/
Результат поиска


Литвинова С. Н., Челышева Ю. В. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 99-112. DOI: 10.15382/sturIV202162.99-112
Современным трендом системы образования в мире является персонализация и цифровизация, требующая от человека постоянного развития, следования инновациям, совершенствования своих компетенций. При этом деятельность специалиста любой сферы, в том числе и образования, сопровождается цифровыми технологиями, которые призваны помочь решать сложные задачи, перераспределить часть рутинных функций в работе, а в некоторых случаях и заменить человека. Современные цифровые технологии и цифровая среда становятся средством, которое соответствует качественно новому содержанию развития и обучения ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса в детском саду.Цель статьи: описание результатов исследования представлений педагогов дошкольного образования о цифровой трансформации образовательной среды. Основой методологии исследования выступает сочетание экосистемного подхода на основе концепции Smart City в образовании, онтологического подхода и принципов системного анализа и интеграции. Под «цифровой трансформацией» дошкольной образовательной среды мы понимаем экосистемные изменения с позиции технологий, содержания деятельности, информационных ресурсов и коммуникативных образовательных моделей, а также структуры цифровой грамотности педагога дошкольного образования. В статье цифровая трансформация в дошкольном образовании рассматривается с учетом особенностей детей дошкольного возраста, развивающихся в новой социокультурной ситуации цифрового мира. На основе анализа различных научных подходов к понятиям исследования в работе определены сущностные характеристики цифровой грамотности педагогов дошкольного образования. К компонентам цифровой грамотности педагога дошкольного образования отнесены: компьютерная грамотность, информационно-коммуникационная грамотность, грамотность в области визуализации образовательного контента и грамотность в создании образовательных медиапродуктов.Представленное исследование отражает результаты самооценки педагогов дошкольного образования в применении цифровых инструментов и технологий проектирования современной образовательной среды детского сада. Выявлены дефициты в области цифровой грамотности педагогов дошкольного образования в контексте теории поколений. Представлена модель цифрового детского сада и структурные компоненты цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации.
цифровизация, цифровая трансформация дошкольного образования, цифровая грамотность воспитателя, цифровой детский сад, Smart City, экосистема, цифровые инструменты
  1. Байбородова Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2020. № 7. С. 22–30.
  2. Бондарчук О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий // Научный альманах. 2019. № 5–3 (55). С. 136–138.
  3. Веракса Н. Е. Проблема средств в цифровом обучении // Педагогика. 2020. № 4. С. 19–26, 136–138.
  4. Солдатова Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36). С. 12–27.
  5. Шабас С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
Литвинова Светлана Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт делового администрирования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0002-4589-3688;
Электронный адрес: _litsveta_@mail.ru.
Челышева Юлия Вячеславовна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7533-5938;
Электронный адрес: cherishevauv@mgpu.ru.