Результат поиска
Ссылка на статью:
Якушкина М. С. Значение традиций использования куклы для развития личности ребенка и взрослого
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2011.
Вып. 2 (21). С. 39-46.
Аннотация
Ключевые слова
В статье анализируются воспитательный потенциал партнерства музея и образовательного учреждения, условия воспитания самостоятельности детей на территории музея с помощью музейных предметов, расположенных в экспозиции, а также формирование детско-взрослых сообществ детей, родителей, педагогов как групповых субъектов воспитательного пространства музея, образовательного учреждения или иной территории.
воспитание, самостоятельность, самостоятельная работа с куклой, социализация ребенка, возрастной подход, детско-взрослые сообщества, музейная среда, интеграция воспитательного потенциала музейных предметов, воспитательное пространство, развитие личности
Якушкина Марина Сергеевна
Ссылка на статью:
Якушкина М. С., Пшенко К. А. Международные образовательные связи как фактор формирования единого социокультурного пространства стран Содружества
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2012.
Вып. 4 (27). С. 58-63.
Аннотация
Ключевые слова
В статье анализируется роль международных образовательных связей в процессе формирования единого социокультурного пространства стран Содружества. Международные образовательные связи рассматриваются как важнейшая форма социокультурного обмена между странами. В статье представлены современные тенденции гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, а также создание нормативно-правовой базы для его реализации.
государства — участники СНГ, международные образовательные связи, единое социокультурное пространство, гуманитарное сотрудничество, интеграция образования и культуры, миграционные процессы, студенты-иностранцы, культурно-образовательные зарубежные центры
Якушкина Марина Сергеевна
Пшенко Константин Андреевич
Пшенко Константин Андреевич
Ссылка на статью:
Илакавичус М. Р., Якушкина М. С. Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2013.
Вып. 4 (31). С. 18-25.
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Авторы статьи показывают, что современные образовательные практики, содержательно наполненные религиозными представлениями, репрезентуют два феномена, различающихся целями и содержанием. Первый связан с изучением религии как части культуры — это своеобразное получение информации о сущности религии как духовного учения, о транслируемых ею нравственных ценностях. Его результатом являются знания; в образном описании — человек знающий. Сущность второго феномена — вхождение в сознательную жизнь церкви как сообщества верующих. К получению описанной выше информации добавляется освоение культовой, обрядовой деятельности. Результат второго феномена — воцерковление, в образном описании — человек религиозный. В данном тексте авторы прежде всего обращают внимание на необходимость понимания религии как важнейшего культурологического феномена, неотъемлемой части национальной культуры. Восполнение культурно-исторической традиции религиозной составляющей, долгое время находившейся под запретом, основывается на понимании ее глубокой взаимосвязи с народными корнями. Анализируя образовательные практики религиозного наполнения, авторы приходят к обоснованию того, что такие современные практики, реализующиеся в созданном государством правовом поле, актуализируют переосмысление прошлого государства, народа, своей семьи с позиций важнейших смысложизненных ценностей, в результате чего авторы делают заключение, что расширение спектра практик религиозного образования, разворачивающихся в правовом поле, призвано предотвратить распространение идеи насилия и экстремизма как механизмов социальной коммуникации.
культурологический феномен, самоопределение личности, смысложизненные ценности, образовательные практики, традиции религиозного образования, просветительство, нравственные ценности
1. Vasilenko L. I. Kratkij religiozno-filosofskij slovar' (Short Dictionary for Religious Philosophy), Moscow, 2000.
2. Zaharchenko M. V. 2012 “Vospitanie na osnove tradicij kak kljuchevoj koncept novyh obrazovatel'nyh standartov” (Education on Basis of Traditions as Key Concept of New Educational Standarts), in Berseneva T. A. (ed.) Strategii i praktiki duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti uchashhihsja v obrazovatel'nom uchrezhdenii, Saint-Petersburg, 2012.
3. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaja real'nost' v zerkale mezhparadigmal'noj refleksii (Pedagogical Reality in Mirror of Interparadigmal Reflexion), Saint-Petersburg, 1999.
4. Kolodin A. V. Religiovedcheskoe i religioznoe obrazovanie: sushhnost', specifika, problemy realizacii v gosudarstvennyh i obrazovatel'nyh uchrezhdenijah RF. Avtoref. ... kand. filos. nauk (Religious Studying and Religious Education: Essence, Specifics, Problems of Realization in State and Educational Institutions of Russian Federaton. Dissertation Abstract), Saint-Petersburg, Moscow, 2007.
5. Patriarh i molodezh': razgovor bez diplomatii (Patriarch and Youth: Dialogue without Diplomacy), Moscow, 2009.
6. Petrova M. M. Teorija kul'tury: konspekt lekcij (Theory of Culture: Summary of Lectures), Saint-Petersburg, 2000.
7. Hantington S. Stolknovenie civilizacij (Collision of Civilizations), Moscow, 2006.
8. Harisova L. A. Religioznaja kul'tura v soderzhanii obrazovanija (Religious Culture in Content of Education), Moscow, 2002.
2. Zaharchenko M. V. 2012 “Vospitanie na osnove tradicij kak kljuchevoj koncept novyh obrazovatel'nyh standartov” (Education on Basis of Traditions as Key Concept of New Educational Standarts), in Berseneva T. A. (ed.) Strategii i praktiki duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti uchashhihsja v obrazovatel'nom uchrezhdenii, Saint-Petersburg, 2012.
3. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaja real'nost' v zerkale mezhparadigmal'noj refleksii (Pedagogical Reality in Mirror of Interparadigmal Reflexion), Saint-Petersburg, 1999.
4. Kolodin A. V. Religiovedcheskoe i religioznoe obrazovanie: sushhnost', specifika, problemy realizacii v gosudarstvennyh i obrazovatel'nyh uchrezhdenijah RF. Avtoref. ... kand. filos. nauk (Religious Studying and Religious Education: Essence, Specifics, Problems of Realization in State and Educational Institutions of Russian Federaton. Dissertation Abstract), Saint-Petersburg, Moscow, 2007.
5. Patriarh i molodezh': razgovor bez diplomatii (Patriarch and Youth: Dialogue without Diplomacy), Moscow, 2009.
6. Petrova M. M. Teorija kul'tury: konspekt lekcij (Theory of Culture: Summary of Lectures), Saint-Petersburg, 2000.
7. Hantington S. Stolknovenie civilizacij (Collision of Civilizations), Moscow, 2006.
8. Harisova L. A. Religioznaja kul'tura v soderzhanii obrazovanija (Religious Culture in Content of Education), Moscow, 2002.
Илакавичус Марина Римантасовна
Якушкина Марина Сергеевна
Якушкина Марина Сергеевна
Ссылка на статью:
Якушкина М. С. Разработка методологических подходов к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2014.
Вып. 3 (34). С. 9-16.
DOI: 10.15382/sturIV201434.9-16
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Сегодня стратегия развития системы образования взрослых заключается в создании оптимальных условий для развития личности человека, проявления его индивидуальности. В статье рассмотрены в рамках образования взрослых понятия: моделирование, подход, метод, принцип, парадигма; анализируются методологические подходы к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых: андрагогический и событийный подходы. Моделирование образовательной практики рассматривается как способ, процесс, результат, функция, отношение. Парадигма, которая может быть основой моделирования образовательных практик для взрослых, состоит в обеспечении связи образования, деятельности и со-бытийности практики для каждого субъекта. Ориентацию процесса моделирования образовательных практик для взрослых на создание пространства творческого развития личности следует признать наиболее существенной особенностью развития деятельности учреждений дополнительного образования. В этом случае изучение эффективности образовательной практики является необходимой формой групповой и индивидуальной рефлексии
моделирование, метoдологический подход, метод, принцип, парадигма, образовательные практики, неформальное образование взрослых, со-бытийность.
1. Батколина В. В. Повышение эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий: дис. … канд. пед. наук. М., 2011.
2. Глазырина А. В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.
3. Кукуев А. И. Современные подходы в образовании // А. И. Кукуев, В. А. Шевченко. Современные подходы в образовании: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2010. С. 10–15.
4. Линевич Л. В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2002.
5. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2006.
6. Сафина З. Н., Шерайзина Р. М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых // Вестник Новгородского гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31. С. 59–63.
7. Филин С. А. Андрагогический подход к построению системы профессионального обучения персонала предприятия. Великий Новгород, 2005.
8. Шиянов Е. Н, Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9. С. 17–25.
9. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning. Theory and Practice. New York, 2004.
10. Knowles M. S. The Adult Learner: The Defi nitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swanson. Burlington, San Diego, USA; London, UK, 2005.
11. Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1926.
2. Глазырина А. В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.
3. Кукуев А. И. Современные подходы в образовании // А. И. Кукуев, В. А. Шевченко. Современные подходы в образовании: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2010. С. 10–15.
4. Линевич Л. В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2002.
5. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2006.
6. Сафина З. Н., Шерайзина Р. М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых // Вестник Новгородского гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31. С. 59–63.
7. Филин С. А. Андрагогический подход к построению системы профессионального обучения персонала предприятия. Великий Новгород, 2005.
8. Шиянов Е. Н, Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9. С. 17–25.
9. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning. Theory and Practice. New York, 2004.
10. Knowles M. S. The Adult Learner: The Defi nitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swanson. Burlington, San Diego, USA; London, UK, 2005.
11. Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1926.
Якушкина Марина Сергеевна
Ссылка на статью:
Якушкина М. С. Потенциал сетевого взаимодействия и сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства вуза
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2015.
Вып. 4 (39). С. 9-21.
DOI: 10.15382/sturIV201539.9-21
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Сегодня ФГОС ВПО требуют от системы высшего профессионального образования создания условий для формирования в вузах творческой, самостоятельной, мобильной личности, умеющей уверенно ориентироваться в быстроменяющейся ситуации и быть конкурентоспособной на рынке труда. Для развития личности студента и его самореализации может эффективно использоваться воспитательное пространство вуза. Сетевое проектирование студенческими сообществами — как педагогическая идея, технология и практика — один из оптимальных механизмов формирования и развития воспитательного пространства. При становлении системы сетевого взаимодействия молодежных и смешанных сообществ студентов, преподавателей и сетевого проектирования важна роль соруководителя (координатора, куратора) проекта, оказывающего проектной группе педагогическую поддержку.
сетевое взаимодействие, сетевое проектирование, воспитательное пространство вуза, субъекты воспитательного пространства
1. Баранова Н. А. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза: монография. Тверь, 2008.
2. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3–6.
3. Якушкина М. С. Воспитательное пространство вуза: вопросы теории и практики / М. С. Якушкина, Е. Г. Дерюгина, Л. К. Кураева, коллективная монография. СПб., 2004.
4. Якушкина М. С. Кураторство как фактор развития воспитательного пространства вуза / М. С. Якушкина, Е. Г. Дерюгина, Л. К. Кураева, коллективная монография. СПб., 2006.
2. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3–6.
3. Якушкина М. С. Воспитательное пространство вуза: вопросы теории и практики / М. С. Якушкина, Е. Г. Дерюгина, Л. К. Кураева, коллективная монография. СПб., 2004.
4. Якушкина М. С. Кураторство как фактор развития воспитательного пространства вуза / М. С. Якушкина, Е. Г. Дерюгина, Л. К. Кураева, коллективная монография. СПб., 2006.
Якушкина Марина Сергеевна