/
Результат поиска


Тюпанова О. Е. Пространство Слова: эпиграфика в интерьерах голландских церквей XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 64-78. DOI: 10.15382/sturV202245.64-78
В статье рассмотрена проблема взаимосвязи слова и образа в памятниках живописно-графического искусства, изображающих текст – текстовых картинах, в голландском языке – «tekstschilderijen». Чаще всего анонимные, эти монументальные воспроизведения Слова были написаны на досках, колоннах и стенах церквей повсеместно в Северных Нидерландах в течение первого века после Реформации. Формально они принадлежат истории живописи, поскольку используют те же материалы – краски на доске или камне в декоративном обрамлении, однако способ изображения текста, напоминающий увеличенную страницу Священного Писания, ставит их в один ряд с памятниками графического искусства. Появление «словесных картин», текстов, ставших орнаментами и каллиграфией, масштаб и структура которых перемещали их словесное содержание из индивидуального мира личного посвящения в фиксированную дидактику общественного пространства, соответствовало новым доктринальным указаниям и радикально перестроило семантическую структуру готического собора. Библия предоставила новый графический язык: текст, который был достаточно авторитетным, чтобы оставаться каноническим и достаточно гибким, чтобы принимать множество форм. Помимо указанных условий бытования непосредственно в храмовом пространстве текстовые картины являются важным смысловым и композиционным элементом живописных произведений в специфическом жанре голландской живописи – церковном интерьере, являя собой распространенный прием барокко «картины в картине». Диалектическое единство содержательной части текстовых картин, их оформления, взаимодействия с церковным пространством и традиции просмотра помогают провести реконструкцию не только авторского замысла художника, но и культурно-исторического контекста.
Раннее Новое время, искусство пост-Реформации, голландская живопись золотого века, голландские архитектурные «перспективы» XVII века, проблема слова и образа, интерьер церкви, иеротопия
  1. Ванеян С. С. Архитектура и иконография: «Тело символа» в зеркале классической методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010.
  2. Домбраускене Г. Н. Религиозная символика в иеротопии протестантизма // Вестник МГУКИ. 2013. № 3 (53). С. 223–227.
  3. Ревуненкова Н. В. Протестантизм. СПб.: Питер, 2007. 244 с.
  4. Рехт Р. Верить и видеть = Le croire et le voir: искусство соборов XII–XV веков. М.: Издательский дом ВШЭ, 2018.
  5. Чистова Л. Д. Голландская изобразительная каллиграфия начала XVII века в контексте визуальной и письменной культуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2013. С. 418–425.
  6. Brusati С. Reforming Idols and Viewing History in Pieter Saenredam’s Perspectives / The Idol in the Age of Art. Objects, Devotions and the Early Modern World // ed. Michael W. Cole and Rebecca Zorach. Farnham and Burlington, VT: Ashgate, 2009. P. 34–37.
  7. Dyrness W. A. Reformed theology and visual culture: the Protestant imagination from Calvin to Edwards. Cambridge Univ. Press, 2004. P. 339.
  8. Groot A. Pieter Saenredam, the Utrecht Work: Paintings and Drawings by the 17th-century Master of Perspective / ed. by Liesbeth M. Helmus. Publisher: J. Paul Getty Museum. Los Angeles CA, 2002.
  9. Marnef G. Chambers of rhetoric and the transmission of religious ideas in the Low Countries / Cultural exchange in early modern Europe Vol. 1 // eds. Heinz schilling and István György Tóth. Publ. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. P. 274–293.
  10. Mochizuki M. Supplanting the devotional image after Netherlandish iconoclasm // Negating the image / Case studies in Iconoclasm. ASHGATE, 2005. P. 137–162.
  11. Mochizuki M. The Dutch Text Painting // Word & Image / Journal of Verbal/ Visual Enquiry 2007. Vol. 23. P. 72–88.
  12. Mochizuki M. Iconoclasm / in Frank Burch Brown (ed.), The Oxford Handbook of Religion and the Arts, Oxford: Publ. Oxford University Press, 2013. P. 450–468.
  13. Ottenheym K. A. The attractive fl avour of the past. Combining new concepts for ecclesiastical buildings with references to tradition in seventeenth-century Holland // Harasimowicz J. (ed.), Protestantischer Kirchenbau der Frühen Neuzeit in Europa. Grundlagen und neue Forschungskonzepte / Protestant Church Architecture in Early Modern Europe. Fundamentals and new research approaches. Regensburg, 2015. P. 99–114.
  14. Simpson J. Reformation memorial focus // Remembering the Reformation. Remembering the Medieval and Early Modern Worlds / eds. Alexandra Walsham, Brian Cummings, Ceri Law, Karis Riley. Publ. Routledge, 2020. P. 23–40.
Тюпанова Оксана Евгеньевна
Место работы: Санкт–Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина;
Должность: старший преподаватель кафедры зарубежного искусства;
ORCID: 0000-0002-0825-9899;
Электронный адрес: oksanatyupanova@gmail.com.