/
Результат поиска


Чеснокова Т. Г. «День святого Патрика» Р. Б. Шеридана и традиции фарса как «малой комедии» в английском театре XVIII в // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 2 (32). С. 65-77.
PDF
Фарс Р.Б. Шеридана «День святого Патрика, или Предприимчивый лейтенант» рассматривается в статье на фоне традиций «малой комедии» XVII–XVIII вв. Признаки жанра выявляются на уровне сюжета, системы персонажей и стиля. Исследуя своеобразие комического диалога в «Предприимчивом лейтенанте», автор отмечает преобладание в его стилистике черт рококо в сочетании с неоклассическими тенденциями. Особое внимание уделяется в процессе анализа приему речевой подмены (qui pro quo). Сравнительный анализ функций последнего в комедиях и фарсах Мольера, Мерфи и Шеридана способствует уточнению стилевых признаков разных художественных направлений в европейской драматургии XVII–XVIII вв. В итоге характеристика жанровых и стилевых особенностей «малой комедии» становится почвой для определения места «Дня святого Патрика» в эволюционном развитии Шеридана-драматурга и в истории малых комических форм европейской драматургии.
Р. Б. Шеридан, фарс, малая комедия, «гумор»/юмор, комический диалог, рококо, неоклассицизм
1. Andreev L. G. (ed.) Zarubezhnaja literatura vtorogo tysjacheletija. 1000—2000 (The Foreign Literature of the Second Thousand Years. 1000-2000), Moscow, 2001.
2. Bekket S. V ozhidanii Godo (Waiting for Godot), Moscow, 1998.
3. Filding G. Farsy (Farces), Moscow, 1980.
4. Fielding Henry. The Complete Works, New York, 1902.
5. Hughes Leo. A Century of English Farce, Princeton, 1956.
6. Kagarlickij Ju. I. Literatura i teatr Anglii XVII—XX vekov: Avtory, sjuzhety, personazhi (Literature and Theatre of England in the 18th-20th Centuries: Authors, Plots, Personages), Moscow, 2006.
7. Losev A. F. Plavt (Plautus), in http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/plavt.htm (Date: 21.04.2012).
8. Mol'er. Sobranie sochinenj (Collected Works), Moscow, 1957.
9. Murphy Arthur. The Way to Keep Him and Five Other Plays, New York, 1956.
10. Pahsar'jan N. T. Istorja zarubezhnoj literatury 17—18 vekov (History of the Foreign Literature of the 17th and 18th Centuries). Moscow, 1998.
11. Plavt Tit Makcij. Komedii (Comedies), Moscow, 1997.
12. Sheridan R. B. Dramaticheskie proizvedenja (Dramatic Works), Moscow, 1956.
13. Sheridan R. B. The Dramatic Works, Oxford, 1973.
Чеснокова Татьяна Григорьевна
Чесноков С. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 179-185. — Рец. на кн.: Фетисенко О. Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики: (Идеи русского консерватизма в литературнохудожественных и публицистических практиках второй половины XIX — первой четверти XX века). СПб.: Из-во «Пушкинский До
PDF
Чесноков Сергей Валентинович
Чеснокова Н. П. Газский митрополит Паисий Лигарид в России: заметки к биографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 11-28. DOI: 10.15382/sturII202096.11-28
Последние годы жизни Газского митрополита Паисия Лигарида были тесно связаны с Российским государством, и, казалось бы, их обстоятельства хорошо известны исследователям. Однако некоторые факты его биографии до сих пор остаются малоизученными и требуют дополнительных изысканий. Деятельность Паисия Лигарида на Большом Московском соборе 1666–1667 гг. оценивается в научной литературе преимущественно негативно. И сторонники, и противники Московского патриарха Никона либо характеризуют Паисия Лигарида как инициатора принятых на cоборе решений, либо видят в нем олицетворение сервилизма. Вместе с тем не учитываются не только не введенные в научный оборот архивные документы, но и исторические источники, опубликованные еще в XVIII–XX вв. Еще менее исследованы факты, связанные с отъездом Паисия Лигарида на православный Восток и повторным приездом его в Москву. Они трактуются в историографии по-разному не только из-за недостаточной источниковой базы, но чаще из-за необъективного истолкования имеющихся свидетельств. Паисий прибыл в Киев в мае 1673 г. и не собирался вскоре его покидать. На основании опубликованных и неопубликованных документов автор делает предположение о возможных причинах возвращения Паисия Лигарида из Киева в Москву и нового отъезда из Москвы в 1676 г.
Россия, православный Восток, митрополит Паисий Лигарид, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, Большой Московский собор 1666/67 гг., греческо-русские связи, источники, биография
  1. Витсен Н. Путешествие в Московию. 1664–1665. СПб., 1996.
  2. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Ч. 2.
  3. Дополнения к актам историческим. СПб., 1857. Т. 6.
  4. История о безвинном заточении боярина Матвеева, изданная Николаем Новиковым. М., 1785.
  5. Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII в. // Собрание сочинений. М., 2008. Т. 2. С. 652–711.
  6. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912.
  7. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и в XVII столетиях // Собрание сочинений. М., 2008. Т. 1. С. 21–505.
  8. Каптерев Н. Ф. Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида // Собрание сочинений. М., 2008. Т. 2. С. 741–788.
  9. Кудрявцев И. М. «Издательская» деятельность Посольского приказа: К истории русской рукописной книги во второй половине XVII века // Книга: исследования и материалы. М., 1963. VIII. С. 189–193.
  10. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 7.
  11. Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. Т. 9: Полемические против раскола сочинения православных. Ч. 1: Опровержение челобитной попа Никиты / [Соч.] Паисия Лигарида. М., 1895.
  12. Опарина Т. А. Иоанникий Грек и греческое землячество Москвы // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3 (69). С. 96–97.
  13. Опарина Т. А. Переводчик Посольского приказа Анастас Селунский // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 4 (66). С. 66–84.
  14. Опарина Т. А. Превратности судьбы «греченина» Николая Дмитриева // Средние века. 2019. № 80 (2). С. 162–185.
  15. Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / пер. с арабского Г. Муркоса. М., 2005.
  16. Петров Н. И. Киевская академия во 2-й половине XVII в. Киев, 1895.
  17. Романова А. А. Паисий Лигарид // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998. С. 8–12.
  18. Синбирский сборник: Историческая часть. Т. 1 / [предисл. издателей П., А., Н. Языковых, А. Хомякова и Д. Валуева]. М., 1844.
  19. Тимошина Л. А. Газский митрополит Паисий Лигарид: о некоторых датах и событиях // Каптеревские чтения. М., 2012. Вып. 10. С. 89–133.
  20. Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884.
  21. Флоря Б. Н. Войны Османской империи с государствами Восточной Европы (1672–1681 гг.) // Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в 17 в. Ч. 2 / отв. ред. Г. Г. Литаврин. М.: Памятники исторической мысли, 2001. С. 108–148.
  22. Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVIII в. М., 2003.
  23. Чеснокова Н. П. Жалованные грамоты греческим иерархам в контексте конфессионально-политических связей России и православного Востока в XVIII в.// Каптеревские чтения. 2019. Вып. 17. С. 190–211.
  24. Чеснокова Н. П. Паисий Лигарид // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 54. С. 240–243.
Чеснокова Надежда Петровна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН); Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, 32А;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7304-1968;
Электронный адрес: npchesn@mail.ru.
Работа выполнена по гранту РФФИ 20-09-41007.