Результат поиска
Ссылка на статью:
Табунщикова Л. В., Шадрина А. В. К проблеме закрытия православных церквей на Дону в конце 1920-х – 1930-е гг.
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2012.
Вып. 6 (49). С. 35-44.
Аннотация
Ключевые слова
Статья посвящена важному этапу взаимоотношений государства и Церкви в период первых пятилеток, времени индустриализации и коллективизации. Эти глобальные события повлияли на изменение внутренней политики государства, на его политику по отношению к религии. Авторы, опираясь на широкий круг архивных источников, раскрывают особенности данной политики в 1920-1930-е гг.
Русская Православная Церковь, атеистическая пропаганда, закрытие церквей и монастырей
Табунщикова Людмила Викторовна
Шадрина Алла Валерьевна
Шадрина Алла Валерьевна
Ссылка на статью:
Табунщикова Л. В. Обновленческий раскол в Таганрогском и Шахтинско-Донецком округах Северо-Кавказского края (Ростовской области)
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2015.
Вып. 3 (64). С. 51-60.
DOI: 10.15382/sturII201564.51-60
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье, на основании четырех региональных архивов (Архив Управления Федеральной службы РФ по Ростовской области, Государственный архив Ростовской области (ГАРО), Таганрогский филиал ГАРО (ТФ ГАРО), Центр хранения архивной документации (ЦХАД)), рассматриваются особенности зарождения и развития обновленческого раскола. Центральное место в статье отведено проблематике восприятия обновленчества различными социальными категориями населения: крестьянами Таганрогского округа, казаками и рабочими Шахтинско-Донецкого округа (бывшего Александровск-Грушевского благочиния Донской и Новочеркасской епархии). Автор делает акцент на социальные, географические и др. особенности обновленческого раскола в Таганрогском и Шахтинско-Донецком округах Северо-Кавказского края (Ростовской области). Характерными чертами таганрогского обновленчества было создание по инициативе духовенства самостоятельной епархии, а также наличие сильной антиобновленческой оппозиции. Таганрогское обновленчество не отличалось радикальностью и в целом не выходило за рамки православной обрядности. В отличие от других районов Донской области, в церковной жизни Таганрогского округа значительную роль играли прихожане, в некоторых случая бравшие инициативу в свои руки и самостоятельно определявшие, какому течению они желают принадлежать. Окончательное угасание обновленчества в Таганроге датируется 1938 г. В Шахтах епархиальный центр организовался достаточно поздно, ключевые позиции в епархиальном управлении заняли священники, прибывшие из кавказских епархий. Работа управления находилась под пристальным вниманием ГПУ.
Русская Православная Церковь, обновленчество, обновленческий раскол, Таганрогский и Шахтинско-Донецкий округа СевероКавказского края, епископ Митрофан (Гринев), епископ Арсений (Смоленец)
1. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М.: ПСТГУ, 2006.
2. Фетисов Т., свящ. Из истории православия в Таганроге. Секретные документы, неизвестные материалы, новооткрытые свидетельства, трагические страницы. Обновленцы в Таганроге. Блаженная Елена Таганрогская. Таганрог, 2000.
3. Головушкин Д. А. Феномен обновленчества в русском православии первой половины XX века. URL: http://krotov.info/history/20/1920/golovushkiv_00.html (19.10.2014).
4. Горбачев Д. А. Донская Голгофа (Советская власть и Русская Православная Церковь Дона. 1917–1923 гг.). Ростов н/Д, 2008.
5. Бирюкова Ю. А. Церковь и власть. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской-на-Дону епархии, 2010.
6. Бирюкова Ю. А. Советская власть и православные общины Дона в 1920–1930-х гг. Характер отношений на местах. Ростов н/Д: Логос, 2012.
2. Фетисов Т., свящ. Из истории православия в Таганроге. Секретные документы, неизвестные материалы, новооткрытые свидетельства, трагические страницы. Обновленцы в Таганроге. Блаженная Елена Таганрогская. Таганрог, 2000.
3. Головушкин Д. А. Феномен обновленчества в русском православии первой половины XX века. URL: http://krotov.info/history/20/1920/golovushkiv_00.html (19.10.2014).
4. Горбачев Д. А. Донская Голгофа (Советская власть и Русская Православная Церковь Дона. 1917–1923 гг.). Ростов н/Д, 2008.
5. Бирюкова Ю. А. Церковь и власть. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской-на-Дону епархии, 2010.
6. Бирюкова Ю. А. Советская власть и православные общины Дона в 1920–1930-х гг. Характер отношений на местах. Ростов н/Д: Логос, 2012.
Табунщикова Людмила Викторовна
Ссылка на статью:
Табунщикова Л. В. «Красная обрядность» на территории Донобласти в 1923-1924 гг
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2015.
Вып. 6 (67). С. 85-94.
DOI: 10.15382/sturII201567.85-94
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье на основании данных региональной периодики 1920-х гг. рассматриваются особенности зарождения, развития и угасания «красной обрядности» на территории Донобласти в 1923–1924 гг. Интерес советской власти к новой обрядности просуществовал с первых революционных лет вплоть до начала 1930-х гг., чтобы вновь возродиться в эпоху хрущевской «оттепели» — конца 1950-х — начала 1960-х гг. Именно исследованию данных процессов на региональном уровне в первой половине 1920-х гг. посвящена данная статья. Борьба с «пережитками прошлого» стала одним из наиболее заметных направлений антирелигиозной деятельности государства в первой половине 1920-х гг. После кампании по изъятию церковных ценностей власти нанесли идеологический удар по быту — созданием «октябрин», «гражданских похорон» и «красных свадеб». В Донском регионе данные ритуалы возникают в 1923 г. Наибольшую популярность получили «красные крестины, наименьшую — «гражданские похороны». Наиболее динамично данные процессы захватили город, в меньшей степени — село. В то время как в целом по стране в 1925 г. общественный интерес к «красной обрядности» достигает пика, в Донской области он угасает.
Русская Православная Церковь, красная обрядность, советские ритуалы, звездины, красные похороны, советский брак, крестины, обряды, Донская область, октябрины, антирелигиозная пропаганда
1. Крапивин М. Ю. Непридуманная церковная история: власть и Церковь в советской России (октябрь 1917 — конец 1930-х годов). Волгоград: Перемена, 1997.
2. Рольф М. Советские массовые праздники. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2009.
3. Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Кн. 1 / Сост. Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995.
4. Сердюкова Н. В. Государственная политика советского государства в области религии в 1920-е гг. (на материалах Северного Кавказа). Дис. … канд. ист. наук. М., 2006.
5. Слезин А. А. «За новую веру». Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодежи РСФСР (1918–1921 гг.). М., 2009.
6. Слезин А. А. Воинствующее безбожие в СССР второй половины 1920-х годов // Вопросы истории. 2005. № 9.
7. Соколова А. «Нельзя, нельзя новых людей хоронить по-старому» // Отечественные записки. 2013. № 5.
2. Рольф М. Советские массовые праздники. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2009.
3. Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Кн. 1 / Сост. Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995.
4. Сердюкова Н. В. Государственная политика советского государства в области религии в 1920-е гг. (на материалах Северного Кавказа). Дис. … канд. ист. наук. М., 2006.
5. Слезин А. А. «За новую веру». Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодежи РСФСР (1918–1921 гг.). М., 2009.
6. Слезин А. А. Воинствующее безбожие в СССР второй половины 1920-х годов // Вопросы истории. 2005. № 9.
7. Соколова А. «Нельзя, нельзя новых людей хоронить по-старому» // Отечественные записки. 2013. № 5.
Табунщикова Людмила Викторовна
Ссылка на статью:
Табунщикова Л. В. Антиколокольная кампания на Дону в 1920–1930-е гг.
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2017.
Вып. 76. С. 54-66.
DOI: 10.15382/sturII201776.54-66
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья раскрывает содержание антиколокольной кампании, проводимой большевиками в борьбе с Церковью в 1923–1924 гг. и 1929–1930 гг. Автор, опираясь на широкий круг архивных источников (Государственный архив Российской Федерации, Государственный архив Ростовской области, Центр документации новейшей истории Ростовской области, Таганрогский филиал Государственного архива Ростовской области, Центр хранения архивной документации (г. Шахты), Архив Управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области) и данных региональной периодической печати раскрывает особенности проведения данной политики в Донском регионе. Основное внимание автор уделяет особенностям каждого этапа и его результатам. В первом периоде снятие колоколов носило немассовый, эпизодический характер. Поводом для снятия колоколов послужила кампания помощи Воздухофлоту. Во второй период (1929–1930 гг.) кампания по снятию колоколов приняла массовый характер. Антиколокольная кампания в Донской области, как и по всей стране, развернулась в 1930 г., совпав, так же как и в 1923 г., с кампанией по массовому закрытию церквей. Интерес государства в это время к колокольной меди был двоякий — политический и экономический. Именно в это время на Церковь обрушивается волна репрессий и начало массового закрытия храмов. С другой стороны, в условиях начавшейся индустриализации страна испытывала необходимость в скорейшем поступлении цветных металлов. Помимо колоколов с закрытых и закрываемых церквей снимались частично поврежденные колокола с действующих храмов. Обе кампании по снятию колоколов совпадают с кампаниями массового закрытия церквей в области. Массовые народные волнения, связанные с проведением антиколокольной кампании, на Дону не наблюдались.
Русская Православная Церковь, колокола, антиколокольная кампания, антирелигиозная пропаганда, Донская область, церковно-государственные отношения, закрытие храмов
Васильева О., Кнышевский П. Красные конкистадоры. М., 1994.
Гидулянов П. Церковные колокола на службе магии и царизма (фактические материалы). Издательство «Атеист», 1929.
Ершов А. Роль Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК в регулировании взаимоотношений Русской Православной Церкви и местных властей во Владимирском крае в 1930-е гг. // Вестник СПбГУ. Серия 2. 2011. Вып. 4. С. 13–23.
Измаилова Л. Кампанология и судьбы колоколов в ХХ в. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2007. № 1. С. 67–72.
Козлов В. Гибель церковных колоколов в 1920–1930-е годы. URL:http://www.danilovbells.ru/bellsonrussia/articles/gibel_tserkovnyh_kolokolov_v_192.html (дата обращения: 12 августа 2015).
Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М.: Безбожник, 1930.
Проскурина А. Антиколокольная кампания Советского государства во второй половине 1920-х — 30-е гг. (по материалам Псковского и Новгородского округов // Псков. 2004. № 21. С. 121–122.
Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б)– ВКП (б) (Антирелигиозной комиссии). М.: ПСТГУ. М., 2014.
Гидулянов П. Церковные колокола на службе магии и царизма (фактические материалы). Издательство «Атеист», 1929.
Ершов А. Роль Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК в регулировании взаимоотношений Русской Православной Церкви и местных властей во Владимирском крае в 1930-е гг. // Вестник СПбГУ. Серия 2. 2011. Вып. 4. С. 13–23.
Измаилова Л. Кампанология и судьбы колоколов в ХХ в. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2007. № 1. С. 67–72.
Козлов В. Гибель церковных колоколов в 1920–1930-е годы. URL:http://www.danilovbells.ru/bellsonrussia/articles/gibel_tserkovnyh_kolokolov_v_192.html (дата обращения: 12 августа 2015).
Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М.: Безбожник, 1930.
Проскурина А. Антиколокольная кампания Советского государства во второй половине 1920-х — 30-е гг. (по материалам Псковского и Новгородского округов // Псков. 2004. № 21. С. 121–122.
Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б)– ВКП (б) (Антирелигиозной комиссии). М.: ПСТГУ. М., 2014.
Табунщикова Людмила Викторовна