Результат поиска
Ссылка на статью:
Фомина Т. Ю. Особенности взаимоотношения православных клириков и их паствы в Великом Новгороде X-XII вв.
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2009.
Вып. 4 (33). С. 7-13.
Аннотация
Ключевые слова
В статье предпринята попытка выявить роль духовенства в жизни Великого Новгорода X–II вв. и определить степень влияния христианского вероучения на повседневную жизнь жителей города. В качестве источников использованы материалы летописных известий, памятников церковного права, берестяных грамот, агиографической литературы и др.
история Великого Новгорода X–XII вв., христианство, православие, язычество.
Фомина Татьяна Юрьевна
Ссылка на статью:
Фомин А. А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на основе работы с текстами)
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2017.
Вып. 46. С. 119-128.
DOI: 10.15382/sturIV201746.119-128
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена проблеме диагностики метапредметных компетенций в свете введения новых ФГОС ООО. Также рассматривается подход к проектированию заданий для диагностики метапредметных образовательных результатов на основе работы с текстом, анализируется зарубежный опыт немецкой National Education Panel Study и международный опыт проектирования диагностических заданий в исследованиях PISA и PIRLS. Вместе с тем, приводится пример диагностического задания для учащихся с V-IX классов, разработанного на базе МГППУ и построенного на основе работы с текстовым материалом. Кроме того, рассматриваются результаты апробации предложенного диагностического задания на первом и втором этапах лонгитюдного исследования со школьниками 5-8 классов. Помимо прочего, проводится сравнительный анализ результатов выполнения диагностических заданий между учениками пятых, шестых, седьмых и восьмых классов, оценивается качество выполнения заданий, обсуждаются резервы в развитии метапредметных компетенций учащихся. Также в статье обосновывается возможность использования данного задания для учащихся с V по IX класс.
метапредметные образовательные результаты, метапредметные компетенции, диагностика метапредметных образовательных результатов на основе работы с текстом, читательская грамотность, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, метакогнитивный контроль, метокогнитивная регуляция, метакогнитивное знание, лонгитюдное исследование, проектирование диагностических заданий, смысловое чтение
- Гуружапов В. А., Шиленкова Л. Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Gurugapov_Schilenkova.shtml
- Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011: Аналитический отчет / Г. С. Ковалева, науч. ред. М., 2013.
- Соколов В. Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33.
- Соколов В. Л., Фомин А. А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на математическом материале). URL: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 174–184.
- Улановская И. М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы. URL: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 2. С. 306–319.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/приказ%20Об%20утверждении%201897.rtf
- Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности // Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. М., 2010. C. 67.
- Artelt C., Weinert S., Carstensen C. H. Assessing competencies across thelifespan within the German National Educational Panel Study (NEPS). Editorial, 2013.
- Händel M., Artelt C., Weinert S. Assessing metacognitive knowledge: Development and evaluation of a test instrument // Journal for Educational Research Online. 2013. Vol. 5. No. 2.
- PISA-2015: assessment and analytical framework: science, reading, mathematic and financial literacy // OECD 2016.
Фомин Анатолий Алексеевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО МГППУ; Российская Федерация, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29;
Электронный адрес: fominanatoliy1@gmail.com.
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО МГППУ; Российская Федерация, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29;
Электронный адрес: fominanatoliy1@gmail.com.
Ссылка на статью:
Фоминова А. Н., Маясова Т. В. Ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в начальной школе студентами педагогического вуза
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2019.
Вып. 52. С. 137-147.
DOI: 10.15382/sturIV201952.137-147
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В данной статье представлены результаты исследования анализа студентами педагогических вузов собственных переживаний в младшей школе. Актуальность данной работы связана с изучением наиболее эмоционально значимых переживаний школьников, которые фиксируются в памяти. Целью исследования было выявление и психологический анализ эмоциогенных ситуаций школьной жизни в воспоминаниях студентов педагогических вузов в процессе изучения психологии младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 156 студентов 2-го и 3-го курсов педагогических вузов Москвы и Нижнего Новгорода.Данная работа сочетала в себе исследование и психотерапевтическую практику со студентами по переработке негативных переживаний, связанных с их учебной деятельностью в детстве. Студенты анализировали собственные эмоциогенные школьные ситуации по схеме, в основу которой были положены этапы рационально-эмотивного консультирования А. Эллиса. В результате данного исследования была выявлена эмоциональная напряженность следующих ситуаций школьной жизни, оставшихся в памяти студентов: ситуация публичного негативного оценивания учащегося; ситуация получения ребенком «плохой» отметки; ссоры с одноклассниками. Позитивные эмоциональные воспоминания студентов были связаны с ситуациями успешности, внешнего подкрепления успехов (отметки, грамоты), а также ситуациями социального интереса (дружеские чувства, эмоциональная поддержка, личностное участие). Активизация студентами собственных детских воспоминаний школьной жизни помогает им прочувствовать особую восприимчивость ребенка к непростым ситуациям школьной жизни. Важно, что учитель, не теряющий связь с собственным детством, хорошо воспринимает различные особенности поведения ребенка. Как показали данные исследования и сам процесс работы со студентами, ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в школе помогает будущим педагогам осознавать собственные эмоциональные проблемы, а также осмысливать направления помощи учащимся в развитии навыков совладания с трудностями в школе.
ретроспективный анализ школьных переживаний, эмоции, младший школьный возраст, отношения ученик-учитель, проблема успешности, развитие педагогической рефлексии
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2011.
- Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе (Библиотека журнала «Директор школы». № 1). М., 2014.
- Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61–73.
- Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.; М., 2002.
Фоминова Алла Николаевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва пр. Вернадского д. 88;
Должность: профессор кафедры психологической антропологии;
ORCID: 0000-0002-8158-1008;
Электронный адрес: afominova@list.ru.
Маясова Татьяна Викторовна
Ученая степень: кандидат биологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1;
Должность: доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека;
ORCID: 0000-0002-6292-0545;
Электронный адрес: vip.mayasova@mail.ru.
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва пр. Вернадского д. 88;
Должность: профессор кафедры психологической антропологии;
ORCID: 0000-0002-8158-1008;
Электронный адрес: afominova@list.ru.
Маясова Татьяна Викторовна
Ученая степень: кандидат биологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1;
Должность: доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека;
ORCID: 0000-0002-6292-0545;
Электронный адрес: vip.mayasova@mail.ru.