/
Результат поиска


Устинова И. В. Испанская литература XVIII века: основные вехи и социо-культурный контекст // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2006. Вып. 1. С. 74-94.
PDF
Статья посвящена наиболее заметнм явлениям литературного процесса 18 века в Испании, не получившим – по разным причинам – должного освещения на страницах учебных пособий для студентов, изучающих испанскую словесность эпохи просвещения. В работе широко представлен исторический и культурный фон важнейших литературных событий.
Устинова Ирина Владимировна
Устинова И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 3 (9). С. 155-166. — Рец. на кн.: Martín de Riqueur. Para leer a Cervantes. — Barcelona: Acantilado 74. Cuadernos Crema, S.A., Sociedad Unipersonal, 2003. — 582 p.
PDF
Устинова Ирина Владимировна
Устинова Ю. В. Пять сцен жития св. Апостола Андрея из частного собрания - оригинальный памятник новгородской иконописи первой трети XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 100-122. DOI: 10.15382/sturV202037.100-122
Статья посвящена иконографическому и стилистическому исследованию недавно открытого памятника из частного собрания в Москве. Это пять клейм жития апостола Андрея Первозванного 1-й трети XVIII в., которые являются фрагментами неизвестной житийной иконы (или рамы) святого. Памятник был создан в северо-западных русских землях, предположительно в Новгороде, мастером, знакомым со стилистикой московской Оружейной палаты, но сохраняющим в своем творчестве и местные художественные приемы. Несмотря на неполную сохранность первоначального комплекса, очевидно, что сохранившиеся клейма отличаются оригинальностью иконографического замысла и значительным мастерством художественного исполнения.
апостол Андрей, иконография, житие Андрея, сцены жития, житийные циклы апостола Андрея в иконописи, русская иконопись синодального периода, новгородская иконопись 1-й трети XVIII в.
  1. Виноградов А. Ю., Сургуладзе М., Анохина Т. В., Лосева О. В., Квливидзе Н. В. Андрей Первозванный // ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 370–377.
  2. Виноградов А. Ю., Грищенко А. И. Апостол Андрей: опыт небиографического исследования. М., 2013. (ЖЗЛ).
  3. Греческие предания о св. Апостоле Андрее / Изд. подготовлено А. Ю. Виноградовым. Т. 1: Жития. М.: ПСТГУ, 2005.
  4. Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона М., 2007.
  5. Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М., 2006.
  6. Копейкин К. Церковные и народные традиции почитания св. апостола Андрея в России // Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М.: изд. ББИ, 2008. С. 172–173.
  7. Красилин М. Русская икона XVIII — начала XX в. // История иконописи. М., 2002. С.
  8. Крупникова Е. Л., Сосновцева И. В. Икона «Андрей Первозванный» и литография с видом Грузино // Древнерусское искусство: Новые атрибуции. ГРМ. СПб., 1993. С. 91–96.
  9. Левин С. С., Карпов С. П. Андрея Первозванного орден // ПЭ. Т. 2. С. 408–409.
  10. Моторин А. Святые апостолы Андрей и Петр в русской христианской историософии // Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М., изд. ББИ, 2008. С. 151–156.
  11. Пивоварова Н. В. Икона «Образ новгородских чудотворцев» из собрания Русского музея: вопросы иконографии // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 4. Великий Новгород, 2011. С. 241–255
  12. Устинова Ю. В. Клейма со сценами жития апостола Андрея Первозванного из частного собрания — памятник редкой иконографии первой трети XVIII века // IV Дёминские чтения. Отчетная научная конференция Музея имени Андрея Рублева по итогам 2018 года, 3–4 апреля 2019 г.: Тезисы докладов. М., 2019. С. 94–98.
  13. Устинова Ю. В. Причерноморские хождения св. апостола Андрея в памятниках русской иконографии XVII–XVIII вв. // Уваровские Таврические чтения IV «Древности Юга России». Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» г. Севастополь, 12–15 сентября 2019: Материалы международной научной конференции. Севастополь, 2019. С. 183–190.
  14. Чубинская В. Г. Икона «Распятие с апостольскими страданиями» 1697–1699 годов. Символико-аллегорический замысел в контексте исторических событий // ГМЗМК: Материалы и исследования. Вып. XIII: Петр Великий — реформатор России. М., 2001. С. 144–159.
  15. Шалина И. А. Образ Андрея Первозванного в византийской и древнерусской иконографии // Андрей Первозванный — апостол для Востока и Запада: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М., 2011. С. 188–203.
  16. Шкаровский М. Апостол Андрей в исторической и церковной традиции на Северо-Западе Руси //Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М.: изд. ББИ, 2008. С. 228–235.
  17. Шкаровский М. Орден св. апостола Андрея Первозванного и Андреевский флаг //Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М.: изд. ББИ, 2008. С. 176–187.
  18. Denoël, Charlotte. Saint André: culte et iconographie en France (Ve–XVe siècles). P.: École nationale des chartes, 2004.
  19. Réau L. L'origine de la croix de Saint-André. Mémoires de la Société des Antiquaires de France, 1932.
  20. Réau L. Saint André // Iconographie de l'art chrétien. P., 1958. Т. 3. Р. 76–84.
Устинова Юлия Владимировна
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 105120, г. Москва, Андроньевская пл., 10; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6 стр. 1;
Должность: зав. сектором станковой и монументальной живописи отдела хранения (научно-фондового); ст. преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0002-0902-1110;
Электронный адрес: brodovaya@mail.ru.
Выражаю искреннюю признательность реставратору ЦМиАР М. В. Казнову за консультацию о состоянии сохранности авторской живописи памятника.
Устинова Ю. В. Царь и «царский ангел»: к проблеме образной интерпретации историософских концепций XVI в. в миниатюрах сборника Чудова монастыря 1560-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 9-33. DOI: 10.15382/sturV202246.9-33
Статья посвящена анализу иконографии одной из миниатюр «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи» лицевого сборника Чудова монастыря 1560-х гг. (ОР РГБ ф. 98 n1844. Л. 132 об. – 186). Ее сложная композиция, занимающая полностраничный разворот (л.151 об. – 155), объединяет изображение царя, восседающего на престоле в окружении приближенных, Бога Отца и Сына, отсылающих в мир юного Иоанна Предтечу, а на другой странице – образ рая: Лоно Авраама, Исаака и Иакова с сонмом ветхозаветных праведников. Сопоставление изучаемого изображения с текстами публицистических произведений XVI в. показывает, что программа миниатюры визуализирует современные ей историософские представления о роли и назначении Московского царства и русского царя в мировой истории. В композиции миниатюры нашли отражение популярные в эпоху правления царя Ивана Грозного идеи трансляции Римской империи на Русь, концепции «царской жертвы», а также актуальные темы соотношения личной свободы гражданина земного царства и границ самодержавной власти над ним. Явственно обозначено в ее программе и место культа «ангела государя» в формулируемой системе идеологии царства, его вдохновляющая и учительная роль в процессе воспитания нравственных качеств царя.
древнерусское искусство, искусство XVI века, древнерусская книжная миниатюра, лицевой сборник Чудова монастыря, иконография св. Иоанна Предтечи, царь Иван Грозный, всероссийский митрополит Афанасий, идеология царства, историософские концепции, царская жертва, Москва – Третий Рим, свобода, самодержавие
  1. Баталов А. Л. Династический кризис и благочестие московских государей // Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий. М., 2021. С. 8–19.
  2. Баталов А. Л. Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история. М., 2013.
  3. Бойцов М. А. Папский зонтик, бог Гелиос и судьбы России // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2004. Вып. 6. М., 2005. С. 99–154.
  4. Ваненкова А. Е. Отражение эсхатологических представлений в русской средневековой публицистике XVI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2014. № 18 (704). С. 133–144.
  5. Гольдберг А. Л. Идея «Москва — Третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVI в. // ТОДРЛ. Т. 37. 1983. С. 139–149.
  6. Гольдберг А. Л. Три «послания Филофея» // ТОДРЛ. Т. 29. 1974. С. 68–97.
  7. Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. Харьков: тип. Губ. правл., 1908 (обл. 1909).
  8. Иванов М. Л. О «Слове похвальном на Зачатие Иоанна Предтечи» Чудовского лицевого сборника: исследовательская статья // Лицевой сборник Чудова монастыря: Научный аппарат / Левочкин И. В., Крутова М. С., Иванов М. Л. Изд. 3-е., испр., доп. М.: Актеон, 2015. С. 177–219.
  9. Иванов М. Л. Сюжеты миниатюр «Слова похвального на Зачатие Иоанна Предтечи» // Там же. С. 150–176.
  10. Иванова С. В. Типология жеста — «захват запястья» // Зеленый зал -3. Российский институт истории искусств, СПб., 2013. С. 55–72.
  11. Идея Рима в Москве XV–XVI вв.: Источники по истории русской общественной мысли. Рим, 1993.
  12. Иеремиас И. Богословие Нового Завета. М., 1999.
  13. Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков: По материалам реставрационных работ ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря: каталог-альбом. М.: Сканрус, 2003.
  14. Каравашкин А. В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М.: Прометей, 2000.
  15. Каравашкин А. В. Свобода человека и теория «казней Божиих» в полемических сочинениях Ивана Грозного // Литература Древней Руси. М., 1996. С. 80–91.
  16. Каравашкин А. В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке (Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский) // Россия XXI: общественно-политический и научный журнал. М.: «Экспериментальный творческий центр», 1998. № 11–12. С. 88–126.
  17. Каравашкин А. В. Московская Русь и «Ромейское царство»: историософия династической богоизбранности в публицистике XVI столетия // Россия XXI: общественно-политический и научный журнал. М.: «Экспериментальный творческий центр», 1999. № 3. С. 86–123.
  18. Квливидзе Н. В. Лоно Авраамово // ПЭ. Т. 41. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. С. 451–452.
  19. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
  20. Макарий (Веретенников), архим. Всероссийский митрополит Афанасий // Богословские труды: сб. 25. М.: Издание Московской Патриархии, 1984. С. 247–257.
  21. Маханько М. А. Древняя икона царского ангела. Влияние коломенского образа конца XIV в. «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» на патрональные изображения середины — второй половины XVI в. // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы Международной научной конференции 1–2 ноября 2005 года. М., 2009. С. 317–342.
  22. Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века. М., 2015.
  23. Михайлова Т. В. Проективные образы русского царя в публицистических текстах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 222–227.
  24. Моисеева Г. Н. Валаамская беседа. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.
  25. Неволин Ю. А. Влияние идеи «Москва — третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. 1996. № 1. С. 71–84.
  26. Левочкин И. В. Лицевой сборник Чудова монастыря из собрания рукописных книг Е. Е. Егорова // Лицевой сборник Чудова монастыря: Научный аппарат / Левочкин И. В., Крутова М. С., Иванов М. Л. Изд. 3-е., испр., доп. М.: Актеон, 2015. С. 3–9.
  27. Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала. История, иконография, мастера. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2014.
  28. Панченко A. M., Успенский Б. А. Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха // ТОДРЛ. Л., 1983. T. XXXVII. С. 54–78.
  29. Плигузов А. И., Тихонюк И. Л. Послание Дмитрия Траханиота новгородскому архиепископу Геннадию Гонзову о седмиричности счисления лет // Естественно-научные представления Древней Руси. М., 1988. С. 51–75.
  30. Самойлова Т. Е., Панова Т. Д. Усыпальница царя Ивана Грозного. М., 2004.
  31. София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. М.: Радуница, 2000.
  32. Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского: в 2 т. М., 2010. Т. II.
  33. Успенский Б. А. Царь и Бог // Избранные труды. М., 1994. T. I. С. 110–218.
  34. Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.
  35. Устинова Ю. В. «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира...» К вопросу о генезисе одного иконографического извода святого Иоанна Предтечи в древнерусском искусстве //
  36. Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Т. XVI. М., 2020. С. 29–44.
  37. Устинова Ю. В. «Зачатьевский цикл» в составе жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI — первой половины XVII веков // Искусство христианского мира. 2005. Вып. 9. С. 197–212.
  38. Устинова Ю. В. «Хронографическая» часть «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи» лицевого сборника Чудова монастыря в контексте исторических обстоятельств эпохи Ивана Грозного // Новое искусствознание. 2020. № 3. СПб. С. 113–126.
  39. Устинова Ю. В. Сошествие во ад Иоанна Предтечи — новый сюжет в древнерусском искусстве грозненского времени: к проблеме генезиса иконографии // Искусство христианского мира. 2021. Вып. 15. С. 195–205.
  40. Уханова Е. Единственный прижизненный портрет царя Ивана Грозного на Апостоле 1564 г. Ивана Федорова // Блог Исторического музея. URL: https://blog.mediashm.ru/?p=4250 (27.05.2020).
  41. Флайер С. М. Образ государя в московском обряде Вербного воскресенья // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. М., 1997. С. 533–562.
  42. Черняев А. В. Идея «Самовластия» человека в русской социально-философской мысли XVI в. // Историко-философский ежегодник. 2011. № 2010. С. 239–260.
  43. Шалина И. А. Древнейшая псковская икона с изображением Страшного суда // В созвездии Льва: сб. статей по древнерусскому искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 538–579.
  44. Шевченко М. Н. К вопросу о характере царской власти в сочинении Ермолая-Еразма «Правительница» // Вестник ОмГУ. 2010. № 3. С. 69–73.
  45. Юрганов А. Л. Бог и раб Божий, государь и холоп: «самовластие» средневекового человека // Россия XXI. 1998. № 7–8.
  46. Flier S. M. Breaking the Code: The Image of the Tsar in the Muscovite Palm Sunday Ritual // Medieval Russian Culture / уd. by M. S. Flier and D. Rowland. Berkeley; Los-Angeles; L., 1994. Vol. II. P. 213-242.
  47. Flier S. M. Emperor As the Mythmaker: Ivan The Terrible and the Palm Sunday Ritual // Medieval Russian Culture. Berkeley; Los-Angeles; London, 1990. Vol. 1. P. 86–124.
  48. Flier S. M. The Iconology of Royal Ritual in Sixteenth-Century Moscow // Byzantine Studies. Essays on the Slavic World and the Eleventh Century. N. Y., 1992. № 4. P. 53–76.
  49. Hunt P. Ivan IV's Personal Mythology of Kingship. Slavic Review, 52(4), 1993. Р. 769–811.
  50. Tumins Valerie A. Tsar Ivan IV’s Reply to Jan Rokita. The Hague; P.: Mouton, 1971. P. 225–227.
Устинова Юлия Владимировна
Место работы: ПСТГУ, ЦМиАР;
Должность: Ст.преподаватель, зав.сектором;
ORCID: 0000-0002-0902-1110;
Электронный адрес: brodovaya@mail.ru.