/
Результат поиска


Теплов Д. Л. Сущность и условия организации экологизации общего образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 20-27. DOI: 10.15382/sturIV201953.20-27
В статье раскрываются роль и особенности понимания экологизации образования, возможности экологизации образования в начальном, основном и среднем общем образовании. Предложены основные методологические положения, позволяющие достичь целей экологизации общего образования. Демонстрируется сущность процесса экологизации, раскрывается механизм и условия внедрения экологизации как в отдельные учебные предметы, так и в общешкольную систему воспитания и обучения.Выделены три этапа экологизации общего образования: внедрение экологических сведений в область естественнонаучных знаний уже в дошкольном и начальном общем образовании в рамках знакомства с окружающей средой; ориентировка на внеурочную и внеклассную работу учащихся в рамках проектно-исследовательского метода и деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе; экологизации образовательной среды школы.Реализация процесса экологизации преподавания будет заключаться в последовательном и системном использовании следующих компонентов: экологизация образовательной среды учреждения и взаимоотношений учитель-учащийся; включение знаний, носящих воспитательный характер; отбор экологических аспектов в предметах научно-естественного цикла; использование экологического подхода, принципов, знаний в учебном материале других дисциплин на основе межпредметных связей; реализация принципа взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности на основе целостности и преемственности этапов обучения. Раскрытие сущности экологизации общего образования показывает, что она, несомненно, вносит определенный вклад в фундамент области устойчивого развития.
экологизация общего образования; этапы экологизации общего образования, методологические положения процесса экологизации
  1. Дзятковская Е. Н. Экологизация как взаимодействие предметного и аспектного содержания образования // Педагогика. 2013. № 4. С. 24–29.
  2. Колесова Е. В. Экологическая составляющая федеральных государственных стандартов и приоритеты развития современного мира // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития. Новомосковск, 2018. Ч. 1. С. 78–87.
  3. Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995. С. 104–112.
  4. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. 1996. № 3. С. 28–35.
  5. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf
  6. Скворцов П. М. Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования: монография. М., 2014.
  7. Скворцов П. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения учащимися начальной школы наблюдений за сезонными изменениями в природе. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 9–19.
Теплов Дмитрий Львович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Московский государственный областной университет; Российская Федерация, 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24;
Должность: профессор кафедры методики преподавания биологии, химии и экологии;
ORCID: 0000-0001-5826-5659;
Электронный адрес: eco_dlt@mail.ru.