/
Результат поиска


Толмачёв В. М. Экспрессионизм, экспрессия, субъективность: о границах экспрессионизма // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 4 (10). С. 114-142.
PDF
В статье ставится вопрос о том, как немецкий экспрессионизм может быть вписан в культуру XIX–XX вв., которая суммарно интерпретируется как культура «субъективности». Автор не находит продуктивным сводить экспрессионизм к чему-то частному, одной из разновидностей авангарда, и приводит аргументы в пользу того, что эстетика творчества, разрабатывавшаяся им, имеет культурологические, общезападные основания. Экспрессионизм и национален (неоготичен, необарочен, неоромантичен), и является вариантом международного символизма (увиденного в перспективе протестантского Севера, отличающегося от французского символизма с его культом формы), и может быть рассмотрен в контексте структурных оппозиций («классика» / «романтика», «импрессия» / «экспрессия», «дионисийское» / «аполлонийское») неклассической культуры, которые придают ей историческое движение.
Толмачёв Василий Михайлович
Скляров О. Н., Зиновьева А. Ю., Толмачёв В. М. "Концерт на вокзале" О. Мандельштама: пять разборов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 2 (12). С. 7-59.
PDF
Скляров Олег Николаевич
Зиновьева Александра Юрьевна
Толмачёв Василий Михайлович
Ахтырская В. Н., Зиновьева А. Ю., Иванова Е. Л., Толмачёв В. М. "Оливовая роща" Р. М. Рильке: четыре разбора // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 3 (13). С. 7-39.
PDF
Настоящая подборка статей продолжает проект, заявленный во 2-м номере «Вестника» ПСГУ (сер. «Филология») за 2008 год, и представляет собой анализ стихотворения Р. М. Рильке, вынесенного в заглавие.
Ахтырская Вера Николаевна
Зиновьева Александра Юрьевна
Иванова Екатерина Львовна
Толмачёв Василий Михайлович
Толмачёв В. М. Достоевский и Ибсен: К постановке проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 1 (15). С. 65-80.
PDF
В своей статье проф. В. М. Толмачев утверждает, что Ибсен является, предположительно, единственным западным современником Достоевского, с которым возможно продуктивное сопоставление последнего. Вполне вероятно, что Достоевский (живший в Дрездене в одно время с Ибсеном) никогда не читал немецких переводов ибсеновских пьес. Вместе с тем в центре интересов обоих писателей —проблемы одного рода (судьба идеализма и профетического индивидуализма в секуляризованном обществе; квазирелигиозность атеизма и(ли) нигилизма); к тому же они оба подчеркивали их театрально, в форме ярких контрастов и парадоксов. В. Толмачев также находит у Достоевского и Ибсена много схожих черт как в жанровом отношении (романы/драмы), так и в использовании ими аллегорических элементов, имен персонажей и библейских реминисценций.
Достоевский, Ибсен, типологическое сравнение, нерелигиозная религиозность, поэтика «Бранда» и «Бесов».
Толмачёв Василий Михайлович
Магомедова Д. М., Ивинский Д. П., Кормилов С. И., Ранчин А. М., Толмачёв В. М. "Незнакомка" А. А. Блока: пять разборов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 2 (16). С. 36-108.
PDF
Настоящая подборка статей продолжает проект, заявленный в № 2 Вестника ПСТГУ (сер. Филология) за 2008 год, и представляет собой анализ стихотворения А. А. Блока, вынесенного в заглавие.
Магомедова Дина Махмудовна
Ивинский Дмитрий Павлович
Кормилов Сергей Иванович
Ранчин Андрей Михайлович
Толмачёв Василий Михайлович
Ахтырская В. Н., Бурова И. И., Зиновьева А. Ю., Толмачёв В. М. "Зимним вечером у леса" Р. Фроста: четыре разбора // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 4 (18). С. 7-55.
PDF
Настоящая подборка статей продолжает проект, заявленный в № 2 Вестника ПСТГУ (Серия Филология) за 2008 г., и представляет собой анализ стихотворения Р. Фроста, Зимним вечером у леса.
американская поэзия XX века, Р. Фрост, сборник «Нью-Хемпшир», «Зимним вечером у леса», поэтика, строфика, мотив
Ахтырская Вера Николаевна
Бурова Ирина Игоревна
Зиновьева Александра Юрьевна
Толмачёв Василий Михайлович
Толмачёв В. М. Бунин. Поэт империи. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 4 (18). С. 56-59.
PDF
В выступлении перед студентами университета Сан-Пауло, посвященном 70-летию вручения И.А.Бунину Нобелевской премии, профессор В.М.Толмачёв касается творческой судьбы писателя, которая рассматривается им в контексте имперского начала. Имперское у Бунина – характеристика культурологическая (основа национальной идентичности даже в эмиграции), психологическая, религиозная, а также собственно творческая (совокупность художественных мотивов в романе Жизнь Арсеньева).
Бунин, Нобелевская премия, империя, религиозность, «Жизнь Арсеньева».
Толмачёв Василий Михайлович
Толмачёв В. М. Гамсун и символизм // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 2 (20). С. 143-150.
PDF
В разделе Хроника публикуется доклад профессора В. М. Толмачёва, прочитанный на международной конференции в ИМЛИ РАН (октябрь 2010 г.), посвященной 150-летию со дня рождения К. Гамсуна.
Гамсун, символизм, Ницше, «Пан», миф
Толмачёв Василий Михайлович
Скляров О. Н., Войтехович Р. С., Зиновьева А. Ю., Островская Е. С., Ранчин А. М., Ревзина О. Г., Толмачёв В. М. Лирический цикл "Куст" М. И. Цветаевой: семь интерпретаций // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 3 (21). С. 7-115.
PDF
Настоящая подборка статей представляет собой семь интерпретаций лирического цикла М. И. Цветаевой Куст в контексте ее творчества.
Цветаева, «Куст», семь интерпретаций, поэтика, Библейские, поэтические и эзотерические контексты, символизм
Скляров Олег Николаевич
Войтехович Роман Сергеевич
Зиновьева Александра Юрьевна
Островская Елена Сергеевна
Ранчин Андрей Михайлович
Ревзина Ольга Григорьевна
Толмачёв Василий Михайлович
Толмачёв В. М. Т. С. Элиот // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 1 (23). С. 7-64.
PDF
Работа В. М. Толмачёва — первое постсоветское исследование творчества Т. С. Элиота, где дана системная интерпретация биографии, психологии творчества, религиозности, ключевых текстов (включая неопубликованную при жизни лирику) поэта. В. М. Толмачёв анализирует все основные жанры элиотовского наследия (поэзия, драматургия, эссеистика). В своем анализе «Бесплодной земли» он сравнивает финальный текст поэмы с ее черновиками.
Т. С. Элиот, В. М. Толмачёв, биография поэта, религиозность, ключевые тексты Элиота, анализ «Бесплодной земли»
Толмачёв Василий Михайлович
Толмачёв В. М., Аствацатуров А. А., Половинкина О. И., Ушакова О. М. «Геронтион» Т. С. Элиота: четыре разбора // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 1 (23). С. 65-78.
PDF
Настоящая подборка статей представляет собой четыре разбора стихотворения Т. С. Элиота «Геронтион» (1919) в контексте его творчества.
Толмачёв Василий Михайлович
Аствацатуров Андрей Алексеевич
Половинкина Ольга Ивановна
Ушакова Ольга Михайловна
Толмачёв В. М. «Геронтион» Т. С. Элиота: четыре разбора I // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 1 (23). С. 79-95.
PDF
Толмачёв Василий Михайлович
Толмачёв В. М. Образы движения в стихотворении «Метель» Б. Пастернака // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 1 (46). С. 37-47. DOI: 10.15382/sturIII201646.37-47
В. М. Толмачёв предлагает новую интерпретацию первой книжной редакции стихотворения «Метель» (1916) Бориса Пастернака. В отличие от И. П. Смирнова, предложившего в 1973 г. понимание «Метели» как движения лирического «я» к невозможности выбора во враждебном мире, В. М. Толмачёв воспринимает «Метель» как стихотворение о пробуждении ночной лирической активности героя, которая под знаком любви преображает пространство города из зафиксированного состояния в растущее, «гуляющее». Относя «Метель» к любовной лирике, В. М. Толмачёв устанавливает адресата текста, Надежду Синякову, связывает с ней детали движения и московского пространства в стихотворении, а также предлагает его новую датировку (1915 г. вместо 1914 г.).
Борис Пастернак, «Метель», анализ поэтики, метафора движения, интерпретация топографических образов и деталей, лирический герой как поэт, поэтическое преображение действительности, диалог поэта с самим собой и своим двойником, адресат стихотворения, Наде
1. Иванов Вяч. Вс. Пастернак: Воспоминания. Исследования. Статьи. М., 2015.
2. Пастернак Е. Материалы для биографии. М., 1989. С. 205.
3. Сергеева-Клятис А. Пастернак. М., 2015.
4. Смирнов И. П. Б. Пастернак. «Метель» // Поэтический строй русской лирики / Г. М. Фридлендер, отв. ред. Л., 1973. С. 236–253.
5. Титарь В. П., Парамонов А. Ф., Фефелова Л. И. Сестры Синяковы — харьковские музы футуризма (URL: http://colovrat.at.ua/publ/1/1/8-1-0-234).
6. Яськов В. Г. Хлебников. Косарев. Харьков // ДвуРечье: Харьков — Санкт-Петербург. Литературно-художественный альманах. Харьков, 2004. С. 183–202.
Толмачёв Василий Михайлович
Толмачёв В. М. А. Блок и Х. Ибсен: опыт компаративного исследования // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 2 (47). С. 45-61. DOI: 10.15382/sturIII201647.45-61
В статье анализируется восприятие русским поэтом-символистом Александром Блоком личности, поэзии, драм Хенрика Ибсена. Материал исследования — развитие ибсеновской темы в статьях, переписке, высказываниях Блока, подчеркивания в русском «Полном собрании сочинений» (1904–1907, 1904–1907, т.1–8) Ибсена из его личной библиотеки, ибсеновские цитаты в лирике и поэтических драмах Блока, адаптация Блоком образности Ибсена в своих творческих нуждах, апелляция к Ибсену как к инструменту cобственной творческой самоидентификации. Оценивается оригинальность трактовки личности и произведений Ибсена Блоком в сравнении с другими русскими символистами (Андрей Белый и др.). Наиболее подробно рассмотрены переклички между «Катилиной», «Пером Гюнтом» / «Песней Судьбы» ( Пер Гюнт / Герман; Сольвейг / Елена; Фурия / Фаина), «Брандом», «Строителем Сольнесом» / «Двенадцатью». По мнению автора статьи, общим для «Бранда» и «Двенадцати» является тема поисков нового Бога, которая трактуется обоими писателями в духе человекобожия и имеет имплицитно антихристианский характер. Христос в «Двенадцати» — Бог неизвестный, «другое я» самого поэта, Иисус Христос только по видимости.
Александр Блок, Хенрик Ибсен, русский ибсенизм, экземпляр русского издания «Полного собрания сочинений» Ибсена с подчеркиваниями Блока, описание блоковской рецепции Ибсена в контексте русского символизма, прямые и непрямые цитаты из Ибсена в лирике и поэ
1. Анненский И. Бранд-Ибсен // Перевал. 1907. № 10. С. 42–28.
2. Белый А. Ибсен и Достоевский // Весы. 1905. Кн. 12. С. 47–54.
3. Белый А. Генрик Ибсен // Золотое руно. 1906. № 6.
4. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Арабески. М., 1911.
5. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. / А. Л. Казин, сост. М., 1994.
6. Белый А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи / А. В. Лавров, сост. М., 1997.
7. Библиотека А. А. Блока. Описание: В 3 кн. / К. П. Лукирская, ред. Л., 1984–1986.
8. Брандес Г. Генрик Ибсен // Русская мысль. 1887. Кн. 11. С. 90–125.
9. Венгерова З. Генрик Ибсен // Литературные характеристики. СПб., 1897. Кн. 1 [первая публ. 1896].
10. Веселовский А. Этюды и характеристики. 2-е изд.. М., 1903. С. 452–492.
11. Волошин М. Разговор о театре // Русь. 1907. 2 февраля. № 33.
12. Волынский А. Литературные заметки // Северный вестник. 1893. № 5 [заключительный раздел].
13. Гейер Ф. Герои Ибсена с психиатрической точки зрения. М., 1903.
14. Иванова Е. В. Александр Блок: последние годы жизни. СПб.; М., 2012. С. 212–215.
15. Йегер Г. Генрик Ибсен (1828–1888). Биография и характеристика / К. Бальмонт, пер. М., 1892.
16. Лотар Р. Ибсен. СПб., 1903.
17. Магомедова Д. М. Александр Блок — читатель Ибсена (по материалам личной библиотеки поэта) // Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб., 2007. С. 65–74.
18. Мережковский Д. Две последние драмы Ибсена: «Гедда Габлер» и «Строитель Сольнес» // Новости. 1894. № 21, 26, 39, 40.
19. Мережковский Д. Ибсен // Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. 3-е изд. СПб., 1897.
20. Минский Н. Генрих Ибсен и его пьесы из современной жизни // Северный вестник. 1892. № 9, 10.
21. Минский Н. М. Генрих Ибсен. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1897 [на обложке — 1896].
22. О Блоке // Литературная учеба. М., 1990. Ноябрь-декабрь. [Первоначальная публикация — 1931 г., парижский журнал «Путь» (№ 26, февраль, с. 86–109 ), без указания авторства о. Павла Флоренского].
23. Розанов В. В. «Анджело» и «Бранд» // Русская мысль. 1907. № 8.
24. Тагер Е. Б. Мотивы «возмездия» и «страшного мира» в лирике Блока // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М., 1980. С. 85–88.
25. Толмачёв В. М. «Гефсиманский сад» Р. М. Рильке: Четыре разбора. IV // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 3 (13). С. 32–39.
26. Толмачёв В. М. «Незнакомка» А. А. Блока: пять разборов. V // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 2 (16). С. 69–08.
27. Толмачёв В. М. Английская поэзия рубежа веков и поэзия У. Б. Йейтса // Зарубежная литература конца XIX — начала ХХ века /В. М. Толмачёв, ред. 4-е изд., перераб. и дополн. М., 2013. С. 514–522.
28. Толмачёв В. М. Примечания // Элиот Т. С. Бесплодная земля / В. М. Толмачёв, А. Ю. Зиновьева, подг. изд. М., 2014.
29. Фетисенко О. Л. «Вечно падать и никогда не разбиваться о камни» («Петербургский мистик» в мире Ибсена) // Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб., 2007.
30. Чулков Г. О мистическом анархизме. СПб., 1906.
31. Чулков Г. Анархические идеи в драмах Ибсена. СПб., 1907.
32. Шарыпкин Д. М. Блок и Ибсен // Скандинавский сборник. Т. 6. Таллин, 1963. С. 159–176.
33. Юрьев А. А. Между Светом и Тьмой // Ибсен Хенрик. Кесарь и Галилеянин. Росмерсхольм / А. А. Юрьев, подг. изд. СПб., 2006. С. 517–648.
Толмачёв Василий Михайлович
Толмачев В. М. Мережковский и Наполеон // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 52. С. 159-166. DOI: 10.15382/sturIII201752.159-166
Доклад профессора В. М. Толмачёва посвящен книге «Наполеон» (1927) Мережковского, ранее подробно не анализировавшейся. Эта важная, как считает В. М. Толмачёв, для понимания эмигрантского периода творчества Мережковского работа синтезирует ключевые идеи писателя, а также соотносит тему Наполеона с русской историей ХХ в., европейской реальностью 1920-х годов, видением Бонапарта как религиозной фигуры, помимо своей воли выполнившей религиозную миссию мирового масштаба, трансформировавшей революцию в контр-революцию, принесшей себя в сакральную жертву ради будущего. Образность книги строится на символистских метафорах, дуализмах: в Наполеоне Мережковский выявляет черты других великих богов и героев; Наполеон — «современник» Сталина, Муссолини. В интерпретации Мережковского Наполеон переиначивает привычные антитезы: республиканец в нем естественно трансформируется в монарха, атеист — в святого новой церкви будущего. Доклад профессора В. М. Толмачёва посвящен книге «Наполеон» (1927) Мережковского, ранее подробно не анализировавшейся. Эта важная, как считает В. М. Толмачёв, для понимания эмигрантского периода творчества Мережковского работа синтезирует ключевые идеи писателя, а также соотносит тему Наполеона с русской историей ХХ в., европейской реальностью 1920-х годов, видением Бонапарта как религиозной фигуры, помимо своей воли выполнившей религиозную миссию мирового масштаба, трансформировавшей революцию в контр-революцию, принесшей себя в сакральную жертву ради будущего. Образность книги строится на символистских метафорах, дуализмах: в Наполеоне Мережковский выявляет черты других великих богов и героев; Наполеон — «современник» Сталина, Муссолини. В интерпретации Мережковского Наполеон переиначивает привычные антитезы: республиканец в нем естественно трансформируется в монарха, атеист — в святого новой церкви будущего.
Мережковский, Наполеон, тема Наполеона в творчестве Мережковского, символистская интерпретация образа Наполеона, Наполеон в контексте русской послереволюционной истории, композиция книги ''Наполеон'', ее религиозная идея, Наполеон как святой
Толмачев Василий Михайлович
Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ, филологический факультет; ПСТГУ, филологический факультет;
Должность: профессор-заведующий кафедрой; профессор (по совместительству);
ORCID: 0000-0003-1412-1084;
Электронный адрес: tolmatchoff@hotmail.com.
Толмачев В. М. Революция, революционарность, культура // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 55. С. 153-162.
PDF
Толмачев Василий Михайлович
Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, улица Ленинские горы, д. 1, стр. 51;
Должность: профессор-заведующий кафедрой;
ORCID: 0000-0003-1412-1084;
Электронный адрес: tolmatchoff@hotmail.com.
Толмачев В. М. К пониманию литературной биографии и образности У. Б. Йейтса // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 68. С. 41-65. DOI: 10.15382/sturIII202168.41-65
Статья рассматривает творчество У. Б. Йейтса в двух контекстах: британской поэзии рубежа XIX–XX вв. и ее динамики; литературного символизма в целом. Полемизируя со штампами советской и постсоветской англистики, автор предлагает свое понимание европейского и американского символизма, его вариантов (охватывающих 1870–1920-е гг.), включая английский вариант и его развитие (от позднего романтизма и «эстетизма» до различных «модернизмов»), а также основной символистской проблематики, актуализированной преимущественно не французскими поэтами fin de siècle, а Ф. Ницше и его трактовкой «смерти Бога», «переоценки всех ценностей». В статье дается оригинальный для России очерк литературной биографии Йейтса, а затем в свете ее акцентов — построчный анализ стихотворения «Второе Пришествие» (1919) как именно символистского. В понимании автора, это стихотворение, кажущееся христианским по образности, оказывается имплицитно антихристианским и посвящено «другому пришествию», что близко поэме «Двенадцать» А. Блока.
литературный cимволизм, У. Б. Йейтс, типология западного символизма, английский символизм, литературная биография У. Б. Йейтса, анализ стихотворения «Второе Пришествие»
  1. Горбунов А. Н. Последний романтик: Поэзия У. Б. Йейтса. М.: Прогресс-Традиция, 2015.
  2. Толмачёв В. М. Перспективы междисциплинарного изучения символизма // Эпоха символизма: Встреча литературы и искусства / сост. М. А. Ариас-Вихиль, И. Е. Светлов и др. М.: Азбуковник, 2016. С. 554–580.
  3. Drake N. The Poetry of W. B. Yeats. Harmondsworth, UK: Penguin Books, 1991.
  4. Feldman A. The Invisible Hypnotist: Myth and Spectre in Some Post-1916 Poems and Plays // Yeats Annual № 21: A Special Issue: Yeats’s Legacies. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2018. P. 63–121.
  5. Foster R. W. B. Yeats: A Life. Vol. I: The Apprentice Mage 1865–1914. N.Y.; Oxford: Oxford UP, 1997.
  6. Jeffares A. N. A Commentary on the Collected Poems of W. B. Yeats. Stanford (Cal.): Stanford UP, 1968.
  7. Muldoon P. Moving on Silence: Yeats and the Refrain as Symbol // Yeats Annual. № 20. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2016. P. 155–177.
  8. Pryor S. W. B. Yeats, Ezra Pound and the Poetry of Paradise. Farnham: Ashgate, 2011.
  9. Vendler H. Our Secret Discipline: Yeats and Lyric Form. Cambridge (Mass.): Belknap Press of Harvard UP, 2007.
  10. Yeats W. B. «Michael Robartes and the Dancer»: Manuscript Materials / Ed. by T. Parkinson with A. Brannen. Ithaca (N. Y.); L.: Cornell UP, 1994.
  11. Yeats W. B. The Poems / Ed. by Daniel Albright. L.: Everyman’s Library, 1992.
Толмачев Василий Михайлович
Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, улица Ленинские горы, д. 1, стр. 51;
Должность: профессор-заведующий кафедрой;
ORCID: 0000-0003-1412-1084;
Электронный адрес: tolmatchoff@hotmail.com.
Толмачев В. М. Как написана «Госпожа Бовари» (Флобер и его рассказчик) Часть 1 // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2022. Вып. 70. С. 33-62. DOI: 10.15382/sturIII202270.33-62
Статья написана в полемике с мифологией флобероведения ХХ в., в особенности российского (так называемые реализм или новый реализм Флобера; объективизм, имперсональность и рациональность манеры Флобера; отождествление автора, его приемов и нарративной техники в «Госпоже Бовари» и т. п.); в ней впервые системно анализируется фигура рассказчика в романе. Эта фигура, конкретное лицо и творец нарратива, соотносится как с Флобером на разных уровнях (биографическом, гендерном, психологическом, рационально творческом, интертекстуальном, подсознательном), так и с персонажами (включая рассказчика самого по себе, его саморефлексию, психологические комплексы, цели, методы, манеру повествования). Повествовательное «мы» флоберовского нарратива получает интерпретацию в виде как противоречивой суммы «я», «не я», «других я», теневых проекций «я», личностно невыразимого, так и сочетания сюжета и повествования без цели. В свете отношений Флобера с Л. Коле рассмотрена антиженская составляющая нарратива. Применительно к особой позиции рассказчика анализируются буржуазность, литературность социального сознания, романтизм, палимпсест нарратива, образности, двойная концовка, шекспиризмы, а также мотивы повествования и оправдания творчества. Символически центральными событиями мира рассказчика становятся смерть и утверждение себя в роли сочинителя весьма личной фикции («обмана»), истоки которой — в его школьном детстве. Рассказчик, одержимый страстью бесконечного улучшения текста, позиционирует себя в роли эстета и сочинителя записок безумца, которые не получат признания. Изучение поэтики повторов, зеркальных сцен, цвета (cиний, красный, зеленый), эротики, изображения природы, исторического колорита позволяет В. М. Толмачёву дать сравнительно новую интерпретацию творчества Флобера как романтического (частично барочного, частично классицизированного), романа как целого и его основных персонажей. В статье реконструированы четкие хронология действия, возраст персонажей, поставлен вопрос о сочинительстве Флобера, о смысле несоответствия в его романе фикциональных времени-пространства точным историческим деталям.
Флобер, «Госпожа Бовари», рассказчик в свете литературной биографии Флобера, личность и точка зрения рассказчика в нарративе, кругозор рассказчика, сознательное, литературное, бессознательное в нем, гендерные аспекты нарратива, рассказчик как сочинитель, писательство как обман и безумие, эротика, время, пространство, природа, цвета в нарративе
  1. Бахтин М. М. [О Флобере] // Бахтин М. М. Собрание сочинений. М.: ИМЛИ РАН, 1996. Т. 5: Работы 1940-х — начала 1960-х годов. С. 130–137.
  2. Венедиктова Т. Д. Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой. М., 2018.
  3. Грифцов Б. А. Психология писателя. М., 1988.
  4. Женетт Ж. Моменты безмолвия у Флобера // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. / общ. ред. С. Н. Зенкина. М., 1998. Т. 1. С. 217–234.
  5. Зенкин С. «Госпожа Бовари» // Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999. С. 13–133.
  6. Золя Э. Собрание сочинений: в 26 т. М., 1966. Т. 25.
  7. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. М.: РГГУ, 1998. Вып. 1: Французская литература XIX века / сост. О. Вайнштейн.
  8. Литвиненко Н. А. Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»: горизонты эстетических трансформаций // Литературоведческий журнал. 2021. № 3 (53). С. 30–48.
  9. Лукач Г. Роман как буржуазная эпопея // Литературная энциклопедия: в 11 т. / глав. ред. А. В. Луначарский. М., 1935. Т. 9. С. 795–832.
  10. Мопассан Г. де. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 1950. Т. 13.
  11. Набоков В. В. «Госпожа Бовари» // Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. С. 183–238.
  12. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. М., 1977.
  13. Старобинский Ж. Шкала температур: Язык тела в «Госпоже Бовари» // Старобинский Ж. Поэзия и знание: в 2 т. / сост. С. Н. Зенкина. М., 2002. Т. 1. С. 432–463.
  14. Флобер Г. Госпожа Бовари / пер. с фр. Н. Любимова // Флобер Г. Собрание сочинений: в 3 т. М., 1983. Т. 1. С. 29–332.
  15. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: письма, статьи: в 2 т. / сост. С. Лейбович. М., 1984. Т. 1.
  16. Флобер Г. Мемуары безумца: Автобиографическая проза / предисл., примеч. Г. Модиной. М., 2009.
  17. Фоконье Б. Флобер. М., 2015.
  18. Шефер Ж.-М. Что такое литературный жанр? М., 2010.
  19. Шмид В. Нарратология. 2-е. изд. М., 2008.
  20. Bloom H. Genius. N. Y., 2002.
  21. Flaubert G. Madame Bovary: Moeurs de province / Th. Laget, éd. P., 2001.
  22. James H. Gustave Flaubert [1902] // James H. Literary Criticism: French Writers. Other European Writers. The Prefaces to the New York Edition. N. Y., 1984. P. 314–346.
Толмачев Василий Михайлович
Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, улица Ленинские горы, д. 1, стр. 51;
Должность: профессор-заведующий кафедрой;
ORCID: 0000-0003-1412-1084;
Электронный адрес: tolmatchoff@hotmail.com.
Толмачев В. М. Как написана «Госпожа Бовари» (Флобер и его рассказчик). Часть 2 // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2022. Вып. 71. С. 58-84. DOI: 10.15382/sturIII202271.58-84
Статья написана в полемике с мифологией флобероведения ХХ в., в особенности российского (так называемые реализм или новый реализм Флобера; объективизм, имперсональность и рациональность манеры Флобера; отождествление автора, его приемов и нарративной техники в «Госпоже Бовари» и т. п.); в ней впервые системно анализируется фигура рассказчика в романе. Эта фигура, конкретное лицо и творец нарратива, соотносится как с Флобером на разных уровнях (биографическом, гендерном, психологическом, рационально творческом, интертекстуальном, подсознательном), так и с персонажами (включая рассказчика самого по себе, его саморефлексию, психологические комплексы, цели, методы, манеру повествования). Повествовательное «мы» флоберовского нарратива получает интерпретацию в виде как противоречивой суммы «я», «не я», «других я», теневых проекций «я», личностно невыразимого, так и сочетания сюжета и повествования без цели. В свете отношений Флобера с Л. Коле рассмотрена антиженская составляющая нарратива. Применительно к особой позиции рассказчика анализируются буржуазность, литературность социального сознания, романтизм, палимпсест нарратива, образности, двойная концовка, шекспиризмы, а также мотивы повествования и оправдания творчества. Символически центральными событиями мира рассказчика становятся смерть и утверждение себя в роли сочинителя весьма личной фикции («обмана»), истоки которой — в его школьном детстве. Рассказчик, одержимый страстью бесконечного улучшения текста, позиционирует себя в роли эстета и сочинителя записок безумца, которые не получат признания. Изучение поэтики повторов, зеркальных сцен, цвета (cиний, красный, зеленый), эротики, изображения природы, исторического колорита позволяет В. М. Толмачёву дать сравнительно новую интерпретацию творчества Флобера как романтического (частично барочного, частично классицизированного), романа как целого и его основных персонажей. В статье реконструированы четкие хронология действия, возраст персонажей, поставлен вопрос о сочинительстве Флобера, о смысле несоответствия в его романе фикциональных времени-пространства точным историческим деталям.
Флобер, «Госпожа Бовари», рассказчик в свете литературной биографии Флобера, личность и точка зрения рассказчика в нарративе, кругозор рассказчика, сознательное, литературное, бессознательное в нем, гендерные аспекты нарратива, рассказчик как сочинитель, писательство как обман и безумие, эротика, время, пространство, природа, цвета в нарративе
Толмачев Василий Михайлович
Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, улица Ленинские горы, д. 1, стр. 51;
Должность: профессор-заведующий кафедрой;
ORCID: 0000-0003-1412-1084;
Электронный адрес: tolmatchoff@hotmail.com.
Толмачев Д. В. (Епископ Леонид). Письма преподобного Макария Оптинского к Л. А. Кавелину: возникновение переписки и ее регулярность, публикация последнего письма // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 114. С. 144-155. DOI: 10.15382/sturII2023114.144-155
В настоящей статье проводится исследование писем преподобного Макария Оптинского к будущему архимандриту Леониду (Кавелину) для уточнения биографии церковного деятеля – выявляется причина возникновения переписки и ее регулярность. Разбираются все публикации писем старца Макария к Л.А. Кавелину: в общем собрании пи-сем к мирянам, отдельной брошюрой и в сборниках писем оптинских старцев, а также издание писем по архивным материалам. Приводится ранее не опубликованный текст по-следнего письма старца к Л.А. Кавелину перед поступлением его в Предтеченский скит Оптиной пустыни. Поводом к переписке со старцем Макарием определяется посещение Л.А. Кавелиным оптинского скита в конце 1845 года, когда произошло их более близкое знакомство, и просьба совета у старца в сложившихся обстоятельствах. Кроме того, выявляется почти трехлетний перерыв в переписке, возникший предположительно из-за непонимания Л.А. Кавелиным наставлений старца. Последний придерживал его поступление в монастырь против воли родителей, которые возлагали на старшего сына содержание двух своих младших сыновей.
история Русской Православной Церкви, переписка, Оптина пустынь, Предтеченский скит, архимандрит Леонид (Кавелин), преподобный Макарий Оптинский, С.А. Бурачек
  1. Захарченко С. О. Подготовка к изданию эпистолярного наследия преподобного Макария Оптинского // Меридиан. 2020. № 2 (36). С. 1–4.
  2. Захарченко С. О. Эпистолярное наследие преподобного Макария Оптинского // Сборник тезисов докладов Международной научной конференции «Духовное и культурное наследие монастырей Русской Православной Церкви. К 500-летию Московского Новодевичьего монастыря». М., 2019. С. 65–69.
  3. Каширина В. В. Архимандрит Леонид (Кавелин) как агиограф Оптиной пустыни // Богословский вестник. 2021. № 3 (42). С. 239–256. DOI: 10.31802/GB.2021.3.41.013
  4. Каширина В. В. Архимандрит Леонид (Кавелин) перед отъездом в Иерусалимскую Миссию // Святая Земля: историко-культурный иллюстрированный альманах. Юбилейный выпуск «Русская Палестина: люди и судьбы: к 165-летию Русской Духовной миссии в Иерусалиме». М., 2012. Ч. 1. С. 112–125.
  5. Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006.
  6. Кудласевич И., иер. Жизнь до поступления в монашество // От Иерусалима до Нового Иерусалима: к 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина): колл. монография / отв. ред. Л. А. Беляев. М., 2022. С. 18–40.
  7. Кудласевич И., иер. Феномен монашества архимандрита Леонида (Кавелина) // Церковный историк. 2022. № 2 (8). С. 138–156. DOI: 10.31802/CH.2022.8.2.008
  8. Леонид (Толмачев), еп. Архимандрит Леонид (Кавелин) и его выбор скита Оптиной пустыни местом монашеской жизни // Церковный историк. 2022. № 2 (8). С. 104–125. DOI: 10.31802/CH.2022.8.2.006
Епископ Леонид (Толмачев Д. В.)
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: ОЦАД; Москва, Россия;
Должность: правящий архиерей Искитимской епархии;
ORCID: 0009-0009-6063-5132;
Электронный адрес: tshamda2012@mail.ru.