/
Результат поиска


Степанов П. В., Степанова И. В., Селиванова Н. Л. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 39-48. DOI: 10.15382/sturIV201849.39-48
В данной статье рассматриваются основные причины необходимых сегодня изменений в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования детей. Эти изменения связаны преимущественно с интеграцией современных научных знаний о воспитании в процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе, а также с обновлением в связи с этим учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей. Кроме того, в процессе обновления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе должны быть учтены не только последние достижения педагогической науки, но также и те изменения в практике воспитания, которые были внесены новыми официальными нормативными и методическими документами. В статье представлены достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день программном, учебном и методическом обеспечении подготовки студентов педагогических специальностей. Здесь определены и ключевые проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, решение которых, по мнению авторов, повысит их востребованность руководителями российских школ. Особое внимание в статье уделено теоретическим основам подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
воспитание, студент, педагог, подготовка педагогов, образовательная организация, систематизация, теоретические основы
  1. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2005.
  2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М., 2002.
  3. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей. М., 2010.
  4. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010.
  5. Степанов П. В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009. № 2. С. 190–196.
Степанов Павел Валентинович
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заместитель заведующего Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0003-4924-835X;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Степанова Ирина Викторовна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9972-0267;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Селиванова Наталия Леонидовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заведующий Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0001-6654-5992;
Электронный адрес: nselivanova2000@mail.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2019 гг. (№ 27.7091. 2017/ БЧ).
Степанова Е. А. Теория божественного повеления: логическое опровержение и теологическое оправдание // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 87. С. 70-86. DOI: 10.15382/sturI202087.70-86
В статье рассматривается проблема источников морального авторитета в интеллектуальной истории, связанной с христианством. Среди возможных концептуальных версий решения этой проблемы — а именно этики добродетели, этики естественного закона и теории божественного повеления — основное внимание уделяется последней. Описывается содержание теории божественного повеления, которая основана на убеждении в том, что сущность морали, т. е. представление о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. д., непосредственно зависит от повелений и запретов, исходящих от Бога. В последние десятилетия ХХ в. принцип божественного повеления в качестве самостоятельной теории обрел новое дыхание в англоязычной религиозной философии, преимущественно относящейся к аналитическому направлению. Отмечается мета-этическая природа теории божественного повеления в понимании этических суждений, которые определяются через теологические понятия. Выделяются три основных положения теории божественного повеления: во-первых, это тождество предписывающей или запрещающей Божественной воли как источника морали и воления в форме послушания как причины морального действия; во-вторых, это рассмотрение моральных предписаний как предмета откровения (веры), а не рационального выбора; в-третьих, это указание на суверенность Бога как источника морали. В статье рассматриваются основные критические аргументы в адрес теории божественного повеления: аргументы, вытекающие из так называемой «дилеммы Евтифрона» и связанные с произвольным характером понятия добра и вопроса о том, что первично — понятие добра или божественное повеление; несовместимость теории божественного повеления с принципом моральной автономии; интерпретация теории божественного повеления с позиций плюрализма и проблема ее убедительности для неверующих людей или для приверженцев других религий. Сделан вывод, что теория божественного повеления неубедительна с рациональной точки зрения; в то же время рациональные критические аргументы, направленные против нее, оказываются бесполезными для теологически мыслящих исследователей. Тем не менее это несовпадение не отменяет необходимости поиска адекватных форм диалога между верующими и неверующими.
мораль, откровение, послушание, божественное повеление, дилемма Евтифрона, моральная автономия, плюрализм
  1. Апполонов А. В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама // Уильям Оккам. Избранное / ред. А. В. Апполонов. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. vii-xxvii.
  2. Артемьева О. В. У истоков современной этики добродетели // Этическая мысль. Вып. 6. М., 2005. С. 163–181.
  3. Блж. Августин. Энхиридион Лаврентию, или О вере, надежде и любви. Киев: УЦИММ-ПРЕСС — ИСА, 1996.
  4. Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное / ред. Г. Майорова. М.: Издательство Францисканцев, 2001.
  5. Ванье Ж., Хауэрвас С. Жить мирно среди насилия / пер. с англ. А. Черняк. Киев; М.: Дух i Лiтера, МХК «Осанна», 2015.
  6. Кант И. Религия в пределах только разума // Он же. Трактаты и письма / ред. А. В. Гулыга. М.: Наука, 1980. С. 78–278.
  7. Льюис К. С. Просто христианство / Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Библия для всех, 2004. С. 11–202.
  8. Мур Дж. Принципы этики / пер. с англ. Л. В. Коновалова. М.: Прогресс, 1984.
  9. Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии / пер. с англ. А. Васильев. М.: ББИ, 2010.
  10. Платон. Евтифрон // Он же. Диалоги. М.: Мысль, 1986.
  11. Уильям Оккам. Избранное / ред. А. В. Апполонов. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  12. Фома Аквинский. Сумма теологии. Первая часть второй части. Вопросы 68–114. Т. IV / ред. Н. Лобковиц, А. В. Апполонов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
  13. Энском Э. Современная философия морали // Логос, 2008. Т. 1 (64). С. 70–91.
  14. Adams R. M. A Modified Divine Command Theory of Ethical Wrongness // Philosophy of Religion: An Anthology / C. Taliaferro, P. J. Griffi ths, eds. New Jersey: Wiley-Blackwell, 2003. P. 472–473.
  15. Adams R. M. Finite and Infi nite Goods: A Framework for Ethics. N. Y.: Oxford University Press, 1999.
  16. Adams R. M. Modified Divine Command Theory of Ethical Wrongness // Religion and Morality / G. Outka, J. P. Reeder, eds. Garden City: Doubleday, 1973. P. 320–344.
  17. Adams R. M. The Virtue of Faith and Other Essays in Philosophical Theology. N. Y.: Oxford University Press, 1987.
  18. Anscombe G. E. M. Modern Moral Philosophy // Philosophy: The Journal of the Royal Institute of Philosophy, 1958. Vol. XXXIII. No. 124. P. 1–19.
  19. Austin M. W. Divine Command Theory // Internet Encyclopedia of Philosophy. URL: https://www.iep.utm.edu/divine-c/ (дата обращения: 07.12.2018).
  20. Brunner E. The Divine Imperative: A Study in Christian Ethics. James Clarke & Co, 2002.
  21. Christian Ethics: Four Views / S. Wilkens, ed. InterVarsity Press, 2017.
  22. Habermas J. Religion in the Public Sphere // European Journal of Philosophy. 2006. Vol. 14 (1). P. 1–25.
  23. Hare J. E. Divine Command Theory // Christian Ethics: Four Views / S. Wilkens, ed. InterVarsity Press, 2017. P. 125–147.
  24. Hare J. E. Ethics and Religion: Two Kantian Arguments // Philosophical Investigations. 2011. Vol. 34 (2). P. 151–168.
  25. Hauerwas S. The Peaceable Kingdom: A Primer in Christian Ethics. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1991.
  26. Heltzel P. G. A Prophetic Ethics Response // Christian Ethics: Four Views / S. Wilkens, ed. InterVarsity Press, 2017. P. 159–164.
  27. Idziak J. M. Divine Command Morality: Historical and Contemporary Readings. N. Y.: Edwin Mellen Press, 1979.
  28. Idziak J. M. Divine Commands Are the Foundation of Morality // Contemporary Debates in Philosophy of Religion / M. L. Peterson, R. J. VanArragon, eds. Blackwell Publishing, 2004. P. 292–301.
  29. Idziak J. M. In Search of Good Positive Reason for an Ethics of Divine Commands: Catalogue of Arguments // Faith and Philosophy. 1989. Vol. 6. No. 4. P. 47–64.
  30. Nowell-Smith P. Morality: Religious and Secular // Philosophy of Religion: The Big Questions / E. Stump, M. J. Murray, eds. Blackwell, 1999. P. 6–403.
  31. Quinn P. L. The Primacy of God’s Will in Christian Ethics // Philosophical Perspectives. 1992. Vol. 6. P. 493–513.
  32. Rorty R. Religion as Conversation-Stopper // Common Knowledge. 1994. Vol. 3. P. 1–6.
  33. Rorty R. Religion in the Public Square: A Reconsideration // Journal of Religious Ethics. 2003. Vol. 31 (1). P. 141–149.
  34. Swinburne R. The Coherence of Theism. Oxford: Oxford University Press, 2016.
  35. Waluchow W. J. The Dimensions of Ethics: An Introduction to Ethical Theory. Peterborough, ON: Broadview Press, 2003.
Степанова Елена Алексеевна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт философии и права Уральского отделения РАН; Российская Федерация, 620108, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16;
Должность: Главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.
Степанова Н. А. Проблема изучения духовных оснований внутренней свободы личности в отечественной психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 120-135. DOI: 10.15382/sturIV202059.120-135
Внутренняя свобода понимается большинством современных отечественных авторов как достижение высокоорганизованной самоуправляемой успешной личности, но духовная составляющая внутренней свободы недостаточно изучена, что делает понимание феномена свободы в психологии односторонним и ограниченным. В статье представлен анализ наследия Л. С. Выготского и Л. И. Божович относительно видения авторами оснований и движущих сил феномена самоосвобождения. Л. С. Выготский считал всю психологию наукой о свободе. Суть и содержание процесса самоосвобождения человека он понимал как стремление к осознанному и осмысленному движению в жизненном пространстве для достижения общественного блага, основанное на силе разума, воли и мотивации. Идеи Л. С. Выготского о внутренней «свободе для», осмысленности жизни, самодистанцировании и самотрансцендентности, во многом тождественные идеям современных психологов-экзистенциалистов, нашли свое продолжение в концепции личности Л. И. Божович. Свободной она считает гармоническую, внутренне согласованную личность, устремленную к реализации общечеловеческих ценностей, а в качестве онтогенетических этапов развития внутренне свободной личности рассматривает сменяющие друг друга в кризисные периоды новообразования. В ее работах описаны этапы развития воли, наивысший из которых — постпроизвольность, предполагающая реализацию высших человеческих ценностей и смыслов без внутренней борьбы мотивов, что и составляет суть истинной духовной внутренней свободы. Идеи Л. И. Божович о развитой нравственности, приоритете общечеловеческих ценностей у гармонической, внутренне свободной личности, живущей во благо других, остались без должного внимания. Современные авторы, вслед за зарубежными коллегами, смещают акцент в исследовании свободы в сторону осознанности, субъектности и самодетерминации. Наиболее полно внутренняя свобода как проявление духовности представлена в подходе В. Франкла, но его идеи во многом комплементарны идеям Л. С. Выготского, Л. И. Божович и других оте чественных философов и психологов, подчеркивающих значимость духовной детерминации. На основании проведенного анализа в статье предложено авторское определение внутренней свободы и ее духовных оснований; показано, что духовность может выступать основным механизмом развития внутренней свободы, позволяющим реализовать истинно человеческое в человеке. Такой акцент в изучении феномена свободы позволит значительно обогатить методологическую базу психологической концепции внутренней свободы и сделать существенный шаг в направлении универсализации данного понятия.
психология свободы, внутренняя свобода, самоосвобождение, духовность, духовная детерминация свободы, общечеловеческие ценности, самотрансцендентность, самодистанцирование, осмысленность, личность
  1. Абдуназарова Д. К. Духовность человека как основание его свободы // Вестник современной науки. 2016. № 4–2 (16). С. 20–22.
  2. Андреев А. В. Историческая динамика психологии свободы в духовности советского человека: опыт 1940 — начала 1990 гг. XX века // Психолог. 2017. № 3. С. 16–34. doi: 10.7256/2409-8701.2017.3.22911.
  3. Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Культурно-историческая психология — «наука о свободе» // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 1 (7). С. 18–37.
  4. Белоус Е. И. Психология духовности. Владивосток, 2014.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Д. И. Фельдштейн, ред. М., 2001.
  7. Болотова А. К., Пурецкий М. М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 64–74. DOI: 10.17759/chp.2015110306.
  8. Борисова Н. В. Отечественная психология как источник знаний о духовном потенциале человека // Институт психологии Российской Академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 24–43.
  9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Проблема развития в структурной психологии (критическое исследование). М., 1982.
  10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
  11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
  12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
  13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. М., 1984.
  14. Горохова А. С., Черникова В. Е. Проблема свободы в философии // Электронный научный журнал. 2017. № 5-1 (20). С. 210–213.
  15. Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89–106.
  16. Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / Е. Завершнева и Р. ван дер Веер, общ. ред. М., 2017.
  17. Кузьмина Е. И. Диалектическое единство свободы и ответственности // Мир образования — образование в Мире. 2015. № 1. С. 111–123.
  18. Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Осин Е. Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев, ред. М., 2011. С. 611–641.
  19. Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 22–31. DOI: 10.11621/npj.2018.0203.
  20. Мухаметзянова Ф. Г., Шабельников В. К., Осмина Е. В., Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань, 2016.
  21. Степанова Н. А. Возрастные особенности психологической свободы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2018. № 4. С. 74–91. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-74-91.
  22. Степанова Н. А. Проблема изучения свободы и ее духовных оснований в отечественной и зарубежной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 88–97.
  23. Толстых Н. Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 19–28.
  24. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник; пер. с англ. и нем. / Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев, общ. ред. М., 1990.
  25. Холондович Е. Н. Духовные основы гениальности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 135–146. DOI: 10.15382/sturIV201747.135-146.
  26. Grubbs J. B., Wilt J., Stauner N., Exline J. J., Pargament K. I. Self, struggle, and soul: Linking personality, self-concept, and religious/spiritual struggle // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 101. P. 144–152. DOI: 10.1016/S0191-8869(00)00229-4.
  27. Joshi C., Marszalek J. M., Hinshaw A. B. An Empirical Investigation of Viktor Frankl’s Logotherapeutic Model // Journal of Humanistic Psychology. 2014. Vol. 54 (2). Р. 227–253.
  28. Preston J. L., Shin F. Spiritual experiences evoke awe through the small self in both religious and non-religious individuals // Journal of Experimental Social Psychology. 2017. Vol. 70. P. 212–221. DOI: 10.1016/j.jesp.2016.11.006.
  29. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, 2017.
Степанова Наталья Алексеевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: ГБОУ Школа №1360 г. Москвы; Российская Федерация, 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, 21А;
Должность: педагог-психолог;
ORCID: 0000-0003-0976-996X;
Электронный адрес: natalia0663@yandex.ru.