/
Результат поиска


Шкаровский М. В. Епископ Сергий (Дружинин) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 18. С. 116-140.
PDF
Статья посвящена жизнеописанию одного из руководителей «иосифлянского» движения епископа Сергия (Дружинина). За долгие годы пастырского служения Владыка был насельником Валаамского монастыря, Александро-Невской лавры и особенно долго Троице-Сергиевой пустыни, в которой в 1915-1919 гг. служил настоятелем в сане архимандрита. 10 (23) ноября 1924 г. о.Сергий был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Нарвского, викария Петроградской (Ленинградской) епархии. В декабре 1927 г. епископ отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, а в конце 1929-1930 гг. фактически возглавлял «иосифлянское» движение в стране. После ареста и пятилетнего заключения в Ярославской тюрьме он был сослан в Марийскую АССР, где в 1937 г. принял мученическую кончину по приговору НКВД. В 1981 г. Владыка Сергий был прославлен РПЦЗ, сейчас готовится его канонизация Московской Патриархией.
Шкаровский Михаил Витальевич
Шкаровский М. В. Почитаемые захоронения Александро-Невской лавры и их уничтожение в годы советской власти // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 20. С. 60-70.
PDF
Статья посвящена истории общин, существовавших в 1920-е – начале 1930-х годов при часовнях на месте особо почитаемых захоронений кладбищ Александро-Невской лавры: затворника Матвея Татомира, молчальника монаха Патермуфия и иеросхимонаха Алексия (Шестакова). Общины возникли в середине 1920-х гг., после закрытия доступа к значительной части других почитаемых захоронений «северной столицы». Эти общины отличались оппозиционностью (одна из них была иосифлянской) и были разгромлены органами ОГПУ в 1931 г., при этом руководители были репрессированы. Несмотря на уничтожение впоследствие захоронений молчальника Патермуфия и иеросхимонаха Алексия, память об этих подвижниках благочестия продолжает жить среди верующих. Мощи Матвея Татомира сохранились, и в настоящее время готовится канонизация блаженного.
Шкаровский Михаил Витальевич
Шкаровский М. В. Иеромонах Тихон (Зорин) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 21. С. 61-75.
PDF
Статья посвящена жизни и церковному служению одного из самых , активных «иосифлянских» деятелей иеромонаха Тихона (Зорина). В середине 1920-х гг. он сослужил архиепископу Иосифу (Петровых) в Софийском соборе Новгорода, затем был насельником Александро-Невской лавры. Незадолго до закрытия Лавры отец Тихон был арестован и осужден, в дальнейшем после отбытия срока служил тайно на Северо-Западе России, устроив в конце 1930-х гг. тайную домовую церковь в пригороде Ленинграда. В период немецкой оккупации Ленинградской области иеромонах Тихон вышел из подполья и открыл несколько «иосифлянских  церквей» в Волосовском районе. В 1943 г. он был угнан в Латвию, затем вернулся в Ленинград, где вновь служил тайно до своего ареста в 1950 году. Выйдя на свободу в середине 1950-х гг. отец Тихон еще около 20 лет , продолжал свое катакомбное служение, проживая вплоть до кончины в  пос. Окуловка Новгородской области. Иеромонах Тихон был одним из последних «иосифлянских» священнослужителей России, и память о нем до сих пор живет в сердцах его духовных детей.
Шкаровский Михаил Витальевич
Шкаровский М. В. Албанская Православная Церковь в годы Второй мировой войны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 132-140.
PDF
Статья посвящена истории Албанской Православной Церкви в 1940—1945 гг. — период итальянской и немецкой оккупации. Также изложена история этой Церкви в межвоенный период, 1918–1939 гг., время создания автокефальной Албанской Церкви. Заметное влияние на провозглашение автокефалии и создание соответствующих церковных структур в Албании оказала Русская Церковь. Один из архиеерев Русской Православной Церкви за границей — архиепископ Гермоген (Максимов) в 1920-е гг. даже рассматривался в качестве возможного главы Албанской Церкви. В первые послевоенные годы, вплоть до своего разгрома коммунистическими властями под руководством Э. Ходжи, Албанская Православная Церковь поддерживала довольно тесные связи с Московским Патриархатом.
Шкаровский Михаил Витальевич
Шкаровский М. В. Афонские монастыри, Элладская Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 96-134.
PDF
Статья посвящена истории Элладской Православной Церкви, русских общин в Греции и Афонских монастырей в годы Второй мировой войны. В этот период Греция была оккупирована немецкими, итальянскими и болгарскими войсками, и православные обители и общины, в том числе русские, претерпевали различные стеснения и лишения. Хотя ряд греческих митрополитов сотрудничал с оккупантами, в целом Элладская Церковь занимала патриотическую позицию и участвовала в национально-освободительной борьбе. В статье также прослеживается история русских общин в Греции в 1920 – 1950-е годы.
Шкаровский Михаил Витальевич
Шкаровский М. В. Русские приходские общины в Болгарии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 2 (27). С. 28-62.
PDF
В статье рассматриваются вопросы, связанные с жизнью русских эмигрантов на болгарской земле. Духовным центром русской эмиграции в Болгарии была Церковь: при храмах возникали братства, сестричества, молодежные и детские группы, которые активно занимались просветительской, культурной и благотворительной деятельностью. Автор уделяет большое внимание деятельности архиепископа Серафима (Соболева), управлявшего русскими общинами в Болгарии, и другим архиереям Русской Православной Церкви за границей, которые были первыми иерархами Поместных Православных Церквей, вступившими в евхаристическое общение с Болгарских Экзархатом.
Шкаровский Михаил Витальевич
Шкаровский М. В. Русские православные общины в Турции // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 1 (30). С. 21-34.
PDF
Статья посвящена истории русских церковных общин в Османской империи и Турции. Первые русские церкви были устроены в этой стране в начале XIX в., но главное внимание в статье уделено периоду после 1917 г., когда Турцию захлестнула более чем 200-тысячная волна русской белой эмиграции. Правда, вскоре почти все эмигранты переехали в другие страны, но некоторое время Константинополь (Стамбул) фактически являлся главным русским церковным центром за границей. Дальнейшая судьба русских православных общин в Турции была очень нелегкой, они одна за другой постепенно прекращали свое существование, особенно после окончания Второй мировой войны. Однако в последнее время русская церковная жизнь в районе Стамбула начала возрождаться.
Русская Православная Церковь, эмиграция, Турция, Константинополь
Шкаровский Михаил Витальевич
Шкаровский М. В. Создание Македонской Православной Церкви в период оккупации республики и первые послевоенные годы (1941 - начало 1950-х гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). С. 116-138.
PDF
Статья посвящена истории зарождения самостоятельной Македонской Православной Церкви в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы. Весной 1941 г. большая часть Македонии была оккупирована болгарскими войсками и в церковном плане включена в состав Болгарской Православной Церкви. В течение последующих трех с лишним лет в республике возникла и укрепилась церковная администрация, во многом уцелевшая после ухода болгарских войск и возрождения Югославии. Именно она стала базой для создания Македонской Православной Церкви, получив при этом активную поддержку со стороны руководства коммунистической партии, стремившейся любыми путями ослабить Сербскую Церковь. Несмотря на неоднократные попытки получить статус автокефальной, вплоть до настоящего времени Македонской Церкви это сделать не удалось.
Македония, Православная Церковь, Вторая мировая война
Шкаровский Михаил Витальевич
Шкаровский М. В. Создание и деятельность Ленинградских Богословско-пастырских курсов в 1944 -1945 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 121-139. DOI: 10.15382/sturII201563.121-139
Начавшееся в годы Великой Отечественной войны возрождение Русской Православной Церкви было тесно связано с воссозданием уничтоженного еще в первое десятилетие советской власти богословского образования. Важнейшим его центром в 1920-е гг. был Петроград (Ленинград), поэтому открытие Духовных школ в северной столице имело особое значение. Данное событие произошло в 1945 г., и важнейшую роль в этом сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) — бывший ректор Петроградского Богословского института. Владыка Григорий осуществил преемственность новой богословской школы со старой, сохранив многие лучшие из прежних традиций в возрожденных духовных школах. Именно он добился открытия в северной столице Богословско-пастырских курсов. 28 сентября 1945 г. Ленгорисполком принял решение о передаче курсам части здания бывшей Петроградской Духовной семинарии, а 22 ноября состоялось торжественное открытие новой духовной школы. Общее руководство организации курсов принадлежало митрополиту Григорию, который написал специальное положение о них, разработал учебный план, подобрал педагогический персонал. Заведующим курсов, на которых преподавали шесть человек, а учились 24 воспитанника, был протоиерей Николай Ломакин. 1 июля 1946 г. Священный Синод принял решение об организации Ленинградской Духовной академии и преобразовании Богословско-пастырских курсов северной столицы в семинарию, которые вскоре начали успешно работать. В духовные школы города на Неве митрополит Григорий стремился привлечь лучшие из сохранившихся после репрессий церковные кадры, что ему во многом удалось. И существенную роль в возрождении академии и семинарии сыграл появившийся опыт работы Богословскопастырских курсов.
Русская Православная Церковь, Ленинград, Богословскопастырские курсы, духовные школы, митрополит Григорий (Чуков).
Шкаровский Михаил Витальевич
Веденеев Д. В., Шкаровский М. В. Репрессивные акции органов государственной безопасности против общин ≪Истинно Православной Церкви≫ в Украинской ССР (1944–1953 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 49-65. DOI: 10.15382/sturII201669.49-65
В статье на основе неизвестных научной общественности документов советских органов государственной безопасности дается анализ задач и основных направлений оперативной работы и репрессивных акций спецслужб против общин «Истинно-Православной Церкви» (ИПЦ) в Украинской ССР в 1944–1953 гг. Дается характеристика агентурнооперативных разработок НКГБ–МГБ–КГБ УССР против так называемой «катакомбной церкви» как формы религиозного и социального протеста против агрессивноатеистической политики коммунистической власти, ущемления прав верующих. Освещены основные формы и методы агентурно-оперативной деятельности органов госбезопасности, направленные на создание информаторских позиций в среде общин ИПЦ, внесение раскола в ряды адептов тайных религиозных течений, сбор «компрометирующего материала» как основы для применения суровых репрессивных мер по отношению к участникам движения ИПЦ. Авторы уделяют особое внимание организации и кадровому составу подразделений НКГБ–МГБ–КГБ, занимавшихся, по терминологии того времени, «борьбой с церковно-сектантской контрреволюцией» и «церковно-монархическим подпольем», ведущим представителем которого и считалась ИПЦ, особенно активно действовавшая в Черниговской, Сумской, Харьковской областях УССР и на Донбассе, а также в соседних областях российского Черноземья и Северного Кавказа. Дается авторская периодизация развития катакомбного движения, освещаются исторические предпосылки его возникновения и районирование в СССР. Через призму документов спецслужб исследуются богослужебная сторона деятельности ИПЦ, ее руководящий состав, формы конспирации и укрывательства от преследования властей, позиция катакомбников по отношению к социальной жизни и общественному устройству в СССР.
репрессии, религиозная оппозиция, «Истинно-Православная Церковь», органы госбезопасности, социальный протест.
1. Алексеев В., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское Возрождение. 1981. № 16.
2. Андреев И. О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная Церковь в СССР. Джорданвилл, 1951.
3. Бабенко Л. Посилення ролі спецслужб у боротьбі з релігією періоду колективізації // Український селянин: Зб. наук праць. Черкаси, 2006. Вип. 10.
4. Бажан О. Репресії серед духовенства та віруючих в УРСР в часи «великого терору»: статистичний аспект // З архівів ВУЧК–ГПУ–НКВД–КГБ. 2007. № 2 (29).
5. Вєдєнєєв Д., Лисенко О. Релігійні конфесії України як об’єкт оперативної розробки німецьких і радянських спецслужб (1943–1945 рр.) // Український історичний журнал. 2012. № 4.
6. Гордієнко В. Німецько-фашистський окупаційний режим і православні конфесії в Україні // Український історичний журнал. 1998. № 3.
7. Михайлуца М. Православна церква на Півдні України в роки Другої світової війни (1939–1945). Одеса, 2008.
8. Одинцов М. Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 2005.
9. Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
10. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.) // Отечественные архивы. 1995. № 2.
11. Тригуб О. Переслідування антисергієвської опозиції в РПЦ: з історії «істинно-православної церкви» (1932–1941 рр.) // З архівів ВУЧК–ГПУ–НКВД–КГБ. 2007. № 2.
12. Цибулькін В., Лисюк І. СС-Аненербе: розсекречені файли. Киев, 2010.
13. Цибулькін В., Рожен Л., Вєдєнєєв Д. Нариси з історії розвідки суб’єктів державотворення на теренах України. Kиев, 2011.
14. Чаев П. Катакомбные монастыри // Грани. 1982. № 123.
15. Шкаровский М. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.
16. Шкаровский М. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007.
17. Шкаровский М. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов. М., 2003.
18. Шумило С. В катакомбах. Православное подполье в СССР: Конспект по истории Истинно-православной церкви в СССР. Луцк, 2011.
19. Якунин В. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Самара, 2001.
20. Alekseev W. Russian Orthodox Bishops in the Soviet Union. 1941–1953. N.Y., 1954.
Веденеев Дмитрий Валерьевич
Шкаровский Михаил Витальевич
Веденеев Д. В., Шкаровский М. В. Репрессивные акции органов государственной безопасности против общин ≪Истинно-Православной Церкви≫ в Украинской ССР (1944–1953 гг.) (окончание) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 77-92. DOI: 10.15382/sturII201670.77-92
В статье на основе неизвестных научной общественности документов советских органов государственной безопасности дается анализ задач и основных направлений оперативной работы и репрессивных акций спецслужб против общин «Истинно-Православной Церкви» (ИПЦ) в Украинской ССР в 1944–1953 гг. Дается характеристика агентурнооперативных разработок НКГБ–МГБ–КГБ УССР против так называемой катакомбной церкви как формы религиозного и социального протеста против агрессивноатеистической политики коммунистической власти, ущемления прав верующих. Освещены основные формы и методы агентурно-оперативной деятельности органов госбезопасности, направленные на создание информаторских позиций в среде общин ИПЦ, внесение раскола в ряды адептов тайных религиозных течений, сбор «компрометирующего материала» как основы для применения суровых репрессивных мер по отношению к участникам движения ИПЦ. Авторы уделяют особое внимание организации и кадровому составу подразделений НКГБ–МГБ–КГБ, занимавшихся, по тогдашней терминологии, «борьбой с церковно-сектантской контрреволюцией» и «церковно-монархическим подпольем», ведущим представителем которого и считалась ИПЦ, особенно активно действовавшая в Черниговской, Сумской, Харьковской областях УССР и на Донбассе, а также в соседних областях российского Черноземья и Северного Кавказа. Дается авторская периодизация развития катакомбного движения, освещаются исторические предпосылки его возникновения и районирование в СССР. Через призму документов спецслужб исследуются богослужебная сторона деятельности ИПЦ, ее руководящий состав, формы конспирации и укрывательства от преследования властей, позиция катакомбников по отношению к социальной жизни и общественному устройству в СССР.
репрессии, религиозная оппозиция, «Истинно-Православная Церковь», органы госбезопасности, социальный протест.
1. Алексеев В., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское Возрождение. 1981. № 16. С. 91–121.
2. Андреев И. О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная Церковь в СССР. Джорданвилл, 1951.
3. Бабенко Л. Посилення ролі спецслужб у боротьбі з релігією періоду колективізації // Український селянин: Зб. наук праць. Черкаси, 2006. Вип. 10. С. 160–164.
4. Бажан О. Репресії серед духовенства та віруючих в УРСР в часи «великого терору»: Статистичний аспект // З архівів ВУЧК–ГПУ–НКВД–КГБ. 2007. № 2 (29). С. 7–18.
5. Вєдєнєєв Д., Лисенко О. Релігійні конфесії України як об’єкт оперативної розробки німецьких і радянських спецслужб (1943–1945 рр.) // Український історичний журнал. 2012. № 4. С. 104–126.
6. Веденеев Д. Антирелигиозное подразделение органов госбезопасности советской Украины (1945–1950-е гг.) // Исторические чтения на Лубянке. 2014 год. М., 2014. С. 185–197.
7. Веденеев Д. Руководитель антирелигиозного подразделения госбезопасности в Украине: к биографии полковника Виктора Сухонина // Церква-наука-суспільство: Матеріали Дванадцятої Міжнародної наукової конференції (28–30 травня 2014 р.). К., 2014. С. 172–175.
8. Веденеев Д. Чекисты Украины на «религиозном фронте» // Родина. 2014. № 12. С. 110–113; 2015. № 1. С. 117–119.
9. Гордієнко В. Німецько-фашистський окупаційний режим і православні конфесії в Україні // Український історичний журнал. 1998. № 3. С. 107–119.
10. Демьянов А. Истинно православное христианство. Воронеж, 1977.
11. Зарубежные клерикально-подрывные и религиозные организации. М., 1986.
12. Михайлуца М. Православна церква на Півдні України в роки Другої світової війни (1939–1945). Одеса, 2008.
13. Одинцов М. Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 2005.
14. Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
15. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.) // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 37–67.
16. Санников Г. Большая охота. Разгром вооруженного подполья в Западной Украине. М., 2002.
17. Тригуб О. Переслідування антисергієвської опозиції в РПЦ: з історії «істинно-православної церкви» (1932–1941 рр.) // З архівів ВУЧК–ГПУ–НКВД–КГБ. 2007. № 2. С. 39–60.
18. Цибулькін В., Лисюк І. СС-Аненербе: розсекречені файли. Киев, 2010.
19. Цибулькін В., Рожен Л., Вєдєнєєв Д. Нариси з історії розвідки суб’єктів державотворення на теренах України. Kиев, 2011.
20. Чаев П. Катакомбные монастыри // Грани. 1982. № 123. С. 190–196.
21. Шкаровский М. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.
22. Шкаровский М. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007.
23. Шкаровский М. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов. М., 2003.
24. Шумило С. В катакомбах. Православное подполье в СССР: Конспект по истории Истинно-православной церкви в СССР. Луцк, 2011.
25. Якунин В. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Самара, 2001.
26. Alekseev W. Russian Orthodox Bishops in the Soviet Union. 1941–1953. N.Y., 1954.
Веденеев Дмитрий Валерьевич
Шкаровский Михаил Витальевич
Шкаровский М. В., Веденеев Д. В. Оперативная разработка и репрессии советских органов государственной безопасности против религиозного течения "подгорновцев"("стефановцев") в 1930-1950-е гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 75. С. 94-119. DOI: 10.15382/sturII201775.94-119
В статье на основе недавно рассекреченных оперативных документов органов госбезопасности СССР и научной литературы рассматривается зарождение, распространение и особенности религиозной и социокультурной жизни оппозиционного («катакомбного») религиозного течения «подгорновцев» в 1930–50-х гг. Описывается личность основателя течения Стефана Подгорного, процесс превращения «подгорновцев» (под влиянием преследования православия в 1920-е гг., форсированной коллективизации, слома традиционного уклада жизни села, а также официальной установки Московского Патриархата на признание советской власти) из течения, противостоящего каноническому православию, в квазирелигиозную по форме разновидность антикоммунистической оппозиции. Рассматриваются формы и методы агентурно-оперативной и репрессивной деятельности советских органов госбезопасности против «подгорновцев». Авторы на документальной основе (в частности, органов госбезопасности Украинской ССР, где течение получило широкое распространение) подробно изучают особенности «вероучения», обрядности, мировоззрения, общественно-политических взглядов и быта «подгорновцев», их отношения с германскими оккупационными органами и послевоенные гонения на участников «катакомбного» движения. На документальном материале обосновывается вывод, что распространение этого течения в СССР стало закономерным результатом системных государственных преследований свободы вероисповедания и канонического православия. Общины «подгорновцев» воплотили основные черты «религиозного подполья»: бойкот социально-политических мероприятий власти; максимальное дистанцирование от общественной жизни и соответствующее воспитание детей; отказ от выполнения конституционно закрепленных обязанностей, включая службу в армии и выборы органов власти; апокалиптические настроения.
Православная Церковь, антирелигиозная политика, религиозная оппозиция, «катакомбная» церковь, государственный атеизм, органы госбезопасности, репрессии
Вєдєнєєв Д. В., Биструхін Г. С. Двобій без компромісів. Протиборство спецпідрозділів ОУН та радянських сил спецоперацій. 1945–1980-ті роки: Монографія. Київ, 2007.
Галузевий державний архів СБУ: Путівник. Харків, 2009.
Сергійчук В. І. ОУН –УПА в роки війни: нові документи і матеріали. Київ, 1996.
Шумило С. Исследование катакомбных рукописных и печатных книг: К постановке проблемы // Чернiгiвськi Афiни. Вип. 2: Поэтика церковной прозы (XI–XX вв.). Чернiгiв, 2014. С. 209–226.
Шкаровский Михаил Витальевич
Веденеев Дмитрий Валерьевич