/
Результат поиска


Харитонович Д. Э. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 122-136. — Рец. на кн.: Символ. Журнал христианской культуры, основанный Славянской библиотекой в Париже. Париж-М., 2007. № 51.
PDF
Харитонович Дмитрий Эдуардович
Харитонова Ю. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 121-125. — Рец. на кн.: Roman Phrygia: Culture and Society / P. Thonemann, еd. Cambridge University Press, 2013
PDF
Харитонова Юлия Германовна
Харитонов А. В. Архитектура «Русской деревни» на Парижской выставке 1900 г. и ее значение в истории «неорусского стиля» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 123-137. DOI: 10.15382/sturV201830.123-137
Проблема «национального стиля», которая существовала в России начиная с петровских времен, претерпела с течением времени множество модификаций. Наиболее остро этот вопрос встал во 2-й пол. XIX в., когда истоки «русского» в отечественной архитектуре усматривали то в архитектуре Византии и Древней Руси, то в русской архитектуре XVII в., то в деревянной архитектуре Русского Севера. Обращение к последней традиции произошло в самом конце столетия и связано с рождением «неорусского стиля». Любопытно, что его кристаллизация произошла на Парижской выставке 1900 г., в облике Русского кустарного отдела, возведенного стараниями участников абрамцевского кружка и представшего в виде нескольких связанных между собой деревянных сооружений. Предложенная работа посвящена анализу указанных построек, выявлению истоков их появления на Парижской выставке, что немыслимо вне погружения в художественные процессы России рубежа XIX–XX вв. В статье будет обращено внимание на деятельность абрамцевского кружка, в художественной среде которого и произойдет зарождение «неорусского стиля» с его непосредственной передачей живописных и архитектурных образов. Отдельно мы остановимся на работах художников Абрамцево в области сценографии, так как художественные решения, найденные ими при работе над театральными декорациями, отразятся и на их будущих архитектурных проектах.
павильон, неорусский стиль, модерн, Парижская выставка, Коровин, Бондаренко, Абрамцевский кружок, Шехтель
  1. Бенуа А. Н. Письма с Всемирной выставки // Мир искусства. 1900. № 17–18.
  2. Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: идеи, проблемы, заказчики. М., 2009.
  3. Борисова Е. А. Архитектура в творчестве художников абрамцевского кружка (У истоков «неорусского стиля») // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века / Отв. ред. Г. Ю. Стернин. М., 1984. С. 137–182.
  4. Всемирная выставка в Париже 1900-го года // Вестник Европы. 1900. № 5 (май).
  5. Головин А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине / Сост. А. Мовшенсон. Л.; М., 1960.
  6. ГТГ. Отдел рукописей. Ф. 3. Ед. хр. 78.
  7. Иконников А. В. Историзм в архитектуре. М., 1997.
  8. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910 годов. М., 1978.
  9. Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. М., 1997.
  10. Кириченко Е. И. Федор Шехтель. М., 1973.
  11. Кириченко Е. И. Художники абрамцевского кружка и становление архитектуры модерна в России // Константин Коровин и его эпоха; Анна Голубкина: материалы научных конференций / Ред. кол. О. Д. Отрашенко, Л. И. Иовлева, Т. В. Юденкова. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015. С. 53–63.
  12. Коган Д. Константин Коровин. М., 1964.
  13. Коган Д. Мамонтовский кружок. М., 1970.
  14. Константин Коровин. Жизнь и творчество. М., 1963.
  15. Кустарный отдел на выставке 1900 г. в Париже: отчет. М., 1901.
  16. Лисовский В. Северный модерн. Национально-романтическое движение в архитектуре стран Балтийского моря на рубеже XIX–XX веков. СПб., 2016.
  17. Мамонтов С. С. Русские художники в частной опере // РГАЛИ. Ф. 964. Оп. 1. Ед. хр. 24. Л. 73.
  18. Нарвойт К. Ю. Россия на Всемирной выставке 1900 г. // Русское искусство. 2005. № 2. С. 16–19.
  19. Наши плотники в Париже. Из воспоминаний участника «ЭКСПО-1900» // Политический журнал. Архив № 14 (109). 17 апреля 2006. URL: http://web.archive.org/web/20130426061454/http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=50&tek=5478&issue=155 (дата обращения: 25.02.2017).
  20. Нащокина М. В. Лев Кекушев. Архитектурное наследие Москвы. М., 2012.
  21. Нива. 1900. № 29.
  22. Никитин Ю. А. Архитектура выставочных павильонов на всемирных и международных выставках // Проблема синтеза искусства и архитектуры. М., 1977. Вып. 7. С. 68–78.
  23. Никитин Ю. А. Выставочная архитектура России XIX — начала XX века. СПб., 2014.
  24. Пастон Э. Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003.
  25. Поленова Н. В. Абрамцево. Воспоминания. Музей-заповедник «Абрамцево». 2013.
  26. Печенкин И. Е. Русская архитектура в культурном контексте 1890–1910-х гг. // Очерки русской культуры. Конец XIX — начало ХХ века. Т. 3. М., 2016.
  27. РГАЛИ. Ф. 964. Оп. 1. Ед. хр. 24.
  28. Участие России на Всемирной парижской выставке 1900 г. Отчет генерального комиссара Русского отдела. СПб., 1901.
  29. Decorative Kunst. 1900, сентябрь. № 12. С. 480–488.
Харитонов Артур Владимирович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им М.В.Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
ORCID: 0000-0002-5556-428X;
Электронный адрес: artur.haritonov.1991@mail.ru.
Харитонова Ю. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 78. С. 149-154. — Рец. на кн.: Hughes J. Votive body parts in Greek and Roman religion. Cambridge: Cambridge University Press, 2017 (Cambridge classical studies). 234 p.
PDF
Харитонова Юлия Германовна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-2998-7836;
Электронный адрес: skriptorika@gmail.com.
Харитонова Ю. Г. Новые источники по религиозной эпиграфике римской Малой Азии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 86. С. 148-155. — Рец. на кн.: Malay H., Petzl G. New Religious texts from Lydia. Österreichischen Akademie der Wissenschafte. Wien, 2017 (Ergänzungsbände zu den Tituli Asiae Minoris 28). 236 P.
PDF
Харитонова Юлия Германовна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-2998-7836;
Электронный адрес: skriptorika@gmail.com.
Харитонова Ю. Г. Феномен жречества в древнегреческой религии в западном антиковедении XIX – XXI веков: концептуальные схемы и исследовательские перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2020. Вып. 87. С. 109-127. DOI: 10.15382/sturI202087.109-127
Статья посвящена сравнительному анализу концептуальных подходов к феномену жречества Древней Греции в западной исследовательской литературе XIX–XXI вв. Представлен краткий анализ проблемы институализации жреческого сословия в современном западном антиковедении. На основе анализа работ В. Буркерта формулируется «аксиома» как набор сравнительно-апофатических утверждений об античном жречестве. По мнению автора статьи, к таковым относятся закрытость и элитарность группы жрецов; отсутствие системы посвящений; отсутствие единообразной практики, независимой от локализации культа; отсутствие единой доктрины. Формулировка пунктов «аксиомы» способствует выделению в исследовательской литературе условной схемы из пяти концептуальных подходов к феномену жречества в Древней Греции. Объединение выявленных концептуальных подходов в единую структуру (по принципу отношения их авторов к роли жреца и проблеме жреческой институции) позволяет сконструировать систему восприятия жречества: полисные жрецы, гадатели и провидцы, посредники между мирами людей и богов, хранители ритуалов, специалисты по общению с божественным. В завершении статьи формулируется триада вопросов к рассмотренной исследовательской литературе, необходимых для верификации предложенной концептуальной схемы «восприятия жречества»: 1) проблема христианоцентричного восприятия жрецов исследователями; 2) проблема умолчания о ритуалах сельских святилищ и приоритета полисных храмов; 3) проблема феномена «отношения к божественной реальности» применительно к жречеству в Древней Греции. Решение указанных вопросов — обнаружение связи ритуала жертвоприношений с практиками гаданий, рассмотрение феномена «божественной одержимости» и внимание к храмовым практикам сельских святилищ — позволит допустить изучение греческого жречества в контексте истории античной магии как эволюции системы ритуально-культовых практик.
антиковедение, история религий, история магии, религия Древней Греции, институт жречества, жертвоприношение, полисная религия, божественная одержимость, Буркерт
  1. Beard M., North J. (1990) Pagan Priests: Religion and Power in the Ancient World. London.
  2. Boulanger A., Gernet L. (1932) Le Génie grec dans la religion. Paris.
  3. Bremmer J. N. (2008) “Priestly Personnel of the Ephesian Artemision: Anatolian, Persian, Greek, and Roman Aspects”, in B. Dignas, K. Trampedach (eds) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Offi cials from Homer to Heliodorus. Washington, pp. 37‒54.
  4. Bremmer J. N. (1994) Greek Religion. Oxford.
  5. Buraselis K. (2008) “Priesthoods for Sale. Comments on Ideological and Financial Aspects of the Sale of Priesthoods in the Greek Cities of the Hellenistic and Roman Periods”, in Religion and Society. Rituals, Resources and Identity in the Ancient Greco-Roman World: The BOMOS Conferences 2002‒2005. Rome, pp. 125‒131.
  6. Burkert W. (1972) Homo Necans: Interpretationen Altgriechischer Opferriten und Mythen. Berlin.
  7. Burkert W. (2004) Greek Religion: Archaic and Classical. St Petersburg (Russian translation).
  8. Chaniotis A. (1972) “Priests as Ritual Experts in the Greek World”, in B. Dignas, K. Trampedach (eds) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus. Washington, pp. 17‒37.
  9. Connelly J. B. (2007) Portrait of a Priestess. Women and Ritual in Ancient Greece. Princeton. Dignas B., Trampedach K. (eds) (2008) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus. Washington.
  10. Dmitrieva T. (2000) “Zhertvoprinoshenie: poiski istokov» [Sacrifi ce: Search for the Origins], in Zhertvoprinosheniya: Ritual v kul’ture i iskusstve ot drevnosti do nashikh dnei [Sacrifices: A Ritual in Culture and Art from Antiquity to the Present Day], Moscow, pp. 11–22 (in Russian).
  11. Dodds E. R. (1951) The Greeks and the Irrational. Berkeley.
  12. Flower M. A. (2008) “The Iamidae: A Mantic Family and Its Public Image”, in B. Dignas, K. Trampedach (eds) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus. Washington, pp. 187‒207.
  13. Garland R. (1984) “Religious Authority in Archaic and Classical Athens”, in Annual of the British School at Athens (ABSA), 79. London, pp. 75–76.
  14. Golubtsova E. (1985) “Mirovozzrenie gorozhanina i krest’yanina Maloi Azii v I‒III vv.” [The Ideology of Urban Residents and Peasants of Asia Minor in the I‒III Centuries], in Kul’tura Drevnego Rima, 2. Moscow, pp. 356‒387 (in Russian).
  15. Graf F. (1997) “Griechische Religion”, in H. Nesselrath (ed.) Einleitung in die griechische Philologie. Wiesbaden, pp. 457–504.
  16. Hamilton R. (1985) “Euripidean Priests”, in D. R. Shackleton Bailey (ed.) Harvard Studies in Classical Philology, 89. Cambridge, Massachusetts, pp. 53–73.
  17. Harris D. (1995) The Treasures of the Parthenon and Erechtheion. Oxford.
  18. Henrichs A. (2008) “Introduction. What Is a Greek Priest?”, in B. Dignas, K. Trampedach (eds) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus. Washington, pp. 1‒17.
  19. Horster М., Klöckner А. (2013) Cities and Priests: Cult Personnel in Asia Minor and the Aegean Islands from the Hellenistic to the Imperial Period. Berlin.
  20. James E. O. (1955) The Nature and Function of Priesthood: A Comparative and Anthropological Study. New York.
  21. Kern O. (1926) Die Religion der Griechen. Berlin.
  22. Kofanov L., Chaplygina N. (1994) Religiia i obshchestvo v Drevnem Rime [Religion and Community in Ancient Rome]. Moscow (in Russian).
  23. Lambert S. (2010) “A Polis and its Priests: Athenian Priesthoods Before and After Pericles’ Citizenship Law”. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, 59 (2). Stuttgart, 143‒175.
  24. Lenskaya V. (2011) “Elevsinskie zhrecheskie rody” [Eleusinian Families of Priests]. Vestnik Drevnei Istorii, vol. 2, pp. 25‒26 (in Russian).
  25. Lenskaya V (2011) “Mladshii kul’tovyi personal v drevnei Gretsii” [Junior Religious Staff in Ancient Greece]. Problemy istorii, filologii, kul’tury, 4 (34), pp. 322‒336 (in Russian).
  26. Lenskaya V. (2012) “Tipy kul’tov v Afi nakh” [Types of Cults in Athens], in Vostok, Evropa, Amerika v drevnosti. Sbornik nauchnykh trudov XVII Sergeevskikh chtenii [East, Europe, America in Antiquity. A Collection of Scientifi c Papers from the XVII Sergeevskie Readings], 2. Moscow, pp. 80‒90 (in Russian).
  27. Lenskaya V. (2013) “Privilegii i l’goty zhretsov v Drevnei Gretsii” [Priestly Perquisites and Honours in Ancient Greece]. Mnemon, 13, pp. 103‒116 (in Russian).
  28. Lenskaya V. (2017) “Chastnye zhertvoprinosheniia v drevnei Gretsii” [Private Sacrifi ces in Ancient Greece]. Problemy istorii, filologii, kul’tury, 4, pp. 47‒63 (in Russian).
  29. Lorenz K. (1963) Das sogenannte Böse zur Naturgeschichte der Aggression. Vienna.
  30. Maiorova N. (2000) “Rimskie fetsialy: kto oni?” [Roman Fetiales: Who are They?]. Trudy istoricheskogo fakulteta MGU. Seriya III. Instrumente studiorum (6). Trudy kafedry drevnikh yazykov. St Petersburg, pp. 52–61 (in Russian).
  31. Nemirovskii A. (1964) Ideologiya i kul’tura rannego Rima [Ideology and Culture of Ancient Rome]. Voronezh (in Russian).
  32. Neumann J. (1998) “Priester”, in H. Cancik, B. Gladigow, K.-H. Kohl (eds) Handbuch religionswissenschaftlicher Grundbegriffe, IV. Stuttgart, pp. 342–344.
  33. Nietzsche F. (1967) “Der Gottesdienst der Griechen. 1875–1876”, in G. Colli, M. Montinari (eds) Werke: Kritische Gesamtausgabe, 2.5. Berlin, pp. 355–520.
  34. Nilsson M. P. (1967) Geschichte der griechischen Religion. Munich.
  35. Sabourin L. (1973) Priesthood. A Comparative Study. Leiden.
  36. Shtaerman E. (1985) “Drevneishaia rimskaia religiia — religioznaia obshchina” [The Oldest Roman Religion — a Religious Community], in E. Golubtsova (ed.) Kul’tura Drevnego Rima [Culture of Ancient Rome], 1. Moscow, pp. 106‒144 (in Russian).
  37. Shtaerman E. (1987) Sotsial’nye osnovy religii Drevnego Rima [Social Foundations of Religion of Ancient Rome]. Moscow (in Russian).
  38. Smorchkov A. (1996) “Polozhenie zhrechestva v epokhu rannei Respubliki” [The Position of the Priesthood in the Era of the Early Republic]. Ius antiguum. Drevnee pravo, 1, pp. 42‒46 (in Russian).
  39. Sourvinou-Inwood C. (2000) “Further Aspects of Polis Religion”, in R. Buxton (ed.) Oxford Readings in Greek Religion. Oxford, pp. 38–55.
  40. Stengel P. (1920) Die griechischen Kultusaltertümer. Munich.
  41. Tokmakov V. (1997) “Sakral’no-pravovye aspekty ritualov zhrecheskoi kollegii saliev v arkhaicheskom Rime” [Sacred and Legal Aspects of the Rituals of the Priestly Community of Salia in Archaic Rome]. Ius antiguum. Drevnee pravo, 2, pp. 9‒17 (in Russian).
  42. Tsoukala V. (2009) “Honorary Shares of Sacrifi cial Meat in Attic Vase Painting”, in Hesperia: Journal of the American School of Classical Studies at Athens, 78 (1). Princeton, pp. 1‒40.
  43. Vernant J.-P. (1974) Mythe et société en Grèce ancienne. Paris. Wilamowitz-Moellendorff U. (1931) Der Glaube der Hellenen, 1. Berlin.
Харитонова Юлия Германовна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-2998-7836;
Электронный адрес: skriptorika@gmail.com.
Харитонова А. В. Представления врачей о служении сестер милосердия (середина XIX - начало XX века) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 47-59. DOI: 10.15382/sturII202198.47-59
В центре исследования автора находятся архивные материалы, хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве, которые появились в результате обращения в 1910 г. Главного управления Российского общества Красного Креста к врачам, работавшим с сестрами милосердия, с вопросом, какой должна быть сестра милосердия. Эти источники при сравнении их с высказываниями врачей предыдущего времени (с середины XIX в.) позволили рассмотреть представления докторов о необходимом профессиональном уровне и главном предназначении сестер милосердия середины XIX — начала XX в. Ответы были получены от врачей разных ведомств, имевших опыт работы с сестрами и в военное, и в мирное время. Сформулированные врачами требования к функционалу сестер позволили нам выделить три предпочтительных типа сестер милосердия: 1) сестра-служительница, главное предназначение которой заключается в бережном уходе и оказании нравственной поддержки больным и раненым, глубокие медицинские познания ей не нужны; 2) сестра с базовыми медицинскими знаниями, которые позволяют ей осуществлять сознательный уход за пациентами; 3) сестра-фельдшерица, по профессиональному уровню равная фельдшеру. При этом, как подчеркивалось всеми врачами, для этого медицинского персонала важно, чтобы они были воспитаны в духе любви к немощным, больным и раненым.
Российское общество Красного Креста, общины сестер милосердия, тип сестры милосердия, фельдшерицы, представление врачей, мнение врачей, взгляд врачей, средний медицинский персонал
  1. Бороева О. П. Гуманистическая направленность в профессиональной подготовке медиков среднего звена (второй половины XIX века) // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 55–56.
  2. Ефимушкина Е. В. Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 86. С. 97–109.
  3. Каспрук Л. И., Снасапова Д. М., Жакупова Д. Т. Историко-медицинские аспекты становления института сестер милосердия в России как развитие идей Н. И. Пирогова // Magistra vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2014. № 12 (341). С. 43–47.
  4. Ковтюх Г., Захарова И. Вклад медицинской профессуры в работу Российского общества Красного Креста // Полтора века милосердия. Российская империя: Материалы Международной научной конференции. М., 2018. С. 99–111.
  5. Общины сестер милосердия Российской империи в 1844–1917 гг.: Энциклопедический справочник / под общ. ред. свящ. А. В. Постернака. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  6. Постернак А. В. Общины сестер милосердия Российской империи в отечественной историографии // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. 2019. № 29. С. 151–153.
  7. Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
  8. Правдиковская Е. Н. Движение сестер милосердия в России и его кризис в начале XX века // Наука и школа. 2012. № 2. С. 181–183.
  9. Сонголов Г. И., Галеева О. П., Зайцев А. П. По велению сердца и зову чести: Пирогов и Крестовоздвиженская община сестер милосердия на Крымской войне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2012. Т. 115. № 8. С. 127–132.
  10. Суслов В. С. Пирогов и первые медицинские сестры (к 85-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1969. № 6. 56–57.
  11. Ткачев С. Е. Н. И. Пирогов и первые сестры (к 70-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1952. № 2. С. 3–5.
  12. Цвелев Ю. А., Абашин В. Г., Шмидт А. А. К 200-летию со дня рождения Н. И. Пирогова. Женский труд на войне. Сестры милосердия в Крымской (1853–1856 гг.) войне. Екатерина Бакунина. Даша Севастопольская (Михайлова) // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. № 59(2). С. 100–108.
Харитонова Анастасия Викторовна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б;
ORCID: 0000-0002-9227-7415;
Электронный адрес: stassy171995@mail.ru.