/
Результат поиска


Чмелева Е. В. Взгляды М. М. Манасеиной на религиозное воспитание // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 89-98.
PDF
В статье анализируется концепция М. М. Манасеиной о непрерывном религиозном воспитании детей от рождения до 24 лет. Педагогическое наследие ученого не утратило своей актуальности и может представлять интерес для теории и современной педагогической практики.
история отечественной педагогики, М. М. Манасеина, вера и наука, религиозное воспитание
1. Ushinskij K. D. Pedagogicheskie sochinenija (Pedagogical Works), Moscow, 1988, vol. 1.
2. Metod nauchnoj pedagogiki Marii Montessori (Method of Scientifical Pedagogics of Maria Montessori), Kiev, 1993.
Чмелева Елена Викторовна
Прокофьева Е. А., Чмелева Е. В. Взгляды Н. И. Пирогова на воспитание детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 102-112.
PDF
В статье анализируются некоторые из педагогических идей знаменитого хирурга, педагога, попечителя Киевского и Одесского учебного округов Н. И. Пирогова, высказанные им в его педагогических сочинениях: взгляд на раннюю специализацию детей, отношение к наказаниям вообще и физическим наказаниям в частности, рассуждение о нравственном принципе в воспитании, изучение природы детей и другие. Мысли, высказанные Пироговым в работах, рассматриваемых в данной статье, логически продолжают педагогическую теорию, изложенную им в одном из своих фундаментальных и программных произведений «Вопросы жизни». Цель русской педагогики и русской школы есть воспитание Человека, умеющего подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. Занимаясь школьными проблемами на практике в качестве попечителя учебных округов, Н. И. Пирогов выступил категорическим противником применения телесных наказаний, справедливо полагая, что страх перед ними унижает ученика, принуждает его не отвечать за свои поступки, а лгать и изворачиваться, что наносит воспитанию Человека в человеке огромный вред. Точно так же достижению главной цели педагогики не способствует и ранняя специализация школьников, т. к. она нацелена, прежде всего, на карьерные достижения и вредит духовному развитию. Пирогов одним из первых высказывает мысль, которую надо бы помнить и сегодня: юность требует к себе уважительного, бережного и чуткого отношения, каждый ученик индивидуален, и задача учителя — понять его индивидуальность. Педагогическое наследие Н. И. Пирогова не утратило своей актуальности и может представлять интерес для теории и современной педагогической практики.
педагогическая система Н. И. Пирогова, ранняя специализация, нравственное воспитание, индивидуальность ребенка, проблема наказаний, средства воспитания, личность воспитателя, педагогический совет

Прокофьева Елена Анатольевна
Чмелева Елена Викторовна
Чмелева Е. В. Отечественные педагоги конца XIX в. об обучении детей языкам // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 72-79. DOI: 10.15382/sturIV201537.72-79
В статье анализируются первые экспериментальные исследования в области обучения детей раннего и дошкольного возраста языкам, представленные в концепциях И. А. Сикорского и М. М. Манасеиной. Отечественные педагоги конца XIX в. дали научное обоснование важности изучения языков для развития ребенка, показали соотношение мышления и речи, раскрыли вопрос о «конкуренции» родного языка с неродным в сфере еще не полностью сформировавшихся мыслительных процессов, выделили принципы и методы обучения языкам, определяли способность ребенка к языкам. И еще один важный вывод, к которому приходили ученые: сложность педагогического решения данной проблемы требует обращения к смежным наукам — физиологии, психологии, экспериментальной педагогике, философии и культурологии. Педагогическое наследие этих ученых не утратило своей актуальности и может представлять интерес для современных педагогов, на практике решающих задачи обучения детей родному и иностранному языкам.
педагогическая теория, И. А. Сикорский, М. М. Манасеина, раннее обучение языкам, соотношение речи и мышления, родного и иностранного языка, методы и приемы обучения языкам, наиболее благоприятный возраст для обучения иностранным языкам.
1. Беленчук Л. Н., Прокофьева Е. А., Чмелёва Е. В. Развитие идей М. В. Ломоносова в отечественной педагогике XIX в. // Педагогика. 2012. № 2. С. 86–94.
2. Кудрявцев В. Т. Исследования детского развития на рубеже двух столетий // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 3–21.
3. Ломбина Т. Н., Лукша В. Г. Психологические особенности речевого развития дошкольников в ситуации билингвизма // Детский сад от А до Я. 2010. № 5. С. 80–85.
4. Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. СПб., 1896. Вып. 2.
5. Протасова Е. Ю. Дети и языки: организация жизнедеятельности детей в двуязычном детском саду. М., 2008.
6. Ушинский К. Д. Родное слово // Сочинения: В 11 т. Т. 2. М.-Л., 1949. С. 203.
7. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: Учебник. М., 2001.
8. Чмелёва Е. В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX — начала XX в.: историко-педагогический очерк. Смоленск, 2008.
Чмелева Елена Викторовна
Чмелёва Е. В. Авторы сборника «Вехи» и К. Н. Вентцель о формировании творческого самосознания личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 119-126. DOI: 10.15382/sturIV201849.119-126
В статье анализируются взгляды авторов сборника «Вехи» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк, А. С. Изгоев) и К. Н. Вентцеля о выборе пути преобразования России, о воспитании нового человека. Обращение к проблематике «Вех» в данном контексте связано с тем, что духовные поиски известных русских философов начала XX в. (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк, А. С. Изгоев) и К. Н. Вентцеля совпали во времени. Это не было случайным, скорее закономерным явлением. Сопоставление высказанных ими идей в области воспитания поражает совпадением взглядов, наблюдений, выводов. Они поставили точный диагноз социальных и нравственных болезней интеллигенции и интеллигентной молодежи и обозначили направления духовных поисков в определении созидательных целей жизни. Несмотря на все различие мировоззрения этих мыслителей, их поиски строились на одной основе — на фундаменте духовного преобразования развивающейся личности. Результаты воспитания ученые связывали с влиянием семьи, школы, окружающей среды, всех социальных институтов. До сих пор идеи, высказанные ими, актуальны для нашего общества и для педагогики.
история отечественной педагогики, начало XX века, сборник «Вехи», К. Н. Вентцель, формирование, духовность, творческое самосознание личности
  1. Вентцель К. Н. Как создать свободную школу (Дом Свободного ребенка). М., 1908.
  2. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1915.
  3. Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. 1909–1910 / Н. Казакова, сост., коммент.; В. Шелохаев, предисл. М., 1991.
  4. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания // Речь, произнесенная в торжественном заседании второго съезда отечественных психиатров в Киеве, 8 сентября, 1905 г. Киев, 1906.
Чмелёва Елена Викторовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФГБОУ ВО "Смоленский государственный университет"; Российская Федерация, Смоленск, 214000, ул. Пржевальского, д. 4;
Должность: профессор кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0001-8775-9535;
Электронный адрес: Elenaviktoria@yandex.ru.