных исследователей и обозначается общая для отечественных и зарубежных мыслителей начала XX века проблема различения священнического и пророческого начал в религии.
пророк, священник, власть, харизма, экклезиология, богословие
  1. Антоний (Храповицкий), митр. Ложный пророк // Волынские епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 239–243.
  2. Антонов K. M. «Как возможна религия?»: философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков: в 2 ч. М.: ПСТГУ, 2020.
  3. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 1916.
  4. Бессчетнова Е. В. Е. Н. Трубецкой и его спор о теократии с Вл. С. Соловьевым // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 1. С. 84–96.
  5. Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов: в 2 т. М., 1911.
  6. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1917.
  7. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм / пер. с нем., предисл. О. В. Кильдюшова. СПб.: Владимир Даль, 2017.
  8. Вебер М. Хозяйство и общество: Очерки понимающей социологии: в 4 т. / пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. М.: Высшая школа экономики, 2016–2019.
  9. Вера и личность в меняющемся обществе: Автобиографика и православие в России конца XVII — начала XX века / ред. Л. Манчестер, Д. А. Сдвижков. М.: НЛО, 2019.
  10. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.
  11. Воронцов С. А. Священник в свете стилей мышления: иерархическая и должностная спецификации // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 32–54.
  12. Гайда Ф. А. Миссия «интеллигенции» в публицистике русского освободительного движения (1882–1909) // Вопросы философии. 2019. № 9. С. 141–149.
  13. Ермишин О. Т. Православные идеалы в московском Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2007. Вып. 18. С. 57–68.
  14. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903) / ред. С. М. Половинкин. М.: Республика, 2005.
  15. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства / пер. с нем. А. Петровский, П. Флоренский. М., 1906.
  16. Иванов В. Борозды и Межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916.
  17. Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
  18. Карташев А. В. Реформа, реформация и исполнение церкви. Пг., 1916.
  19. Киселева И. А. «Пророк» (1826) А. С. Пушкина и «Пророк» (1841) М. Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 111–129.
  20. Кондаков И. В., Корж Ю. В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 176–186.
  21. Королева С. Б. Пророческая тема в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»: диалог с традицией и эпохой // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 61. С. 206–225.
  22. Коутс Р. Миф о божественном правителе в «Царе и революции» (1907 г.) // Соловьевские исследования. 2017. № 4 (56). С. 72–84.
  23. Мережковский Д. С. Не мир, но меч. К будущей критике христианства. СПб., 1908.
  24. Мережковский Д. С. Невоенный дневник, 1914–1916. Пг., 1917.
  25. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907–1917). М.: Модест Колеров, 2008.
  26. Павлюченков Н. Н. Рецепция П. А. Флоренским наследия В. С. Соловьева: от философии к богословию всеединства // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 41–60.
  27. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907–1917: в 3 т. / ред. О. Т. Ермишин и др. М.: Русский путь, 2009.
  28. Самарина Т. С. Теория уровней религиозности в классической феноменологии религии // Религиоведение. 2018. Т. 2. № 2. С. 101–109.
  29. Скобелев М. А., Хангиреев И. А. Юлиус Велльгаузен и Герман Гункель: методология библейского исследования // Богословский вестник. 2019. Т. 33. № 2. С. 17–37.
  30. Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь / пер. с фр. Г. А. Рачинский. М., 1911.
  31. Соловьев В. С. Собрание сочинений: в 10 т. / ред. М. Соловьев, Э. Л. Радлов. СПб., 1911–1914.
  32. Тареев М. М. Основы христианства: в 5 т. Сергиев Посад, 1908–1910.
  33. Тареев М. М. Церковь и богословие // Богословский вестник. 1917. Т. 2. № 10/11/12. С. 316–331.
  34. Тихомиров Л. А. Духовенство и общество в современном религиозном движении. М., 1892.
  35. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  36. Флоренский П. А. Богословские труды: 1902–1909 / ред. Н. Н. Павлюченков, игум. А. Трубачев. М.: ПСТГУ, 2018.
  37. Холопов И. Идеология церковной реформы. К., 1916.
  38. Хондзинский П., прот. Два Иуды // У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях: Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М.: Институт Российской истории РАН, 2019. С. 445–456.
  39. Хондзинский П., прот. Поздние славянофилы и либеральное духовенство в начале ХХ в. // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи: Материалы международной научной конференции. М.: ПСТГУ, 2018. С. 215—227.
  40. Эрн В. Ф. Борьба за Логос. М.: Правда, 1991.
  41. Adair-Toteff C. Max Weber’s charismatic prophets // History of the Human Sciences. 2014. Vol. 27. № 1. P. 3–20.
  42. Le Rider J. Modernité viennoise et crises de l’identité. P., 2000.
  43. Lyutko E., Chernyi A. Die Geistlichkeit in der Auff assung des Moskauer Metropoliten Filaret: Akzentwechsel in der russischen Theologie des Priestertums von der zweiten Hälfte des 19. bis zum Beginn des 20. Jahrhunderts // Ostkirchliche Studien. 2020. B. 69. H. 2. S. 207–227.
  44. Max Weber’s ‘Religionssystematik’ / H. G. Kippenburg, M. Riesebrodt, ed. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001.
  45. Rupp J. Message ecclesial de Solowiew. P.; Brussels, 1975.
  46. Teslya A. The Protestant Ethic in the Russian Context: Peter Struve and Sergey Bulgakov Read Max Weber (1907–1909) // Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. № 2. P. 107–119.
Ячменик Вячеслав Александрович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0003-4624-5962;
Электронный адрес: yachmenik94@mail.ru.
Макарова Анна Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0787-1592;
Электронный адрес: zair-anna@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX – начала XX вв.: идеи и контексты» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
Ячменик В. А., Калашников Д. С. Письма профессора И. В. Попова из научной командировки 1901–1902 гг. профессору С. И. Смирнову: к реконструкции академических связей // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 113. С. 129-142. DOI: 10.15382/sturII2023113.129-142
В настоящей публикации представлены письма профессора МДА И. В. Попова, написанные им в период научной командировки в немецких университетах (1901–1902 гг.), и адресованные его близкому другу профессору МДА С. И. Смирнову. Письма интересны в двух отношениях: с одной стороны, впечатлениями И. В. Попова от обучения в Берлинском и Мюнхенском университетах, проливающими свет на его дальнейшую духовно-академическую деятельность, особенно в области организации и реформирования отечественного духовного образования, а с другой стороны, тем что раскрывают характер взаимоотношении двух профессоров МДА, и наглядно демонстрируют интеллектуальное влияние И. В. Попова на своего друга и коллегу С. И. Смирнова в период подготовки им своей будущей диссертации «Духовный отец в Древней Восточной Церкви» (1906). Попов помогает Смирнову скорректировать взгляд на выбранную научную проблему, которая по его первоначальному замыслу должна была касаться более комплексного отношения к источникам, и значительно расширить предмет исследования. Письма позволяют говорить в дальнейшем о круге общих для Смирнова и Попова идей, реконструкция которых может быть связана с характеристикой их взаимоотношений. Публикуемые письма хранятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки в фонде С. И. Смирнова.
русское богословие, патрология, Московская духовная академия, духовное образование, И. В. Попов, С. И. Смирнов, духовный отец.
  1. Акишин С. Ю. Смирнов Сергей Иванович // Православная энциклопедия. Т. 64. М., 2021. С. 406–408.
  2. Голубцов С., протодиак. Стратилаты академические. Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной Академии первой половины ХХ в. М., 1999.
  3. Дамаскин (Орловский), игум. Мученик Иоанн (Попов) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. том II. Тверь, 2005. С. 24–55.
  4. Михайлов П. Б. Концепция эллинизации христианства в истории теологии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 50–68.
  5. Сухова Н. Ю. Научные командировки российских богословов за границу и их значение для российского духовного образования и богословской науки (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вертоград наук духовный. М., 2007. С. 172–216.
  6. Хондзинский П. В., прот. Интерпретация мучеником Иоанном Поповым учения святителя Афанасия о первозданном человеке и ее истоки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 35. С. 52–65.
  7. Хондзинский П. В., прот. Портрет учителя Запада в интерьере синодальной эпохи: дис. И. В. Попова о блаженном Августине // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 1. С. 54–73.
  8. Хондзинский П. В., прот. Эволюция представлений об обожении в богословском наследии И. В. Попова // Государство. Религия. Церковь. 2022. № 4 (40). С. 306–332.
  9. Ячменик В. Концепция харизмы в исследованиях С. И. Смирнова: немецкие истоки и их развитие // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 40 (2). С. 259–276.
  10. Gavrilyuk P. L. How Deification Was Rediscovered in Modern Orthodox Theology: The Contribution of Ivan Popov // Modern Theology. 2022. Vol. 38, № 1. P. 100–127.
Ячменик Вячеслав Александрович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0003-4624-5962;
Электронный адрес: yachmenik94@mail.ru.
Калашников Денис Сергеевич
Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-3526-2268;
Электронный адрес: denis.kalashnikov@gmail.com.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00650, https://rscf.ru/project/23-28-00650/. Организация выполнения проекта — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.