/
Результат поиска


Чемезова К. Е. Культ св. Олава в Норвегии и история строительства Нидаросского собора // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 7-21. DOI: 10.15382/sturV201623.7-21
Святой Олав является важной фигурой как в политической, так и в религиозной жизни средневековой Норвегии. Развитие каменного строительства в Нидаросе (совр. Тронхейм) прямым образом связано с церковной историей: обособлением норвежской Церкви от шведского архиепископства в Лунде и созданием римским легатом Николасом Брейкспиром самостоятельного архиепископского центра в Тронхейме в 1152–1153 гг. Большую роль в перестройке собора сыграло широкое распространение культа св. Олава и становление крупного паломнического центра в Нидаросе. Цель данной публикации — изучить историю культа Олава Святого в Норвегии и определить его влияние на архитектуру собора в Нидаросе. В статье также воссоздается история строительства Нидаросского собора (ок. 1070–1300-е гг.) и выявляются основные особенности его архитектурных конструкций и декоративных элементов. Кроме того, в публикации исследуются возможные иноземные влияния, которые, тем или иным образом, проявились в архитектуре собора. Автор проводит прямые параллели с английскими памятниками и выявляет причины возникновения тех или иных деталей в норвежском храме.
культ св. Олава, скандинавское искусство, Нидаросский собор, собор св. Олава в Тронхейме, каменная архитектура в Норвегии, средневековое искусство
1. Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь. М., 2002.
2. Blum P. Z. The Salisbury Chapter House and its Sixty Old Testament Scenes, Salisbury, 2010.
3. Bumpus T. F. The Cathedrals and Churches of Norway, Sweden and Denmark, London, 1908.
4. Derry T. A History of Scandinavia: Norway, Sweden, Denmark, Finland and Iceland, Minneapolis, 1979.
5. Ekroll Ø. Nidaros Cathedral, Trondheim, 2009.
6. Ekroll Ø. The Archbishop’s Palace Museum, Trondheim, 1997.
7. Fischer G. Domkirken i Trondheim, Oslo, 1965.
8. Harrison S. 2012 “The Cathedral of Archbishop Eystein: Sequences, Style, Dating and Influences”, in Eystein Erlendsson: erkebiskop, politiker og kirkebygger, Trondheim, 2012, pp. 97–111.
9. Herman M. Style as Choice: the Octagon Portal of Trondheim Cathedral, Oslo, 2011.
10. Kalvi G. Norwegian Architecture, Past and Present, Oslo, 1958.
11. Leach H. G. 1909 “The Relations of the Norwegian with the English Church, 1066–1399, and their importance to comparative literature”, in Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences, 1909, vol. 44/20, May, pp. 531–560.
12. Paulsson T. Scandinavian Architecture. Buildings and Society in Denmark, Finland, Norway, and Sweden from the Iron age until Today, London, 1958.
13. Pederssøn A. Norges beskrivelse, Christiania, 1858.
14. Racz I. Medieval Norwegian Art, Oslo, 1970.
15. Strong C. S. 1930 “Tronhjem: Its Cathedral and Its Fishing Industry”, in Scandinavian Studies and Notes: Society for the Advancement of Scandinavian Study, 1930, vol. 11/1, pp. 22–28.
16. Thiis H. Nidaros Cathedral in Pictures: English-Esperanto-Francais, Trondheim, 1953.
17. Trondhjem Cathedral Papers Concerning the Designs for the Restoration, Trondhjem, 1919.
Чемезова Ксения Евгеньевна
Чемезова К. Е. Октагон в соборе Св. Олава в Тронхейме: история строительства и архитектурно-художественные особенности // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 11-27. DOI: 10.15382/sturV202039.11-27
В статье проводится комплексное изучение октагона в соборе Св. Олава в Тронхейме. Локальное исследование воссоздает этапы строительства восточной части норвежского собора. Октагон рассмотрен в контексте зодчества восточно-христианского мира, континентальной и островной Европы. Изучены аналоги широкого географического и хронологического охвата, в результате чего выявлено определенное влияние храма Гроба Господня в Иерусалиме на планировку восточной части норвежского храма. В связи с этим изучена специфика восприятия «копии» в средневековой архитектуре. Исследование также показало, что строительство восточной части собора велось не без участия английских мастеров. На это указывают, во-первых, исторические предпосылки (приглашение английских епископов в Норвегию, воспитание норвежских королей при Английском дворе и проч.) и, во-вторых, сходство конструктивных и декоративных деталей восточной части норвежского собора с хором св. Хью в Линкольне.На основе изучения средневековой нумерологии и историко-культурного контекста было выявлено возможное семантическое значение октагона в Тронхейме и обнаружен еще один архитектурный аналог, повлиявший на создание восьмигранника — Дворцовая капелла Карла Великого в Ахене. Обращение к храму Гроба Господня и, вероятно, к Ахенской капелле можно обосновать стремлением заказчиков в лице архиепископов воплотить идею создания Небесного Иерусалима. Уникальная планировка для норвежской каменной архитектуры нашла продолжение в местном приходском и монастырском зодчестве. В статье рассмотрены основные церкви конца XII–XIII в., которые так или иначе связаны с собором Св. Олава.
норвежское искусство, собор в Тронхейме, октагон, средневековая архитектура, норвежский собор, Нидаросский собор, св. Олав
  1. Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в Средние века. Петербург, 1924.
  2. Каптиков А. Романская архитектура Италии. Ломбардия–Эмилия-Романья–Тоскана–Апулия–Сицилия. Екатеринбург: TATLIN, 2012.
  3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
  4. Лидов А. М. Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси. М.: НП АКЦ «Страдиз-Аудиокнига», «Феория», 2014.
  5. Сванидзе А. A. Викинги — люди саги: жизнь и нравы. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  6. Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: Ладомир; Наука, 1995.
  7. Ekroll Ø. The Octagonal Shrine Chapel of St. Olav at Nidaros Cathedral: An Investigation of its Fabric, Architecture and International Context (Doctoral Thesis at NTNU). Trondheim, 2015.
  8. Fischer G. Domkirken i Trondheim. Kirkebygget i Middelalderen. Bind I. Oslo: Forlaget Landog Kirke, 1965.
  9. Harrison S. The Cathedral of Archbishop Eystein: Sequences, Style, Dating and Infl uences // Eystein Erlendsson: Erkebiskop, Politiker og Kirkebygger. Trondheim: Nidaros domkirkes restaureringsarbeider, 2012. P. 97–111.
  10. Kleinbauer Е. Charlemagne's Palace Chapel at Aachen and Its Copies // Gesta. 1965. Vol. 4. P. 2–11.
  11. Krautheimer R. Introduction to an «Iconography of Mediaeval Architecture» // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. Vol. 5. P. 1–33.
  12. Lunde Ø. Norges Klostre i Middelalderen // Fortidsminneforeningens Årbok. 1987. Nor. 141. P. 85–120.
  13. Trondhjem Cathedral Papers Concerning the Designs for the Restoration. Trondhjem: The Office of the Restoration of Trondhjem Cathedral, 1919.
Чемезова Ксения Евгеньевна
Место работы: Государственный музей истории Санкт-Петербурга; Российская Федерация, 197046, г. Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3;
Должность: научный сотрудник Выставочного отдела;
ORCID: 0000-0001-5417-1487;
Электронный адрес: ksuisk@mail.ru.