/
Результат поиска


Фолиева Т. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 153-156. — Рец. на кн.: Смирнов М. Ю. Очерк истории российской социологии религии: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 141 с.
PDF
Фолиева Татьяна Александровна
Фолиева Т. А. II Ватиканский собор и социальная доктрина Католической Церкви в оценке советских религиоведов // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48). С. 89-100.
PDF
В статье анализируется, как советские религиоведы понимали и объясняли II Ватиканский собор, его решения и влияние на трансформацию социальной доктрины РимскоКатолической Церкви. В журнале «Вопросы научного атеизма» регулярно появлялись заметки о соборе, среди авторов которых были и лично присутствовавшие на заседаниях советские исследователи. Интерес к собору был неподдельным и зафиксирован многочисленными публикациями и даже переводами иностранной научной литературы по теме. Советское восприятие изменений в Римско-Католической Церкви связано во многом с той ролью, которую ей определили: идейный вдохновитель западного капиталистического общества. Именно такой подход к собору и предопределял вектор исследований в Советском Союзе, обращая внимание из всех поднимаемых на соборе вопросов лишь на те темы, которые имеют значение для идеологической борьбы. В итоге советские исследователи 60–80-хх гг. выделяют несколько узловых вопросов в решениях собора и социальной доктрине католицизма: трансформация социальной позиции, солидаризм, уточнение позиции по некоторым вопросам и ряд других. И хотя исследования советских ученых основаны на марксистской парадигме, они до сих пор представляют интерес для современных авторов.
история религиоведения, советское религиоведение, католицизм, Римско-Католическая Церковь, социальная доктрина, II Ватиканский собор.
1. Babosov E. M. Tejjardizm: popytka sinteza nauki i hristianstva (Teilahrd de Chardin’ Teaching. The Tentative Synthesis of Science and Christianity). Minsk, 1970.
2. Babosov E. M. Nauchno-tehnicheskaja revoljucija i modernizacija katolicizma (Scientific and Technical Revolution and Modernization of the Catholicism). Minsk, 1971.
3. Fal’koni K. Vatikanskij sobor i prichiny ego sozyva (Vatican Council and Causes of its Convocation). Мoscow, 1964.
4. Fomichenko V. V. Problema cheloveka i sovremennyj klerikal’nyj antikommunizm (Human Problem and Modern Clerical Anti-communism). Кiev, 1982.
5. Halik T. 2003. Vaticanum II: koniec katolicyzmu czy niedokonczona rewolucja? Wiez, vol. 45.10, pp. 35–43.
6. Heffner J. Hristianskoe social’noe uchenie (Christian Social Doctrine). Мoscow, 200 4.
7. Jastrebov I. B. 1968. Bibliografija rabot o II Vatikanskom sobore (Bibliography of the II Vatican). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 6.
8. Jastrebov I. B. Social’naja filosofija katolicizma v XX veke (Catholic Social Philosophy in XX cen.). Кiev, 1988
9. Jastrebov I. B. Katolicizm v sovremennoj Francii (Catholicism in Modern France). Мoscow, 1973.
10. Kanapa Zh. Social’naja doktrina cerkvi i marksizm (Church Social Doctrine and the Marxism). Мoscow, 1964.
11. Kazanova A. Vtoroj Vatikanskij sobor: kritika ideologii i praktiki sovremennogo katolicizma (The Second Vatican Council: the Critics of Modern Catholicism’s Ideology and Practice). Мoscow, 1973.
12. Kanterov I. Ja. Vatikan pod natiskom ateizma (Vatican under Atheism’s Attack). Мoscow, 1972.
13. Koval’skij N. A. Katolicizm i mirovoe social’noe razvitie (Catholicism and World Social Development). Мoscow, 1974.
14. Korotkov N. D. Krizis filosofii katolicizma (Crisis of Catholicism’s Philosophy). Kiev, 1987
15. Kostjuk K. N. 1997. Social'noe uchenie katolicheskoj cerkvi (Social Teaching of theRoman-Catholic Church). Social’no- politicheskij zhurnal, vol. 5, pp. 103–118.
16. Kuzmickas B. Ju. Filosofskie koncepcii katolicheskogo modernizma (Philosophical Concepts of the Catholic Modernism). Vilnius, 1982.
17. Magister S. Politika Vatikana i Italija, 1943–1978 (Vatican Politics and Italy 1943–1978). Мoscow, 1982.
18. Markevich S. K. Tajnye nedugi katolicizma (Secret Afflictions of Catholicism). Мoscow, 1967.
19. McHugh F. P. Catholic social thought: renovating the tradition: A Keyguide to Resources. Leuven, 2008.
20. Minkjavichjus Ja. V. Katolicizm i nacija (Catholicism and Nation). Мoscow, 1971.
21. Minkjavichjus Ja. V. 1968. Novye tendencii v katolicheskoj filosofii (New Trends in the Catholic Philosophy). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 6.
22. Mihajlova L. V. Katolicheskaja cerkov’ i rabochij klass FRG (Catholic Church and German Working-class). Мoscow, 1980.
23. Mchedlov M. P. Pod svodami sobora sv. Petra (Under Arches of St Peter’s Basilica). Мoscow, 1964.
24. Mchedlov M. P. 1968. Pereocenka cennostej (Soul-searching). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 6.
25. Mchedlov M. P. Jevoljucija sovremennogo katolicizma (Evolution of the Modern Catholicism). Мoscow, 1967.
26. Ovsienko F. G. Jevoljucija social’nogo uchenija katolicizma (Evolution of Catholic Social Teaching). Мoscow, 1987.
27. Ovchinnikov V. G. Katolicheskaja cerkov’ v Zapadnoj Afrike: Ocherki istorii katolicheskogo missionerstva (Catholic Church in Western Africa: History of Catholic Missions). Мoscow, 1982.
28. Podberezskij I. V. Katolicheskaja cerkov’ na Filippinah (Catholic Church on the Philippines). Мoscow, 1988;
29. Ponomareva L. V. Ispanskij katolicizm XX veka (Spain Catholicism in XX cen.). Мoscow, 1989;
30. Potashinskaja N. N. Katolicheskaja cerkov’ i rabochee dvizhenie v Italii (Catholic Church and Working-class Movement in Italy). Мoscow, 1979.
31. Radugin A. A. Personalizm i katolicheskoe obnovlenie (Personalism and Catholic Renewal). Voronezh, 1982;
32. Ramm B. Ja. 1981. Issledovanie problem sovremennogo katolicizma v literature 70-h godov (Research of the Problems of Modern Catholicism in Literature of 1970-s). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 28.
33. Shevcova L. F. Socializm i katolicizm (Socialism and Catholicism). Мoscow, 1982.
34. Shejman M. M. Katolicizm v menjajushhemsja mire (Catholicism in the Changing World). Мoscow, 1975.
35. Shejman M. M. 1968. Mezhdu dvumja soborami (Between two Councils). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 6.
36. Vasilevskis Je. «Antropologicheskij povorot» v filosofii XX veka («Anthropological Turnabout» in XX century’s Philosophy). Vilnius, 1987. P. 158–165.
37. Vasilevskis Je. 1989. Antropologicheskie principy neotomistskogo personalizma Zh. Maritena i K. Vojtyly (Anthropological Approaches of the Neo-Thomistic Personalism of J. Maritain and K. Voityla). Vatikan i problemy sovremennosti, vol. 5, pp. 33–42.
38. Vasil’eva O. Ju. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov’ i Vtoroj Vatikanskij Sobor (Russian Orthodox Church and the Second Vatican Council). Мoscow, 2004.
39. Velikovich L. N. 1966. Novye vejanija v sovremennom katolicizme (New Trends in the Modern Catholicism). Voprosy filosofii, vol. 7, pp. 143–153.
40. Velikovich L. N. Krizis sovremennogo katolicizma (Modern Catholicism’s Crisis). Мoscow, 1967.
41. Velikovich L. N. Religija i politika v sovremennom kapitalisticheskom obshhestve (Religion and Politics in the Modern Capitalistic Society). Мoscow, 1970.
42. Velichko O. I. Politicheskij katolicizm i rabochee dvizhenie v Avstrii, 1918-1984 (Political Catholicism and Working-class Movement in Austria, 1918–1984). Мoscow, 1985.
Фолиева Татьяна Александровна
Фолиева Т. А. Роль религиозности в развитии личности: несколько теоретических замечаний // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 89-100. DOI: 10.15382/sturI201456.89-100
В статье приводятся несколько теоретических замечаний по проблеме «роли религиозности в развитии личности». Автор уточняет дисциплинарное поле исследования данной проблемы, дает рабочее определение понятий «развитие», «религиозность», «норма». При современной ситуации в отечественной науке предпочтительнее выглядят позициипсихологии развития и религиоведения, поскольку первая имеет серьезную методологическую и методическую базу, а второе задает широкий контекст и горизонт изучения религиозности, обеспечивает связи психологического изучения с историческим, социологическим, феноменологическим и проч., располагая уникальным массивом эмпирического материала. Данный подход будет продуктивным и для теологии — психология может занять особое место в блоке церковных наук, в качестве прикладной дисциплины, но ее «конфессиональность» тогда должна выражаться не в поиске религиозных оснований, а в исследовании объектов религиозной среды. Предлагается также рассматривать религиозность с точки зрения категории развития какдинамический нелинейный процесс, который можно зафиксировать «здесь-и-сейчас» и спрогнозировать (с долей допущения) его направленность и специфику в будущем. Религиозность и развитие — это два взаимосвязанных процесса, в ходе которых индивид сам выбирает те элементы, которые ему нужны в его повседневной жизни для саморегуляции когнитивной, аффективной и поведенческой компоненты, поэтому зафиксировать роль религиозности в развитии личности достаточно трудно
психология религии, психология развития, психология личности, психоанализ, социализация, религиозная социализация, религиозность
1. Beit-Hallahmi B. 1984 “Psychologia religii — wiemy?” (Religion Psychology — Do We Know?), in Grzymała-Moszczyńska H. (ed.) Psychologia religii. Wybór tekstów, Kraków, 1984, pp. 12–22.
2. Coe G. A. 1904 “Religion as a Factor in Individual and Social Development”, in The Biblical World, 1904, vol. 23/1, pp. 37–47.
3. Fowler J. W. Stages of Faith: the Psychology of Human Development and the Quest for Meaning, San Francisco, 1981.
4. Hall G. S. 1892 “The Moral and Religious Training of Children and Adolescents”, in Pedagogical Seminary, 1892, vol. 2, pp. 72–89.
5. Kohlberg L. Essays on Moral Development, San Francisco (CA), 1981, vol. 1.
6. McAdams D. P. 1997 “A Conceptual History of Personality Psychology”, in Hogan R., Johnson J., Briggs S. (eds.) Handbook of Personality Psychology, San Diego (CA), 1997. P. 3–39.
7. Starbuck E. D. 1897 “Some Aspects of Religious Growth”, in American Journal of Psychology, 1897, vol. 9/1, pp. 74–102.
8. Hood R. W., Hill P. C., Spilka B. (eds.) The Psychology of Religion: an Empirical Approach, New York, 2009.
9. Аллахвердов В. М. Вера в психологию как науку // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 25–34.
10. Бельзен Я. Будущее психологии религии // Религиоведческие исследования. 2012. № 7/8. С. 9–18.
11. Ворожейкина Л. И. Религиозность: понятие и детерминанты // Философия социальных коммуникаций. 2013. № 1 (22). С. 45–52.
12. Галицкая И. А. Изучение каналов воспроизводства религиозности в новых поколениях — одно из требований системы атеистического воспитания. М., 1970.
13. Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Многомерный кроссконфессиональный подход к исследованию религиозности в Беларуси: актуальность и концептуализация // Социология. 2012. № 3. С. 123–133.
14. Киприан (Ященко), иг. О преподавании психологии в церковных учебных заведениях // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. № 3 (Ресурс: http://www.psyedu.ru/journal/2011/3/index.phtml (дата обращения: 18.10.2014)).
15. Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской академической литературе // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 72–88.
16. Кондратьев М. Ю. Психология и религия: параллельные проблемно-предметные плоскости // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 2. № 2. С. 65–73;
17. Кравченко С. А. Нелинейная динамика: парадоксальные разрывы и синтезы социума // Вестник МГИМО. 2008. № 2. С. 66–77.
18. Крайг Г. Психология развития / А. А. Алексеев, ред; Н. Малыгина и др., пер. СПб., 2002.
19. Ленсу М. Я. Основы атеистического воспитания: Методологические проблемы. Минск, 1976;
20. Лобазова О. Ф. Экспликация понятия «религиозность»: традиционный и инновационный подходы // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 94–101;
21. Малевич Т. В. Нейротеология: теории религии и наука о мозге // Религиоведческие исследования. 2012. M., 2013. № 1–2 (7–8). С. 62–83.
22. Муха О. Я. Виртуализация религиозной культуры, или Как теперь молится юзернейм: наброски к проблеме // Материалы международной научно-практической конференции «Человек и религия» (Минск, 14–16 марта 2013 г.) / С. Г. Карасёва, С. И. Шатравский, ред. Минск, 2013. С. 229–234.
23. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М., 2008.
24. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов. М., 2002.
25. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / В. С. Магуна, ред. М., 2001.
26. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.
27. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М., 2006.
28. Религиозность // Религиоведение: Энциклопедический словарь / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян, ред. М., 2006. С. 868–869.
29. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
30. Слободчиков В. И. Христианская психология в системе психологического знания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 90–97.
31. Фолиева Т. А. Ожидаемая/неожидаемая социализация: несколько критических замечаний // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2012. № 2 (54). С. 113–117.
32. Фолиева Т. А. Религиозная социализация и воспитание в трактовке советских религиоведов // «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ – начала XXI в. / К. М. Антонов, сост., предисл., ред. М., 2014. С. 189–200.
33. Фолиева Т. А. Скрипт-теория в религиоведческих исследованиях: поиск оснований // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 2013. № 5. С. 78–92.
34. Чикко Т. Де. Найти Я в психологии, духовности и религии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 46–52.
35. Чумакова Д. М. Некоторые подходы к изучению религиозности личности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. С. 106–107.
36. Шеховцова Л. Ф. Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений. СПб., 2011.
37. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Д. А. Леонтьева, ред. М., 2004.
38. Юревич А. В. Российская психология в мировом мейнстриме // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 3. С. 76–89.
Фолиева Татьяна Александровна
Фолиева Т. А., Борисов Л. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 69. С. 153-157. — Рец. на кн.: The Oxford Handbook of Religious Conversion / L. R. Rambo, Ch. E. Farhadian, eds. Oxford University Press, 2014
PDF
Фолиева Татьяна Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: tatiana_folieva@yahoo.com.
Борисов Леонид Андреевич
Место работы: аспирант ПСТГУ;
Электронный адрес: email: leonidborisoff@gmail.com.
Рецензия подготовлена при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте», организация-адресат финансиро- вания — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Фолиева Т. А. «А в общем картина такая, что лучше бы ее не было»: к юбилею антирелигиозной кинокартины «Тучи над Борском» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2021. Вып. 94. С. 39-53. DOI: 10.15382/sturI202194.39-53
В статье на основе впервые введенных в научный оборот документов реконструируются события, связанные с созданием фильма «Тучи над Борском» (1961 г.), и рассматривается его место в антирелигиозной пропаганде, развернувшейся с новой силой с 1958 г. В данной статье не затрагивается непосредственно процесс кинопроизводства, автора больше интересует реакция зрителей на киноленту. Фильм «Тучи над Борском» не первое кинохудожественное произведение с антирелигиозным содержанием. Киноленты подобной тематики снимались еще в 20–30-е гг. XX в., когда вышло около 35 кино фильмов, в 1960-е гг. было выпущено около 15 художественных кинолент, что было связано с новой антирелигиозной кампанией. Третье творческое объединение студии «Мосфильм» поручает режиссеру В. С. Ордынскому снять фильм данной тематики. Он был запущен в производство в конце июня 1960 г., в октябре состоялись просмотры материала Худсоветом, а в декабре 1960 г. кинолента была уже закончена и начался ее предварительный показ. В ходе работы в Российском государственном архиве литературы и искусства автором были обнаружены 24 дела по фильму «Тучи над Борском», из них 19 связаны с кинопроизводством, 5 — с обсуждением фильма. Перед выходом кинокартины на экраны члены киногруппы встречались с целевой аудиторией ленты — комсомольским активом гор. Москвы, рабочими фабрики им. Свердлова, научно-атеистическими работниками, коллегами на киностудии «Ленфильм». В статье показано, как создавалась кинолента, анализируется реакция зрителей и место этого фильма в истории советского и российского кинематографа, его восприятие в 60-е гг. ХХ в. и на современном этапе.
история религий, религия и кино, атеистическая пропаганда, хрущевская антирелигиозная кампания, советский кинематограф
  1. Аринин Е. И. Вторжение религии в советский кинематограф: между «волшебным» и «вечностью» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. № 3. С. 311–321.
  2. Клюева В. П. «В настоящее время религия переживает серьезный кризис»: реакция советских верующих на антирелигиозную пропаганду // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 4 (31). С. 143–150.
  3. Лунгин С. Л. Тучи над Борском: Киноповесть / С. Л. Лунгин, И. И. Нусинов; Рис. В. Панова. М.: Дет. лит., 1966.
  4. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.
Фолиева Татьяна Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: доцент кафедры философии и религиоведения Богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-6631-6022;
Электронный адрес: tatiana_folieva@yahoo.com.
Фолиева Т. А. «Спит ли Бог так, как и мы?»: дневники о детской религиозности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 117-128. DOI: 10.15382/sturIV202266.117-128
В статья рассматриваются дневники матерей, которые вели наблюдения за своими детьми по четкому плану, который разработал для них известный педагог и педолог Николай Александрович Рыбников (1880-1961). Он впервые в отечественной науке предположил, что наиболее эффективными является биографические исследования, которые должны быть лонгитюдными, а источниками для анализа должны служить документы личного происхождения. «Дневники» дают нам много информации – от описания прогрессивных женщин н. XX века до формирования личности ребенка. У педологии была своя целевая аудитория, на которую она опиралась – интеллигентские круги, которые были открыты новым веяниям науки. С другой стороны, мы видим, что такие круги были если не зажиточными, то достаточно хорошо обеспеченными. После Октябрьской революции педология потеряла свою социальную и экономическую базу, ее разгром был делом времени. Если мы коснемся непосредственно вопросов, связанных с истории психологии, то, несомненно перед нами уникальный документ. Такие наблюдения позволяют нам реконструировать развитие детей в начала XX века и проводит сравнительный анализ; он показывает нам отличия в оценке развития детей в ходе истории психологии и педагогики; он позволяет нам реконструировать религиозные представления детей в начале XX века и выявить насколько они отличаются от современных представленийВ статья рассматриваются дневники матерей, которые вели наблюдения за своими детьми по четкому плану, который разработал для них известный педагог и педолог Николай Александрович Рыбников (1880-1961). Он впервые в отечественной науке предположил, что наиболее эффективными является биографические исследования, которые должны быть лонгитюдными, а источниками для анализа должны служить документы личного происхождения. «Дневники» дают нам много информации – от описания прогрессивных женщин н. XX века до формирования личности ребенка. У педологии была своя целевая аудитория, на которую она опиралась – интеллигентские круги, которые были открыты новым веяниям науки. С другой стороны, мы видим, что такие круги были если не зажиточными, то достаточно хорошо обеспеченными. После Октябрьской революции педология потеряла свою социальную и экономическую базу, ее разгром был делом времени. Если мы коснемся непосредственно вопросов, связанных с истории психологии, то, несомненно перед нами уникальный документ. Такие наблюдения позволяют нам реконструировать развитие детей в начала XX века и проводит сравнительный анализ; он показывает нам отличия в оценке развития детей в ходе истории психологии и педагогики; он позволяет нам реконструировать религиозные представления детей в начале XX века и выявить насколько они отличаются от современных представлений
психология религии, история психологии религии, детская религиозность, религиозность, методы исследования, религиозная социализация
  1. Дневник матери: Запискио душев. развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста / Н.И. Гавриловаи М.П. Стахорская; Под ред. [и с предисл.] К.Н. Корнилова и Н.А. Рыбникова. М.:Практические знания, 1916. 234 с.
  2. Залкинд А.Б.Педология в СССР // Всероссийский педологический съезд (1; 1927-1928; Москва).Основные проблемы педологии в СССР: (По тезисам Первого всерос. педологич.съезда 27/12-1927 г.). М.: Оргбюро Съезда, 1928.
  3. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. СПб.: тип. М.М.Стасюлевича, 1913. 123 с.
  4. Курек Н.С.История ликвидации педологии и психотехники. СПб.: Алетейя, 2004. 330 с.
  5. Лазурский А.Ф. Душевная жизнь детей: Очерки по пед. психологии. М.:Польза, 1910. 283 с.
  6. Лазурский А.Ф. О развитии воли и характера у детей. СПб.: тип. М.М.Стасюлевича, 1906. 62 с.
  7. Лекции по вопросу овыборе профессии / Пед. музей Учительского дома. М.: Б. и., 1917. 14 с.
  8. Мухина В.С. Близнецы. М.: Просвещение, 1969. 416 с.
  9. На распутьи: Сб. ст. овыборе профессии / Под ред. М.А. и Н.А. Рыбниковых. М.: Б. и., 1917. 332 с.
  10. Первые ласточки: Журн.гимназисток-восьмиклассниц / С предисл. Н.А. Рыбникова и со ст. М.А.Рыбниковой. М.: типо-лит. т/Д «И. Ефимов, Н. Желудкова и К°», 1917. 79 с.
  11. Психология религии вРоссии XIX — начала XXI века: коллективная монография / [Сост. К. М. Антонов].М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. 528 с.
  12. Рыбников Н.А. Бiографическиiй институтъ. М.: [скл. изд.: Педагог.музей учительск. дома в Москве], 1918. 14 с.
  13. Рыбников Н.А. Психологiя и выборъ профессiи. М.: Б. и.,1918. 56 с.
  14. Рыбников Н.А. Религiозная драма ребенка: (Психол. этюд) М.: Б.и.,1918.
  15. Рыбникова М.А. Кружки учащихся: Организация. Темы. М.: Б. и.,1918. 60с.
  16. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста:с использованием в качестве материала ненапечатанных дневников Клары Стерн /пер. М. А. Энгельгарт; Петроград: Изд-во газ. «Школа жизни», 1915. 309 с.
  17. Штерн, К. Воспоминание, показание и ложь в раннем детстве /Клара и Вильям Штерн; Авториз. пер. М.М. Штейнгауз. СПб.: О. Богданова, 1911.173 с.
Фолиева Татьяна Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Университет Лиссабона, Cidade Universitária, Alameda da Universidade, 1649-004 Lisboa;
Должность: докторант;
ORCID: 0000-0001-6631-6022;
Электронный адрес: tatiana_folieva@yahoo.com.