/
Результат поиска


Воронцова Е. В., Сундукова Д. А. "Вставай молиться!": к вопросу о характере религиозности современных городских старообрядцев // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 97-115. DOI: 10.15382/sturI201880.97-115
В статье рассматривается история и современное состояние белокриницкой общины в г. Иваново. Если в XIX — начале XX в. это был один из важнейших российских центров старообрядчества, то в настоящее время в городе существует всего одна небольшая община, имеющая ряд типичных проблем — от отсутствия помещения для молений до нежелания молодежи продолжать традицию. На примере одной семьи показаны изменения, происходившие с местным старообрядчеством в советское время, основные события и конфликты, повлиявшие на жизнь общины. Авторами также ставится вопрос о характере религиозности современных городских старообрядцев. Анализируется религиозная практика и круг чтения потомственной старообрядки, ее мировоззрение и самоидентификация. Затрагивается вопрос о релевантности общепринятых критериев религиозности, таких как частота молитвы, посещения церкви, причастия, применительно к прихожанам РПСЦ. На конкретном примере, с привлечением широкого круга источников личного происхождения, показана проблема столкновения традиционного (старообрядческого) и нетрадиционного, эзотерического (городского) мировоззрения. Особое внимание авторы уделяют сложившемуся в научной литературе образу носителя традиционной культуры и его влиянию на исследователей.
Иваново, старообрядцы, религиозность, эзотерика, полевые исследования
  1. Балдин К. Вичугская сторона. Иваново, 2002.
  2. Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017.
  3. Е. Е. Е. Читательский дневник // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2018.
  4. Евгения [Волошина И. А.] Человек живет и в мире ином. М., 2006.
  5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
  6. Зольникова Н.Д. Эсхатология енисейского старовера-книжника часовенного согласия Исая Назаровича (1970-е гг.) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 73–80.
  7. Зонтиков Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя. Кострома, 2015.
  8. Каариайнен К., Фурман Д. Е. и др. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. М.; СПб., 2000.
  9. Кабанов А. Е. Старообрядцы владимирских и костромских земель. Иваново, 2010.
  10. Керов В. В. «Се человек и дело его...»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М., 2004.
  11. Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск, 2015. Т. 1.
  12. О практике причащения у старообрядцев // Сайт «Русская вера». URL: http://ruvera.ru/articles/prichasheniye_staroobryadcy (дата обращения: 8. 11. 2018).
  13. Поздеева И.В. Человек. Книга. История. Московская печать XVII в. М., 2016 (Труды Исторического факультета МГУ; 2. 87).
  14. Пруцкова Е. В. Религиозность и базовые ценности россиян (по данным «Европейского социального исследования» и всероссийского исследования «Ортодокс Монитор») // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 126–143.
  15. Пруцкова Е. В. Религиозность: способы операционализации количественной оценки // Материалы семинара «Социология религии». Серия «Количественные исследования религии. Международная практика». М., 2010.
  16. «Самоуправление в сельских старообрядческих общинах. Социологические экспедиции» // Сайт «Социологос». URL: http://www.sociologos.ru/materialy/Samoupravlenie_v_selskih_staroobryadcheskih_obshinah_Sociologicheskie (дата обращения 8. 11. 2018).
  17. Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. №7. С. 89–96.
  18. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М., 2005.
  19. Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение: Дис. … д-ра филос. наук. М., 2000.
Воронцова Елена Владимировна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Преподаватель;
ORCID: 0000-0002-1292-4580;
Электронный адрес: lendail@yandex.ru.
Сундукова Дарья Александровна
Место работы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп.4;
Должность: Специалист по учебно-методической работе;
ORCID: 0000-0003-2158-9590;
Электронный адрес: dariasund@gmail.com.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 18-39-00087/18.
Воронцова Е. В., Сундукова Д. А. Старообрядческий скит в советской деревне: (не)заметное присутствие // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 88. С. 83-102. DOI: 10.15382/sturI202088.83-102
В отличие от беспоповских скитов в Сибири, белокриницкие скиты, существовавшие в европейской части России в ХХ в., остаются практически не изученными. Известны случаи, когда такие монастырские общины функционировали и в советское время. Авторами предпринята попытка реконструировать историю одного белокриницкого скита, который существовал в середине 1930-х — начале 1990-х гг. в д. Шода Костромской области. Возникший как неокружнический, он впоследствии присоединился к РПСЦ и стал важным духовным центром старообрядцев Ярославско-Костромской епархии. В статье рассматриваются разные версии возникновения скита, присутствующие в нарративах современных старообрядцев, приводятся биографические сведения об отдельных иноках и инокинях. В центре внимания стоит вопрос о том, каким образом местному сообществу удавалось реализовывать традиционные формы аскетической жизни в новых условиях советского времени, когда прежние монастыри и скиты были закрыты. Авторы стремятся показать, что необщежительный скит, представляющий собой конгломерат отдельных келий, в некоторых случаях мог быть такой же органичной частью повседневной жизни советской деревни, как и деревни дореволюционной, причем для этого не требовалось изобретать принципиально новые способы адаптации. Среди обстоятельств, которые позволили скиту сохраняться на протяжении длительного времени, наиболее важными были изолированное положение деревни и родственные связи инокинь с местными жителями, в том числе с председателем колхоза. Отмечается, что, помимо инокинь, в деревенском сообществе присутствовала и, по-видимому, время от времени пополнялась группа не вступавших в брак женщин (девиц), которые не принимали монашества, но при этом вели уединенный образ жизни и строго исполняли религиозные обряды, владели иконами, книгами и пользовались репутацией грамотных. Затрагиваются темы келейничества, неокружничества, взаимодействия старообрядцев и государственной власти, горизонтальных и вертикальных связей между белокриницкими общинами. Статья основана главным образом на данных полевых интервью и документах из старообрядческих семейных архивов.
Шода, скит, белокриницкое согласие, РПСЦ, неокружники, монашество, старообрядцы
  1. Боченков В. В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской православной старообрядческой Церкви, советский период (1918–1991 гг.): Биобиблиографический словарь. М., 2019.
  2. Вахштайн В. С., Константиновский Д. Л., Куракин Д. Ю. Социологические исследования в образовании: от метафоры к интерпретации // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 17–30.
  3. Данилко Е. С. Механизмы самосохранения русских и финно-угорских старообрядческих общин Урало-Поволжья: дис. … д-ра ист. наук. М., 2007.
  4. Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников. Томск, 2007.
  5. Дутчак Е. Е. Сибирские старообрядческие скиты и их паства на рубеже 1920–1930-х гг. // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/828 (дата обращения: 11.11.2019).
  6. Духовная литература староверов Востока России XVIII–XX вв. Новосибирск, 1999.
  7. Н. А. Некрасов и Костромской край: страницы истории / сост. и ред. Н. А. Зонтикова. Кострома, 2008.
  8. Зонтиков Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя. Кострома: ДиАр, 2015.
  9. Интервью с владыкой Викентием (Новожиловым). URL: https://ruvera.ru/articles/vladyka_vikentiiy_novojilov_interviu (дата обращения: 12.11.2019).
  10. Кабанов А. Е. Старообрядцы владимирских и костромских земель. Иваново: ПресСто, 2010.
  11. Кожурин К. Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М.: Молодая гвардия, 2017.
  12. Коровушкина-Пярт И. П. Старообрядчество Урала в годы сталинской «революции сверху»: репрессии, протест и выживание // Проблемы истории России. Вып. 4: Евразийское пограничье. Екатеринбург: Волот, 2001. С. 206–217.
  13. Крестьянские девственницы Лаишевского уезда // Справочный листок города Казани. 1867. С. 130–131.
  14. Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII–XVIII вв. Киев, 1895.
  15. Михайлов С. С. Скит в селении Рахманово // Старообрядческие иноческие поселения в западной Мещере в XVIII–XX вв. М., 2014. С. 96–108.
  16. Мудрик А. В. Социализация у старообрядцев: механизмы и средства // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 8–14.
  17. Мухина З. З. Старые девы в русской крестьянской среде (вторая половина XIX — начало XX в.) // Женщина в российском обществе. 2013. № 4 (69). С. 50–57.
  18. Н. А. Некрасов и Костромской край: страницы истории / сост. и ред. Н. А. Зонтикова. Кострома, 2008.
  19. Перекрестов Р. Первый Клинцовский учитель. (О начальном образовании в старообрядческих слободах в XVIII в.). URL: http://rpsc-klintsy.cerkov.ru/2017/08/23/pervyjklincovskþ -uchitel/ (дата обращения: 11.01.2019).
  20. Перемышленникова Н. Н. Некрасовские места Костромского края в публикациях и документах // Н. А. Некрасов и Костромской край: страницы истории / сост. и ред. Н. А. Зонтикова. Кострома, 2008. С. 360–371.
  21. Полозова И. В. Черемшанские святыни // Историк. URL: https://историк.рф/special_posts/черемшанские-святыни/ (дата обращения: 15.01.2020).
  22. Приль Л. Н. Жизненное пространство староверов Среднего Приобья: женские стратегии освоения // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международ. науч. конф. Вып. 7. / Т. К. Щеглова, И. В. Октябрьская, ред. Барнаул: БГПУ, 2008. С. 479–484.
  23. Приль Л. Н. Проверяя прошлое: новые источники об издании антибольшевистских листовок в Ново-Архангельском скиту // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2006. Т. 5. Вып. 3. С. 140–152.
  24. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 6: Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии. СПб.: Деловая полиграфия, 2004.
  25. Сибирские старообрядческие скиты и их паства на рубеже 1920–1930-х гг. // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. С. 37. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/828 (дата обращения: 11.11.2019).
  26. Ситнов В. Ф. Вохна древнеправославная: краеведческие материалы к истории бытования старообрядчества на Павлопосадской земле. Павловский Посад, 2016.
  27. Список населенных мест Костромской губернии (по сведениям 1907 г.). Кострома, 1908. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003753255#?page=5 (дата обращения: 7.09.2019).
  28. Стороженко А. А. Старообрядческие монастыри «енисейского меридиана» в XX веке: истоки, традиции и современное состояние // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/826 (дата обращения: 11.11.2019).
  29. Товбин К. М. Старообрядцы Николаевска: адаптация или ассимиляция в светских условиях США? // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 130–141.
  30. Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии. Кн. 1 (Т. 1–2). М., 2014.
Воронцова Елена Владимировна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Преподаватель;
ORCID: 0000-0002-1292-4580;
Электронный адрес: lendail@yandex.ru.
Сундукова Дарья Александровна
Место работы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп.4;
Должность: Специалист по учебно-методической работе;
ORCID: 0000-0003-2158-9590;
Электронный адрес: dariasund@gmail.com.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 18-39-00087/19.