/
Результат поиска


Юдахин А. А. Достоевский и «римский вопрос» (1862-1865 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 50-64. DOI: 10.15382/sturI201984.50-64
Целью статьи является исследование нравственно-философских принципов творчества Ф. М. Достоевского (1821–1881) в отношении последнего к католичеству. Хронологические рамки статьи охватывают период издания братьями Достоевскими журналов «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865). Интерес Ф. М. Достоевского к католической проблематике, занимающей столь важное место в историософской системе писателя, в указанный период связан с ключевой темой, которая в историографии получила название «римский вопрос». Речь идет о затяжном политическом кризисе во взаимоотношениях Католической Церкви и объединенного Итальянского государства, вызванном аннексией последним суверенного Папского государства и, как следствие, ликвидацией светской власти римских понтификов, произошедшей в 1870 г. и приведшей в конечном счете к созыву I Ватиканского собора (1869) и про- возглашению на нем догматов о папском примате (primatus Papae) и папской непогрешимости (infallibilitas). «Римский вопрос» нашел широкое отражение в многочисленных материалах журналов «Время» и «Эпоха», в заметках и статьях которых обсуждались все принципиально важные аспекты темы, в том числе богословские и моральные проблемы границ светской и церковной власти римского понтифика, особенности личности и политики папы Пия IX, роль ордена иезуитов в формировании и активном «продвижении» на церковно-политической арене идеологии ультрамонтанства, а также некоторые весьма сомнительные с нравственной точки зрения методы миссионерской работы Католической Церкви в указанный период, в частности получившее широкий общеевропейский резонанс «дело мальчика Коена». Материалы исследования позволяют утверждать, что уже в 1860-е гг. в публицистике Ф. М. Достоевского и материалах редактируемых им журналов сформировались все генеральные мотивы более поздней антикатолической полемики писателя, которая найдет свое отражение как в эпистолярном и публицистическом («Дневник писателя»), так и в художественном наследии писателя за 1860–1870-е гг. («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).
Ф. М. Достоевский, католицизм, Рисорджименто, «римский вопрос», Папа Римский Пий IX, журнал «Время», журнал «Эпоха»
  1. Антоний (Храповицкий), митр. Словарь к творениям Достоевского. Не должно отчаиваться. София, 1927.
  2. Антоний (Храповицкий), митр. Ф. М. Достоевский как проповедник возрождения. N. Y., 1965.
  3. Арсеньев Н. Православие. Католичество. Протестантизм. URL: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pravoslavie-katolichestvo-protestantizm/ (дата обращения 10.01.2019).
  4. Библиотека Ф. М. Достоевского: Опыт реконструкции. Научное описание. СПб., 2005.
  5. Волгин И. Последний год Достоевского: Исторические записки. М., 1991.
  6. Время. Журнал литературный и политический. СПб., 1862.
  7. Гагаев А. Концепция православия Ф. М. Достоевского // Интеграция образования. 2001. № 1. С. 22–24.
  8. Гонсалес Л. Х. История христианства. СПб., 2002.
  9. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972.
  10. Князева С., Язькова В. Итальянский либерализм в эпоху Рисорджименто // Новый исторический вестник. 2001. № 4. С. 1–10.
  11. Линтнер В. Италия. История страны. М., СПб., 2007.
  12. Лортц Й. История Церкви. М., 2000.
  13. Нечаева В. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Эпоха». 1864–1865. М., 1975.
  14. Норвич Дж. История папства. М., 2014.
  15. Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского // Неизданный Достоевский: Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. М., 1971. С. 9–92.
  16. Самарин Ю. Православие и народность. М., 2008.
  17. Сергий (Барабанов), иером. Личность папы Пия IX в свете истории. URL: http://test.yarseminaria.ru/2018/01/22/личность-папы-пия-ix-в-свете-истории/ (дата обращения 03.01.2019).
  18. Скороходова С. И. Понятия «униатство» и «иезуитизм» в контексте историософии Ю. Ф. Самарина // Наука и школа. 2012. № 5. С. 174–179.
  19. Токарева Е., Горелов А. Рисорджименто // Католическая энциклопедия. М., 2011. С. 219–223.
  20. Фудель С. И. Наследство Достоевского. М., 2016. С. 140.
  21. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. М., 1886.
  22. Шестакова А. Ретроспективный взгляд на формирование идеологии ультрамонтанизма // Изв. Сарат. ун-та. Сер. История. Международные отношения. 2015. № 2. С. 79–82.
  23. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890–1907.
  24. Эпоха. Журнал литературный и политический. СПб., 1864.
  25. Syllabus, или Перечень, заключающий в себе главнейшие заблуждения нашего времени, указанные в консисториальных аллокуциях, энцикликах и иных апостольских посланиях святейшего господина нашего Папы Пия IX. URL: http://www.unavoce.ru/library/syllabus.html (дата обращения 05.01.2019).
Юдахин Артем Александрович
Статус обучающегося: Магистрант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Государственный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0003-4552-859X;
Электронный адрес: Artemyudakhin@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины ХIХ — начала ХХ в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда развития ПСТГУ. Выражаю сердечную благодарность моему научному руководителю, учителю и Другу - протоиерею Георгию Ореханову, без помощи которого данная статья не вышла бы в свет.