/
Результат поиска


Шевченко Т. И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 1 (26). С. 42-69.
PDF
В 1923 г. Финляндская Православная Церковь самочинно перешла под омофор Константинопольского патриарха. В связи с этим Русская Православная Церковь разорвала с ней каноническое общение, которое было восстановлено в 1957 г. Обстоятельства перехода, как правило, извинялись сложностями исторического периода. В данной статье предпринят экскурс в историю государственных и церковных отношений между Россией и Финляндией в XIX–XX вв., описаны основные события, сопровождавшие отход Православной Церкви в Финляндии от Московского Патриархата, а также приведены некоторые документы того периода.
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. Валаамское охранительство: финляндский период // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 76-101.
PDF
В 1925 г. братия Спасо-Преображенского Валаамского монастыря раскололась на «старостильников» и «новостильников». Причиной этому послужило введение нового, григорианского, календаря в Финляндской Православной Церкви. В частности, русским монахам церковными и гражданскими властями Финляндии навязывалась григорианская Пасхалия. Введение ее в Финляндской Церкви было проведено с благословения Константинопольской Патриархии. Часть Валаамского братства не признала ни финляндского гражданства, ни «новой» Пасхалии. «Календарный раскол» в Валаамском монастыре сохранялся до 1945 г., пока монастырь не был принят в каноническое послушание Московской Патриархии, продлившееся до 1957 г.
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. Глубоковский Н. Н. "Война и мир" в Финляндской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 2 (31). С. 99-119.
PDF
Читателю предлагается труд заслуженного профессора, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского «”Война и мир” в Финляндской Православной Церкви», изданный в Софии в типографии «Художник» в 1929 г. Это комментарий на книгу будущего настоятеля Валаамского монастыря, в то время иеромонаха Харитона (Дунаева)1 «Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях: по документам и записям инока», изданную в Аренсбурге в 1927 г.
Финляндская Православная Церковь, календарная реформа, григорианский календарь, юрисдикция, Московский Патриархат, Константинопольский Патриархат
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. Защита кандидатской диссертации игумена Митрофана (Баданина) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 4 (33). С. 156-158.
PDF
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. Первый Собор автономной Финляндской Православной Церкви и политическая атмосфера на Карельском перешейке в 1920-е гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 2 (35). С. 93-114.
PDF
В центр интересов современных церковных историков все чаще стала попадать Финляндская Православная Церковь. Споры вызывает начало самостоятельной жизни этой Церкви, перешедшей в 1920-е гг., вопреки воле Русской Православной Церкви, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, а также печально известная календарная реформа, приведшая к тому, что эта Церковь, единственная из православных, празднует Пасху по новому стилю. Одной из причин таких споров является недостаток опубликованных источников, относящихся ко времени становления Финляндской Церкви. Данная публикация — попытка восполнить этот пробел.
Финляндская Православная Церковь, автономия, новый календарный стиль, национальная церковь
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. Первый Собор Автономной Финляндской Православной Церкви и политическая атмосфера на Карельском перешейке в 1920-е гг. (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 3 (36). С. 122-132.
PDF
Финляндская Православная Церковь, автономия, новый церковный календарь, национальная церковь
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. Представители ПСТГУ приняли участие в III Валаамских чтениях // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 3 (36). С. 144-146.
PDF
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего» IV Валаамские образовательные чтения в Карелии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 149-154.
PDF
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. К истории закрытия в Москве в 1920-е гг.подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 31-71.
PDF
Статья охватывает послереволюционный период жизни подворья Валаамского монастыря в Москве. Автор описывает политическую обстановку, сопровождавшую переговоры сотрудников Наркомюста и Моссовета по вопросу ликвидации церкви и часовни подворья, анализирует документы по данному вопросу и переписку приходского совета с настоятелем монастыря на Валааме, проясняет некоторые факты из жизни подворья и его насельников. Анализируются источники нескольких архивов — отечественных (ГА РФ, ЦИАМ, ЦГАМО) и находящихся в Финляндии (Архив Нововалаамского монастыря). В статье проводятся параллели между событиями, упоминаемыми в разных письмах и документах, выясняется двусмысленность роли, которую играли некоторые насельники подворья, ранее считавшиеся защитниками православия и борцами против обновленчества, автор проливает свет на то, почему подворье так долго оставалось действующим, когда многие церкви и монастыри в Москве были уже закрыты, и показывает, что заступничество правительства Финляндии не играло большой роли в защите подворья. В приложении даются документы, освещающие события, связанные с закрытием подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в г. Москве, информирующие о некоторых особенностях внутренней жизни подворья и его насельников. Документы относятся к периоду 1918–1923 гг. Особенно интересны ранее не публиковавшиеся источники, как, например, переписка сотрудников Наркомюста и Моссовета о судьбе подворья, текст «охранной грамоты» Финляндской миссии, письмо одного из насельников подворья к валаамскому настоятелю, в котором автор клевещет на начальника Московского подворья. Автор публикует также письмо председателя приходского совета подворья к Валаамскому настоятелю с опровержением клеветы; письма настоятеля о переезде братии из Москвы на Валаам в Финляндию.
гонения против Русской Православной Церкви, Валаамское подворье в Москве, закрытие храмов и монастырей, Валаамский монастырь, обновленчество, репрессии
1. Kovaleva I. I. (publ.) «Sud'ba jetoj registracii takova…» (Destiny of This Registration is…), in Vestnik PSTGU:II (Istorija. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi), 2009, vol. 1, pp. 73–78.
2. Pokrovskij N. N., Petrov S. G. (eds.). Arhivy Kremlja: V 2 t. Kn. 1: Politbjuro i Cerkov' 1922 –1925 gg. (Archives of Kremlin. Vol. 1: Politburo and Church in 1922–1925) M.: ROSSMPJeN; Novosibirsk: Sibirskij hronograf, 1997.
3. Damaskin (Orlovskij), ierom. Mucheniki, ispovedniki i podvizhniki blagochestija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi XX stoletija: Zhizneopisanija i materialy k nim (Martyrs, Confessors and Devotees of Russian Orthodox Church of XX Century: Vitas and Materials for Them). Tver': Bulat, 1999. T. 3.
4. Aleksandr Mazyrin diak, Goncharov V. A., Uspenskij I. V. (eds.) Izjatie cerkovnyh cennostej v Moskve v 1922 g.: Sb. dokumentov iz fonda Revvoensoveta Respubliki (Impressment of Church Values in Moscow in 1922: Collection of Documents from the Fund of Revvoensovet of the Republic). M.: PSTGU, 2006.
5. Kashevarov A. N. (2002) “Vysshee cerkovnoe upravlenie v 1918–1922 gg.” (Highest Church Administration in 1918–1922), in Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v XX veke (1917–1933 gg.). Materialy konferencii v g. Sjentendre (Vengrija) 13–16 nojabrja 2001. Petrozavodsk: Izdanie obiteli prp. Iova Pochaevskogo v Mjunhene, 2002, pp. 16–69.
6. Kashevarov A. N. Pravoslavnaja Rossijskaja Cerkov' i sovetskoe gosudarstvo (1917–1922) (Russian Orthodox Church and Soviet State (1917–1922)). M., 2005.
7. Petrov S. G. (2002) „Osvobozhdenie Patriarha Tihona iz-pod aresta: istochnikovedcheskoe izuchenie «pokajannyh» dokumentov“ (Liberation of Patriarch Tikhon from Arrest: Source Study of „Repentance“ Documents), in Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v XX veke (1917–1933 gg.). Materialy konferencii v g. Sjentendre (Vengrija) 13–16 nojabrja 2001. Petrozavodsk, 2002, pp. 213–237.
8. Solov'ev Il'ja, svjashh. „Dokumenty o poslednem periode zhizni i dejatel'nosti Patriarha Tihona (Bellavina)” (Documents about the Last Period of Life and Work of Patriarch Tikhon (Bellavin)), in Cerkov' i Vremja, 2009, vol. 3, pp. 245–247.
9. Hariton (Dunaev), ierom. Vvedenie novogo stilja v Finljandskoj Pravoslavnoj Cerkvi i prichiny nestroenij v monastyrjah (Leading of the New Style in Finnish Orthodox Church and Reasons of Problems in Monasteries). Arensburg, 1927.
10. Shevchenko T. I. Igumen Hariton. M., 2011.

Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. К проблеме разрыва канонического общения между Русской и Финляндской Православными Церквами // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 61-76. DOI: 10.15382/sturII201564.61-76
Статья поднимает проблему взаимоотношений Русской и Финляндской Православных Церквей. После официального признания в 1957 г. Московским Патриархатом Финляндской Православной Архиепископии в юрисдикции Константинопольского Патриархата проблема финляндско-русских церковных отношений перестала быть предметом серьезных исследований, что повлекло за собой изменение в отношении к русскому периоду истории Финляндской Православной Церкви. Обращая внимание на формулировки основополагающих документов о каноническом статусе Финляндской Церкви в контексте исторических событий, автор пытается привлечь внимание к упущенным ранее вследствие идеологических и политических ограничений деталям процесса автономизации Финляндской епархии, бывшей некогда частью Русской Церкви. Автор цитирует Томос Вселенского Патриарха Мелетия (Метаксакиса) о принятии Финляндской Православной Церкви в свою юрисдикцию, Постановление Св. Синода Русской Церкви относительно этого, переписку участников событий, комментарии профессора С. В. Троицкого. В статье обращено внимание на то, что при праздновании в 2013 г. юбилея 90-летия Финляндской Архиепископии не был учтен тот факт, что автономию впервые она получила не в 1923 г. в Константинополе, а в 1921 г. благословением Святейшего Патриарха Тихона. Помимо этого, в 1957 г. из-за контроля государственных властей в Московской Патриархии не было возможности открыто обсудить проблему Финляндской Православной Церкви. Однако вычеркивать русский период истории православия в Финляндии не лучший вариант для самих финляндцев, поскольку в этом случае есть угроза потерять часть исторической памяти и ценный опыт.
Финляндская Православная Архиепископия, Константинопольский Патриархат, Московский Патриархат, история Русской Православной Церкви, каноническое признание, автономия, автокефалия, Патриарх Тихон (Беллавин), Патриарх Мелетий (Метаксакис), С. В. Троицкий
1. Ведерников А. На канонический путь! // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 10. С. 16–20.
2. Мазырин А., свящ. Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол // Бердянские чтения «Из варяг в греки: возвращение к истокам». III Международная научно-практическая конференция. 8–10 сентября 2009 г. Симферополь: «Н. Орiанда», 2010. С. 64–87.
3. Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945–1970 гг. М.: РОССПЭН, 2009–2010. Т. 1: 1945–1953 гг. М., 2009.
4. Поместный Собор Русской Православной Церкви: 30 мая — 2 июня 1971 г.: Документы, материалы, хроника. М., 1972.
5. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996.
6. Харитон (Дунаев), иером. Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях. Аренсбург, 1927.
7. Шевченко Т. И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви 1917–1957 гг. М.: ПСТГУ, 2012.
8. Шевченко Т. И. Игумен Харитон. М.: Валаамский монастырь, Изд-во «У Никитских Ворот», 2011.
9. Шевченко Т. И. К вопросу о становлении финляндской модели церковно-государственных отношений // Материалы ХХII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ: В 2 т. М.: ПСТГУ, 2012. Т. 1. С. 81–86.
10. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
11. Riikonen J. Kirkko politiikan syleilyssa: Suomen ortodoksisen arkkipiispakunnan ja Moskovan patriarkaatin valinen kanoninen erimielisyys 1945–1957. Joensuu, 2007.
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. Поместный Собор Православной Церкви 1917-1918 гг. о положении православных в Финляндии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6 (43). С. 85-116.
PDF
Публикция содержит два проекта закона о Православной Церкви в Финляндии — епархиальный и представленный Собором 1917–1918 гг. Автор знакомит читателя с историческим контекстом событий, предшествовавших и сопровождавших появление законов, которые регламентировали церковно-государственные отоношения в Финляндии 1920-гг.
Финляндская Православная Церковь, Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., автономия
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 75. С. 139-144. — Рец. на кн.: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): В 2 кн. / Вступ. ст., примеч., подг. текста О. В. Косик. М.: ПСТГУ, 2013-2014
PDF
Шевченко Татьяна Ивановна
Шевченко Т. И. К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов (1925 – 1927 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 82-97. DOI: 10.15382/sturII201987.82-97
Статья посвящена истории появления в Выборге и Хельсинки русских старостильных приходов в 1925–1927 гг. и некоторым более поздним аспектам их существования. Из старостильных приходов после Второй мировой войны возникло русское благочиние патриарших приходов в Финляндии. Появление общин было вызвано тем, что в 1925 г. Финляндская Православная Церковь (Финляндская Архиепископия Константинопольского Патриархата) ввела в богослужебную жизнь своих приходов и монастырей не только новый календарь, но и григорианскую Пасхалию. Некоторые русские в Финляндии захотели сохранить прежние церковные обычаи. В результате возникли две русские старостильные общины — сначала община в честь Покрова Божией Матери в Выборге, затем община в честь святителя Николая Мирликийского в Хельсинки. Позднее Покровская община тоже перебралась в Хельсинки. Вызывает удивление тот факт, что обе общины получили государственную регистрацию и разрешение выбрать любую юрисдикцию, хотя просившим о том же валаамским старостильникам было отказано. Автор впервые пытается объяснить причины данного явления и ссылается на обнаруженное в архиве письмо одного из участников событий, валаамского игумена Харитона (Дунаева), к архиепископу Финляндскому Герману (Ааву).
Финляндская Православная Церковь, русские старостильные приходы в Финляндии, Благочиние патриарших приходов в Финляндии, Покровская община, Никольская община, григорианский календарь, юлианский календарь, календарный раскол, Валаамский монастырь, игумен Харитон (Дунаев), архиепископ Герман (Аав), архиепископ Серафим (Лукьянов)
  1. Лютик В., прот. Патриаршие приходы в Финляндии: вехи истории // Северный благовест. 2007. № 2(11). С. 26–30.
  2. Мусаев В. И. Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890–1930-е гг.) / СПб., 2014.
  3. Мусаев В. И. Православная Церковь в независимой Финляндии (1918–1930-е гг.) // Вестник церковной истории. 2007. № 2 (6). С. 194–212.
  4. Рисак Н. История Никольского прихода г. Хельсинки // Православный поклонник на Святой Земле. 2006. № 4. URL: http://palomnic.org/journal/4/6/2/ (дата обращения: 1.05.2018).
  5. Рисак Н. История Покровского прихода г. Хельсинки // Северный благовест. 2004. № 1. С. 38–48.
  6. Силуан (Никитин), иером. Патриаршие приходы в Финляндии, их место во взаимоотношениях Московской Патриархии и Финляндской Православной Церкви в период 1957–1988 гг. // XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С. 134–140.
  7. Харитон (Дунаев), иером. Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях. Аренсбург, 1927.
  8. Шевченко Т. И. Первый Собор автономной Финляндской Православной Церкви и политическая атмосфера на Карельском перешейке в 1920-е гг. / Т. И. Шевченко, публ., вступ. ст., коммент. // Вестник ПСТГУ. Сер. II История. История Русской Православной Церкви. 2010. № 2. С. 93–114.
  9. Шевченко Т. И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви 1917–1957 гг. М., 2013.
  10. Шкаровский М. В. Константинопольский патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в. М., 2014.
  11. Шкаровский М. В. Русская Никольская община в Хельсинки // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2016. № 1(17). С. 255–262.
  12. Шкаровский М. В. Русская община Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки в ХХ в. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2015. № 16. С. 216–224.
  13. Яровой О. А., Смирнова И. А. Валаамский монастырь и Православная Церковь в Финляндии: 1880–1930-е гг. (из истории финнизации православной конфессии). Петрозаводск, 1997.
Шевченко Татьяна Ивановна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, оф. 219;
Должность: Старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6497-503X;
Электронный адрес: Tatyana-valaam@yandex.ru.
Шевченко П. В. Средние военно-учебные заведения России первой половины XIX века глазами их воспитанников // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 83-96. DOI: 10.15382/sturII201989.83-96
Исследователи в целом характеризуют русские военно-учебные заведения 1-й половины XIX в. как воплощение худших черт николаевской военной системы с ее муштрой и шагистикой. Редкие положительные оценки имеют в виду вклад, внесенный кадетскими корпусами в развитие дворянского образования в России. Мало где можно встретить мнение, что в военно-учебных заведениях, несмотря ни на что, воспитанникам прививался настоящий воинский дух. Повседневная жизнь воспитанников кадетских корпусов проходила в атмосфере строго определенного порядка, который требовалось четко выполнять. Весь день был детально регламентирован: время пробуждения, прием пищи, урочное время, фронтовые упражнения, время приготовления уроков и отдыха. Непосредственный контроль над воспитанниками военно-учебных заведений осуществлялся офицерами-воспитателями. Одни ротные офицеры пользовались любовью и уважением кадетов, других, напротив, не любили и боялись. К сожалению, воспитатели не всегда оказывались на высоте понимания своей задачи, и зачастую их усилия сводились к поддержанию чисто внешнего порядка. Но недостатки в корпусном воспитании нередко являлись следствием еще невысокого уровня развития педагогики того времени. Отношение к учителям в корпусах было аналогичным. Если учитель умел преподать свой предмет и увлечь им слушателей, то он также пользовался уважением и признательностью кадетов. Воспоминания воспитанников показывают, что их восприятие образования в кадетских корпусах было скорее положительным. Приобретенные там свойства и навыки служили им опорой в будущей службе в качестве офицеров русской армии. При реформе 1860-х гг., упразднившей кадетские корпуса, опыт и мнение их выпускников не были приняты во внимание.
военное образование, 1-я половина XIX века, история повседневности, кадетские корпуса
  1. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М., 1958.
  2. Аурова Н. Н. Система военного образования в России: кадетские корпуса во второй половине XVIII — первой половине XIX века. М., 2003.
  3. Власов Н. А. Гельмут фон Мольтке. Отец современной войны. СПб., 2018.
  4. Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
  5. Зайончковский П. А. Военные реформы 1860–1870-х гг. в России. М., 1952.
  6. Керсновский А. А. История русской армии. Т. 2. М., 1993; Т. 3. М., 1994.
  7. Кочаков Б. М. Педагогическое кадры военно-учебных заведений в царской России // Труды Высшего военно-педагогического института имени М.И. Калинина. Т. 2. Л., 1947. С. 154–189.
Шевченко Полина Васильевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0001-9976-3857;
Электронный адрес: scharlotte@inbox.ru.
Шевченко Т. И. «Мы – последние могикане здесь, воспитанные в традициях родного нам православия…». Письма епископа Александра (Карпина) князю А. В. Оболенскому (1939-1946) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 94. С. 141-169. DOI: 10.15382/sturII202094.141-169
В публикации представлены письма епископа Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата Александра (Карпина) к русскому эмигранту первой волны князю Алексею Васильевичу Оболенскому 1939–1946 гг. Письма хранятся в архиве Ново-Валаамского монастыря Финляндии и публикуются впервые. Алексей Васильевич был потомком старинного княжеского рода Оболенских. В России активно занимался общественно-политической деятельностью, был одним из основателей Общества ревнителей русской старины, после Октябрьской революции эмигрировал в Финляндию. Там он стал благотворителем русских монастырей — Валаамского, Коневского и Линтульского, вел обширную переписку. Его адресаты имели самый разный социальный статус и уровень духовности. Одним из адресатов был епископ Александр (Карпин). Он был выбран Собором Финляндской Православной Церкви на Выборгскую кафедру в 1935 г. В связи с советско-финской (Зимней) войной Оболенский переехал в Стокгольм, однако и оттуда продолжал вести переписку. Епископ Александр имел попечение о православных беженцах с Карельского перешейка после 1939 г., которые расселялись по всей Финляндии. Переписка носила личный характер, она характеризует архипастыря преимущественно с человеческой стороны, не столько как церковно-общественного «функционера», сколько как христианина, глубоко верующего человека, взволнованного судьбой мира в то непростое время братоубийственных войн, растущего секуляризма, масштабных репрессий против веры и инакомыслия, человека, на чьи плечи в таких непростых условиях неожиданно легла тяжелая ноша ответственности за верующий народ и Церковь. Однако в некоторых письмах епископ касался и проблем церковной жизни.
православие, история, епископ Александр (Карпин), Алексей Васильевич Оболенский, Финляндская Православная Церковь, русское церковное рассеяние, Финляндия, эмиграция, переписка, архив Ново-Валаамского монастыря
  1. «А пришлось в разлуке жить года...»: российское зарубежье в Финляндии между двумя войнами: Материалы к биобиблиографии, 1978–2002 / сост.: Н. В. Бекжанова и др. СПб., 2003.
  2. Оболенский А. В. Мои воспоминания / публ. и вступ. Н. Н. Вуколова // Проблемы истории русского зарубежья: материалы и исследования / отв. ред. Н.Т. Энеева. М., 2008. С. 314–375.
  3. Письма Нового Валаама / Публ. Т. И. Шевченко // Альфа и Омега. 2008. № 3. С. 237–252; 2009. № 1. С. 250–290; № 2. С. 256–268; № 3. С. 277–288; 2010. № 1. С. 308–320; № 2. С. 295–314; № 3. С. 288–299; 2011. № 1. С. 286–302; № 2. С. 334–346; № 3. С. 245–262; 2012. № 2–3. С. 597–619.
  4. Силуан (Никитин), иером. Александр (Карпин) — первый православный епископ Хельсинки // Сретенский сборник: науч. труды преподавателей Сретенской Духовной Семинарии. 2014. № 5. С. 377–404.
  5. Loima Jyrki. Nationalism and the Orthodox Church in Finland // Laitila Teuvo, Loima Jyrki. Nationalism and Orthodoxy: Two thematic Studies. Helsinki, 2004. S. 93–204.
Шевченко Татьяна Ивановна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, оф. 219;
Должность: Старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6497-503X;
Электронный адрес: Tatyana-valaam@yandex.ru.
Шевченко Е. А. Жизнь-игра: принцип театра в театре в пьесе У. Шекспира «Антоний и Клеопатра» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 63. С. 97-119. DOI: 10.15382/sturIII202063.97-119
Статья посвящена театральности как характерной черте мира пьесы «Антоний и Клеопатра». В ней рассматриваются способы и приемы создания театрального, вымышленного, иллюзорного, плана и его соотношение с планом действительных событий и обстоятельств. Театральность здесь становится свойством той жизни, которой живут герои, — они живут как играют. При этом они создают собственную реальность поверх им данной, представляя мир таким, каким бы хотели его видеть. Пьеса может быть прочитана как постепенное обнаружение театральной, искусственной природы тех картин мира, о которых в ее начале как о существующей реальности заявляют герои. Театральность как жизненный принцип действующих лиц пьесы раскрывается в словесной интенции, образности и метафорике, в поступках и в расстановке героев, что и становится предметом анализа в статье. Так, театральность создается благодаря декламационной пышности речей, из притворства, обмана, шуток и манипуляций, которые свойственны поведению героев, театральность проявляется в их стремлении казаться и заботе о собственном имидже, в присутствии в каждой сцене своих «актеров» и «зрителей». Театральный импульс как свойство характера с наибольшей силой выражен в Клеопатре и Антонии, которые конструируют образ своего мира исключительной любви и живут в нем, исполняя взятые на себя роли. Автор приходит к выводу о том, что взаимоотношения реальности и фантазии, жизни и игры в пьесе амбивалентны и трактуются как принципиально неразличимые и непрерывно перетекающие друг в друга. Границу между ними окончательно стирает смерть героя и героини: в плоскости искусства, в плоскости театра они победили, в реальной же жизни смерть — проигрыш. Однако об этой реальности знает только зритель — для самих героев реальность, театр и триумф совпадают. Театр в этой пьесе Шекспира становится всеобъемлющей категорией.
Шекспир, «Антоний и Клеопатра», Клеопатра, Антоний, Це- зарь, театр, представление, Возрождение, Ренессанс, театральность, иллюзия, игра, театр в театре, поздние пьесы, проблемные пьесы, английская драма, дра- ма XVII в.
  1. Шекспир У. Антоний и Клеопатра / Пер. Б. Пастернака // Шекспир У. Римские трагедии / Ред. И. О. Шайтанов. М., 2016.
  2. Adelman J. The Common Liar: An Essay on Antony and Cleopatra. New Haven (Conn.); L., 1973.
  3. Bloom H. The Invention of the Human. N. Y., 1998.
  4. Bonjour A. From Shakespeare’s Venus to Cleopatra’s Cupid’s // Shakespeare Survey. 1962. Vol. 15. P. 73–80.
  5. Brandes G. William Shakespeare: A Critical Study: In 2 vols. L., 1898. Vol. 2.
  6. Cadman D. «Quick Comedians»: Mary Sidney, Samuel Daniel and the Theatrum Mubdi in Shakespeare’s Antony and Cleopatra // Actes des congès de la Société française Shakespeare. 2015. Vol. 33, available at: http://journals.openedition.org/shakespeare/3536 (20.02.2020).
  7. Calderwood J. L. Shakespearean Metadrama: The Argument of The Play in Titus Andronicus, Love’s Labour’s Lost, Romeo and Juliet, A Midsummer Night’s Dream and Richard II. Minneapolis, 1971.
  8. Coleridge S. T. Coleridge’s Shakespearean Criticism: In 2 vols. / Th. Middleton Raysor, ed. Cambridge (Massachusetts), 1930. Vol. 2.
  9. Crane M. T. Roman World, Egyptian Earth: Cognitive Diff erence and Empire in Shakespeare’s Antony and Cleopatra // Comparative Drama. 2009. Vol. 43. № 1. P. 1–17.
  10. Eagleton T. Shakespeare and Society. N. Y., 1967.
  11. Frye N. Northrop Frye on Shakespeare. New Haven; L., 1986.
  12. Gibson J. L. Squeaking Cleopatra: The Elizabethan Boy Player. Stroud (Gloucestershire), 2000.
  13. Goddard H. C. The Meaning of Shakespeare: In 2 vols. Chicago, 1951. Vol. 2.
  14. Harris J. G. Narcissus in thy Face: Roman Desire and the Diff erence it Fakes in Antony and Cleopatra // Shakespeare Quarterly. 1994. Vol. 45. P. 408–425.
  15. Holloway J. The Story of the Night Studies in Shakespeare’s Major Tragedies. L., 1961.
  16. Homan S. Shakespeare’s Theatre of Presence: Language, Spectacle, and the Audience. Lewisburg; Cranbury (N. J.), 1986.
  17. Honigmann E. A. J. Shakespeare: Seven Tragedies: The Dramatist’s Manipulation of Response. L., 1976.
  18. Kiernan P. Shakespeare’s Theory of Drama. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. Knight G. W. The Emperial Theme. L., 2002.
  19. Lloyd M. Antony and the Game of Chance // Journal of English and German Philology. 1962. Vol. 61. P. 548–554.
  20. Manninen A. Royal Power and Authority in Shakespeare’s Late Tragedies. Newcastle upon Tyne, 2015.
  21. Marienstras R. Shakespeare et le désordre du monde. P., 2012.
  22. Ornstein R. The Ethic of the Imagination: Love and Art in Antony and Cleopatra // Twentieth Century Interpretations of Antony and Cleopatra. A Collection of Critical Essays / M. Rose, ed. Englewood Cliff s (New Jersey), 1977. P. 82–98.
  23. Righter A. Shakespeare and The Idea of The Play. L., 1969.
  24. Schanzer E. The Problem Plays of Shakespeare. A Study of Julius Caesar, Measure for Measure, Antony and Cleopatra. L., 1963.
  25. Scherer A. Celebrating Idleness: Antony and Cleopatra and Play Theory // Comparative Drama. 2010. Vol. 44. Isse 3. P. 277–297.
  26. Smith M. B. Dualities in Shakespeare. Toronto, 1966.
  27. Spencer T. Shakespeare and the Nature of Man. N. Y., 1961.
  28. Van den Berg K. T. Playhouse and Cosmos: Shakespearean Theatre as Metaphor. L.; Newark; Toronto, 1985.
Шевченко Елизавета Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-5798-3605;
Электронный адрес: elizshevchenko@yandex.ru.