/
Результат поиска


Тюленев В. М. Школы грамматиков и риторов в Италии первой трети VI в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 59-71. DOI: 10.15382/sturIV201953.59-71
В статье рассматривается вопрос о судьбе античной школы в Италии в период правления Теодориха Великого и его ближайших преемников. Судьба грамматических и риторических школ выступает призмой, сквозь которую можно рассмотреть такие сложные вопросы, как адаптация римской элиты к варварскому завоеванию, а также влияние христианизации на римскую школу. В статье доказывается, что в условиях политического кризиса на латинском Западе римская аристократия именно в классическом образовании видела способ сохранить основы римской цивилизации, обеспечить воспроизводство самой элиты. Эта заинтересованность в функционировании системы образования гарантировала поддержку школ как в столицах (Рим и Равенна), так и в отдельных городах. С одной стороны, представители местной элиты выступали патронами школьных учителей, оказывая им необходимую поддержку и обеспечивая учениками, что хорошо видно на примере деятельности Эннодия. С другой стороны, представители римской аристократии при дворе остготского короля (прежде всего Флавий Кассиодор) обеспечивали внимание к судьбе римских школ со стороны новой власти и, таким образом, гарантировали культурную преемственность в условиях политической трансформации. Также доказывается, что, несмотря на традиционное представление о консерватизме позднеантичной школы, сама школа начинала испытывать влияние со стороны христианства. С одной стороны, Эннодий в своих речах, составленных в соответствии со «школьным каноном», поднимает важные для христианской этики проблемы: целомудрие, крепость семейных уз, отношения между отцом и сыном. С другой стороны, наряду с текстами античных классиков, Цицерона, Вергилия, Теренция, учителя в процессе обучения (в частности, Парфений в Равенне) начинают использовать произведения христианских авторов, что свидетельствует о взаимном влиянии школьной и церковной культуры.
античная педагогика, грамматика и риторика, школа и Церковь, Эннодий, Кассиодор, Девтерий, Парфений, Теодорих Великий
  1. Anonymus Valesianus. Pars posterior / T. Mommsen, rec. // MGH AA Bd. 9. Chronica minora. Saec. IV–VII. Berlin, 1892. P. 306–328.
  2. Apollinaris Sidonius. Epistulae et carmina / Chr. Luetjohann, rec. // MGH AA Bd. 8. Berlin, 1887.
  3. Arator. Epistula ad Parthenium // PL T. 68. Col. 245–252.
  4. Arnold J. J. Theoderic, the Goths, and the Restoration of the Roman Empire. Michigan, 2008.
  5. Barnish S. J. B. Liberty and advocacy in Ennodius of Pavia: the signifi cance of rhetorical education in late antique Italy // Hommages à Carl Deroux V. Christianisme et Moyen Age, Néo-Latin et survivance de la latinité / Ed. P. Defosse. Brussels, 2003. P. 20–28.
  6. Brown P. The Making of Late Antiquity. Cambridge, 1978.
  7. Cassiodorus. Variae / T. Mommsen, rec.// MGH AA Bd. 12. Berlin, 1904.
  8. Claudianus Mamertus. Epistola ad Sapaudem // CSEL. Vol. 11. Vienna, 1875. P. 204.
  9. Ennodius M. F. Opera / F. Vogel, rec. // MGH AA Bd. 7. Berlin, 1885.
  10. Ermini F. La scuola in Roma nel VI secolo // Archivum Romanicum. Vol. 18. 1934. P. 55–64.
  11. Gasti F. Cultura e scuola a Pavia nell’età di Ennodio e Boezio // Almum Studium Papiense. Storia dell’Università di Pavia / A cura di D. Mantovani. Vol. 1. T. 1. Milano, 2013. P. 105–114.
  12. Kaster R. A. Guardians of Language: The Grammarian and Society in Late Antiquity. Berkeley; London, University of California Press, 1988.
  13. Kennell S. A. H. Magnus Felix Ennodius. A Gentleman of the Church. Ann Arbor, 2000. Marrou H. I. A History of Education in Antiquity. London, 1956.
  14. Riché P. Éducation et culture dans l’Occident barbare. VI-e — VIII-e siècles. Paris, 1962.
  15. Schröder B. Bildung und Briefe im 6. Jahrhundert: Studien zum Mailänder Diakon Magnus Felix Ennodius. Berlin, 2007.
  16. Vogel F. Introduction // Magni Felicis Ennodii Opera / F. Vogel, rec. // MGH AA. Bd. 7. Berlin, 1885. S. I–LVII.
  17. Плиний Младший. Письма / М. Е. Сергеенко, пер. М., 1984.
  18. Тюленев В. М. Речи Эннодия: школьная традиция и христианство // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 3. С. 57–62.
  19. Тюленев В. М. Эннодий и Померий: к истории одного письма // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2013. Вып. 3. «Филология. История. Философия». Иваново, 2013. С. 69–76.
  20. Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.
  21. Фортунатов А. А. Возникновение средневековой школы // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (Исследования и материалы). М., 1990. С. 45–74.
  22. Шкаренков П. П. Римская традиция образа идеального правителя в Остготской Италии // Вестник древней истории. 2008. № 4. С. 81–114.
Тюленев Владимир Михайлович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Ивановский государственный университет; Российская Федерация, Иваново, 153025, ул. Ермака, 39;
Должность: профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений;
ORCID: 0000-0003-3987-3549;
Электронный адрес: tyulenev.vl@yandex.ru.
Тюленев В. М. К вопросу о женском образовании на позднеантичном латинском Западе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 84-95. DOI: 10.15382/sturIV202057.84-95
В статье поднимается вопрос о том, насколько было доступно грамматическое и риторическое образование женщинам в период поздней Античности на латинском Западе. Целью было показать, что в Западной Европе (преимущественно рассматривается Италия и Галлия) рубежа V–VI вв. во многом сохранялись традиции римской общественной жизни. Доступные источники позволяют увидеть, что в аристократических семьях девочкам стремились дать, по крайней мере, грамматическое образование, а в течение жизни римская матрона могла достичь совершенства в литературном творчестве и риторике. Мы знаем, что женщины участвовали в переписке, занимались литературной деятельностью и заботились об обучении своих детей. С другой стороны, под влиянием христианизации менялся фундамент самого образования, что выразилось в обращении прежде всего к Священному Писанию и святоотеческой литературе. Кроме того, благодаря монастырям и монастырским школам открывалась возможность получать базовое образование сравнительно широкому кругу простолюдинок. Наконец, изучение придворной культуры (на примере равеннского двора остготов) показывает, что традиции римского грамматического и риторического образования проникали в варварский мир именно через женщин. Остготские принцессы целенаправленно изучали латинский язык, основы римского стихосложения и риторику. Исследование, таким образом, свидетельствует не только о сопричастности женщин эпохи поздней Античности книжной культуре, но и о происходивших в обществе того времени изменениях, проводниками которых становились в том числе, а порой и прежде всего, женщины. Выводы статьи построены на анализе главным образом эпистолярного наследия Эннодия, а также произведений Флавия Кассидора.
поздняя Античность, латинский Запад, школа, женское образование
  1. Александрова Т. Л. Императрица Евдокия и почитание Богоматери в V в. // Cursor mundi. Вып. 7. Иваново, 2015. С. 88–95.
  2. Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008.
  3. Болгова А. М. Гипатия и ее школа в Александрии (начало V в.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. № 1 (59). С. 184–196.
  4. Болгова А. М., Чуева Ю. Ю. Эдесия — мать александрийского неоплатонизма // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. 2017. № 8 (257). Вып. 42. С. 30–33.
  5. «Возлюблю слово как ближнего»: учебный текст в позднюю Античность и раннее Средневековье: исследование состава школьного канона III–XI вв. / М. Р. Ненарокова, ред. М., 2017.
  6. Плиний Младший. Письма / М. Е. Сергеенко, пер. М., 1984.
  7. Прокопий Кесарийский. Война с готами. I, 2, 1 / С. П. Кондратьев, пер. М., 1950.
  8. Тюленев В. М. Римская школа на позднеантичном Западе (Южная Галлия и Италия в V — первой половине VI в.). Иваново, 2019.
  9. Тюленев В. М. Традиции греко-римской образованности при остготском королевском дворе на рубеже V–VI вв. // Интеллигенция и мир. 2016. № 1. С. 37–40.
  10. Шкаренков П. П. Римская традиция в варварском мире. Флавий Кассиодор и его эпоха. М., 2004.
  11. Apollinaris Sidonius. Epistulae et carmina / Chr. Luetjohann, rec. // MGH AA Bd. 8. Berlin, 1887.
  12. Bergh R. van den. The Role of Education of Women in Roman Society and Legal Position of Women in Roman Society // Revue Internationale des droits de l’Antiquité. 2000. Vol. XLVII. P. 355.
  13. Brown P. R. L. Aspects of the Christianization of the Roman Aristocracy // The Journal of Roman Studies. 1961. Vol. 51. P. 6–7.
  14. Caesarius Arelatensis. Regula ad virgines. § 5 // PL. T. 67.
  15. Cassiod. Var. XI, 1 / T. Mommsen, rec. // MGH AA Bd. 12. Berlin, 1904.
  16. Cassiodorus. Orationum reliquiae // MGH AA Bd. 12. Berlin, 1904. P. 480–481.
  17. Donovan S. Hypatia: Mathematician, Inventor, and Philosopher. Mankato, MN, 2008.
  18. Ennodius M. F. Opera / F. Vogel, rec. // MGH AA Bd. 7. Berlin, 1885.
  19. Hemelrjik E. A. Matrona Docta. Educated Women in the Roman Élite from Cornelia to Julia Domna. London, 2004.
  20. Hieronymus. Epistolae. Pars 2 / I. Hilberg, rec. // CSEL. Vol. 55. Vienna, 1912.
  21. Marrou H.-I. Histoire de l’Éducation dans l’Antiquité. Paris, 1965.
  22. Riché P. Éducation et culture dans l’Occident barbare. VI-e — VIII-e siècles. Paris, 1962.
  23. Vitiello M. «Nourished at the Breast of Rome». The queens of Ostrogothic Italy and education of the Roman elite // Rheinisches Museum für Philologie. 2006. Bd. 149. Heft 3/4. P. 398–401.
  24. Yarbrough A. Christianization in the Fourth Century: The Example of Roman Woman // Women in Early Christianity / D. M. Scholer, ed. New York; London, 1993. P. 149–165.
Тюленев Владимир Михайлович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Ивановский государственный университет; Российская Федерация, Иваново, 153025, ул. Ермака, 39;
Должность: профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений;
ORCID: 0000-0003-3987-3549;
Электронный адрес: tyulenev.vl@yandex.ru.