/
Результат поиска


Феликсов С. В. Биография протоиерея П. А. Алексеева // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 1 (15). С. 7-14.
PDF
В статье представлена краткая биография протоиерея Московского Архангельского собора Петра Алексеевича Алексеева (1727–801), члена Российской Императорской академии, профессора Московского университета, одного из первых церковных историков, переводчика, автора богословских трудов, церковного деятеля XVIII в., а также составителя первого в истории отечественной лексикографии "Церковного словаря".
русская церковная историко-филологическая наука, XVIII век, протоиерей Петр Алексеев, биография.
Феликсов Сергей Владимирович
Феликсов С. В. Учено-литературное наследие протоиерея П. А. Алексеева // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 1 (15). С. 15-24.
PDF
В статье представлено обзорное описание учено-литературного наследия протоиерея Московского Архангельского собора Петра Алексеевича Алексеева (1727–801), творчество которого является одним из ценнейших источников по изучению церковной и общественной жизни России XVIII в.
русская церковная историко-филологическая наука, XVIII век, протоиерей Петр Алексеев, учено-литературное наследие.
Феликсов Сергей Владимирович
Феликсов С. В. "Церковный словарь" протоиерея П. А. Алексеева // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 2 (16). С. 7-14.
PDF
Статья посвящена рассмотрению одного из ценнейших памятников отечественной культуры XVIII в. —Церковного словаря протоиерея П. А. Алексеева, являющегося первым в истории русской лексикографии сочинением, наиболее полно описывающим лексику церковной сферы употребления.
история русской лексикографии, XVIII век, протоиерей П. А. Алексеев, церковная лексика.
Феликсов Сергей Владимирович
Феликсов С. В. «Церковный словарь» протоиерея П. А. Алексеева как лексикографический учебник духовно-нравственной культуры эпохи русского Просвещения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 76-85.
PDF
Статья посвящена рассмотрению в педагогическом аспекте одного из ценнейших памятников отечественной культуры XVIII в. — «Церковного словаря» протоиерея П. А. Алексеева, являющегося первым в истории русской лексикографии сочинением, наиболее полно описывающим лексику церковной сферы употребления.
история русской педагогики, XVIII век, протоиерей П. А. Алексеев, церковный словарь
Феликсов Сергей Владимирович
Феликсов С. В. «Полный церковно-славянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко как лексикографический учебник православной культуры конца XIX – начала XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 63-76. DOI: 10.15382/sturIV201747.63-76
Статья посвящена рассмотрению в богословско-педагогическом аспекте неизученного до настоящего времени последнего фундаментального лексикографического сочинения синодального периода в России - «Полного церковно-славянского словаря» 1899 - 1900 гг. известного религиозного просветителя протоиерея Григория Дьяченко. В работе выявлен объем, а также проанализировано содержание материалов из области библеистики, литургиологии, ересеологии, церковной истории, догматического и нравственного богословия, а также канонического права, включенных в рассматриваемый словарь. Помимо этого, установлен основной круг лексикографических и богословских источников, которые были привлечены Г. Дьяченко при составлении словаря. На основе проведенного исследования автором статьи делается вывод, согласно которому словарь Г. Дьяченко в богословском отношении не является самостоятельным научным сочинением. В то же время он представляет собой учебную энциклопедию по православной культуре, содержащую хорошо подобранный богатый материал, изложенный в соответствии с основными принципами педагогики и нормами учебно-научного стиля речи. Содержание словаря свидетельствует также о том, что Г. Дьяченко, вопреки популярному в то время в России идеологическому движению, проповедующему антагонизм между наукой и верой, пытался соединить в своем сочинении указанные начала, положив в основу своей работы, сообразуясь с просветительско-религиозной традицией, идеал «цельного» знания. В заключение отмечается, что труд Г. Дьяченко закрыл в определенной мере в русской культуре лакуну, связанную с недостаточным словарно-энциклопедическим описанием церковных понятий, заложив основы для развития отечественной учебной церковной лексикографии и став в то же время непременным пособием в катехизаторско-миссионерском служении для многих наших религиозных педагогов и просветителей XX века, не потеряв своей значимости и по сей день.
православная педагогика, православное богословие, православная культура, протоиерей Григорий Дьяченко, XX в., церковная лексикография, лексикографический учебник, церковнославянский словарь, богословская терминология, церковнославянский язык
  1. Богословский вестник. 1900. Т. 2. № 5. С. 147–157.
  2. Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиеп. Новая скрижаль. Т. 1. М., 1992. С. 28–29.
  3. Давыденкова М. Э. Цитаты из словаря прот. А. И. Невоструева в словаре прот. Г. М. Дьяченко // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 1 (36). С. 29–36.
  4. Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1900.
  5. Максимович-Амбодика Н. Анатомико-физиологический словарь. СПб., 1783.
  6. Пекарский П. Наука и литература России при Петре Великом. СПб., 1862.
  7. Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2013.
  8. Прибавление к Церковным ведомостям. 1899. № 47. С. 1956–1957.
  9. Симеон Солунский, свт. Книга о храме // Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., 1884. С. 246–251.
  10. Христианское чтение. 1890. № 7–8. С. 233–238.
  11. Шефова О. А. Жизнь и деятельность протоиерея Г. Дьяченко // Церковнославянский язык: история, исследование, преподавание. М., 2005. С. 246–251.
Феликсов Сергей Владимирович
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: доцент кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-5928-3311;
Электронный адрес: svfeliksov@gmail.com.
Работа поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).
Феликсов С. В. Эссе как конкурсное задание Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»: нормативные требования и методические указания по написанию и оцениванию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 23-43. DOI: 10.15382/sturIV201955.23-43
В предлагаемой работе впервые приводится система нормативных требований и методических указаний по написанию и оцениванию эссе как конкурсного задания Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры», а также обосновывается введение в научно-педагогический оборот в связи с рассматриваемым вопросом термина «теолингвистическая компетенция». Отмечается, что олимпиадное эссе представляет собой сложное творческое задание, связанное с созданием оригинального текста по типу рассуждения на заданную теологическую тему. Исходя из приведенной дефиниции, устанавливаются композиционные части олимпиадного эссе: 1) вступление; 2) основная часть (включающая в себя формулировку проблемы и ее комментарий, определение позиции автора, выражение пишущим собственной точки зрения и ее аргументацию); 3) заключение. Постулируется, что данное задание призвано выявить у участников олимпиады комплекс освоенных ими компонентов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в рамках формирования теолингвистической компетенции. Разработанные нормативные требования по написанию олимпиадного эссе позволили автору выделить и обосновать систему критериев его оценивания с учетом (1) содержания, (2) речевого оформления и (3) грамотности. В заключение делается вывод, согласно которому представленная система оценочных критериев способна в целом дать объективную картину результатов творческого труда участников олимпиады, связанных с написанием эссе.
общероссийская олимпиада школьников, основы православной культуры, православная педагогика, теолингвистика, теология, теолингвистическая компетенция, религиозный стиль речи, религиозный дискурс, эссе, задание с развернутым ответом, критерии оценивания
  1. Александров В. Н., Александрова О. И., Зверева Е. Н. и др. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. М., 2019.
  2. Арбатская О. А. Русский язык и культура речи: Практикум. М., 2018.
  3. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.
  4. Ицкович Т. В. Жанровая систематизация религиозного стиля на коммуникативно-прагматическом и категориально-текстовом основаниях: дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016.
  5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 2008.
  6. Кохтев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М., 1994.
  7. Крундычев А. А. Как работать над сочинением. СПб., 1992.
  8. Лосева Л. М. Как строится текст. М., 1980.
  9. Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст. М., 2014.
  10. Мишланов В. А., Худякова Е. С. О жанровой специфике текстов церковно-религиозного стиля // Филологические заметки. 2008. Т. 2. С. 28.
  11. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. М., 1987.
  12. Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1990.
  13. Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001.
  14. Постовалова В. И. Теолингвистика в современном религиозном дискурсе // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2012. № 4. С. 56–103.
  15. Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: Cправочник автора и издателя. М., 2015.
  16. Ташлыков С. А. Сочинение: секреты жанра. Иркутск, 2001.
  17. Филиппова О. А. Явление речевой агрессии в современных условиях общения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 3. С. 87–92.
  18. Цыбулько И. П., Александров В. Н., Арутюнова В. Е. и др. Русский язык: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. М., 2019.
Феликсов Сергей Владимирович
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: доцент кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-5928-3311;
Электронный адрес: svfeliksov@gmail.com.
Феликсов С. В. X Юбилейная Филолого-педагогическая неделя кафедры педагогики ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 151-164.
PDF
Феликсов Сергей Владимирович
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: доцент кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-5928-3311;
Электронный адрес: svfeliksov@gmail.com.
Феликсов С. В. «Педагогическая риторика» и «Онтолингвистика» как учебные дисциплины кафедры педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 25-36. DOI: 10.15382/sturIV202266.25-36
Исследование находится в русле актуальной для современной педагогической науки проблемы, связанной с формированием у будущих учителей компетенций, необходимых для эффективной организации педагогического общения в различных учебно-речевых ситуациях. В связи с этим в работе отражен опыт преподавания таких учебных дисциплин, как «Педагогическая риторика» и «Онтолингвистика», которые впервые стали реализовываться в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви с 2015 года на кафедре педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ. При изложении материала дано обоснование актуальности включения в структуру образовательных программ педагогической направленности учебных дисциплин, нацеленных на формирование у обучающихся риторической и онтопсихолингвистической компетенций. Приведено описание реализующихся в рамках бакалавриата и магистратуры кафедры педагогики ПСТГУ учебных программ по дисциплинам «Педагогическая риторика» и «Онтолингвистика»: описаны их концепция и содержание, цель и планируемые результаты освоения, а также учебно-методическое обеспечение и формы промежуточной аттестации. Отмечено, что базовой теоретической установкой разработанных учебных программ является утверждение о том, что языковая способность есть универсальный и отличительный признак человека как образа Божьего, которую педагог призван постоянно совершенствовать вместе с духовно-нравственными качествами личности. Делается вывод, что презентуемые авторские учебные программы дисциплин «Педагогическая риторика» и «Онтолингвистика» являются в определенной мере новаторскими, их концепция и содержание обусловлены актуальными тенденциями развития современной гуманитарной науки (языкознания, педагогики, психологии), а также становлением междисциплинарного научного подхода, способствующего формированию «цельного знания» об изучаемых явлениях педагогической действительности.
педагогическая риторика, педагогическое речеведение, риторическая компетенция, онтолингвистика, лингвистика детской речи, онтопсихолингвистическая компетенция, педагогическое общение, кафедра педагогики ПСТГУ
  1. Горобец Л.Н.Риторические жанры педагогического дискурса // Известия Российскогогосударственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 62. С.219–225.
  2. Педагогическаяриторика / Под ред. Н. Д. Десяевой. М., 2013.
  3. Педагогическоеречеведение. Словарь-справочник. М., 1998.
  4. РезолюцияII Зимнейвсероссийской научно-практической школы-конференции смеждународнымучастием «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ» имени митрополитаГригория (Постникова) // Труды Перервинской Православной Духовной Семинарии.2022. № 22. С. 12–16.
  5. Сальникова О. А.Что включает в себя коммуникативная компетенция? // Начальная школа плюс до ипосле. 2012. № 7. С. 66–70.
  6. Сухомлинский В. А.Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания).Педагогическое наследие. М., 1990.
  7. Седов К. Ф. Общая иантропоцентрическая лингвистика. М. 2016.
  8. Феликсов С. В. X ЮбилейнаяФилолого-педагогическая неделя кафедры педагогики ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. СерияIV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 145–158.
  9. Цейтлин С. Н.Лингвистика детской речи как инновационная научная и учебная дисциплина //Бюллетень Ученого совета. 2006. № 9 (35). С. 63–65.
  10. Цейтлин С. Н.Онтолингвистика в пути // Известия Российского государственного педагогическогоуниверситета им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 12–22.
Феликсов Сергей Владимирович
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: доцент кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-5928-3311;
Электронный адрес: svfeliksov@gmail.com.