/
Результат поиска


Шумилова Х. В. Новгородские Царские врата XV-XVII вв. с изображением Благовещения и двух святителей // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 63-84. DOI: 10.15382/sturV201416.63-84
Статья исследует группу новгородских Царских врат с изображением Благовещения и двух святителей — Василия Великого и Иоанна Златоуста. Анализ этой группы врат приводит к выводу о том, что данный иконографический тип был широко распространенным в новгородских храмах. Сформировавшись к середине XV в., он просуществовал без значительных изменений до XVII века. Царские врата со святителями продолжают византийскую традицию, сохраняя крупный масштаб и монументальность изображения. Их навершия приобретают изящную форму, что напоминает о прообразе навершия — раковине, символе Богородицы.
древнерусское искусство, искусство Великого Новгорода, иконопись, Царские врата, святители, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Благовещение, иконография
1. Алпатов М. В. Сокровища Русского искусства XI–XVI вв. (Живопись). Л., 1971.
2. Большаков С. Т. Подлинник иконописный / А. И. Успенский, ред. М., 1903. Репринт: М., 1998.
3. Васильева О. А., Лагунин И. И. Иконы Пскова. М., 2006.
4. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006.
5. Иконы Вологды XIV–XVI веков / Р. П. Биланчук, Ю. В. Веретнова, Е. А. Виноградова и др. М., 2007.
6. Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа: Иконопись, книжная миниатюра и орнаментика XIII — начала XVII веков. СПб., 1992.
7. Косцова А. С. Сто икон из фондов Эрмитажа: Живопись Русского Севера XIV–XVIII веков (каталог выставки). Л., 1982.
8. Маханько М. А. Василий Великий // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 131–191.
9. Полякова О. А. Шедевры русской иконописи XVI–XIX веков. М., 2010.
10. Сечин А. Г. Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве: на материале коллекции Русского музея. СПб., 2010.
11. Сечин А. Г. Мнимое одиночество канона: «Дорифор» Поликлета в контексте диалектики единичного и множественного // Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиены культуры. СПб., 2014. С. 99–110.
12. Сизоненко Т. Д. О ветхозаветной символике царских врат древнерусского иконостаса // Иконостас: Происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 502–517.
13. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982.
14. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. М., 1867.
15. Тетерятников В. М. Иконы и фальшивки. СПб., 2009.
16. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона / К. К. Арсеньев, Ф. Ф. Петрушевский, ред. СПб., 1898. Т. 24.
17. Ancient Russian icons from Soviet museums. Moscow, 1987.
18. Manson Chr. The George R. Hann collection. Auction Catalogue. New York, 1980.
Шумилова Христина Витальевна
Шумило С. В. От Афона до застенков НКВД: крестный путь архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883–1946) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 89-106. DOI: 10.15382/sturII201776.89-106
В статье представлены результаты работы по сбору сведений о жизни и деятельности архиепископа Волынского и Подольского Дамаскина (Малюты, 1883– 1946), бывшего афонского монаха, наместника Почаевской Лавры и местоблюстителя автономной Украинской Православной Церкви, который сыграл решающую роль в судьбе Почаевской Лавры и Православной Церкви на Украине в 1920–1940-е гг. В статье подробно проанализированы материалы следственного дела НКГБ УССР за 1944 г., по которому архиепископ Дамаскин был арестован в мае 1944 г. и приговорен к 15 годам лишения свободы. Также рассмотрены материалы из фондов Почаевской Лавры, хранящиеся в Государственном архиве Тернопольской области. В результате проделанной работы на основе архивных документов удалось составить подробное жизнеописание архиепископа Дамаскина, проанализировать его деятельность и служение, раскрыть ранее неизвестные факты как биографии иерарха, так и истории Православной Церкви на Украине в 1920–1940-е гг.
Архиепископ Дамаскин (Малюта), Митрополит Алексий (Громадский), Митрополит Дионисий (Валединский), Украинская Православная Церковь, Афон, Пантелеимонов монастырь, Почаевская Лавра
Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln; Braunsfeld, 1953.
Pawluczuk U. A. Życie monastyczne w II Rzeczypospolitej. Wydawnictwo Uniwersytetu w Białymstoku, 2007.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / М. Е. Губонин, сост. М., 1994.
Архиепископ Пантелеимон (Рудик) 1941–1943 // Киевские митрополиты. URL: http://mitropolit.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=619:---19411943&catid=5:--xx-&Itemid=13 (дата обращения: 01.03.2014).
Афанасий (Мартос), архиеп. На ниве Христовой // Православный вестник. 2001–2002. Декабрь–февраль. С. 6–11.
Борщевич В. Малюта Дамаскін, архієпископ / Борщевич В. Волинський пом’янник. Рівне, 1994.
Власовський I. Нарис iсторiï Української Православної Церкви. Т. 4. Ч. 2. Бавнд Брук, Н.Й., США, 1966.
Галкин А. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года // Вестник церковной истории. 2008. № 2 (10). С. 57–118.
Дамаскин (Малюта) // База данных ПСТГУ. URL: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/ db.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu2c8mUsOecfG*cX80fvi8U8E* (дата обращения 01.03.2014).
Дамаскин (Малюта) // Русское Православие. URL: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_ file.cgi?2_5673 (дата обращения 01.03.2014).
За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956: Биографический справочник. Кн. 1. М., 1997.
Історія Почаївської духовної семінарії // Сайт Почаївської духовної семінарії. URL: http://pdsem.mrezha.net/history.html(дата обращения 01.03.2014).
Ковальский В., прот. Положение Церкви Православной в Польше между 1-й и 2-й мировой войной. Рукопись (хранится в библиотеке МДА). 1949.
Логінов О. До історії Української Автономної Православної Церкви після смерті митрополита Алексія (Громадського) // Історія: Збірник праць. Київ, 2009.
Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т. 3.
Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Серия: Русский Афон IX–XX веков. Т. 2. Афон, 2013.
Николаев К. Восточный обряд. Париж, 1950.
Петрушко В. Дамаскин (Малюта) // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 392–393.
Пидгайко В. Епископ Владимиро-Волынский и Ковельский Мануил (Тарнавский) в истории украинских церковных разделений 1941–1943 годов // Вестник церковной истории. 2010. № 3–4 (19–20). С. 303–321.
Польский М., прот. Новые мученики российские. Т. 2. Джорданвилль, 1957.
Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945. М., 2007.
Скурат К. История Поместных Православных Церквей: Учеб. пособие. Т. 2. М., 1994.
Собор Святої Троїці // Сайт Свято-Успенської Почаївської Лаври. URL: http://www. pochaev.org.ua/?lang=rus&pid=1386 (дата обращения 01.03.2014).
Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004.
Фотиев К., прот. Попытки Украинской Церковной автокефалии в ХХ веке // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950: Сб. М., 1997.
Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700–2005). М., 2009.
Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917–1997. М., 1997.
Шкаровский М. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. Ч. 3 // Богослов.Ru. Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/656557.html (дата обращения 01.03.2014).
Шумило Сергей Викторович
Шумило С. В. Канонизированный при жизни… Исповедническое служение протоиерея Александра Макова (1881 - 1985) на Кубани и в Чернигове // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 79-114. DOI: 10.15382/sturII201990.79-114
В статье исследуется жизнь и служение православного исповедника протоиерея Александра Макова (1881–1985), пережившего революцию и Гражданскую войну, обновленческий раскол, гонения на веру, репрессии и катакомбное служение в СССР. В 1920-е гг. в г. Екатеринодаре (Краснодаре) он был единственным православным священником, оставшимся верным Патриарху Тихону, тогда как остальные клирики города во главе с правящим архиереем отпали в обновленческий раскол. Не имея в городе ни одного «тихоновского» православного храма, он в 1922–1923 гг. впервые перешел на катакомбное положение и стал совершать богослужения на дому. Получив от Патриарха Тихона особое благословение, он принимал через покаяние из обновленчества в православие священников на Кубани. Неоднократно арестовывался и преследовался советской властью. После длительного срока в концлагерях и ссылках ему было запрещено проживание на Кубани и в крупных городах СССР. Скрываясь от гонителей, он переехал в г. Чернигов, где организовал катакомбную общину и нелегально совершал богослужения на дому вплоть до своей кончины в 1985 г. Поскольку после переезда в Чернигов и перехода на нелегальное служение о нем не было больше достоверных сведений, принято было считать, что он окончил жизнь в период массовых сталинских репрессий. На основании этого мнения сведения о нем, заимствованные из книги протопресвитера Михаила Польского, были внесены в списки новомучеников и исповедников Российских, поданные на прославление Собором РПЦЗ в 1981 г. На тот момент о. Александру Макову должно было быть ровно 100 лет, и надежд, что он мог выжить в горниле гонений до таких преклонных лет, ни у кого уже не было. Однако на самом деле он в 1981 г. был еще жив, продолжая нести свое исповедническое служение на катакомбном положении. Умер он в 1985 г. Подобный прецедент с прижизненной канонизацией не имеет аналогов в истории Церкви.
протоиерей Александр Маков, Патриарх Тихон, митрополит Анастасий (Грибановский), патриарх Сергий (Страгородский), патриарх Алексий (Симанский), епископ Фотий (Пурлевский), Русская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, обновленчество, гонения на Церковь, катакомбы, новомученики, исповедники, канонизация
  1. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн.3. С. 389–390.
  2. Каневская (Пурлевская) М. А. Жизнь, посвященная Богу. Епископ Фотий (Пурлевский) // Умолкнувшие колокола: Новомученики Российские. Жизнеописание. М., 2002. С. 344–353.
  3. Кияшко Н. В. Из истории возникновения и развития обновленческого раскола на Кубани в первой половине XX века // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития этноконфессиональных отношений: материалы II Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конференции (г. Славянск-на-Кубани, 30 окт. — 1 нояб. 2015 г.) / под. ред. Т. Г. Письменной, А. Н. Рябикова, Е. В. Манузина. Славянск-на-Кубани, 2015. С. 50–58.
  4. Кияшко Н. В. Репрессии как инструмент борьбы против православного духовенства и мирян в 1920-е гг. // Церковь. Богословие. История: материалы V Международной научно-богословской конференции. Екатеринбург, 2–4 февраля 2017 г. Екатеринбург, 2017. С. 73–79.
  5. Кияшко Н. В. Обновленческий раскол в ракурсе исторической памяти: к постановке вопроса // Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI веков: материалы XVII Международной научной конференции. Иваново, 28–29 марта 2018 г. Иваново, 2018. С. 77–83.
  6. Козак Владимир, прот. Воспоминания о жизни протоиерея Александра Макова // Православный голос Кубани. 1997. № 11 (83). С. 6.
  7. Косик О. В. Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е — начало 1930-х годов). М., 2011.
  8. Л[опушанская] Е. Епископы Исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 10–25.
  9. Новые мученики Российские: собрание материалов / сост. протопр. М. Польский. Jordanville, 1949. Т. I.
  10. Новые мученики Российские: собрание материалов / сост. протопр. М. Польский. Jordanville, 1957. Т. II.
  11. Послание братьев-архиепископов Пахомия и Аверкия (Кедровых) об отношении к политике митрополита Сергия (Страгородского) / публ., вступ. ст. иерея А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 137–167.
  12. Слесарев А. В. Основатель «серафимо-геннадиевской» ветви Катакомбной церкви «схимитрополит» Геннадий (Секач) // Сектоведение: альманах. Жировичи, 2012. Т. II. С. 112–147.
  13. Осипова И. Сквозь огнь мучений и воды слез… Судьба движения «Истинно-Православная Церковь». М., 1998.
  14. Шліхта Н. Церква тих, хто вижив. Радянська Україна, середина 1940-х початок 1970-х рр. Харків, 2011. С. 230–244.
  15. Шумило С. В. В катакомбах. Православное подполье в СССР. Луцк, 2011.
Шумило Сергей Викторович
Место работы: Международный институт афонского наследия; Украина, Киев, 03150, ул. Великая Васильковская, 126, оф. 1;
Должность: Директор;
ORCID: 0000-0001-7041-7766;
Электронный адрес: athosgreec@gmail.com.
Шумило С. В. Неизвестное письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича) на имя императора Николая II как источник к истории скита «Черный Вир» и «имяславских споров» на Афоне // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 95. С. 94-117. DOI: 10.15382/sturII202095.94-117
В статье впервые подробно исследуется и вводится в научный оборот письмо иеросхимонаха Антония (бывшего командира гусарского эскадрона А. К. Булатовича; 1870–1919) на имя императора Николая II. В качестве приложения к статье публикуется и сам текст письма, сохранившийся в архиве сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Этот документ является ценным источником как по истории афонского «казацкого» скита «Черный Вир», так и истории «имяславских споров» на Афоне и биографии самого иеросхимонаха Антония. Он восполняет ряд пробелов в биографии Булатовича за 1912 год, в частности, относительно его попыток после возвращения из Эфиопии заполучить заброшенный бывший «казацкий» скит «Черный Вир» для переселения в него своих единомышленников-монахов — бывших «отставных военных» и «имяславцев». В статье рассматриваются сведения и легенды о банковском вкладе и субсидиях, выделенных императрицей Елизаветой Петровной в 1740-е гг. на банковские счета скита «Черный Вир», немалые проценты от которого за более чем 100 лет надеялся получить о. Антоний (Булатович). Кроме того, в статье рассматриваются попытки создания им собственного монастыря в Эфиопии и причины конфликта с игуменом Андреевского скита, после которого он возглавил на Афоне радикально-оппозиционную партию «имяславцев». Несмотря на то что о Булатовиче написано довольно много, некоторые моменты его биографии до сих пор остаются недостаточно изученными. Поиск и изучение архивных документов помогли бы выявить многие неизвестные или приукрашенные факты как биографии этого человека, так и истории «афонской смуты» начала ХХ века.
Антоний Булатович, Николай II, Афон, Святая Гора, Эфиопия, Андреевский скит, «Черный Вир», «Мавро Вир», Имяславие, Имябожие, Афонская смута
  1. Автобиография схиепископа Петра (Ладыгина) // Схиепископ Петр (Ладыгин): Непоколебимый столп Церкви Катакомбной / публ., подг. текста, вступ. ст., сост., коммент. В. В. Шумило, С. В. Шумило. Глазов, 2013.
  2. Елисеев А. Отец Паисий и Русская духовная миссия в Абиссинии // Русский паломник. 1888. № 44. С. 522–523; № 45. С. 535–537; № 47. С 563–567.
  3. Забытые страницы русского имяславия: сб. документов и публикаций по афонским событиям 1910–1913 гг. и движению имяславия в 1910–1918 гг. / сост. А. М. Хитров, О. Л. Соломина. М.: Паломник, 2001.
  4. Затекин Т., архим. Отец Паисий и Русская Миссия в Абиссинии. Архимандрит Тихон // Иерусалимский вестник ИППО. 2014. № 5–6.
  5. Ижицкий Г. В. Имяславец: Очерк о духовном и жизненном пути Александра Ксаверьевича Булатовича. Харьков: Майдан, 2013.
  6. Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Ид. 3-е, испр. СПб., 2013.
  7. Иларион (Алфеев), архиеп. Имяславие // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 457–495.
  8. Имяславие: Сб. богословско-публицистических статей, документов и комментариев / ред., сост. и коммент. прот. К. Борщ. Т. 3. М., 2005.
  9. Имябожники и Церковь // Новое время. 07.05.1914. № 13 703.
  10. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. М., 1975.
  11. Кацнельсон И. С. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник / Булатович А. К. С войсками Менелика II. М., 1971. С. 3–31.
  12. Киселев А. Белые пятна в биографиях Булатовичей. Сумы: Киселев и Ко, 2014.
  13. Климент, мон. Имябожнический бунт, или Плоды учения книги «На горах Кавказа». М., 2005.
  14. Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия // Богословские труды. Сб. 3. М.: Изд-во Московской патриархии, 1997. С. 155–164.
  15. Котницька С. П. Отець Антоній (О. К. Булатович). Суми: Ярославна, 2009.
  16. Луночкин А. В. Атаман «вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1999.
  17. Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. Истинная история гусара-схимника // Родина. 1999. № 9. С. 64–69.
  18. Монахологии русских обителей на Афоне. Серия: Русский Афон ХIХ–ХХ вв. / под ред. иером. Макария (Макиенко). Афон: Пантелеимонов монастырь, 2016. С. 18–19.
  19. Пахомов П., диак. Атаман Ашинов и архимандрит Паисий в подлинном освещении // Сайт храма свт. Димитрия в Москве. URL: http://www.hram-sdr.ru/index.php?module=pages&id=400 (дата обращения: 12.05.2020).
  20. Пиголь Петр, игум. Краткий исторический очерк афонской смуты. М., 2005.
  21. Пиголь Петр, игум. Афонская трагедия. М., 2005.
  22. Половинкин С. М. Хроника Афонского дела // Начала. 1995. № 1–4. С. 7–42.
  23. Половинкин С. М. Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 618–620.
  24. Польский Михаил, протопресвитер. Новые мученики российские. Нью-Иорк; Джорданвилль, 1957. Т. 2.
  25. Пугач Э., Чернецов С. Русский офицер на службе императора Эфиопии // Africana.ru. Сетевой ресурс. URL: https://africana.ru/lands/Ethiopia/senigov.htm (дата обращения: 12.05.2020).
  26. Сенина Т. А. (монахиня Кассия). Последний византиец. Религиозно-философская мысль иеросхимонаха Антония (Булатовича) и ее византийский контекст. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013.
  27. Шкаровский М. В. Имяславская смута // История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1912 до 2015 года. Серия: Русский Афон XIX–XX вв. Т. 6. Афон: Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 20–107.
  28. Шумило С. В. Булатовичники // Енциклопедія сучасної України. Т. 3 («Біо» — «Бя»). Київ: Інститут енциклопедичних досліджень НАН України, 2004.
  29. Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. Киев: Издательский отдел УПЦ, 2015.
  30. Шумило С. В. Афонский скит «Черный Выр» и попытки воссоздания нового Русика в XVIII в. на Святой Горе // Афон и славянский мир. Сб. 3: Материалы междунар. науч. конф., посв. 1000-летию присутствия рус. монахов на Святой Горе (Киев, 21–23 мая 2015 г.). Афон: Пантелеимонов монастырь, 2016. С. 214–246.
  31. Шумило С. В. Козацький скит «Чорний Вир» на Афоні у XVIII ст. за маловідомими архівними джерелами // Церква — Наука — Суспільство: питання взаємодії. Матеріали 15-ї міжнародної наукової конференції (29 травня — 3 червня 2017 р.). К.: Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник, 2017. С. 69–77.
  32. Шумило С. В., Алфьоров О. А. Печатка «козацького» скиту «Чорний Вир» на Афоні (середина XVIII — початок ХІХ ст.) // Київські історичні студії (Kyiv Historical Studies). Науковий журнал Київського університету імені Бориса Грінченка. 2020. № 1 (10). С. 6–10.
  33. Шумило С. В. Бунчуковий товариш Ніжинського полку Григорій Голуб та заснування ним скиту «Чорний Вир» на Афоні // Сiверянський лiтопис: Всеукраїнський науковий журнал. 2020, березень-квітень. № 2 (152). C. 60–80.
Шумило Сергей Викторович
Место работы: Международный институт афонского наследия; Украина, Киев, 03150, ул. Великая Васильковская, 126, оф. 1;
Должность: Директор;
ORCID: 0000-0001-7041-7766;
Электронный адрес: athosgreec@gmail.com.