/
Результат поиска


Куровская Ю. Г., Щетинская В. А. «Так цвети, счастливая Отчизна, солнечная Родина моя»: концептуализация понятия «город» в советских учебниках по родной речи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 82-96. DOI: 10.15382/sturIV202162.82-96
В статье рассматривается образ советского города, содержащийся в книгах для чтения «Родная речь» для 1–3-х классов начальной школы, утвержденных Министерством просвещения РСФСР (авторский коллектив: М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова). В ходе изучения образа города в книгах для чтения «Родная речь» показано, как выглядит в содержательном и структурном отношениях концептуальное городское пространство, а именно какие лексикографические значения понятия «город» находят отражение в анализируемых учебниках, какие когнитивные признаки формируют концепт «Город» в учебном материале и как они характеризуют городской ландшафт, а также какие средства языковой выразительности используются в «Родной речи» для эмоционально-оценочного описания города. Городское пространство, представленное в рассматриваемых книгах для чтения по родной речи, имеет несколько измерений. Его хронотоп четко обозначен: по горизонтали советский город изображен в трех проекциях времени: героическое прошлое — счастливое настоящее — светлое будущее; по вертикали — в трех проекциях места: вид сверху — наземный вид — подземный вид. Советский город выступает местом, которое связывает важнейшие для России события и имена и определяет тем самым принадлежность и причастность ученика к стране, культуре, нации, эпохе. Через город ученик приобщается к самоотверженным подвигам советского народа, учится любить, беречь свою великую страну и жить для ее процветания. Город — хранитель памяти о доблестных страницах жизни отечества, памяти, которая дает возможность счастливо жить в настоящем и вселяет безграничную веру в прекрасное будущее.
история педагогики, урбанистический дискурс, концептуализация, образ города, учебная литература, советский учебник, родная речь
  1. Афонасина А. С., Безрогов В. Г., Ведешкин М. А., Лурье З. А., Каргальцев А. В., Корецкая М. А., Можайский А. Ю., Перфилова Т. Б., Пичугина В. К., Светлов Р. В., Смирнов С. А., Степанова А. С., Суриков И. Е., Щеглов А. Д. Образовательные пространства и антропопрактики города: коллективная монография / В. К. Пичугина, общ. ред. М., 2021.
  2. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  3. Иванова С. В. Несколько рассуждений о современной педагогической науке // Ценности и смыслы. 2018. № 3 (55). С. 6–15.
  4. Куровская Ю. Г., Щетинская В. А. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть»: образ города в «Мире в рассказах для детей» В. и Э. Вахтеровых // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 141–152.
  5. Левинсон К. А. «Представь рост числа больших городов графически!» Об исследовании репрезентаций города в учебной литературе Нового и Новейшего времени // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 108–122.
  6. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Ученые записки Тартуского государственного университета. 644. Труды по знаковым системам. Вып. XVIII. Тарту, 1984. С. 30–45.
  7. Лукацкий М. А. Методология исторического познания // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 101–122.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=ГОРОД (дата обращения: 05.02.2021).
  9. Родная речь: книга для чтения в 1-м классе / М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова, сост. М., 1972.
  10. Родная речь: книга для чтения во 2-м классе / М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова, сост. М., 1980.
  11. Родная речь: книга для чтения в 3-м классе / М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова, сост. М., 1980.
  12. Ромашина Е. Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900–1925 гг. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 3 (35). С. 135–154.
  13. Степанов Б. Е. Конструирование образа города в учебниках по родиноведению (1870-е — 1910-е годы) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 2 (75). С. 112–129.
  14. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и город: fi gura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84–105.
  15. Eremia M., Toma L., Sanduleac M. The Smart City Concept in the 21st Century // Procedia Engineering. 2017. Vol. 181. P. 12–19. URL: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.02.357.
  16. Hennings W., Horst U., Kramer J. Die Stadt als Bühne. Macht und Herrschaft im öffentlichen Raum von Rom, Paris und London im 17. Jahrhundert. Edition Kulturwissenschaft. Vol. 63. Bielefeld, 2016. URL: https://doi.org/10.14361/9783839429518.
  17. Lampugnani V. M. Die Stadt im 20. Jahrhundert. Visionen, Entwürfe, Gebautes. 2 Bände. Berlin, 2011.
  18. Mumford L. The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects. Harcourt. N. Y., 1961.
  19. Siebel W. Die Kultur der Stadt. Berlin, 2015.
Куровская Юлия Геннадьевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16;
Должность: заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию;
ORCID: 0000-0001-7832-9402;
Электронный адрес: kurovskaja@mail.ru.
Щетинская Вера Алексеевна
Место работы: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16;
Должность: помощник директора;
ORCID: 0000-0001-7788-9950;
Электронный адрес: verash17@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.