/
Результат поиска


Усачёва А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 4 (28). С. 57-59. — Рец. на кн.: Simelidis Ch. Selected Poems of Gregory of Nazianzus: I. 2. 17; II. 1. 10, 19, 32: a critical edition with introduction and commentary. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2009. 284 p.
PDF
Усачёва Анна Вячеславовнв
Усачева А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 141-146. — Рец. на кн.: The Origins of the Platonic System. Platonisms of the Early Empire and their Philosophical Contexts / M. Bonazzi, J. Opsomer, eds. Louvain; Namur; P.; Walpole (MA): Peeters, 2009.
PDF
Усачева Анна Вячеславовна
Усачева А. В. К вопросу о сознательном разделении и композиционном единстве IV и V речей свт. Григория Богослова против императора Юлиана // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 22-29.
PDF
Статья посвящена анализу композиции речей свт. Григория против императора Юлиана (Or. IV–V). В статье предлагается гипотеза о композиционном единстве IV и V речей и объясняются причины формального разделения одной речи на два произведения. Настоящая интерпретация основывается на анализе взаимосвязей между написанными в одно время сочинениями Либания, Юлиана и речью свт. Григория. В статье высказывается мнение о том, что композиционное единство текста было обеспечено окончательной авторской редакцией, которая согласовала разнородный материал и основные идеи сочинения прежде всего благодаря вступлению IV речи и заключению V речи, специально написанным в едином смысловом и стилистическом ключе в качестве единого обрамления речи.
Григорий Богослов, Речи против Юлиана, Юлиан Отступник, Либаний, «Письма к жрецу», эдикт против христианских учителей
Усачева Анна Вячеславовна
Усачева А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 144-148. — Рец. на кн.: Perceptions of the second sophistic and its times — Regards sur la seconde sophistique et son époque / T. Schmidt, P. Fleury, ed. Toronto: University of Toronto Press, 2010. 304 p.
PDF
Усачева Анна Вячеславовна
Шичалин Ю. А., Усачева А. В. Преамбула // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 71-75.
PDF
Шичалин Юрий Анатольевич
Усачева Анна Вячеславовна
Усачева А. В. «Сократики» как адресаты эпидейктических речей Исократа (ПРОТИВ софистов, Энкомий Елене, Бузирис) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 87-96.
PDF
Настоящая статья посвящена анализу трех эпидейктических речей Исократа, представляющих собой драгоценные свидетельства современника об интеллектуальных движениях 90–80 гг. IV в. до Р. Х., к числу которых традиционно относят так называемых «сократиков», признаваемых промежуточным звеном между Сократом и Платоном. Автор предлагает новый, более продуктивный подход к исследованию фигур Антисфена, Евклида Мегарского и других так называемых «сократиков», рассматривая их не как самостоятельных философов, а как софистов, занимавшихся преподаванием, и тем самым участвовавших наряду с другими современниками в процессе институализации образовательной деятельности.
сократики, Антисфен, Евклид Мегарский, Исократ, эпидейктические речи Исократа, софисты, пифагорейцы
Усачева Анна Вячеславовна
Усачев А. С. Об истории бытования идеи «Третьего Рима» в России XVI в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 9-17. DOI: 10.15382/sturII201564.9-17
В статье на основе анализа записей на Годуновских Псалтирях рассматривается вопрос о распространении идеи «Третьего Рима» в России в конце XVI в. В этом столетии Третьим Римом именовалась либо Русская земля, либо Российское царство. Устанавливается, что одним из первых случаев (возможно, первым) соотнесения Третьего Рима непосредственно с «Москвой» были записи Годуновских Псалтирей. Этот комплекс богато иллюминированных рукописей переписывался в одном из столичных скрипториев между 1591 и 1600 гг. по заказу дяди Б. Ф. Годунова боярина Д. И. Годунова. Данные рукописи вскоре после их написания были отданы в крупнейшие соборы и монастыри России: в Успенский и Архангельский кремлевские соборы, в Чудов, Новодевичий, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, костромской Ипатьевский и калязинский Макарьевский монастыри. В статье высказывается мнение о том, что с распространением Годуновских Псалтирей была связана первая попытка распространения идеи «Третий Рим» за пределами столицы. Она предвосхитила ее тиражирование в печатной Кормчей 1653 г.
XVI век, история России, археография, рукописные книги, книжная культура, археография, Годуновы, Третий Рим, записи на книгах, Чудов монастырь
1. Бауэр Е. А. Идея «Москва — Третий Рим» в русской общественной мысли конца XV — начала XVII в.: Отечественная историография ХХ столетия. Нижневартовск, 2011.
2. Белякова Е. В. Источники Печатной Кормчей // Вестник церковной истории. 2008. № 3 (11). С. 99–115.
3. Белякова Е. В. Издание Кормчей книги и проблема смены культурной ориентации // Российская история. 2011. № 4. С. 103–113.
4. Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947.
5. Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого и до конца XVII в. Пг., 1916.
6. Гольдберг А. Л. Историко-политические идеи русской книжности XV–XVII веков // История СССР. 1975. № 4. С. 60–77.
7. Дианова Т. В. Старопечатный орнамент // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 296–335.
8. Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.
9. Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958.
10. Каравашкин А. В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М., 2000.
11. Квливидзе Н. В. Лицевой летописный свод и Годуновская псалтирь 1591 г. Отражение иконографии миниатюр в монументальной живописи и иконописи конца XVI в. // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. СПб., 2004. С. 417–430.
12. Кондрашкина Е. С. Кодикология лицевых литургических рукописей Москвы рубежа XVI–XVII вв.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1996.
13. Костюхина Л. М. Палеография русских рукописных книг XV–XVII вв.: Русский полуустав. М., 1999.
14. Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Ч. 1. СПб., 1899.
15. Назаров В. Д. Годунов Дмитрий Иванович // Большая российская энциклопедия. Т. 7. М., 2007. С. 296.
16. Новикова О. Л., Сиренов А. В. Сделано в Чудове // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 55. СПб., 2004. С. 441–450.
17. Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605 гг.). СПб., 1992.
18. Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
19. По М. Изобретение концепции «Москва — третий Рим» // Ab imperio. 2000. № 2. С. 61–86.
20. Покровский Н. В. Ипатьевская лицевая псалтирь 1591 г. // Христианские чтения. 1883. № 11–12. С. 597–628.
21. Попов Г. В. Рукописная книга Москвы: Миниатюра и орнамент второй половины XV – XVI столетия. М., 2009.
22. Редин Е. Материалы к истории византийского и древнерусского искусства // Византийский временник. Т. 9. СПб., 1902. С. 103–121.
23. Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV–XVII вв. СПб., 2002.
24. Синицына Н. В. Учреждение патриаршества и Третий Рим // 400-летие учреждения патриаршества в России. Roma, 1989. С. 59–80.
25. Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998.
26. Соболева Н. А. Имперская идея и российская символика власти (XI–XVI вв.) // Российская империя от истоков до начала XIX века: Очерки социально-политической и экономической истории. М., 2011. С. 552–656.
27. Тихомиров М. Н. Записи XIV–XVII вв. на рукописях Чудова монастыря // Археографический ежегодник за 1958 г. М., 1960. С. 11–36.
28. Ульянов Н. И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 150–162.
29. Усачев А. С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. М.; СПб., 2009.
30. Усачев А. С. «Третий Рим» или «Третий Киев»? (Московское царство XVI века в восприятии современников) // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С. 69–87.
31. Усачев А. С. Что может дать изучение текстологии выходных записей русских рукописных книг? // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: Современные исследования и перспективы развития: Материалы XXVII международной научной конференции. Москва, 9–11 апр. 2015 г. М., 2015. С. 442–444.
32. Bushkovitch P. 1986 “The Formation of the Consciousness in Early Modern Russia”, in Harvard Ukrainian Studies, 1986, vol. 10, pp. 355–376.
33. Hösch E. 1978 “Zur Rezeption der Rom-Idee im Rußland des 16. Jahrhunderts“, in Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, Berlin, 1978, vol. 25, pp. 136–145.
34. Nitsche P. 1987 “Translatio imperii? Beobachtungen zum historischen Selbstverständis im Moskauer Zartum um dei Mitte des 16. Jahrhunderts“, in Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, 1987, vol. 35, pp. 321–338.
35. Ostrowski D. Muscovy and the Mongols. Cross-cultural influences on the steppe frontier. 1304–1589, Cambridge, 1998.
36. Rowland D. 1996 “Moscow — The Third Rome or The New Israel?”, in Russian Review, 1996, vol. 55, pp. 591–614.
Усачев Андрей Сергеевич
Усачев А. С. Почему Казанская кафедра вдовствовала в 1574–1575 гг.? (штрих к истории церковного управления в России XVI века) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 108. С. 11-21. DOI: 10.15382/sturII2022108.11-21
В статье рассматриваются причины вдовствования одной из крупнейших кафедр Русской церкви XVI в. – Казанской – занимавшей третье место в иерархии. Выясняется, что в феврале 1574 г., вероятно, в связи с ухудшением здоровья ее покинул архиепископ Лаврентий (1568–1574 гг.), ранее возглавлявший Иосифо-Волоколамский монастырь. Выходцы из него – Гурий (Руготин) (1555–1563 гг.), Герман (Садырев-Полев) (1564–1567 гг.) и Лаврентий бессменно занимали Казанскую кафедру с момента ее основания. Поставить на нее в 1574 г. волоколамского игумена Тихона (Хворостинина) (1573–1575 гг.) или иного выходца из этой обители помешали губительные для нее последствия эпидемий рубежа 1560–70-х гг. Волоколамский и некоторые другие крупные монастыри (Троице-Сергиев, Симонов и иные) лишились значительного числа опытных иноков, которых долгие годы готовили к руководству монастырями и кафедрами. В условиях господства меритократических принципов отбора кандидатов для замещения кафедр восполнить эти потери в кратчайшие сроки не было никакой возможности. В силу этого власти в последней трети XVI в. чаще стали ставить на кафедры иноков иных, ранее менее заметных, монастырей – Махрищского, старицкого Успенского, Герасимова Болдина. В феврале 1575 г. на Казанскую кафедру был поставлен выходец из костромского Ипатьева монастыря архимандрит Новоспасского монастыря Вассиан, который, однако, уже в мае 1575 г. скончался. В июле 1575 г. на Казанскую кафедру был поставлен настоятель обители Иосифа Тихон (Хворостинин). Это стало возможным благодаря личному вмешательству Ивана IV: специально прибыв в Иосифо-Волоколамский монастырь, он фактически назначил преемником Тихона Евфимия (Туркова), который ранее (в 1573 г.) отказался возглавить обитель. Исследование основано на материале актов, вкладной и приходо-расходных книг Иосифо-Волоколамского и иных монастырей.
XVI век, Иосифо-Волоколамский монастырь, Казанская епархия, Зилантов Успенский монастырь, епископат, Освященный собор, церковная иерархия, эпидемии
  1. Афанасьева И. А. Намогильные памятники конца XV — начала 80-х гг. XVI в. по Кормовой книге Иосифо-Волоколамского монастыря // Вопросы эпиграфики. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2015. Вып. 8. С. 253–284.
  2. Горюшкина Л. П. О времени поставления высших иерархов Русской Церкви первой половины — середины XVI в. // Священные войны России: Материалы ХХ Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2013. С. 101–109.
  3. Дайкстра Т. Иноческие имена в Московской Руси и проблемы идентификации их обладателей (на материале источников Иосифо-Волоколамского монастыря, 1479–1607) // Именослов. Историческая семантика имени. М.: Индрик, 2007. Вып. 2. С. 238–298.
  4. Демкова Н. С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова // ТОДРЛ. СПб.: Наука, 1999. Т. 51. С. 342–356.
  5. Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М.: Наука, 1977.
  6. Липаков Е. В. Иосифо-Волоцкий монастырь и Казанская епархия во второй половине XVI века // Преподобный Иосиф и его обитель: Материалы науч.-практич. конференции, посвященной пятилетию обретения святых мощей прп. Иосифа, 520-летию освящения первого монастырского каменного храма — Успенского собора — и 80-летию со дня рождения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. М.: Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь; Новый Иерусалим, 2008. С. 62–66.
  7. Назаров В. Д. К истории церковных соборов и идейно-политической борьбы в России первой половины XVI в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М.: Наука, 1990. С. 187–207.
  8. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб.: Тип. В. С. Балашова, 1877.
  9. Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского монастыря XVI века и упраздненные монастыри и пустыни в Ярославской епархии. М.: печ. А. И. Снегиревой, 1906.
  10. Усачев А. С. Как часто собирались церковные соборы в России XVI в.? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3 (61). С. 120–121.
  11. Усачев А. С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской Церкви XVI в.? // Российская история. 2017. № 5. С. 97–113.
  12. Усачев А. С. Книгописание и проблемы социально-экономического развития в России XVI в. // Российская история. 2019. № 6. С. 180–201.
  13. Усачев А. С. Восприятие центральных светских и духовных властей переписчиками книг в XVI в. (по материалам выходных записей) // Российская история. 2021. № 5. С. 32–47.
  14. Усачев А. С. Статус в миру и церковная карьера в России XVI века // Вестник архивиста. 2022. № 1. С. 24–35.
  15. Черкасова М. С. Иван Грозный о монастырях и монашестве своего времени // Кириллов: краеведческий альманах. Вологда: Русь, 1997. С. 27–37.
Усачев Андрей Сергеевич
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор РАН;
Место работы: РГГУ, МГИМО;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-4436-6269;
Электронный адрес: asuuas1@mail.ru.
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда (проект № 20-18-00218).