/
Результат поиска


Ястребов А. О. Венецианский след в жизненном пути игумена Палладия Роговского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 4 (54). С. 9-28. DOI: 10.15382/sturI201454.9-28
Палладий Роговский — первый русский доктор богословия и философии. Будучи студентом Славяно-греко-латинской  академии при братьях Лихудах, он предпочел оставить Родину и отправиться на Запад для получения полноценного школьного образования. Годы, проведенные им в Европе, в первую очередь в Италии, были доселе практически неизвестным периодом его жизни. Анализ данных итальянских архивов вкупе с уже опубликованными русским исследователем академиком Е. Ф. Шмурло, но не вошедшими в научный обиход документами архивов конгрегации Пропаганда Фиде и Греческого коллегиума в Риме, позволяют узнать о новых обстоятельствах жизненного пути и по-иному взглянуть на личность первого ректора Славяно-греко-латинской академии. В первую очередь интересны обстоятельства его рукоположения в священный сан католиками в Риме и переписка, связанная с признанием его диаконского сана в Русской Православной Церкви. Одним из важных документов, прилагавшихся в римской курии к делу о его посвящении, является письмо русского католика, диакона (впоследствии расстриженного) Петра Артемьева, в котором последний упоминает о том, что Роговский тайно принял латинство еще до отъезда на Запад. Наконец, особого внимания достойно письмо самого Палладия из Венеции, в котором он прямо сообщает о своих планах по распространению католичества в России.
Палладий Роговский, Славяно-греко-латинская академия, Рим, Венеция, Коллегиум Святого Афанасия, Петр Артемьев, Мелетий Типальдос, униатство, иезуитские семинарии
1. Rodotà P. Dell’origine, progresso e stato presente del rito greco in Italia, Rome, 1758.
2. Βελούδης Ι. Ελλήνων ορθοδόξων αποικία εν Βενετία (Colonies of Orthodox Greeks in Venice), Venice, 1893.
3. Καραθανάση А. Η Βενετία των Ελλήνων, Κυριακίδη (Venice of Greeks),Thessalonike, 2010.
4. Καραθανάση А. Η Φλαγγίνειος Σχολή της Βενετίας (Flanginian School in Venice),Thessalonike, 1987.
5. Τσιρπανλής Ζ. Το ελληνικό κολλέγιο της Ρώμης και οι μαθήτες του (1576–1700) (Greek College in Rome and Its Disciples (1576–1700)),Thessalonike, 1980.
6. Τσιτσέλης Η. “Τυπάλδος (Τζαννάτος) Μελέτιος” (Meletius Tipaldos) in: Κεφαλληνιακά, σύμμικτα, Athens, 1904, vol. 1.
7. Бушлякова В. А. Автограф Палладия Роговского в фондах Тверского государственного объединенного музея // Дни славянской письменности и культуры: Сб. докладов и сообщений. Тверь, 2002. Вып. 6. С. 54–57.
8. Древняя Российская Вивлиофика / Н. И. Новиков, изд. М., 17912. Ч. 18.
9. Надеждин Н. И. Палладий Роговский, первый русский доктор // Сын Отечества. СПб., 1840. Т. 4. С. 598–621.
10. Назарко I., свящ. Киiвськi i Галицькi митрополити. Р., 1962.
11. Никольский М. Григорий Скибинский. Очерк из истории духовного просвещения в конце XVII в. // Православное обозрение. 1862. № 11. С. 167–178.
12. Никольский М. Русские выходцы из заграничных школ в ХVII стол. Палладий Роговский // Православное обозрение. 1863. Кн. 10. С. 162–172.
13. Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII в. СПб., 1904.
14. Поликарпов Ф. Историческое известие о Московской Академии // Древняя Российская Вивлиофика. М., 1791. Ч. 16. С. 302.
15. Смеловский А. Братья Лихуды и направление теории словесности в их школе // Журнал министерства народного просвещения. 1845. Ч. 45. Отд. 5. С. 31–96.
16. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855.
17. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1991. Т. 14.
18. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3.
19. Шмурло Е. Ф. Поездка Б. П. Шереметева в Рим и на остров Мальту // Сборник Русского научного института в Праге. Прага, 1929.
20. Шмурло Е. Ф. Россия и Италия: Сб. исторических материалов и исследований, касающихся сношений России с Италией. Л., 1927. Т. 4.
21. Шмурло Е. Ф. Русские католики конца XVII в. по данным архивов Пропаганды и Коллегии св. Афанасия // Записки Русского научного института в Белграде. Белград, 1931. Вып. 3. С. 1–29.
22. Шмурло Е. Ф. П. В. Постников: Несколько данных для его биографии. Юрьев, 1894.
23. Ястребов А. О., свящ. Святыни Венеции: Православный историко-художественный путеводитель по базилике Сан-Марко и церквям города. Падуя, 2013.
Ястребов Алексей Олегович, протоиерей
Ястребов А. О. Ходатайство Петра I за православных Венеции как часть российской внешней политики (публ., вступ. статья, коммент. А. О. Ястребов) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 123-140. DOI: 10.15382/sturII201668.123-140
Обращение к ходатайству Петра о возвращении православным Венеции отнятой у них церкви и возникшая по этому поводу переписка между русским самодержцем и Венецианской республикой интересны в контексте оценки религиозной составляющей внутренней и международной политики Петра I, поддержки православия в Европе и Османской империи, взаимоотношений с Католической Церковью. Сама грамота является уникальным документом, свидетельствующим о заботе российского самодержца о единоверцах в католической стране. Вместе с тем очевидно, что в эпоху, когда религия тесно переплеталась с политикой, подобное обращение являлось частью не только религиозной, но и чисто светской политики царя. Цели русского правительства на Балканах совпадали с чаяниями православных народов, томившихся под гнетом турок и видевших в России освободителя от ненавистных захватчиков. Естественные союзники Москвы–Петербурга сами на протяжении долгого времени убеждали царей вступиться за гонимую веру, причем призывы раздавались со стороны видных иерархов Восточной Церкви и представителей властей, зависимых от турок вассальных княжеств. Наконец момент настал. Несмотря на то, что Петр не хотел войны с султаном, он вынужден был готовиться к ней, а для этого постарался мобилизовать всех союзников, включая балканских христиан. Письмо, адресованное венецианскому дожу, на самом деле написано именно им. Вслед за посланием русское правительство открывает в Венеции дипломатическое представительство, задачей которого становятся изучение политической ситуации в Италии и на Балканах, а также вербовка добровольцев под Андреевский флаг. Таким образом, грамота-ходатайство Петра за православных Венеции полностью выполнила свою задачу — она стала частью политики по завоеванию симпатий народов Балкан и способствовала пониманию того, что венецианское правительство не станет возражать против действий российских эмиссаров на территории республики.
Петр Ι, Венеция, Греческая Церковь, Мелетий Типальд, Святой Престол.
Ястребов Алексей Олегович
Ястребов А. О. «Письмо» митрополита Мелетия Филадельфийского как источник по церковной истории Венеции и Ионических островов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 93. С. 139-154. DOI: 10.15382/sturII202093.139-154
Не издававшийся на русском языке документ, вышедший из-под пера митрополита Филадельфийского Мелетия Типальда, стоит на линии водораздела в истории греческого братства Венеции и православия в Италии периода Нового времени. Он стал последним известным нам текстом, который Мелетий написал в качестве православного иерарха, поэтому его пафос и проблематика примечательны в контексте последующих шагов его автора. Послание затрагивает не только область вопросов, посвященных межконфессиональным отношениям на рубеже XVII–XVIII столетий, но также вводит читателя в тему государственно-конфессиональных отношений, важную не столько для Православной, сколько для Католической Церкви в Венецианской республике. Состояние Православной Церкви на Ионических островах оценивается в письме критически, через призму применения канонического и административного права в области нравственной жизни духовенства и верующих. Вместе с тем автор не забывает о своей политической цели при раскрытии перечисляемых им недостатков, настаивая на желательности передачи ему управления этими епархиями. Для российской истории этот документ представляет интерес, поскольку написан в период пребывания в Венеции московских стольников, посланных царем Петром для обучения морскому делу. Они встречались с Типальдом и оставили воспоминания об общении с ним. И если с русскими католиками П. Роговским и П. Артемьевым Мелетий был предельно откровенен, то перед Б. П. Шереметевым и навигаторами он представал как паладин православной веры.
Мелетий Типальд, стольники, Венецианская администрация, Stato da Mar, Православная Церковь, Ионические острова
  1. Ястребов А. О., прот. Палладий Роговский // Православная энциклопедия. Т. 54. М., 2019. С. 328–330.
  2. Ястребов А. О., прот. Русско-венецианские дипломатические и церковные связи в эпоху Петра Великого. Россия и греческая община Венеции. М., 2018.
  3. Ястребов А. О., прот. «C великим заклинанием являл себя во благочестии быти тверда и ни мало к западному костелу несклонна». Новые сведения о деятельности митрополита Мелетия Типальда на рубеже XVII–XVIII веков // Сборник в честь 70-летия заслуженного профессора МГУ Н. С. Борисова (в печати).
  4. Ястребов А. О., прот. Ходатайство Петра I за православных Венеции как часть российской внешней политики // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1(68). С. 123–140.
  5. Legrand E. Bibliographie hellénique du dix-septième siècle. T. 5. P., 1903.
  6. Setti C. Sudditi fedeli o eretici tollerati? Venezia e i «greci» dal Tardo Medioevo ai consulti di Paolo Sarpi e Fulgenzio Micanzio // Ateneo Veneto. 2014. Аnno CCI. Serie 3. 13/II. P. 145–182.
  7. Βελούδης Ι. Ελλήνων ορθοδόξων αποικία εν Βενετία. Βενετία, 1893.
  8. Βελούδης Ι. Χρυσόβουλα και γράμματα των Οικουμενικών Πατριαρχών: ανήκοντα εις τους Φιλαδελφείας Μητροπολίτας υπέρτιμους και έξαρχους Πατριαρχικούς και Προέδρους Πνευματικούς της Еνετηίσι των Ορθοδόξων Κοινότητος. Βενετία, 1893.
  9. Γριμάνης Σ. Ο Μεθόδιος Μορώνης και οι αιτιάσεις των καθολικών εναντίον των ορθοδόξων της Βενετίας (1677–1679) // Θησαυρίσματα. 2013. T. 43. Σ. 277–320.
  10. Καραθανάσης Α. Η Φλαγγίνειος Σχολή της Βενετίας. Θεσσαλονίκη, 1975.
  11. Κούρκουλας K. Ή εκκλησιαστική ρητορεί α εις τα ‘Επτά νησα από τους ις’ μέ χρι του ιθ’ αιώ νος // Παρνασσό ς. 1964. T. 6. Σ. 323–340.
  12. Μαλτέζου Χ. Οδηγός του Αρχείου. Βενετία-Αθήνα, 2008.
  13. Μπόμπου-Σταμάτη Β. Ανέκδοτα κείμενα του Μελετίου Τυπάλδου: Η lettera και η Informazione. H Apologia του Abate Fardella // Εώα και Εσπερία. T. 2 (1994–1996). Σ. 135–227.
  14. Μπόμπου-Σταμάτη Β. Ο Μεθό διος Ανθρακί της και τα τετρά δια // ‘Ελληνικά . 1995. 45. Σ. 111–127.
  15. Τσιτσέλης Η. Ή Ορθόδοξος Εκκλησία εν ταΐς Ιονίοις Νήσοις επί ενετοκρατίας // Έπετηρίς Παρνασσού. 1904. Σ. 168–182.
  16. Τσιτσέλης Η. Τυπάλδος (Τζαννάτος) Μελέτιος // Κεφαλληνιακά Σύμμικτα. T. 1. Αθήνα, 1904. Σ. 756–769.
Ястребов Алексей Олегович, протоиерей
Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
ORCID: 0000-0002-4692-4810;
Электронный адрес: mirofore@gmail.com.
Ястребов А. О. Гавриил Севир vs Антонио Поссевино в полемике вокруг «Московии» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 141-164. DOI: 10.15382/sturII2021100.141-164
Настоящая работа ставит своей задачей показать существование устойчивых связей между Филадельфийской митрополией Константинопольского патриархата и Русской Православной Церковью в конце XVI в. Не в последнюю очередь установлению этих контактов способствовала активная позиция правящего архиерея митрополии. Кроме того, в научный оборот вводятся тексты, принадлежащие перу двух богословов и священнослужителей, имевших непосредственное отношение к России и Русской Церкви — иезуита Антонио Поссевино и митрополита Филадельфийского Гавриила Севира. Оба они, католик и православный, каждый со своей точки зрения, оценили веру и обряды Православной Церкви. Заключительная глава трактата «Московия» А. Поссевино информирует нас о том, какие взгляды были у него на религию в Московском государстве, представляя собой некий список вероучительных «ошибок» русских, который избрал для защиты митрополит Гавриил. Его письмо, являясь апологией всего православия, защищает в первую очередь Русскую Церковь, против которой были направлены «главы» иезуита. Наконец, ответ последнего интересен не столько с точки зрения богословской. Как и послание Гавриила, он ценен как яркий пример принципиальной, но уважительной дискуссии. Конечно, этот факт не исключает того, что каждый стремился добиться своей цели и в той или иной мере притупить бдительность оппонента. Подлинное отношение митрополита к Поссевино демонстрирует, например, публикуемая ниже ремарка в предисловии к позднейшему изданию одного из его трудов. Все это делает документы, впервые публикуемые на русском языке, важными источниками по истории Римско-Католической, Русской и Греческой Православных Церквей.
митрополит Гавриил Севир, Антонио Поссевино, «Московия», рутены, Римско-Католическая Церковь, верховный понтифик, Восточная кафолическая Церковь
  1. Желтов М. С. Апостольские постановления // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 113–119.
  2. Зайцев Д. В. Иллирик // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. ΧΧΙΙ. С. 320–322.
  3. Лебедев А. П. История греко-восточной Церкви под властью турок. СПб., 1903.
  4. Макарий (Веретенников), архим. Первый патриарх Иов и его время // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. Вып. 1 (21). С. 11–170.
  5. П. В. К. Гавриил Севир (ок. 1540/41 — 21 окт. 1616, Лесина, совр. Хвар, Хорватия), титулярный митр. Филадельфии Лидийской // Православная энциклопедия. Т. Χ. М., 2005. C. 246–247.
  6. Пирлинг П. Бареццо Барецци или Поссевин? // Русская старина. 1900. Т. 104. 1900. С. 193–200.
  7. Пирлинг П. Восточная идея Поссевино // Русская старина. 1908. Т. 136. С. 563–573.
  8. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия (Успенского). 1841–1885 г. М., 2010.
  9. Халдеакис А. Иосиф (ок. 1429–1500), греко-католич. еп. Мефонский, греч. богослов, мелург, муз. теоретик // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. ΧΧV. С. 610.
  10. Ясіновський А. Митрополит Філадельфійський Гавриїл Севір: життя і літературна творчість // Наукові записки УКУ. 2010. Ч. 2: Історія. Вип. 1. C. 11–34.
  11. Ястребов А. О., прот. «Быть едиными в духе, пусть многие из нас и рассеяны по лицу земли»: письмо архиепископа Арсения Элассонского митрополиту Гавриилу Севиру // Церковь и время. 2017. № 1 (78). С. 185–195.
  12. Ястребов А. О. Митрополит Филадельфийский Гавриил, Паоло Сарпи и проект «Церкви Венеции» // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. «История, филология». 2021. Т. 20. № 1. С. 21–35.
  13. Blanchet M.-H. Georges-Gennadios Scholarios (vers 1400 — vers 1472). Un intellectuel orthodoxe face à la disparition de l’Empire byzantine. P., 2008 (Archives de l’Orient chrétien, 20).
  14. Hofmann G. Briefwechsel zwischen Gabriel Severos und Anton Possevino S. I. // Orientalia Christiana Periodica. 1949. № 15. P. 418–434.
  15. Manoussacas M. La comunità greca di Venezia e gli arcivescovi di Filadelfi a // Atti del convegno storico interecclesiale (Bari 30 aprile — 4 maggio 1969). I. Padova, 1972. P. 45–87.
  16. Mund S. La mission diplomatique du père Antonio Possevino (S. J.) chez Ivan le Terrible en 1581-1582 et les premiers écrits jésuites sur la Russie moscovite à la fi n du XVIe siècle // Cahiers du Monde russe. 2004. Vol. 45. No. 3/4. P. 407–439.
  17. Pierling P. Bathory et Possevino; documents iné dits sur les rapports du Saint-Siè ge avec les Slaves. P., 1887.
  18. Pierling P. La Russie et le Saint-Siège. Т. 2. P., 1897.
  19. Pippidi A. De Janina a Venise: fortune et fortune politique // Revue des études sud-est européennes. 2002. Τ. XL. Νο. 1–4. P. 195–202.
  20. Scaduto M. La missione del nunzio. Due memoriali di Possevino ambasciatore, 1581–1582 // Archivum Historicum Societatis Iesu. Vol. 97. Anno XLIX. Roma, 1980. P. 135–161.
Ястребов Алексей Олегович, протоиерей
Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт российской истории РАН; Российская Федерация, 117036, г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4692-4810;
Электронный адрес: mirofore@gmail.com.