/
Результат поиска


Фомина Т. Ю. Особенности взаимоотношения православных клириков и их паствы в Великом Новгороде X-XII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 4 (33). С. 7-13.
PDF
В статье предпринята попытка выявить роль духовенства в жизни Великого Новгорода X–II вв. и определить степень влияния христианского вероучения на повседневную жизнь жителей города. В качестве источников использованы материалы летописных известий, памятников церковного права, берестяных грамот, агиографической литературы и др.
история Великого Новгорода X–XII вв., христианство, православие, язычество.
Фомина Татьяна Юрьевна
Фомин А. А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на основе работы с текстами) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 119-128. DOI: 10.15382/sturIV201746.119-128
Статья посвящена проблеме диагностики метапредметных компетенций в свете введения новых ФГОС ООО. Также рассматривается подход к проектированию заданий для диагностики метапредметных образовательных результатов на основе работы с текстом, анализируется зарубежный опыт немецкой National Education Panel Study и международный опыт проектирования диагностических заданий в исследованиях PISA и PIRLS. Вместе с тем, приводится пример диагностического задания для учащихся с V-IX классов, разработанного на базе МГППУ и построенного на основе работы с текстовым материалом. Кроме того, рассматриваются результаты апробации предложенного диагностического задания на первом и втором этапах лонгитюдного исследования со школьниками 5-8 классов. Помимо прочего, проводится сравнительный анализ результатов выполнения диагностических заданий между учениками пятых, шестых, седьмых и восьмых классов, оценивается качество выполнения заданий, обсуждаются резервы в развитии метапредметных компетенций учащихся. Также в статье обосновывается возможность использования данного задания для учащихся с V по IX класс.
метапредметные образовательные результаты, метапредметные компетенции, диагностика метапредметных образовательных результатов на основе работы с текстом, читательская грамотность, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, метакогнитивный контроль, метокогнитивная регуляция, метакогнитивное знание, лонгитюдное исследование, проектирование диагностических заданий, смысловое чтение
  1. Гуружапов В. А., Шиленкова Л. Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Gurugapov_Schilenkova.shtml
  2. Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011: Аналитический отчет / Г. С. Ковалева, науч. ред. М., 2013.
  3. Соколов В. Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33.
  4. Соколов В. Л., Фомин А. А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на математическом материале). URL: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 174–184.
  5. Улановская И. М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы. URL: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 2. С. 306–319.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/приказ%20Об%20утверждении%201897.rtf
  7. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности // Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. М., 2010. C. 67.
  8. Artelt C., Weinert S., Carstensen C. H. Assessing competencies across thelifespan within the German National Educational Panel Study (NEPS). Editorial, 2013.
  9. Händel M., Artelt C., Weinert S. Assessing metacognitive knowledge: Development and evaluation of a test instrument // Journal for Educational Research Online. 2013. Vol. 5. No. 2.
  10. PISA-2015: assessment and analytical framework: science, reading, mathematic and financial literacy // OECD 2016.
Фомин Анатолий Алексеевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО МГППУ; Российская Федерация, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29;
Электронный адрес: fominanatoliy1@gmail.com.
Фоминова А. Н., Маясова Т. В. Ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в начальной школе студентами педагогического вуза // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 137-147. DOI: 10.15382/sturIV201952.137-147
В данной статье представлены результаты исследования анализа студентами педагогических вузов собственных переживаний в младшей школе. Актуальность данной работы связана с изучением наиболее эмоционально значимых переживаний школьников, которые фиксируются в памяти. Целью исследования было выявление и психологический анализ эмоциогенных ситуаций школьной жизни в воспоминаниях студентов педагогических вузов в процессе изучения психологии младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 156 студентов 2-го и 3-го курсов педагогических вузов Москвы и Нижнего Новгорода.Данная работа сочетала в себе исследование и психотерапевтическую практику со студентами по переработке негативных переживаний, связанных с их учебной деятельностью в детстве. Студенты анализировали собственные эмоциогенные школьные ситуации по схеме, в основу которой были положены этапы рационально-эмотивного консультирования А. Эллиса. В результате данного исследования была выявлена эмоциональная напряженность следующих ситуаций школьной жизни, оставшихся в памяти студентов: ситуация публичного негативного оценивания учащегося; ситуация получения ребенком «плохой» отметки; ссоры с одноклассниками. Позитивные эмоциональные воспоминания студентов были связаны с ситуациями успешности, внешнего подкрепления успехов (отметки, грамоты), а также ситуациями социального интереса (дружеские чувства, эмоциональная поддержка, личностное участие). Активизация студентами собственных детских воспоминаний школьной жизни помогает им прочувствовать особую восприимчивость ребенка к непростым ситуациям школьной жизни. Важно, что учитель, не теряющий связь с собственным детством, хорошо воспринимает различные особенности поведения ребенка. Как показали данные исследования и сам процесс работы со студентами, ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в школе помогает будущим педагогам осознавать собственные эмоциональные проблемы, а также осмысливать направления помощи учащимся в развитии навыков совладания с трудностями в школе.
ретроспективный анализ школьных переживаний, эмоции, младший школьный возраст, отношения ученик-учитель, проблема успешности, развитие педагогической рефлексии
  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  3. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2011.
  4. Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе (Библиотека журнала «Директор школы». № 1). М., 2014.
  5. Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61–73.
  6. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.; М., 2002.
Фоминова Алла Николаевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва пр. Вернадского д. 88;
Должность: профессор кафедры психологической антропологии;
ORCID: 0000-0002-8158-1008;
Электронный адрес: afominova@list.ru.
Маясова Татьяна Викторовна
Ученая степень: кандидат биологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1;
Должность: доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека;
ORCID: 0000-0002-6292-0545;
Электронный адрес: vip.mayasova@mail.ru.