/
Результат поиска


Янушкявичене О. Л. "Что есть человек, что Ты помнишь его", или Главная задача каждого возрастного периода жизни человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 134-145.
PDF
В статье вводится понятие главной задачи для каждого возраста в жизни человека и предпринимаются попытки определения возрастных задач, стоящих на пути человека в его стремлении к Богу. Кроме этого, для каждого возраста определяются уровни восприятия морали, определяемые с опорой на концепцию Кольберга.
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Янушкявичене О. Л. Проблема целостности в определении целей образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 18-25.
PDF
В статье анализируются причины возникновения схоластики, а также начавшегося в XII в. усиленного интереса к образованию. Проводится сравнительный анализ целей образования в раннем и позднем Средневековье. Полученные выводы соотносятся с современной ситуацией в образовательном пространстве.
схоластика, цели образования, Средневековье, христианская парадигма, целостность, воспитание личности
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Конюхов Д., Янушкявичене О. Л. Обретение смыслов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 80-87.
PDF
В статье дается сравнение двух противоположных по сути педагогических систем, основанных на православном учении исихазма, с одной стороны, и на идеологии постмодернизма ― с другой, подчеркнуты антропологические различия между этими системами. На примере болгарской исихастской школы показаны методы исихастской педагогики в качестве альтернативы современной педагогике.
педагогика, исихазм, постмодернизм, антропология, образование
Конюхов Дмитрий, протоиерей
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Янушкявичене О. Л. Джеймс Фаулер о психологии развития веры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 95-101. DOI: 10.15382/sturIV201536.95-101
Настоящая работа посвящена изучению опытного исследования развития веры Джеймса Фаулера. Разработанные Фаулером методики и собранный им богатый экспериментальный материал представляют значительный потенциал для исследователей процесса становления и развития религиозной идентичности личности. Исследования Джеймса Фаулера опирались на работы Э. Эриксона, Л. Кольберга, Ж. Пиаже. Основываясь на 359 интервью, Фаулер постулировал последовательность шести дискретных стадий развития веры, каждая из которых постепенно строится на более ранних стадиях. Для каждой из стадий Фаулер разработал многомерные измерения, выделяя семь составных аспектов. Стадии относительной стабильности чередуются с переходными периодами, в течение которых один или более аспектов веры изменяются в своей форме, пока все аспекты не перейдут в новую, стабильную стадию.
Джеймс Фаулер, стадии развития веры, религиозная идентичность личности, интервью, аспекты, переходные периоды
1. Янушкявичене О. Л. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или Главная задача каждого возрастного периода жизни человека // Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М., 2005. С. 134–145.
2. Astley J. 2000 “On Gaining and Losing Faith with Style: A Study of Post-Modernity and or Confusion among College Students”, in Francis L. J. and Katz Y. J. (eds.) Joining and Leaving Religion: Research Perspectives, Leominster, 2000, pp. 249–268.
3. Kohlberg L. 1969 “Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization”, in Handbook of Socialization Theory and Research, Chicago, 1969, pp. 347–480.
4. Parks S. The Critical Years: The Young Adult Search for a Faith to Live by, San Francisco, 1986.
5. Piaget J. Six Psychological Studies, New York, 1967.
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Янушкявичене О. Л., Смекалина Н. В. Влияние дистанционного образования на развитие коммуникативных умений младших школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 44-56. DOI: 10.15382/sturIV202161.44-56
Статья посвящена изучению влияния дистанционного обучения на развитие коммуникативных умений детей. Проведенное теоретическое исследование позволило выявить, что большинство авторов связывают этот процесс с «общением», «пониманием другого», «невербальным взаимодействием», «диалогом» и «текстом». Так как при дистанционном обучении невербальные каналы взаимодействия практически не работают, было сделано предположение, что вырабатывание коммуникативных умений в этом случае осложняется. Также была выдвинута гипотеза о том, что эффективность коммуникации при дистанционном обучении может достигаться через работу с текстом, и проанализирована ситуация с пониманием смысла текста в современной школе. Было проведено экспериментальное исследование в виде опроса учителей и родителей детей. Результаты проведенного анкетирования позволили сделать некоторые выводы о взаимосвязи дистанционного обучения и развития коммуникативных умений учащихся: при дистанционном обучении теряется навык невербального общения (больше используется символика, например, смайлики); упрощается письменная и устная речь; больше используются аббревиатуры, мысль излагается простыми предложениями, становится меньше сложных речевых оборотов, упрощаются сравнения; теряются навыки письма, орфографии; умение выслушивать и уступать другим утрачивается; появляется зависимость от «лайков»; толерантность зависит от того дистанционного социума, в котором пребывает учащийся; снижаются навыки нахождения нужной информации из различных источников, кроме интернета; коллектив распадается на группы по интересам, которые иногда находятся в параллельном дистанционном пространстве; снижается уровень самоконтроля из-за отвлекающих «всплывающих ярких окон».
дистанционное обучение, коммуникативные умения, общение, понимание другого, невербальные взаимодействия, диалог, текст
  1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособ. М., 2007.
  2. Асмолов А. Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М., 2008.
  3. Болотова А. К. Время и невербальные взаимодействия в коммуникативном диалоге (кросс-культурный аспект) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2019. Vol. 4. Issue 2. P. 48–55.
  4. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
  5. Воскобойников А. Э. Монолог о Диалоге и Понимании // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 22–27.
  6. Гладченко В. Е. Коммуникативные умения: подходы и классификации // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). C. 84–85.
  7. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных умений учебных действий у младших школьников. Волгоград, 2013.
  8. Золотарев Д. А., Белико Т. В. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Вып. 2 (1). T. 13. С. 215–220.
  9. Конюхов Д., Янушкявичене О. Л. Обретение смыслов // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 80–87.
  10. Мкртчян М. А. Идеологические основы коллективного способа обучения // Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Красноярск, 2005.
  11. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
  12. Образование в Америке. URL: http://hellishamerica.ru/obrazovanie.html (дата обращения: 17.01.2021).
  13. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
  14. Сомкова О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие. СПб., 2017.
  15. Uhls Т. Y., Michikyan M., Morris J., Garcia D., Small G. W., Zgourou E., Greenfield P. M. Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues // Computers in Human Behavior. October 2014. Vol. 39. P. 387–392.
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор физико-математических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5362-0073;
Электронный адрес: olgjan@mail.ru.
Смекалина Наталья Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5483-4084;
Электронный адрес: festival-nata@mail.ru.
Янушкявичене О. Л. К вопросу об обучении студентов преподаванию православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 47-55. DOI: 10.15382/sturIV202266.47-55
Статья посвящена исследованию вопроса обучения студентов преподаванию православной культуры. Рассмотрен вопрос целеполагания при преподавании православной культуры, а также вопрос содержательного наполнения урока православной культуры. Исследование показало, что ФГОС как одну из важнейших целей выделяет духовно-нравственное воспитание и формирование ценностно-смысловой сферы личности. Были проанализированы риски, которые могут возникнуть в ситуации формирования ценностно-смысловой сферы детей. Была подчеркнута недопустимость нарушения свободы ребенка и любого вида насилия в вопросах духовно-нравственного становления учащихся. Рассмотрена сущность культурологического подхода при преподавании православной культуры. Подчеркнуто, что сердцевиной культурологического подхода является цель обретения учащимися ценностно-смыслового стержня. Проанализировано соответствие содержания урока православной культуры возрастной специфике учащихся. Отмечено, что в 4-м классе мышление детей является наглядно-образным. Образ Бога не может быть антропоморфным, ребенок может воспринимать Бога лишь в Его проявлениях по отношению к человеку. Пятиклассники вступают в подростковый возраст и заново переосмысляют все. Вновь актуальными делаются темы о происхождении нашего мира, о сотворении человека, о бессмертной душе и тому подобные. Шестиклассники ищут идеал для подражания. Поэтому ученикам 6-го класса важно познакомиться с яркими нравственными личностями. Также в 6-м классе важно дать почувствовать учащимся православное понимание времени, которое характеризуется существованием Вечности. 7-ой класс - время формирование самосознания. В этом возрасте целесообразно дать курс, направленный на самого ученика, на его внутренние проблемы. Для 8-ого класса интересно содержание интегрированного характера: например, интеграция православной культуры и литературы. В 9-м классе начинается поиск своего жизненного пути, раздумья о профессии. Также важными для рассмотрения являются вопросы взаимоотношения между представителями различного пола и вопросы семьи.
ценностно-смысловая сфера личности, обучение будущих учителей, православная культура, цель урока, содержание урока, возрастные особенности, духовно-нравственное воспитание
  1. Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. «Методика преподавания курса «Основы православнойкультуры»: Учебное пособие / С. Ю. Дивногорцева, А. В. Агеева. – М.: Изд-воПСТГУ, 2017. – 176 с.
  2. Дивногорцева С. Ю.Методика преподавания православной культуры как новая область дидактическойнауки // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  3. Примерная рабочая программа по предметной области «Основырелигиозных культур и светской этики».https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
  4. Серяпина Л.В., РомановаЕ.Ю. Значимость чтения в контексте формированияобразного мышления у подростков.https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-chteniya-v-kontekste-formirovaniya-obraznogo-myshleniya-u-podrostkov
  5. Склярова Т. В.Теория и методика преподавания православной культуры в школе // Вестник ПСТГУ.Сер. IV:Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  6. Урбанович Л. Н. Преподавание православной культуры вконцепции культурологического подхода: от идейного замысла к практическойреализации // Вестник Русской христианскойгуманитарной академии. - Том 18. Выпуск 3, 2017
  7. Федеральный государственный стандарт начального общегообразования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
  8. Янушкявичене О.Л. Овозрастных особенностях детей и методике преподавания основ православнойкультуры // Образование. - М, 2004. - № 9. - с. 9-17
  9. Янушкявичене О.Л. Ометодике преподавания православной культуры // Интеграция светского ирелигиозного образования в российской и международной практике в условияхразвития культурно-образовательной среды: Материалы международной научно-практическойконференции (15-16 мая 2014)/ под общ.ред. Л.Н. Урбанович.
  10. Янушкявичене О.Л. Особенностиметодики преподавания Православной культуры // Православное просвещение идуховно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практическийопыт. Смоленск, 2014 – С. 34-38.
  11. Янушкявичене О.Л. Методологияпреподавания Православной Культуры // Православное образование, 1 (11), 2015,стр. 56-63
  12. Янушкявичене О.Л. Проблемавыбора методов обучения на уроках курса «Основы православной культуры» //Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры. Коллективнаямонография. - М., Изд. ПСТГУ, 2016
  13. Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей ВикторДорофеев и др. Основы религиозныхкультур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 классаобщеобразовательных организаций. - М., «Русское слово», 2018, 160 с.
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор физико-математических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5362-0073;
Электронный адрес: olgjan@mail.ru.