/
Результат поиска


Цыганкова М. Н. Возможности применения элементов православной культуры в психологическом сопровождении инклюзивного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 41-53.
PDF
В статье дается определение инклюзивного образования, раскрывается его содержание. Акцент сделан на психологическом сопровождении инклюзивного образования. Для интеграции учащихся с инвалидностью в учебный коллектив и преодоления феномена социальной инвалидизации автор считает перспективным строить психологическое сопровождение инклюзивного образования с использованием элементов русской православной культуры. В статье также рассмотрены некоторые существенные аспекты русского православного мировоззрения, которые могут способствовать развитию толерантности к людям с инвалидностью и созданию инклюзивной учебной среды.
инклюзивное образование, феномен социальной инвалидизации, русская православная культура, сакрализация инвалидности
Цыганкова Мария Николаевна
Цыганков Д. А. Воспоминания профессора В. И. Герье. 1894 год в истории Московского университета // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 1 (38). С. 131-154.
PDF
Впервые на основе беловых записей дочери профессора В. И. Герье — Е. В. Герье публикуется глава из воспоминаний ученого, написанная в конце его жизни.
расколотый университет, университетский конфликт, В. И. Герье, Н. П. Боголепов
Цыганков Дмитрий Андреевич
Цыганков Д. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 1 (44). С. 137-140. — Рец. на кн.: Феофанов А. М. Студенчество Московского университета XVIII — первой четверти XIX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 253 с., с илл.
PDF
Цыганков Дмитрий Андреевич
Цыганков Д. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 1 (50). С. 165-168. — Рец. на кн.: Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы. Вторая половина XIX – начало ХХ столетия. М.: Изд-во ПСТГУ. 2011. 192 с.
PDF
Цыганков Дмитрий Андреевич
Цыганков Д. А. Трагедия учителя. В. И. Герье и М. С. Корелин: к истории интеллектуального диалога // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 4 (53). С. 53-67.
PDF
Статья посвящена реконструкции истории научных взаимоотношений учителя — В. И. Герье и ученика — М. С. Корелина. Цель работы — дать дополнительный материал для изучения «школы Герье», специфического сообщества историков Московского университета. Рассмотрев историю коммуникаций самых близких друг другу исследователей внутри этого объединения ученых, автор приходит к заключению, что Герье воспринимал Корелина как продолжателя своей научной традиции и после смерти последнего фактически оказался «бездетным», несмотря на большое количество учеников в российских университетах и за границей.
В. И. Герье, М. С. Корелин, научное сообщество историков Московского университета, научный преемник, интеллектуальный диалог
1. Antoschenko A. V. 2010. Mir istorika. Istoriografitscheskii vestnik (The World of historian. Gerald of history study.)., pp. 85-120.
2. Antoschenko A. V. Russkii liberal-anglofil Pavel Gavrilovich Vinogradov (Russian Liberal Anglophile Pavel Gavrilovich Vinogradov). Petrozavodsk, 2010.
3. Filimonov V. A. 2008. Istoria idey i vospitanie istoriey (The history of ideas and education from the history), pp. 174-189.
4. Ivanova T. N. Vladimir Ivanovich Gerrier:portret rossiyskogopedagoga i organizatora obrazovania (Vladimir Gerrier: a portrait of the Russian teacher and organizer of Education). Cheboksary, 2009.
5. Ivanova T. N. Nauchnoe naslediye V.I. Gerrier i formirovanie nauki vseobschey istorii v Rossii (The scientific legacy of Vladimir Gerrier and the formation of World history studies in Russia.). Cheboksary, 2010.
6. Ivanova T. N., Myagkov G. P. 2011. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Istoria ifilologia. no. 3, pp. 26-34.
7. Ivanova T. N., Myagkov G. P. 2011. Istoriki mezdu ochevidnym i voobrasgaemym (Historians between the obvious and the imaginary.), pp. 24-27.
8. Kirsanova E. S. Konservativnyi liberal v russkoy istoriografii: gisn' i istoricheskoe mirovosrenie V. I. Gerrier (Conservative liberal in Russian historiography: the life and historical outlook of Vladimir Gerrier.). Seversk, 2003.
9. Makushin A. V., Tribunskiy P. A. Pavel Nikolaevich Milukov: Trudy I dni (Pavel Milukov: Works and Days). Ryasan, 2001.
10. Pavlenko N. I. Michail Pogodin (Michail Pogodin). Moscow, 2003.
11. Tsigankov D. A. Professor V.I. Gerrierr i ego ucheniki (Professor Vladimir Gerrier and his followers). Moscow, 2010.
12. Tsimbaev N. I. Sergey Michailovich Soloviev (Sergey Solovyov). Moscow, 1990.
13. Zolotarev V. A. 2008. Istoria idey i vospitanie istoriey (The history of ideas and education through the history), pp. 152-173.

Цыганков Дмитрий Андреевич
Цыганков Д. А. Семинар как место исследования в Московском университете второй половины ХIХ в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4 (59). С. 117-132. DOI: 10.15382/sturII201459.117-132
В последнее время в историографии стало уделяться пристальное внимание семинару как форме университетского занятия2. Исследователи стремятся реконструировать историю происхождения этого вида занятий, определить значение этого института в формировании учебного плана тех или иных факультетов в университете, роль в коммуникативной и школообразующей практике различных сообществ ученых. Комплексно анализируя источники для изучения семинаров: отчеты лиц, командированных с научной целью за границу, «Отчеты о состояниях и действиях Московского университета», воспоминания и переписку, автор приходит к выводу, что семинары как тип университетского занятия появляются в Московском университете в середине 1860-х гг. На 1860–1870-е гг. приходится период бурного развития этой институции в Московском университете. По уставу 1884 г. семинары становятся обязательной формой занятия для получающих историческое образование. При этом происходит выхолащивание их содержания, поскольку руководители семинара ориентируются на «среднего» студента, а семинары в университете служат формой контроля за успеваемостью студентов со стороны администрации. Одновременно в 1880–1890-е гг. профессора Московского университета — В. И. Герье и П. Г. Виноградов — стремятся сохранить исследовательское реноме семинара и переносят его в частное пространство. Эти профессора организуют свои домашние семинары, своеобразную исследовательскую школу, целью которой является передача специальной исследовательской информации и формирование этоса поведения ученого. Кризис семинарской работы в Москве приходится на рубеж ХIХ–ХХ вв. Герье не сумел воспользоваться наработанными в рамках семинара коммуникативными практиками, когда основывалось Историческое общество при Московском университете, а Виноградов в 1901 г. покинул университет, перенеся традиции московского семинара в мир англосаксонских университетов.
семинар, сообщество историков, научная школа, В. И. Герье, П. Г. Виноградов, Московский университет.
1. Антощенко А. В. Das Seminar: немецкие корни и русская крона (о применении немецкого опыта «семинариев» московскими профессорами во второй половине XIX в. // «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: университеты Российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII — начала XX в. М., 2009. С. 263–278.
2. Антощенко А. В., Свешникова А. В. Исторический семинар как место знания // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом. М., 2012.
3. Воробьева И. Г. Профессор-славист Нил Александрович Попов. Тверь, 1999.
4. Мягков Г. П. «Нестор немецкой историографии» или «камердинер истории»? Историки России в спорах о Ранке // Диалог с прошлым: Альманах интеллектуальной истории. М., 2001. Вып. 6.
5. Свешников А. В. Петербургская школа медиевистов начала XX века. Попытка антропологического анализа научного сообщества. Омск, 2010.
6. Цыганков Д. А. Профессор В. И. Герье и его ученики. М., 2010.
Цыганков Дмитрий Андреевич
Цыганков Д. А., Ильяшенко Н. А. Протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов и историки Московского университета // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1 (62). С. 137-146. DOI: 10.15382/sturII201562.137-146
Вопрос о профессиональном единстве сообщества «светских» и церковных историков в дореволюционную эпоху в последнее время вызывает повышенный интерес у историков и богословов. Свидетельствуя о том, что общий взгляд на программу церковно-исторических исследований в этот период не сложился, специалисты пытаются найти факты как показывающие недопонимание между представителями исторической науки в университетах и духовных академиях, так и указывающие на сближение между учеными. Предлагаемая публикация дает возможность представить положение кафедры истории Церкви в Московском университете в конце 1894 г., когда ее профессор, доктор богословия протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов, решил передать свою должность светскому историку - доктору всеобщей истории, экстраординарному профессору кафедры всеобщей истории Михаилу Сергеевичу Корелину. Для Иванцова-Платонова это было продуманное решение. Профессор хотел привлечь студенческое внимание и общественный интерес к проблемам истории Церкви. При отсутствии для реализации проекта явного кандидата из духовных академий Иванцов-Платонов хотел видеть на своей кафедре светского историка, затрагивавшего в своей научно-педагогической деятельности вопросы, тесно связанные с историей Церкви. Это был рискованный вариант, поскольку профессура университета рассматривала предложения Иванцова-Платонова утилитарно, прежде всего с точки зрения учебного плана историко-филологического факультета. С таким проектом не согласилось и Министерство народного просвещения, что привело к маргинализации кафедры истории Церкви на историко-филологическом факультете Московского университета в начале XX в.
кафедра истории Церкви Московского университета, учебный план, деклерикализация, В. И. Герье, М. С. Корелин, А. М. Иванцов-Платонов, А. П. Лебедев

Цыганков Дмитрий Андреевич
Ильяшенко Николай Александрович
Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Попечитель Императорского университета в системе народного просвещения Российской империи первой половины XIX в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4 (65). С. 70-97. DOI: 10.15382/sturII201565.70-97
Работа посвящена изучению коллективного портрета попечителей императорских университетов в России в первой половине ХIХ в. в контексте внутренней политики государства и на фоне развития университетов Европы изучаемой эпохи. Авторы постулируют наличие трех условно выделяемых поколений университетских попечителей, каждое из которых обладало характерными управленческими навыками, социальными связями и культурными компетенциями. Первое поколение попечителей (попечители-основатели) попыталось связать университетский мир России и Европы. Отличительной чертой второго поколения попечителей (попечители-бюрократы) стало их вмешательство в учебный процесс в подчиненных им университетах, что существенно сказалось на свободе преподавания и обучения в университетах России. Наконец, третье поколение попечителей (патриархальные попечители) создало своеобразную университетскую повседневность после введения в действие университетского устава 1835 г.
министерство народного просвещения, попечитель, свобода преподавания, образовательная политика, университет, университетский устав, С. С. Уваров, С. Г. Строганов
1. Андреев А. Ю. «Гумбольдт в России»: Министерство народного просвещения и немецкие университеты в первой половине XIX века // Отечественная история. 2004. № 2. С. 37–55.
2. Андреев А. Ю. 1812 год в истории Московского университета. М., 1998.
3. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.
4. Виттекер Ц. Граф С. С. Уваров и его время. СПб., 1999.
5. Галиуллина Р. Х. М. Н. Мусин-Пушкин — попечитель Казанского и Санкт-Петербургского учебных округов // Санкт-Петербургский университет в XVIII–XX вв.: европейские традиции и российский контекст. СПб., 2009. С. 90–91.
6. Завгородняя О. И. Формирование правового статуса института попечителей российских университетов в первой половине XIX в.: Историко-правовое исследование. М., 2006.
7. Зайцев Б. П., Посохов С. И. Попечители Харьковского учебного округа. Харьков, 2000.
8. Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М., 2001.
9. Ильина К. А. Информационные ресурсы попечителя учебного округа (первая четверть XIX века) // Санкт-Петербургский университет в XVIII–XX вв.: европейские традиции и российский контекст. СПб., 2009.
10. Костина Т. В. Академик С. Я. Румовский и Казанский университет: Историографический контекст // Академия наук в истории культуры России XVIII–XX веков. СПб., 2010. С. 81–101.
11. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1–4. М., 2002–2003.
12. Посохов С. И. Попечители Харьковского учебного округа первой половины XIX века: попытка реабилитации // Universitates — Университеты: наука и просвещение. 2009. № 4 (39). С. 40–42.
13. Университет в Российской империи XVIII — первой половины XIX века / Под общ. ред. А. Ю. Андреева и С. И. Посохова. М., 2012.
14. Филиппова Э. Н. Николай Николаевич Новосильцев // Во главе первенствующего ученого сословия России. СПб., 2000. С. 105–106.
15. Цыганков Д. А. Университетский попечитель в России: между ценностями европейской науки и государственной службы (вторая половина XVIII — первая треть XIX века) // Полиэтничность России в контексте исторического дискурса и образовательных практик XIX–XXI вв. III Арсентьевские чтения. Чебоксары, 2010. С. 515–527.
16. Черказьянова И. В. Академические ученые в роли государственных чиновников (на примере попечителей учебных округов) // Академия наук в истории культуры России XVIII–XX веков. СПб., 2010. С. 102–124 (и приложение: список попечителей учебных округов Российской империи (1803–1917): Там же. С. 125–134).
17. Gundelach E. Die Verfassung der Göttinger Universität in drei Jahrhunderten, Göttingen, 1955.
18. Kahl W. Hochschule und Staat. Entwicklungsgeschichtliche Betrachtungen eines schwierigen Rechtvehältnisses unter besonderer Berücksichtigung von Aufsichtsfragen, Tübingen, 2004.
Андреев Андрей Юрьевич
Цыганков Дмитрий Андреевич
Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Преподавание церковно-богословских дисциплин и подготовка историков в Императорском Московском университете // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 45-64. DOI: 10.15382/sturII201668.45-64
В статье исследуется место церковно-богословских дисциплин в структуре Московского университета начиная с его основания в 1755 г. и до 1917 г. Показано институциональное развитие в университете кафедр богословия и церковной истории, предусмотренных начиная с Устава 1804 г., даны портреты первых университетских профессоров, преподававших эти дисциплины. Особое внимание в статье уделяется изменениям в преподавании церковно-богословских дисциплин в Московском университете после введения в действие Устава 1863 г. и приходящейся на этот период деятельности протоиерея А. М. Иванцова-Платонова на кафедре церковной истории историко-филологического факультета. Изучаются попытки профессоров-историков передать преподавание церковной истории профессору, не связанному с духовными академиями на рубеже ХIХ– ХХ вв. Неудачный опыт решения этой проблемы привел к тому, что курсы церковноисторического содержания так и не получили важного значения в программах подготовки историков в Московском университете.
богословский факультет, кафедра церковной истории, секуляризация преподавания, подготовка историков.
1. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.
2. Александренко В. Н. Проект Богословского факультета при Екатерине II. 1773 г. // Вестник Европы. 1873. Т. 6. №11. С. 301–316.
3. Герасимов О., диакон. История Церкви в системе научных дисциплин в российских университетах XIX в. // XVIII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Т. 1. М., 2008. Т. 1. С. 353–358.
4. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1: Российские университеты и Устав 1804 года. М., 2002.
5. Посохова Л. Ю. На перехрестi культур, традицiй, епох. Православнi колегиуми Украiни наприкiнцi XVII — на початку XIX ст. Харкiв, 2011.
6. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX веках. Т. 1. СПб., 1912.
7. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006.
8. Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX века. М., 2009.
9. Сухова Н. Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870–1918 гг.). М., 2012.
10. Сухова Н. Ю. «Историко-богословская революция» в высшей духовной школе в России // Филаретовский альманах. Вып. 9. М., 2013.
11. Университет в Российской империи XVIII — первой половины XIX века / Общ. ред. А. Ю. Андреев, С. И. Посохов. М., 2012.
12. Цыганков Д. А., Ильяшенко Н. А. Протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов и историки Московского университета // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. № 1. С. 137–149.
13. Чесноков В. И. Пути формирования и характерные черты системы университетского исторического образования в дореволюционной России // Историческая культура императорской России. Формирование представлений о прошлом. М., 2012. С. 113–137.
Андреев Андрей Юрьевич
Цыганков Дмитрий Андреевич
Цыганков Д. А. Воспоминания В. И. Герье о Московской городской думе (публ., вступ. ст., коммент. Д. А. Цыганкова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 139-149. DOI: 10.15382/sturII201671.139-149
Мемуарное наследие В. И. Герье до сих пор не опубликовано полностью. Во многом это связано с тем, что историку не удалось подготовить законченный вариант воспоминаний для издания. Особенно много Герье перерабатывал ту часть воспоминаний, которая была посвящена размышлениям о Московской городской думе. Фактически престарелый профессор подготовил две редакции этой главы, или две части одной главы, которые существенно отличаются одна от другой. Первая часть воспоминаний Герье о Московской городской думе, впервые опубликованная А. Н. Шахановым, посвящена коллегам Герье по думской работе и раскрывала историю политизации и радикализации ее состава. Ниже представлена вторая редакция (или часть) этой главы, в которой историк подводил итоги собственной работы в Думе на посту председателя комиссии о пользах и нуждах общественных (до 1907 г.).
В. И. Герье, воспоминания, Московская городская дума, благотворительность, комиссия о пользах и нуждах общественных.
Цыганков Дмитрий Андреевич
Цыганков Д. А. Маленькие люди русского подполья // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 149-155. — Рец. на кн.: Кириллов В. Л. Революционный терроризм, которого не было. Тайное общество «Сморгонская академия» в русском революционном движении 1860-х гг. М.: АИРО-XXI, 2016. 240 c.
PDF
Цыганков Дмитрий Андреевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноап. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 5;
Должность: зав. кафедрой истории России; доцент кафедры истории России XIX века — начала XX века Исторического факультета; доцент кафедры церковной истории;
ORCID: 0000-0003-3005-503Х;
Электронный адрес: tsdm@yandex.ru.
Цыганков А. С. Немецкоязычное издание сочинений С. Н. Булгакова: от «Философии хозяйства» до библиографии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 129-133. — Рец. на кн.: Werkausgabe von Sergij Bulgakov in deutscher Sprache. Münster: Aschendorff -Verlag1, 2017. Bd. 1–3. DOI: 10.15382/sturI201880.129-133
Цыганков Александр Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт Философии РАН, Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр.1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1216-1042;
Электронный адрес: m1dian@yandex.ru.
Благодарю научного руководителя Исследовательского центра Сергия Булгакова во Фрибурге Регулу М. Цвален за поддержку, оказанную ей в ходе подготовки рецензии.
Наумов П. Ю., Цыганков Д. А. Ученики П. Г. Виноградова // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 115-147. DOI: 10.15382/sturII201989.115-147
Cтатья посвящена проблеме взаимоотношений профессора Московского университета П. Г. Виноградова и его учеников. В годы работы на кафедре всеобщей истории историко-филологического факультета Императорского Московского университета профессор Виноградов имел возможность предлагать кандидатуры для оставления при университете с целью подготовки к профессорскому званию. Нами выявлено 14 случаев, когда Виноградов выступал с подобной инициативой. Номинантами всегда были хорошо известные профессору студенты. Знакомство с ними происходило в семинарах по всеобщей истории, которые вел Виноградов, под его руководством они писали выпускную работу. Два ученика Виноградова — А. Н. Савин и М. М. Хвостов — стали профессорами русских университетов, защитив магистерские и докторские диссертации в дореволюционную эпоху. Преподавание в Московском университете вел и Д. Н. Егоров, который получил должность ординарного профессора летом 1917 г. Большая часть учеников Виноградова не преодолела рубежа магистерских экзаменов. Однако некоторые из учеников при советской власти продолжили заниматься научной и преподавательской деятельностью, став заметными в науке фигурами в новую эпоху. В статье выявлены все ученики Виноградова в Московском университете (два ученика не были оставлены для подготовки; один, считаясь учеником Виноградова, формально был оставлен В. И. Герье), дано представление об их дальнейшей карьере, вскрыты характерные черты и особенности стиля работы профессора с подопечными.
П. Г. Виноградов, ученики Виноградова, система подготовки научных кадров историков, научное сообщество историков Московского университета, научный преемник, интеллектуальный диалог, исследовательская традиция
  1. Антощенко А. В. Русский либерал-англофил Павел Гаврилович Виноградов. Петрозаводск, 2010.
  2. Антощенко А. В. Профессор Московского императорского университета Павел Гаврилович Виноградов (очерки жизни и деятельности). Б.м., 2015. Рукопись.
  3. Богинский А. В. История семьи Гольденвейзер: XIX–XX вв. // Научные труды по иудаике: Материалы XIX Международной конференции по иудаике. Т. III. Вып. 42. М., 2012. С. 218–234.
  4. Волобуев О. В. Школьные учебники начала ХХ века по русской истории: функциональность и типология // Российская история. 2014. № 1. С. 107–108.
  5. Забугина Е. И. Педагогическая и общественная деятельность историка С. П. Моравского // Вестник Самарского университета: История, педагогика, филология. Т. 23 № 1. 2017. С. 21–25.
  6. Зубков И. В. Научные педагогические общества. Педагогическое общество при Московском университете // Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII — начале ХХ в. / отв. ред. А. С. Туманова. М., 2011. С. 651–661.
  7. Малюгин О. И. Н. М. Никольский и создание первого советского учебника по древней истории для школ // Сб. научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры / под общ. ред. проф. Я. Г. Солодкина, Л. В. Алексеевой. Нижневартовск, 2015. С. 218–219.
  8. Моравская А. С. 130 лет со дня рождения Сергея Павловича Моравского (1866–1942) // Бюллетень Всероссийской ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени. 1997. № 8. С. 31–35.
  9. Мягков Г. П., Иванова Т. Н. Школа В. И. Герье: основные черты и место в научном пространстве России // Диалог со временем. 2013. Вып. 44. С. 165–185.
  10. Наумов П. Ю. Ученики Р. Ю. Виппера // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 77–92.
  11. Ситник В. С. М. Н. Коваленский — историк и педагог. Воронеж, 1976.
  12. Старкова Н. Ю. Проблемы истории Древней Спарты в трудах казанских антиковедов рубежа XIX–XX вв. // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство: сб. научных статей и сообщений / сост. и отв. ред. Г. П. Мягков и Е. А. Чиглинцев. Казань, 2005. С. 266–273.
  13. Цыганков Д. А. Сообщество московских всеобщих историков во второй половине XIX века // Terra Europa: Интеллектуальное пространство московских историков второй половины XIX века. М., 2014. С. 11–173.
  14. Шарова А. В. Александр Николаевич Савин: неизвестная жизнь известного историка // Одиссей: человек в истории. М., 2012. С. 212–243.
  15. Шарова А. В. «Отстал от века?» В. И. Герье и А. Н. Савин // Историческая наука и образование в России и на Западе: судьбы историков и научных школ. М., 2012. С. 35–37.
  16. Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX — начала XX века. М., 2003.
Наумов Павел Юрьевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1;
Должность: преподаватель кафедры истории России ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-4353-8711;
Электронный адрес: pavel_fcsm_1922@mail.ru.
Цыганков Дмитрий Андреевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноап. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 5;
Должность: зав. кафедрой истории России; доцент кафедры истории России XIX века — начала XX века Исторического факультета; доцент кафедры церковной истории;
ORCID: 0000-0003-3005-503Х;
Электронный адрес: tsdm@yandex.ru.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №18-18-00121).
Цыганков А. С., Гапоненков А. А. «Симфоническое философствование» (биографические реалии переписки С. Л. Франка и Л. Бинсвангера) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 85. С. 88-107. DOI: 10.15382/sturI201985.88-107
В предлагаемой читателю статье анализируются биографические реалии, представленные в переписке русского философа С. Л. Франка и швейцарского психиатра Л. Бинсвангера. Она являет собой один из наиболее ярких образцов философского диалога России и Западной Европы, длилась без малого 16 лет с ноября 1934 по декабрь 1950 г. Корреспонденты ведут открытую, задушевную беседу на разные темы: высокое понимание истинной мужской дружбы, научные интересы в области психологии, философии, религии, психоанализа, медицины, разъезды, конференции, доклады, встречи философов, общие знакомые, круг чтения — русская литература и современные европейские авторы, история Европы, бытовая жизнь, текущие заботы о детях и супруге, болезни, сообщения о смерти близких. Переписка Франка и Бинсвангера носит исповедальный характер и помогает не только уточнить отдельные факты жизни русского философа в эмиграции, но и дает новые, ценные материалы для осмысления его внутренней, духовной и философской эволюции, творческой истории изданных и неизданных работ. В настоящее время рассматриваемая переписка, хранящаяся в архиве Тюбингенского университета, готовится к изданию как в русском переводе, так и на языке оригинала (немецкий, французский, английский) вместе с расшифровкой.
философский диалог России и Западной Европы, философия С. Л. Франка, биография, переписка, Л. Бинсвангер, психоанализ, русская философия в эмиграции
  1. Аляев Г. Е., Резвых Т. Н. Дружба, испытуемая жизнью: К переписке С. Франка и В. Ельяшевича // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 2015 год / ред. М. А. Колеров. М., 2016. С.7–39.
  2. Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа, 1877–1950 / пер. с англ. М., 2001.
  3. Гапоненков А. А. Религиозная философия Вл. С. Соловьева в рецепции С. Л. Франка // Вопросы философии. 2017. № 6. С.105–121.
  4. Гапоненков А. А. Эпистолярный диалог Петра Струве и Семена Франка (1922–1944) // Общая тетрадь. Вестник Московской школы политических исследований. 2010. № 1 (51). URL: otetrad.ru/article-109.html (дата обращения: 07.07.2019).
  5. Гапоненков А. А. Эпистолярный диалог С. Л. Франка и Н. А. Бердяева (1923–1947) // Вопросы философии. 2014. № 2. С. 119–130.
  6. Оболевич Т., Цыганков А. С. С. Л. Франк в Голландии: контуры творческого и жизненного пути (предисловие к архивной публикации) // Философский журнал. 2019. № 4.
  7. Цыганков А. С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С. Л. Франка (новые материалы). М., 2019.
  8. Цыганков А. С., Оболевич Т. «Германия уже стала для меня моей второй родиной»: жизненный и творческий путь С. Л. Франка в переписке с Ф. Хайлером et circum // Историко-философский ежегодник. 2018. С. 293–313.
  9. Цыганков А. С., Оболевич Т. История семьи и творчества С. Л. Франка в переписке Л. Бинсвангeра и Т. С. Франк // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. II. № 2. С. 134–155.
Цыганков Александр Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт Философии РАН, Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр.1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1216-1042;
Электронный адрес: m1dian@yandex.ru.
Гапоненков Алексей Алексеевич
Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; Российская Федерация, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83;
Должность: профессор кафедры русской и зарубежной литературы;
ORCID: 0000-0003-2177-1835;
Электронный адрес: gaponenkovaa@info.sgu.ru.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-011-00918 А.
Цыганков Д. А. Т. Н. Грановский в коммеморативной практике сообщества московских историков // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 93. С. 57-76. DOI: 10.15382/sturII202093.57-76
Современные исследователи, занимающиеся схоларной проблематикой, неизменно отмечают, что к рубежу ХIХ–ХХ вв. заканчивается процесс самоидентификации историков в рамках определенных научных сообществ. Очень часто в роли текстов-маркеров, играющих важную роль в ходе подобного интеллектуального самоопределения, выступают мемориальные и юбилейные публикации, посвященные крупным ученым, стоящим у истоков того или иного объединения ученых. История памяти о Грановском в Московском университете позволяет рассмотреть процесс формирования идентичности сообщества московских историков на протяжении длительного периода времени. Все поколения дореволюционных университетских профессоров (С. М. Соловьев как младший современник Грановского, к нему примыкают Б. Н. Чичерин и В. И. Герье; В. О. Ключевский — первое поколение после Грановского, которое лекций Грановского не застало; П. Г. Виноградов и Р. Ю. Виппер — второе поколение после Грановского) оставили свои тексты о Грановском. При этом очевидно, что память о Грановском использовалась инструментально. Интерес к личности и интеллектуальному опыту московского профессора был характерен прежде всего для младших современников ученого. Историки Московского университета рубежа веков отличались желанием актуализировать опыт Грановского для решения стоящих на повестке дня современных вопросов. Так, в ситуации методологического выбора, который предстоял русским историкам на рубеже ХIХ–ХХ вв., Виноградов и Виппер, рассуждая о Грановском, показали влияние общеевропейских интеллектуальных процессов на русскую историческую науку, подчеркивая, что русский ученый по отношению к чужому интеллектуальному опыту всегда оказывался самостоятелен. Однако и определенное единство в представлении о Грановском, который рассматривался как родоначальник профессионального сообщества историков в университете, все же наблюдалось. Вслед за Грановским историк Московского университета, так полагали продолжатели его дела, должен был иметь всеобще-исторический взгляд на свой предмет, а также близко стоять к молодежи в университете, на которую ему необходимо было иметь нравственное влияние. Обязанность наследника Грановского — вести борьбу за науку в университете, формировать особую профессорскую субкультуру.
Т. Н. Грановский, традиции Грановского, сообщество московских историков, коммеморативная практика
  1. Асиновская. С. А. Из истории передовых идей в русской медиевистике (Т. Н. Грановский). М., 1955.
  2. Беленький И. Л. Российское научно-историческое сообщество в конце XIX — начале ХХI в.: публикации и исследования 1940–2010-х гг. // Научное сообщество историков России: 20 лет перемен / под ред. Г. Бордюгова. М., 2011. С. 372–373.
  3. Валк С. Н. Историческая наука в Ленинградском университете за 125 лет // Избранные труды по историографии и источниковедению: Научное наследие. СПб., 2000. С. 7–106.
  4. Корзун В. П. Образы исторической науки на рубеже XIX–XX веков. Анализ отечественных историографических концепций. Екатеринбург; Омск, 2000.
  5. Корзун В. П., Колеватов Д. М. Мемориальные и юбилейные события в жизни научного сообщества как культурные практики самоидентификации // Культура и интеллигенция России: Инновационные практики, образы города, юбилейные события. Историческая память горожан: Материалы VII Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 35-летию основания ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Омск, 20–22 октября 2009 г.). Омск, 2009. С. 197–200.
  6. Кирсанова Е. С. Образ Т. Н. Грановского в российской историографии второй половины XIX — начала XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 387. С. 121–126.
  7. Левандовский А. А. Т. Н. Грановский в русском общественном движении. М., 1989.
  8. Свешников А. В. Миф о Грановском. Попытка дискурсивного анализа // Тимофей Николаевич Грановский: идея всеобщей истории. М., 2006. С. 69–81.
  9. Цыганков Д. А. Традиции Т. Н. Грановского и формирование «московской школы историков»: складывание профессиональной научной среды в Московском университете как проблема трансфера культур // «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: Университеты Российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII–XX в. М., 2009. С. 244–263.
  10. Roosevelt P. R. Apostle Of Russian Liberalism: Timofei Granovsky. Newtonville, 1986.
Цыганков Дмитрий Андреевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноап. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 5;
Должность: зав. кафедрой истории России; доцент кафедры истории России XIX века — начала XX века Исторического факультета; доцент кафедры церковной истории;
ORCID: 0000-0003-3005-503Х;
Электронный адрес: tsdm@yandex.ru.
Статья написана в рамках проекта РНФ 18-18-00121/2018 «Коллективная биография преподавателей российских университетов в зеркале социальной истории (вторая половина XVIII — начало XX в.)».
Наумов П. Ю., Цыганков Д. А., Андреев А. Ю. Крыловская история: формирование этики профессорского служения // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 94. С. 112-130. DOI: 10.15382/sturII202094.112-130
Крыловская история, последствия которой обсуждаются в письмах попечителя Московского учебного округа Павла Дмитриевича Голохвастова министру народного просвещения графу Сергею Семеновичу Уварову, может быть прочитана на разных уровнях и в зависимости от этого подвергнуться разной исследовательской трактовке. Так, один из первых ее исследователей — Н. П. Барсуков — считал ее частной семейной историей, не имеющей отношения к университетскому пространству, но вслед за религиозными спорами Т. Н. Грановского и А. И. Герцена в 1845 и 1846 гг., подрывающей основы единства кружка западников. Д. А. Цыганков, напротив, полагает конфликт вокруг Крылова знаковым событием в истории университета, отделяющим эпоху Великих споров 1840-х от эпохи «мрачного семилетия». Однако, как бы ни оценивать крыловскую историю, практически нет исследований, которые уточняют хронологию событий, связанную с этим конфликтом. Публикуемые ниже документы вместе с уже введенными в научный оборот, но недостаточно изученными свидетельствами на эту тему позволяют более детально рассмотреть эту университетскую историю. Начавшись в августе 1846 г., крыловская история держала в напряжении втянутые в нее лица до лета 1848 г. Рассматриваемая ситуация показывает университетское пространство крайне конфликтным, непредсказуемым, подверженным резким изменениям.
крыловская история, университетское пространство, Великие споры 1840-х, мрачное семилетие, Т. Н. Грановский
  1. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М. П. Погодина: в 22 т. Т. 8. СПб., 1894.
  2. Левандовский А. А. Т. Н. Грановский в русском общественном движении. М., 1989.
  3. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 4. Ч. 2. М., 2003.
  4. Цыганков Д. А. Упившись винами до бесстыдства… // Родина. 2014. № 9. С. 73–76.
Наумов Павел Юрьевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1;
Должность: преподаватель кафедры истории России ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-4353-8711;
Электронный адрес: pavel_fcsm_1922@mail.ru.
Цыганков Дмитрий Андреевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноап. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 5;
Должность: зав. кафедрой истории России; доцент кафедры истории России XIX века — начала XX века Исторического факультета; доцент кафедры церковной истории;
ORCID: 0000-0003-3005-503Х;
Электронный адрес: tsdm@yandex.ru.
Андреев Андрей Юрьевич
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура имени св.равноап.Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, Москва, 115035, Пятницкая ул., 4/2, стр.5; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-7075-6637;
Электронный адрес: andrejev-goetting@yandex.ru.
Статья написана в рамках проекта РНФ 18-18-00121/2018 «Коллективная биография преподавателей российских университетов в зеркале социальной истории (вторая половина XVIII – начало XX в.)».
Цыганков Д. А. Мировоззренческие основы профессорского служения С. М. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 36-49. DOI: 10.15382/sturII202199.36-49
Сергей Михайлович Соловьев, профессор русской истории и ректор Московского университета, был одним из немногих преподавателей середины XIX века, кто открыто декларировал в университетском пространстве свою приверженность ценностям христианского мировоззрения. Во многом такой взгляд был следствием размышлений ученого о положении религии в обществе Нового времени. Историк замечал, что под влиянием, например, революции во Франции, ценности веры вытесняются на периферию общественного сознания, создавая иллюзию того, что старая вера и новые общественные порядки противостоят друг другу. Однако такое положение дел Соловьев связывал не с ценностями самой веры, а с неумением ее миссионеров достучаться до сердца сограждан, транслированием в общественном дискурсе истин школьного богословия, отсутствием сердечности и теплоты в проповедях миссионеров христианства. Соловьев полагал, что в новых условиях истины веры должны преподаваться не только людьми Церкви, но и профессорами университета, оказывающими влияние на формирование общественной морали, по крайней мере во время обучения молодежи в университете. Как следствие, от профессора Соловьев требовал монашеского аскетизма в своей профессиональной работе в тиши кабинета и жертвенного служения, усилий по гармонизации отношений между представителями разных поколений общества во время чтения лекций. Определенным вызовом Соловьеву стало отсутствие консенсуса по этому вопросу в кругу профессоров и западников в середине 1840-х гг. Впрочем, ни радикальный духовный опыт русской интеллигенции, ни распространение материалистических идей поколением 1860-х гг. не заставили Соловьева пересмотреть отношение к вопросам веры. Под влиянием собственного религиозного опыта в пореформенных публицистических произведениях Соловьев отказывается от трактовки прогресса как вечного процесса положительных изменений (абсолютный прогресс), что было характерно для русских западников в эпоху Великих споров, и фактически ставит вопрос о зависимости прогресса в общественных отношениях от вечных истин веры.
С. М. Соловьев, вера, общественные изменения, либерализм, прогресс, профессорское служение
  1. Волкова И. В. Сергей Михайлович Соловьев. Очерки жизни и творчества // Соловьев С. М. Общедоступные чтения о русской истории. М., 1992. С. 24–186.
  2. Дубровский А. М., Кучурин В. В. «Феософия» С. М. Соловьева // Теоретическая культурология и проблемы истории отечественной культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. Г. А. Невелев. Брянск, 1992. С. 98–107.
  3. Ивонина И. О. Время свободы. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX — сер. XX в. Новосибирск, 2000.
  4. Иллерицкий В. Е. Сергей Михайлович Соловьев. М., 1980.
  5. Киселева Ю. А., Антощенко А. В. Эмоциональный мир автобиографии С. М. Соловьева // Отечественная культура и историческая мысль / под ред. А. М. Дубровского. Брянск, 2019. Вып. 5. С. 30–53.
  6. Кучурин В. В. Начало формирования научно-педагогических взглядов С. М. Соловьева // Вестник Брянского государственного университета. 2018. № 3. С. 96–101.
  7. Кучурин В. В. Религиозный мир С. М. Соловьева // Мир историка. Омск, 2007. Вып. 3. С. 107–136.
  8. Кучурин В. В. С. М. Соловьев: христианин и ученый. СПб., 2001.
  9. Лебедев А. П. В защиту Филарета, митрополита Московского, от историка С. М. Соловьева. М., 1907.
  10. Формозов А. А. Судьба «Записок» историка С. М. Соловьёва // Он же. Рассказы об ученых. 2011. Курск, 2004. С. 42–51.
  11. Цимбаев Н. И. Сергей Соловьев. М., 1990.
  12. Шаханов А. Н. Становление ученого // Соловьев С. М. Первые научные труды. Письма. М., 1996. С. 138–153.
  13. Шаханов А. Н. С. М. Соловьев и его семья // Мир историка: Историографический сборник. Томск, 2005. Вып. 1. С. 198–239.
Цыганков Дмитрий Андреевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноап. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 5;
Должность: зав. кафедрой истории России; доцент кафедры истории России XIX века — начала XX века Исторического факультета; доцент кафедры церковной истории;
ORCID: 0000-0003-3005-503Х;
Электронный адрес: tsdm@yandex.ru.
Цыганков А. С., Черняев А. В. Н. А. Бердяев в Голландии: к истории католической рецепции русской мысли 1920-х–1930-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 59-72. DOI: 10.15382/sturI202197.59-72
В статье предлагается историко-философская реконструкция католической рецепции идей Н. А. Бердяева в Голландии 1920–1930-х гг. На основании изучения материалов голландской периодической печати (газетных статей, интервью и лекционных программ) соответствующего периода воссоздана история нидерландских выступлений философа в 1929, 1931 и 1937 гг., а также его контактов с представителями интеллектуального сообщества Голландии. Отдельное внимание уделено анализу тематических направлений католической рецепции идей Н. А. Бердяева, среди которых выделяются критика советского коммунизма и секуляризационных процессов внутри либерального капиталистического строя. Устанавливается, что концепция Н. А. Бердяева была положительно воспринята в среде голландских католиков, стоявших на позиции «интегрального гуманизма» и стремившихся к преодолению культурного кризиса, охватившего Западную Европу, путем возрождения религиозности. Определяется значение голландского эпизода творческой биографии Н. А. Бердяева в контексте его идейной эволюции. Историко-философский анализ докладов философа, прочитанных в Нидерландах, позволяет внести коррективы в историю формирования и реализации замысла ряда его ключевых работ. Показано, что лекционные поездки в Голландию способствовали плодотворному диалогу с представителями голландского философского и религиозного сообщества, в ходе которого мыслитель получал возможность для распространения, уточнения и развития своих идей.
русская философия в эмиграции, зарубежная рецепция русской философии, Новое Средневековье, Н. А. Бердяев, Ж. Маритен
  1. Волкогонова О. Д. Бердяев. М., 2010.
  2. Цыганков А. С., Оболевич Т. Голландский эпизод философской биографии С. Л. Франка (новые материалы). М., 2020.
  3. Jacobs F., Jacobs F. Markante denkers. 100 jaar fi losofi e aan de Internationale School voor Wij sbegeerte. Leusden, 2016.
  4. Maritain R. Die großen Freundschaften. Begegnungen mit Henri Bergson, Léon Bloy, Jacques Maritain, Pierre van der Meer de Walcheren, Charles Péguy, Ernest Psichari, Georges Rouault, Pierre Termier und anderen Zeugen des Glaubens. Heidelberg: Kerle, 1954.
  5. Maters M. Van zachte wenk tot harde hand: persvrij heid en persbreidel in Nederlands-Indië, 1906–1942. Amsterdam, 1998.
  6. Witte R. De Indische radio-omroep: overheidsbeleid en ontwikkeling, 1923–1942. Amsterdam, 1998.
Цыганков Александр Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт Философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр.1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1216-1042;
Электронный адрес: m1dian@yandex.ru.
Черняев Анатолий Владимирович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр.1;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2019-5330;
Электронный адрес: chernyaev@iph.ras.ru.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-011-00764 А.