/
Результат поиска


Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Ясный взгляд на детский мир: первые годы «Детского Мира» Ушинского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 83-101. DOI: 10.15382/sturIV201433.83-101
Рассмотрена первоначальная концепция учебного пособия К. Д. Ушинского «Детский Мир и Хрестоматия»2. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы». Проанализированы принципы построения первых двух изданий, прослежена эволюция этих принципов вплоть до 11-го, последнего при жизни автора, переиздания. Начиная со второго по шестое издание учебника (1861–1865) в них идет выработка наиболее оптимального стиля, размера, состава, последовательности текстов, которые далее по преимуществу просто удерживаются, хотя пособие претерпевает непринципиальные изменения и в последующих переизданиях. Помимо сокращения и усиления оптимистичности рассказов, добавления в них фольклора, исторических сказаний, составителем вырабатывается особое доверие к рассказчику историй. Совершенствуется изначально принятый Ушинским подход, когда ученик ощущает себя соучаствующим с автором в его рассказе. Название «Детский Мир» впервые в российской практике применено к пособию для начального чтения. Оно заимствовано из немецкоязычных изданий начала и первой половины XIX в. Из этого же источника взят один из принципов подачи материала — по временам года, но применен не в философско-романтической интерпретации близости ребенка природе, а в прагматически-реалистическом ключе преподавания школьнику «реальных знаний» о мире, школе и человеке. Гармонизация материала пособия, достигнутая к 1865 г., обусловила его долгую дальнейшую популярность
К. Д. Ушинский, книга для чтения, учебник, детство, начальная школа, учебное чтение, природоведение, география, энциклопедизм в образовании, естественная история, содержание образования, методика обучения, школьный дидактический канон, Ф. А. Круммахер, «
1. Архив К. Д. Ушинского. М., 1959–1962. Т. 1–4.
2. Батюкова З. И. Сравнительное постижение зарубежного педагогического опыта в отечественной педагогике (середина XIX — начало ХХ века) // Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т. Т.1. Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт /Г. Б. Корнетов, ред. М., 2010. С. 192–197.
3. Богомазова О. В. 150-летний юбилей В. О. Ключевского в публикациях 1991 года и поиски новой культурной идентичности // Историк, текст, эпоха: тезисы IV Междунар. научно-практ. конференции Уральского отделения Российского общества интеллектуальной истории. Екатеринбург, 2012. С. 17–19.
4. Богомазова О. В. В. О. Ключевский: актуализация памяти об историке в коммеморативных практиках научного сообщества XX века // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII — начала XXI века / Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришина, Ю. В. Краснова, ред. Челябинск, 2011. С. 303–314.
5. Буслаев А. И. Имперские юбилеи — тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом. М., 2010.
6. Ганелин Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. М., 1940.
7. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М., 2008.
8. К. Д.Ушинский. Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности К. Д. Ушинского (1848–1984). М., 1985.
9. Кабашева О. В. Учебные книги К. Д. Ушинского в российской науке и публицистике: библиографический указатель // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 С. 45–53.
10. Кузнецов А., Маслов А. Диктатура юбилеев: мемориальный бум как признак иной повседневности // Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет / Г. А. Бордюгов, ред. М., 2013. С. 1425–1461.
11. Лихарева Т. А. К. Д. Ушинский — автор учебников по первоначальному обучению (анлиз «Родного Слова» и «Детского Мира»). Дисс. ... канд. пед. наук. Киев, 1948. С. 316.
12. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1988.
13. Пискунов А. И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII — начала XIX века. М., 1960.
14. Поливанов Л. И. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Часть 1. /К. Ушинский, сост. 12-е изд. СПб., 1875 // Учебно-воспитательная библиотека (Обзор русской педагогической литературы). Т. 1: Литература 1875 года. М., 1876. Отдел III.
15. Ромашина Е. Ю. Школьный учебник в России XVIII — начала ХХ века: теоретический и историко-педагогический анализ. Тула, 2011.
16. Сенькина А. А. Книги для чтения и хрестоматии для начального обучения, изданные в России с 1797 по 1917 гг. (материалы к библиографическому указателю) // Ребенок XVIII — XX столетий в мире слов: история российского букваря, книги для чтения и учебной хрестоматии. М., 2009. С. 187–191.
17. Собрание сочинений К. Д. Ушинского: В 11 т. / B. Я. Струминский, сост. М., 1948–1952.
18. Ушинский К. Д. Детский мир и христоматия. 2-е изд. Ч. 1 и 2. СПб., 1861.
19. Цимбаев К Н. Гуманитарные технологии в юбилейных торжествах // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии / В. И. Тюпа, науч. ред. СПб., 2007. С.454–484.
20. Цимбаев К. Н. Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России // Отечественная история. 2005. № 6. C. 42–51.
21. Цимбаев К. Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX — начала XX века // Вопросы истории. 2005. № 11. С. 98–108.
22. Koerner F. Der Mensch und die Natur, Leipzig, 1853.
23. Mann R. J. Lessons in General Knowledge, London, 1856.
24. Scherr I. T. Leichtfaßliches Handbuch der Pädagogik für Volksschullehrer, gebildete Eltern und Schulfreunde, Zürich, 1839–1847.
25. Schmidt K. Gymnasial-Pädagogik: Die Naturgesetze der Erziehung und des Unterrichts in humanistischen und realistischen gelerten Schulen, Köten, 1857.
26. Thieme K. T. Erste Nahrung für den gesunden Menschenverschtand, Leipzig, 1840.
Безрогов Виталий Григорьевич
Тендрякова Мария Владимировна
Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. «Gab ihnen der liebe Gott...», или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII - начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19-48. DOI: 10.15382/sturIV201848.19-48
В последней трети XVIII и начале XIX в. преподавание религиозных представлений внутри курсов по естественной истории выступает важным свидетельством, выявляющим историко-культурный диалог педагогических традиций. В основе статьи лежит рассмотрение оригинальных и переводных учебных изданий И. Блуменбаха, Г. Гроссе, Г. Раффа, В. Зуева, Н. Озерецковского и В. Севергина, К. Ушинского. Анализ показывает сознательные и неосознанные различия в понимании и трактовке авторами роли и места Бога по отношению к природе и человеку. В переводных изданиях (например, Naturgeschichte für Kinder Раффа) мы видим три уровня присутствия Бога в природе (в отношении каждого живого существа, их групп и сообществ, всего мироздания как взаимосвязанной системы). В аналогичных российских изданиях, как правило, представлен только первый из них, если представлен вообще. Грань между природой и Богом в русских изданиях по естественной истории проведена более отчетливо, граница между книгами о Боге и о природе менее проницаема, нежели в Германии. Такое различие связано с особенностями диалога между образованием и религией, характерными для этих стран.
учебник, естественная история, религиозное образование, XVIII век, XIX век, Россия, Германия
  1. Адарюков В. Я. Книга гражданской печати в XVIII в. М., 1924.
  2. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре. М., 2017.
  3. Пыпин А. Н. Книжная деятельность времен Петра Великого // Вестник Европы. Т. 4. Июль 1898. С. 236–271.
  4. Райков Б. Е. Пути и методы естественнонаучного просвещения. М., 1960.
  5. Рукоп. сборник студентов МДА 1824–1827-х гг. ОР РГБ.Ф. 173. II.л. 271 об.
  6. Учебный план кантона Ааргау в Швейцарии. URL: https://www.ag.ch/de/bks/kindergarten_volksschule/unterricht_schulbetrieb/lehrplan_lehrmittel_volksschule/realien/realien.jsp.
  7. Черничкина А. А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 153–166.
  8. Черничкина А. А. Природа и религия в романтической метафизике // Метафизика. 2013. № 2 (8). С. 35–46.
  9. Bachmann-Medick D. Cultural Turns. Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften. Reinbek bei Hamburg, 2006, 2007, 2009, 2010, 2014; рус. пер. сделан с 3-го издания 2009 г.
  10. Beschreibung der Natur-Geschichten des Schweizerlands. Erster (-dritter) Theil. Zürich, in Verlegung des Authoris, gedr. bey Michael Schaufelb(erger) und Christoff Hardmeier, 1706–1708.
  11. Beumer P. J. Der kleine Raff , oder Vater Gotthold's Unterhaltungen mit seinen Kindern über die Reiche der Natur: eine Naturgeschichte für die liebe Jugend. 4. Aufl . Wesel, 1852 (1. Aufl. 1841).
  12. Cross A. G. The British in Catherine’s Russia: A Preliminary Study // Garrard J. G., ed. The Eighteenth Century in Russia. Oxford, 1973.
  13. Idelson-Shein I. The Beginning of the End: Jews, Children and Enlightenment Pedagogy // The Jewish Quarterly Review. 2016. Vol. 106. № 3. P. 383–395.
  14. Kogman T. Baruch Lindau’s Rešit limmudim (1788) and Its German Source: A Case Study of the Interaction between the Haskala and German Philantropismus // Aleph. 2009. № 9:2. P. 277–305.
  15. Kogman T. The emergence of scientifi c literature in Hebrew for children and youth in the nineteenth century: preliminary directions for research // Jewish Culture and History. 2016. Vol. 17. № 3. P. 249–263.
  16. Oelkers J. Elementary Textbooks in the 18th century and their Theory of the Learned Child / Campi E., De Angelis S., Goeing A.-S., Grafton A.T., eds. Scholarly knowledge: textbooks in early modern Europe. Geneva, 2008. P. 409–432.
  17. Papastergiadis N. The Turbulence of Migration. Globalization, Deterriorialization and Hybridity. Cambridge, 2000. P. 125–126.
  18. Schubert G. H. von. Allgemeine Naturgeschichte, 1826.
  19. [Sigaud de la Fonde J.F.]. Wunder der Natur, eine Sammlung außerordentlicher und merkwürdiger Erscheinungen und Begebenheiten in der ganzen Körperwelt, zum Unterricht und Vergnügen nach alphabetischer Ordnung. Aus dem Französischen übersetzt und mit Zusätzen vermehret [von Christian Gotthelf Friedrich Webel]. Leipzig, 1782–1783. 2 Bände.
  20. Stalla B. J. Christian Raff (1748 bis 1788) und sein Werk «Naturgeschichte für Kinder» // Die Gestalt. Vierteljahreszeitschrift für bildnerische Erziehung. 2000. 62. Jg., H. 1. S. 20–21.
  21. Wolpe R. The True Way to Loving God: Nature in the Haskala // The University of Toronto Journal of Jewish Thought. 2013. Vol. 3. P. 1–28. URL: http://tjjt.cjs.utoronto.ca/articles-2/
Безрогов Виталий Григорьевич
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.
Тендрякова Мария Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.
Работа поддержана грантами ОГОН РФФИ 17-06-00066а и 17-06-00288а.
Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Корф и Город: figura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84-105. DOI: 10.15382/sturIV201954.84-105
В статье рассмотрен один из популярных для земской школы второй половины XIX в. учебник — «Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку» (издавался 19 раз с 1871 по 1908 г.). Автором-составителем его выступил «устроитель деревенских школ» Николай Александрович Корф. Среди его учебников «Наш друг» оказался самым популярным. Помимо отобранных 120 тем для чтения и обсуждения, касающихся различных сторон жизни села, человека, природы, в пособии отразились те базовые понятия, которых автор-составитель моделировал для передачи своей аудитории, но не обсуждал открыто. Среди важных концептов крестьянского существования, понимание которых входило в дидактическую задачу «Нашего друга», мы выделяем понятие «город» и рассматриваем, как оно отражено и выражено у Корфа в этом учебнике. В статье проанализированы первые восемь его изданий, в которых разработанная концепция оставалась неизменной. Ее переработке посвящена отдельная статья. При анализе первого варианта учебника становится видно, что Корф применяет традиционное представление о доиндустриальном городе как центре сакральной власти монарха и потому — столичном. Другие города имеют обоснование для жизни только в свете их отношений со столицей или столицами, как в России, где Корф подчеркивает двуединство Петербурга и Москвы. Понятие о столичном городе, встроенное в данный учебник, предполагает наделение его особыми качествами регулирования в государстве всего пространства и времени. Связка «столица-село» оказывается семиотически наиболее важной. Фабричное производство возникает не в городе и по причинам, не связанным с урбанистическим развитием. Близлежащий селу город рассматривается как источник власти и сложившейся сети образования.
Н. А. Корф, учебник для начального обучения, земская школа, концепт, образ города, вторая половина XIX в., урбанизм
  1. Балакин А. Псевдо-Пушкин в школьном каноне: метаморфозы «Вишни» // ACTA SLAVICA ESTONICA IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение IX. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013. С. 125–138.
  2. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Концепты «детство», «Родина», «литература»: семантический анализ учебных иллюстраций 2000-х гг. // Патриотизм в диалоге поколений / под ред. К. В. Султанова. СПб., 2012. С. 388–393.
  3. Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Мать в кухне, отец на войне: образ семьи в современном педагогическом дискурсе // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. № 2 (3). 2010. С. 100–108.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психологопедагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
  5. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу радость науки, то русскому забота бытия: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 4 (44). С. 22–32.
  6. «Дорогой друг»: социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 гг. / под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. М., 2016.
  7. Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916. М., 2010.
  8. «И спросила кроха...»: образ ребенка и семьи в педагогике постсоветской России: учебники по словесности для начальной школы 1985–2005 гг. / под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова. М.; Тверь, 2010.
  9. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. 1-е изд. СПб., 1871; 5-е изд. СПб., 1877; 9-е изд. СПб., 1881; 11-е изд. СПб., 1882.
  10. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: Книга для учащих. СПб., 1881.
  11. Куровская Ю. Г. Imago mundi в «Мире чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в. Материалы межд. научно-практич. форума. СПб., 2017. С. 209–220.
  12. Куровская Ю. Г. Стихия «Вода» в учебнике Я. А. Коменского Orbis sensualium pictus // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 4 (53). С. 66–73.
  13. Куровская Ю. Г. Стихия «Огонь» в «Мире чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Я. А. Коменский и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 41–51.
  14. Обращение учителя Вохтозерского одноклассного училища К. И. Дмитриева к директору народных училищ Олонецкой губернии от 16.08.1898 г. // Илюха О. П. Повседневная жизнь сельских учителей и школьников Карелии в конце XIX — начале ХХ в. Очерки. Документы. Материалы. Петрозаводск, 2010. С. 99–103.
  15. Песковский М. Л. Барон Н. А. Корф, его жизнь и общественная деятельность: биографический очерк. СПб., 1893.
  16. Пиккеринг-Антонова К. Кто отвечал за воспитание детей в XIX в.? Представления А. И. Чихачева о воспитании как о службе государству // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 59–71.
  17. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» кн. В. Н. Тенишева. Т. 3. Калужская губерния. СПб., 2005. Т. 6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии. СПб., 2008.
  18. Статистический временник Российской империи. Наличное население Империи за 1870 год. Вып. 10. Обр. Л. Карачунским. СПб., 1875. Ч. 1. С. 87–111.
  19. Ascenzi A. Education and the metamorphoses of citizenship in contemporary Italy. Macerata, 2009.
  20. Friedrich I. Die Dartellung äalterer Menschen in der Fibel. Kassel, 2004.
  21. Götz G. Das Gottes- und Jesusbild in Fibeln des 19. und 20. Jahrhunderts. Diss. Augsburg Universität, 1993.
  22. Murgescu M.-L. Vom “guten Christen” zum “tapferen Rumänen”. Die Rolle der Primarschule bei der Herausbildung des rumänischen Nationalbewusstseins 1831–1878. Berlin, 2012.
  23. Provenso E. F. Jr. et al. The textbook as discourse. New York; London, 2011.
  24. Stürmer V. Kindheitskonzepte in den Fibeln der SBZ/DDR 1945–1990. Bad Heilbrunn, 2014.
Безрогов Виталий Григорьевич
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.
Тендрякова Мария Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.
Работа поддержана грантами РФФИ 17-06-00066\ОГН и 17-06-00288\ОГН.
Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110-127. DOI: 10.15382/sturIV201955.110-127
Данная статья является продолжением публикации1 об образе города в учебнике Н. А. Корфа «Наш друг: книга для чтения в школе и дома». Пособие было впервые издано в 1871 г., а в 1881 подвержено кардинальной переработке. В предыдущей статье рассматривался концепт «город» в первых восьми изданиях, в данной статье — его изменение, осуществимое в 9-м издании и зафиксированное вплоть до последнего, 19-го, издания в 1908 г. Единый учебник был поделен на две части. Одна часть сохранила предыдущее название, другая — стала к ней «Руководством». В «Руководство к “Нашему другу”» Корф добавил девять специальных глав о различных российских городах от Новгорода, с которого начиналась русская история, до Тифлиса, где она развивалась в сторону территориального расширения. Страна, в которой «настоящими» городами были только Петербург и Москва, превращена новой редакцией популярного учебника в страну, где блеск столиц секуляризирован. Учебник рассказывает и о других городских центрах. Столичный город перестает быть главным, единственным, определяющим бытие. Его статус уже определяет не только монарх, но также история, торговля, образование, а постепенно и производство. Неприятие городов сельской Россией, как оно существовало в первой редакции учебника, остается и теперь, но позитивная роль урбанизации уже признана. В статье показано, как российский учебник для чтения Н. А. Корфа стремится преодолеть характерную для учебников его эпохи идеализацию абстрактной сельской жизни, для того чтобы стать ученикам сельской школы настоящим «другом нашим» в совершенствовании села, в налаживании его диалога с городом. Проанализированы текстуальные дополнения и впервые появившийся визуальный ряд данного учебника. До 9-го издания иллюстраций в «Нашем друге» не было. Иллюстрации помещены теперь и в первую, основную, часть пособия, и в дополнительную. Включенные в визуальный ряд городские сюжеты демонстрируют переходный этап в понимании города от традиционного доиндустриального к модернизирующемуся. Новое понимание концепта «город», при всей его противоречивости, обусловило зарождение инструментального отношения к городскому феномену. На новых пособиях Корфа выросло поколение, из которого вышли «социальные инженеры» 1910-х и 1920-х гг., преобразовавшие реальную жизнь российских городов.
Н. А. Корф, учебник для начального обучения, земская школа, концепт, образ города, вторая половина XIX века
  1. Десятерик В. И. Павленков. М., 2006.
  2. Детство в европейских автобиографиях: от Античности до Нового времени. Антология / ред.-сост. В. Г. Безрогов, Ю. П. Зарецкий, О. Е. Кошелева. СПб., 2019.
  3. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. 1-е изд. СПб., 1871; 5-е изд. СПб., 1877; 9-е изд. СПб., 1881; 11-е изд. СПб., 1882.
  4. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: Книга для учащих. СПб., 1881.
  5. Корф Н. А. Русская начальная школа. Изд. 6-е. СПб., 1879.
  6. Ромашина Е. Ю., Тетерин И. И. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. Вып. 51. 2018. С. 77.
  7. Статистический временник Российской империи. Наличное население Империи за 1870 год. Вып. 10. СПб., 1875. Ч. 1. С. 87–111.
  8. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
  9. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Что немцу радость науки, то русскому забота бытия: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. Вып. 4 (44). 2017. С. 22–32.
  10. Тендрякова М.В., Безрогов В.Г. Корф и город: fi gura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84–105.
  11. Ahier Jo. Industry, Children and the Nation. An analysis of national identity in school textbooks. London, 1988.
  12. Elson R. M. Guardians of Tradition. American Schoolbooks of the Ninteenth Century. Lincoln, 1964.
  13. Nordeborg M. The “Good Child” and Nation-Building in Japan — The First Japanese Primary School Reader. Göteborg, 2007.
  14. Pantle U. Bei uns in der Stadt. Kindliche Lebenswirklichkeiten und fi ktive Stadträume in deutschsprachigen Fibeln // Axel Sowa, Susanne Schindler (hrsg.). Candide. Journal for Architectural Knowledge. Heft 1/2009. S. 69–96.
Безрогов Виталий Григорьевич
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.
Тендрякова Мария Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.
Работа поддержана грантами РФФИ 17-06-00066\ОГН и 17-06-00288\ОГН.