/
Результат поиска


Шнейдер Л. Б. Мировосприятие и гражданское позиционирование как психолого-педагогическая проблема воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 103-107. DOI: 10.15382/sturIV201746.103-107
В статье подчеркивается, что одной из важнейших проблем, связанных с гражданским мировосприятием, выступает субъективность его понимания, что создает воспитательные затруднения. Тем не менее, утверждается, что научить человека проявлять гражданскую активность можно, обогатив его многообразием источников мировосприятия и создав условия для развития гражданского позиционирования. Мировосприятие, в данной статье, рассматривается как способность человека, которую можно, так же как и другие способности развивать и формировать в деятельности. Вместе с тем, в статье автор находит аргументированные подходы к согласованию извечного противоречия: свобода выбора гражданского мировосприятия или его внешняя заданность. Обозначив основные этапы развития личности, показано, как происходит формирование гражданского мировоззрения в диалектическом единстве выявленных оппозиций (свобода выбора и внешняя предопределенность).
гражданское мировосприятие, гражданское позиционирование, способность, свобода, источники, свободный выбор, воспитание, развитие, формирование, культура, гражданство
Шнейдер Лидия Бернгардовна
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет"; Российская Федерация, 115191, г. Москва, Рощинский 4-й пр-д, д. 9а;
Должность: зав. кафедрой педагогической психологии и методики преподавания;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lshnejder@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ научного проекта № 15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования»
Шнейдер Л. Б., Сташкевич О. Л. Аттитюды патриотизма в пространстве образования и воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 11-21. DOI: 10.15382/sturIV201850.11-21
В статье образование рассматривается как гражданская процедура приобщения к национальной культуре, социальным отношениям, раскрываются его возможности для гражданского воспитания, формирования аттитюдов патриотизма. Авторами прослеживается взаимовлияние в развитии аттитюдов патриотизма, гражданской позиции и политики государства. Рассмотрены отличительные признаки и проявления гражданской позиции и патриотизма. Показана специфика становления мировоззрения человека в контексте культуры и образования. А также представлены факторы, влияющие на гармоническое развитие аттитюдов патриотизма. Обозначены задачи гражданского образования и патриотического воспитания обучающихся путем развития гражданской солидарности и формирования стремления к самостоятельной и творческой работе их внутреннего мира. Рассмотрены опасности педагогического воздействия в контексте развития чувства любви к родине и аттитюдов патриотизма. В заключительной части статьи делается вывод о том, что младших школьников для позитивного отношения к родине следует «заражать» чувством родины, а в работе со старшеклассниками нужно упреждать возможность его нежелательного искажения. И в этом стремлении к развитию внутреннего мира обучающихся школа должна руководствоваться принципом калокагатии, а аттитюды патриотизма могли бы занять должное место в ментальном развитии человека как уникальной личности и как социальной единицы, входящей в состав семьи, нации и всего человечества.
образование, культура, воспитание, гражданская позиция, аттитюды патриотизма, мировоззрение, развитие
  1. Богданов И. В. Психология и педагогика. М., 2001.
  2. Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М., 2003.
  3. Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
  4. Долгоруков П. Д. Чувство родины у детей // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  6. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 34–59.
  7. Манн Т. Иосиф и его братья: в 2 т. Т. 1. М., 1991.
  8. Орлов В. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., 1980.
  9. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008.
  10. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 86–92.
  11. Старова Т. Э., Мухина Т. Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 48–53.
  12. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
  13. Шендерецка А. П., Смагин В. П., Сыроед Н. С., Соколюк Н. В. Философия: Конспекты лекций / А. А. Ильин, ред. Владивосток, 2007.
  14. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. С. 47.
Шнейдер Лидия Бернгардовна
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт психологии им. Л.С. Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»; Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: зав. кафедрой специальной психологии;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lshnejder@yandex.ru.
Сташкевич Ольга Леонидовна
Место работы: Институт философии Национальной академии наук Беларуси; Республика Беларусь, 220 072, г. Минск, ул. Сурганова 1/2;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1356-0053;
Электронный адрес: stashkevich.olha@rambler.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а
Шнейдер Л. Б., Дятлова Е. В. Психолого-педагогическая фасилитация развития личностно-профессионального потенциала обучающихся в высшей школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 113-126. DOI: 10.15382/sturIV202162.113-126
В настоящее время от каждого молодого специалиста ждут креативных проявлений личностно-профессионального потенциала. Предполагается, что его становление должно осуществляться в процессе высшего образования. Под «личностно-профессиональным потенциалом» в данной статье понимается целостное интегративное образование, основанное на согласованности личностных характеристик студентов и их учебно-профессиональной деятельности, при выраженном целеполагании обеспечивающее получение эффективного высшего образования. К его условиям и индикаторам могут быть отнесены содержательная учебно-профессиональная информированность и персональная осведомленность, желательный образ обучения и его осознание, оценка учебно-профессиональных достижений и самомониторинг, включенность в учебно-профессиональную реальность и самоорганизация, предвосхищение будущего и профессионально-ориентированные намерения, удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью и эмоциональный настрой. По данным блокам составлена единая анкета, состоящая из пятидесяти вопросов, использованная для проведения эмпирического исследования. Всего в исследовании приняли участие 133 респондента, все — студенты московских вузов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что профессиональное самоопределение обучающихся слабо детерминировано установками на развитие личностно-профессионального потенциала и нуждается в психолого-педагогической фасилитации. Адресной мишенью личностно-профессионального потенциала может стать креативная установка при условии учебно-профессиональной включенности обучающегося в учебный процесс и образовательную среду вуза, а также — при наличии его самоорганизации — ориентации на саморазвитие и профессиональную самореализацию. При этом образовательная политика вуза должна быть направлена на оказание необходимой помощи студенту в раскрытии и реализации его личностно-профессионального потенциала, возможности его приложения и использования с высоким коэффициентом полезного действия.
обучающийся, преподаватель, личностно-профессиональное развитие, потенциал, креативная установка, фасилитация, профессиональное самоопределение
  1. Астапенко Е. В. Мотивационные ресурсы личности для успешного обучения и самосовершенствования // Вестник Оренбургского государственного университета [Электронный ресурс]. 2016. № 3. URL: https://vestnik. osu.ru/doc/1226/article/8869/lang/0 (дата обращения: 11.09.2020).
  2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения доклада Международной комиссии по образованию XXI века. М., 1996.
  3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман, ред. М., 2009.
  4. Максименко Н. В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 40–45.
  5. Слепцова А. Е., Баишева М. В. О сущности и содержании понятий «компетенция» и «компетентность» // Современные тенденции развития системы образования. Чебоксары, 2018. С. 72–75.
  6. Ульянина О. А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. С. 135–147.
  7. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
  8. Шнейдер Л. Б., Акбиева З. С., Цариценцева О. П. Психология карьеры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2018.
  9. Шнейдер Л. Б., Якимович А. А. Личностно-профессиональные предпочтения и намерения обучающихся на этапе завершения бакалавриата // Человек. Общество. Инклюзия. 2018. № 2 (34). С. 78–95.
Шнейдер Лидия Бернгардовна
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Российская Федерация, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lid-der@yandex.ru.
Дятлова Екатерина Владимировна
Место работы: ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России» (Сеченовский Университет); Российская Федерация, 119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 22, корп. 1, этаж 5–7;
Должность: ассистент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы;
ORCID: 0000-0001-7682-2359;
Электронный адрес: DyatlovaEkat@yandex.ru.