/
Результат поиска


Кострюков А. А., Тягунова Н. Ф. Новые документы по истории взаимоотношений между Патриархом Тихоном и Карловацким Синодом // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 119-125.
PDF
Публикуемые документы проливают свет на обстоятельства появления распоряжения Патриарха ихона № 106 от 8 ноября 1923 г. относительно деятельности Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Данное распоряжение в годы разделения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью приводилось для доказательства отрицательного отношения Патриарха Тихона к Зарубежному Синоду. В действительности, как показывает анализ публикуемых документов, антикарловацкое распоряжение Патриарха Тихона стало следствием давления ГПУ на членов Синода — архиепископов Серафима (Александрова) и Тихона (Оболенского).
Кострюков Андрей Александрович
Тягунова Наталья Федоровна
Воробьев В. Н., Тягунова Н. Ф. Письма С. И. Фуделя к М. Ф. Мансуровой (1960-е - 1970-е гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). С. 141-157.
PDF
Письма церковного писателя Сергея Иосифовича Фуделя к вдове замечательного священника Сергия Мансурова Марии Федоровне написаны в последние годы жизни Сергея Иосифовича — с 1964 по 1976 г. В них Сергей Иосифович делится с Марией Федоровной своими творческими планами и житейскими переживаниями. В частности, обсуждает свою работу о священнике Павле Флоренском «Начало познания Церкви». В письмах ощущается особая атмосфера доверия между людьми, прожившими жизнь с Богом вопреки всем невзгодам — арестам, ссылкам, изгнаниям.
Русская Православная Церковь, С. И. Фудель, М. Ф. Мансурова, священник Павел Флоренский
Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Тягунова Наталья Федоровна
Андреева М. Ф., Можанская А. Ф. По прочтении "Синодика" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 1 (34). С. 59-83.
PDF
Воспоминания содержат сведения о людях, пострадавших за православную веру в годы гонений, — преимущественно из окружения протоиерея Федора Андреева, одного из главных деятелей оппозиционного, так называемого «иосифлянского» церковного движения второй половины 1920-х годов.
протоиерей Феодор Андреев, Н. Н. Андреева, Петроградский богословский институт, гонения на Церковь, дело «Истинно-православной церкви».
Андреева Мария Федоровна
Можанская Анна Федоровна
Басов Н. Ф. Деятельность Православной Церкви по призрению нуждающихся в Костромской губернии конца XIX-начала XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 96-104.
PDF
В статье характеризуется содержание и формы деятельности Православной Церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии (конец XIX —начало XX в.). Особое внимание уделено характеристике православных братств, попечительств и т. д.
Православная Церковь, призрение нуждающихся, церковно-приходские школы, благотворительная помощь, православные братства, духовная семинария, епархиальное училище, церковно-приходские попечительства
Басов Николай Федорович
Степанов А. Ф. "Большой террор" 1937-1938 гг. и православное духовенство: репрессии в Советском Татарстане // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 3 (36). С. 67-80.
PDF
В статье исследуются гонения на религию и Церковь, массовые репрессии против верующих преимущественно в годы «Большого террора» в Татарской АССР. В 1929–1930 гг. было закрыто 60 % храмов. В 1937 г. репрессировано 35 % священников, остальные изгнаны. Из репрессированных тройкой НКВД ТАССР представителей духовенства 75 % были расстреляны. В начале 1942 г. в ТАССР действовала только одна церковь и 35 мечетей (1,3 % к 1929 г.).
Православная церковь, Татарская АССР, репрессии, закрытие храмов, «Большой террор», тройка НКВД ТАССР, осужденное, расстрелянное духовенство
Степанов Алексей Федорович
Басов Н. Ф. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 67-78.
PDF
В статье рассматривается возникновение и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России, начиная с простейших форм помощи в древнейших славянских общинах и до складывания системы призрения немощных и увечных в конце XIX —нача- ле XX в. Особое внимание уделено характеристике не только частных, общественных, государственных форм призрения, но и церковной практике помощи через приходы и монастыри.
призрение инвалидов, монастырско-церковные формы призрения, великокняжеская благотворительность, общественное призрение, государственная система призрения инвалидов
Басов Николай Федорович
Басов Н. Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 56-69.
PDF
В статье раскрываются важнейшие направления и содержание социального обеспечения, защиты и поддержки инвалидов в советской и современной России с 1917 г. до наших дней. Особое внимание уделено характеристике процесса перехода от сложившейся в стране системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.
социальная защита инвалидов, социальная поддержка инвалидов, политика устранения барьеров и препятствий для инвалидов, модель социальной помощи инвалидам, трудоустройство инвалидов, система профессионального обучения инвалидов, общественные объединения и
Басов Николай Федорович
Басов Н. Ф. Зарождение и развитие системы подготовки кадров социальных работников в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 104-111.
PDF
В статье раскрывается процесс зарождения и развития подготовки профессиональных кадров социальных работников как в дореволюционной, так и в современной России. Определенное внимание уделено характеристике развития социального образования в зарубежных странах, опыт которых оказал влияние на возрождение системы подготовки социальных работников в России в 90-е гг. XX столетия.
система подготовки социальных работников, социальное образование, работники социального обеспечения, социальная сфера, социальное образование в зарубежных странах, профессиональная социальная работа
Басов Николай Федорович
Федорова А. М. Методологические проблемы исследования взаимосвязи креативности и синестезии в музыкально- исполнительской деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 149-158. DOI: 10.15382/sturIV201539.149-158
Статья посвящена проблеме изучения проявлений креативности личности во взаимосвязи с феноменом синестезийности в музыкально-исполнительской деятельности. В статье приводится критический анализ существующих подходов к определению понятия креативности и практическому исследованию данного феномена.
креативность, музыкально-исполнительская деятельность, синестезийность, системный подход, творчество
1. Арановский М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, сост. М., 2004.
4. Бургин М. C., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1998.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2008. С. 199–200.
7. Зайцева М. Л. Синестезийность как системное свойство художественного сознания: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2014.
8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. С. 87.
9. Козлов В. В. Радость и печаль творчества // Человеческий фактор: Социальный психолог. Вып. № 2 (16). Ярославль, 2008. С. 7.
10. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 2010.
11. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
12. Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 5–8.
13. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 6–43.
14. Серкин В. П. Методы психосемантики. М., 2004.
15. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб., 1998.
16. Федорова А. М. Интермодальный синтез и методы идеомоторной тренировки в музыкально-исполнительской деятельности // Психология и психотехника. 2014. № 12. С. 1335–1341.
Федорова Александра Марковна
Федоров И. А. Послушание детей дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 41-53. DOI: 10.15382/sturIV201643.41-53
Целью статьи является анализ послушания детей дошкольного возраста как психологопедагогической проблемы. Методологическая база основывается на изучении трудов христианских мыслителей и психолого-педагогических источников, посвященных как послушанию в целом, так и особенностям послушания дошкольников. Анализ святоотеческой литературы показывает, что добродетель послушания имеет значение в духовнонравственном становлении личности. Некоторые авторы больше внимания уделяют воспитанию послушания монахов, другие — мирян, в том числе и детей. Некоторые Святые отцы считают послушание не только церковной добродетелью, но и педагогической категорией. В статье проводится анализ послушания как православного и светского понятия, характеризуются причины и способы преодоления детского непослушания. Среди них неразумная любовь родителей к детям, отсутствие родительского авторитета, избалованность ребенка взрослыми, с одной стороны, и излишняя строгость — с другой, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, и другие.
добродетель, послушание, святоотеческое учение, дошкольный возраст, воспитание, дошкольная психология, дошкольная педагогика, детско-родительские отношения
1. Василий Великий, свт. Нравственные правила. Правило 76 // Творения. Т. II. М., 2009.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2011.
3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М., 1986.
4. Ефрем Сирин, прп. Творения. Сергиев Посад, 1907. Т. 1, 2.
5. Зеньковский В. В., прот. Педагогика. Париж, 1996.
6. Козлов Н. И. Простое правильное детство: Книга для умных и счастливых родителей. М., 2015.
7. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. М., 1957.
8. Островская Л. Ф. Почему ребенок не слушается. М., 1977.
9. Пэнтли Э. Приучение к дисциплине без слез. Минск, 2007.
10. Симфония по творениям святителя Василия Великого. М., 2008.
11. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985.
12. Софроний (Сахаров), архимандрит. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс, 1999.
13. Софроний (Сахаров), архимандрит. Таинство христианской жизни. Эссекс, 2009.
14. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: Советы психолога родителям. М., 1995.
15. Феофан Затворник, свт. Житие и акафист. Рязань, 2001.
16. Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века: Из чтений в Православном Богословском институте в Париже. М., 1992.
Федоров Иван Алексеевич, священник
Тягунова Н. Ф., Ковалева И. И. «…Постоянное чудо Божие» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 135-145. DOI: 10.15382/sturII201882.135-145
Публикация посвящена воспоминаниям монахини Серафимо-Знаменского скита Московской епархии Вероники (Соколиковой), более полувека хранившимся в личном архиве семьи Криволуцких. Священник Владимир Криволуцкий записал воспоминания монахини Вероники, а его сын передал рукопись в архив ПСТГУ. Будучи записью устного рассказа, воспоминания изобилуют сведениями, не встречающимися ни в одном из известных источников, освещающих историю этой обители и житие ее подвигоположницы преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). Мемуарные свидетельства 1920–1930-х гг. о Серафимо-Знаменском ските, его настоятельнице схиигуменье Фамари, насельницах, лицах духовного звания, служивших в храмах скита, о епископе Арсении (Жадановском), многие годы бывшем духовником скитянок, создавались в условиях жесточайших гонений на Русскую Православную Церковь, арестов, обысков и репрессий и, как правило, не включают ни упоминания конкретных лиц, ни хронологии в описываемых событиях. Публикуемый же документ представляет особую ценность тем, что восполняет имеющиеся в историографии этого периода лакуны. Многие факты, упоминаемые в публикации, находят почти буквальное подтверждение в документах исторических и ведомственных архивов, что побуждает исследователей новейшей истории Русской Церкви с большим доверием относиться к помещаемому в настоящем издании новому историческому источнику.
Русская Православная Церковь, Московская епархия, Серафимо-Знаменский скит, схиигуменья Фамарь (Марджанова), епископ Арсений (Жадановский)
Тягунова Наталия Федоровна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6/1, комн. 219;
Должность: науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ;
ORCID: 0000-0001-8148-0170;
Электронный адрес: nattg89@gmail.com.
Ковалева Ирина Ивановна
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6/1, комн. 219;
Должность: cт. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ;
ORCID: 0000-0002-3941-1101;
Электронный адрес: cia@pstgu.ru.
Астэр И. В., Хулап В. Ф. Роль и основные принципы православной педагогики для церковного служения добровольцев // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 51-63. DOI: 10.15382/sturIV201954.51-63
В данной статье раскрыты общие исходные положения, принципы православной педагогики, являющиеся объективными по своему содержанию. Они выступают требованиями, которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности всем задействованным в церковном образовательном и социальном секторах, как профессионалам, так и добровольцам. Церковное служение — это распространение своих воззрений и действия от лица религиозной организации. В отличие от светской деятельности, служение православных добровольцев основывается на фундаментальных положениях христианской антропологии. Среди ключевых принципов православной педагогики особо выделяются христоцентричность, экклезиоцентричность, педоцентричность. Главное устремление православного добровольца — избавление от власти греха, что проявляется через отношение добровольца к делу, жизнь по заповедям. Подготовка добровольцев для церковной деятельности — это не просто передача знаний и опыта педагога, но совместное служение. Служение добровольцев является сегодня одной из важнейших составляющих современной церковной жизни. В церковном служении есть место каждому, важно лишь найти свое призвание. Служение добровольцев сотериологично, главная задача — это спасение человека, причем не только того, на кого ориентированы усилия добровольца, но и самого себя. Для развития личности добровольцу важно настроить свои устремления на распространение ценностей православной веры и обрести радость в служении человеку. Векторы православно-ориентированного добровольчества: духовное развитие как потребность раскрытия богодарованных талантов служения для спасения души; социально-нравственное совершенствование как желание улучшить или облегчить жизнь людей; профессиональная реализация как поиск творческого потенциала и приобретения опыта применения полученных профессиональных знаний, умений и навыков.
христианство, Православная Церковь, социальное служение, добровольчество, православная педагогика, принципы, христоцентричность, экклезиоцентричность, педоцентричность
  1. «Апостольское предание» св. Ипполита Римского / Пер. с лат. и предисл. свящ. П. Бубуруза // Богословские труды. 1970. Сб. 5. С. 277–292.
  2. Владимиров А., прот. Жизнь государства и жизнь человеческого организма // Вестник Тульского государственного университета. Сер. Теология. 2011. Вып. 7. С. 91–93.
  3. Гоголь Н. В. Авторская исповедь. Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение, 1990. С. 108.
  4. Григорий Богослов, свт. Слово 9, о человеческой добродетели // Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij _Bogoslov/pesnopenij a-tainstvennye/9 (дата обращения: 01.10.2018).
  5. Екименкова В. М. Вера исправляет сердца. М., 1996.
  6. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  7. Исаак Сирин Ниневийский, прп. Слово 85. Содержащее в себе исполненные пользы советы, какие с любовью изглаголал слушающим его со смирением // Слова подвижнические. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/86 (дата обращения: 01.10.2018).
  8. Источник Живой Воды: Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1910.
  9. Каллист (Уэр), архиеп. Человеческая личность как икона Троицы. URL: http://ru.pravoslavie.bg/человеческая-личность-как-икона-трои/ (дата обращения: 01.10.2018).
  10. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на открытии XVII Рождественских чтений 15 февраля 2009 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/559408.html (дата обращения: 01.10.2018).
  11. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2 февраля 2015 г. URL: http://www.patriarchia.ru/data/2015/02/02/1235924382/doklad_AS_2015.docx (дата обращения: 01.10.2018).
  12. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Документ принят 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 01.10.2018).
  13. Ушинский К. Д. Избранные труды: В 4 кн. Кн. 1. Проблемы педагогики. М., 2005.
  14. Феофан Затворник, свт. Творения. Начертания христианского нравоучения: В 2 т. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; Паломник, 1994. Т. 2.
Астэр Ирина Валериевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2350-9382;
Электронный адрес: iaster@inbox.ru.
Хулап Владимир Федорович, протоиерей
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Санкт-Петербургская духовная академия; Российская Федерация, 191167, г. Санкт Петербург, Обводной канал, 17;
Должность: проректор по учебной работе;
ORCID: 0000-0002-1621-288X;
Электронный адрес: v.khoulap@gmail.com.
Федорова Е. С. Ян Амос Коменский. Матетика // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 121-138. DOI: 10.15382/sturIII202064.121-138
Известный латинист Николай Алексеевич Федоров (1925–2016) впервые перевел на русский язык сочинение «Матетика» выдающегося чешского педагога и религиозного деятеля Яна Амоса Коменского (1592–1670). Во вступительной статье анализируется школа перевода, созданная кафедрой классической филологии Московского университета, раскрываются принципы интерпретации текста, принятые Н. А. Федоровым. Публикуется перевод на русский язык сочинения «Матетика» Яна Амоса Коменского.
классическая филология в МГУ, школа перевода в МГУ, принципы перевода Н. А. Федорова, первый перевод «Матетики» Яна Амоса Коменского на русский язык
  1. Вырубов Н. В. Участник Освобождения: Беседы с Паскалем Майосом, Тулон, 1998 г. // Русский барин — герой Франции Н. В. Вырубов. М.: Полиграф-плюс, 2017. С. 9–74.
  2. Дашевский Г. М. «Не почтовые голуби наслаждения»: [Интервью с Григорием Дашевским] / Беседовала Е. Калашникова // Русский журнал. 2001. 15 ноября. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/dashevskiy-kalashnikova-interview/ (дата обращения: 15.05.2020).
  3. Кулькова Н. А. Трактат свт. Амвросия Медиоланского «Об обязанностях» в античной и христианской традиции // Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. Т. 7. С. 21–29.
  4. Федоров Н. А. Становление эстетической лексики Цицерона // Ars docendi — Искусство научить. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 251–460.
  5. Фирсов Е. Ф. Профессор теологии Ян Квачала в свете новых архивных открытий в России и Словакии // Liberté et Patrie: Miscellany in Honour to Jozef Rydlo. Bratislava, 2018. С. 188–201. (Libri Historiae Slovaciae: Libri Historiae Europae.)
  6. Ars docendi — Искусство научить: К 90-летию латиниста Н. А. Федорова / Сост. Е. С. Федорова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  7. Komenski J. A. Scipilegium didacticum artium… / Kvačala J., ed. Rosenbergae: Typis Caroli Salva, 1895.
Федорова Екатерина Сергеевна
Ученая степень: доктор культурологии;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, дом 1, стр. 13;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5199-3706;
Электронный адрес: ledentu@mail.ru.
Широков П. Ф. «Приветствую Вас, генерала из генералов в ученом мире…» Письма ректора Вологодской семинарии протоиерея Николая Малиновского Н. Н. Глубоковскому (1907-1910 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 145-166. DOI: 10.15382/sturII202198.145-166
В настоящей публикации в научный оборот вводятся письма известного автора учебного пособия по догматическому богословию, ректора Вологодской духовой семинарии протоиерея Николая Малиновского. Письма адресованы знаменитому богослову, экзегету и церковному историку Николаю Никаноровичу Глубоковскому. Письма относятся ко времени педагогической деятельности Н. Н. Глубоковского в Санкт-Петербургской духовной академии, в которой он трудился с 1891 г. вплоть до закрытия духовной школы. Протоиерей Николай Малиновский и Н. Н. Глубоковский являются уроженцами Вологодской губернии и выпускниками Вологодской семинарии. Автор писем затрагивал различные аспекты и проблемы духовного образования. Письма ректора семинарии являются ценным источником по истории Вологодской духовной семинарии в непростой для нее период революционных волнений. Многие приведенные материалы проливают свет на те или иные события, происходившие в духовной школе Вологодской епархии. Отдельные документы посвящены одному из выпускников, а впоследствии преподавателю Вологодской семинарии епископу Саратовскому и Царицынскому Иоанну (Кратирову). В письмах открываются новые факты, дается оценка происходившим событиям, которую не всегда возможно получить путем изучения исторических документов. Публикуемые письма находятся в архивном фонде Н. Н. Глубоковского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
протоиерей Николай Малиновский, Н. Н. Глубоковский, епископ Иоанн (Кратиров), Вологодская духовная семинария, среднее духовное образование, Учебный комитет, ректор
  1. Артёмкин Д., свящ. Малиновский // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 43. М., 2016. С. 207–209.
  2. Богданова Т., Клементьев А. Глубоковский // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 11. М., 2006. С. 601–610.
  3. Богданова Т. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010.
  4. Ферапонт (Широков), иером. Духовно-патриотическая деятельность воспитанников Вологодской духовной семинарии в годы Первой мировой войны // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8–10 февраля 2019 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2019. С. 382–289.
  5. Ферапонт (Широков), иером. Обозрение епископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) Вологодской епархии в период пребывания правящим архиереем (по материалам ежегодных отчетов епархиального архиерея) // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. Пенза, 2019. С. 71–76.
  6. Ферапонт (Широков), иером. Роль и значение начальствующих лиц духовных школ в противодействии революционным волнениям в семинариях в начале ХХ века (на примере Вологодской духовной семинарии) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 151–173.
Иеромонах Ферапонт (Широков П. Ф.)
Место работы: Вологодская духовная семинария; Российская Федерация, 160901, г. Вологда, ул. Монастырская, 2;
Должность: проректор по воспитательной работе, преподаватель кафедры церковно-исторических дисциплин;
ORCID: 0000-0001-5514-9193;
Электронный адрес: ierom.ferapont@yandex.ru.