/
Результат поиска


Степанов П. В., Степанова И. В., Селиванова Н. Л. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 39-48. DOI: 10.15382/sturIV201849.39-48
В данной статье рассматриваются основные причины необходимых сегодня изменений в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования детей. Эти изменения связаны преимущественно с интеграцией современных научных знаний о воспитании в процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе, а также с обновлением в связи с этим учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей. Кроме того, в процессе обновления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе должны быть учтены не только последние достижения педагогической науки, но также и те изменения в практике воспитания, которые были внесены новыми официальными нормативными и методическими документами. В статье представлены достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день программном, учебном и методическом обеспечении подготовки студентов педагогических специальностей. Здесь определены и ключевые проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, решение которых, по мнению авторов, повысит их востребованность руководителями российских школ. Особое внимание в статье уделено теоретическим основам подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
воспитание, студент, педагог, подготовка педагогов, образовательная организация, систематизация, теоретические основы
  1. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2005.
  2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М., 2002.
  3. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей. М., 2010.
  4. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010.
  5. Степанов П. В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009. № 2. С. 190–196.
Степанов Павел Валентинович
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заместитель заведующего Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0003-4924-835X;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Степанова Ирина Викторовна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9972-0267;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Селиванова Наталия Леонидовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заведующий Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0001-6654-5992;
Электронный адрес: nselivanova2000@mail.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2019 гг. (№ 27.7091. 2017/ БЧ).
Степанова Е. А. Теория божественного повеления: логическое опровержение и теологическое оправдание // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 87. С. 70-86. DOI: 10.15382/sturI202087.70-86
В статье рассматривается проблема источников морального авторитета в интеллектуальной истории, связанной с христианством. Среди возможных концептуальных версий решения этой проблемы — а именно этики добродетели, этики естественного закона и теории божественного повеления — основное внимание уделяется последней. Описывается содержание теории божественного повеления, которая основана на убеждении в том, что сущность морали, т. е. представление о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. д., непосредственно зависит от повелений и запретов, исходящих от Бога. В последние десятилетия ХХ в. принцип божественного повеления в качестве самостоятельной теории обрел новое дыхание в англоязычной религиозной философии, преимущественно относящейся к аналитическому направлению. Отмечается мета-этическая природа теории божественного повеления в понимании этических суждений, которые определяются через теологические понятия. Выделяются три основных положения теории божественного повеления: во-первых, это тождество предписывающей или запрещающей Божественной воли как источника морали и воления в форме послушания как причины морального действия; во-вторых, это рассмотрение моральных предписаний как предмета откровения (веры), а не рационального выбора; в-третьих, это указание на суверенность Бога как источника морали. В статье рассматриваются основные критические аргументы в адрес теории божественного повеления: аргументы, вытекающие из так называемой «дилеммы Евтифрона» и связанные с произвольным характером понятия добра и вопроса о том, что первично — понятие добра или божественное повеление; несовместимость теории божественного повеления с принципом моральной автономии; интерпретация теории божественного повеления с позиций плюрализма и проблема ее убедительности для неверующих людей или для приверженцев других религий. Сделан вывод, что теория божественного повеления неубедительна с рациональной точки зрения; в то же время рациональные критические аргументы, направленные против нее, оказываются бесполезными для теологически мыслящих исследователей. Тем не менее это несовпадение не отменяет необходимости поиска адекватных форм диалога между верующими и неверующими.
мораль, откровение, послушание, божественное повеление, дилемма Евтифрона, моральная автономия, плюрализм
  1. Апполонов А. В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама // Уильям Оккам. Избранное / ред. А. В. Апполонов. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. vii-xxvii.
  2. Артемьева О. В. У истоков современной этики добродетели // Этическая мысль. Вып. 6. М., 2005. С. 163–181.
  3. Блж. Августин. Энхиридион Лаврентию, или О вере, надежде и любви. Киев: УЦИММ-ПРЕСС — ИСА, 1996.
  4. Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное / ред. Г. Майорова. М.: Издательство Францисканцев, 2001.
  5. Ванье Ж., Хауэрвас С. Жить мирно среди насилия / пер. с англ. А. Черняк. Киев; М.: Дух i Лiтера, МХК «Осанна», 2015.
  6. Кант И. Религия в пределах только разума // Он же. Трактаты и письма / ред. А. В. Гулыга. М.: Наука, 1980. С. 78–278.
  7. Льюис К. С. Просто христианство / Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Библия для всех, 2004. С. 11–202.
  8. Мур Дж. Принципы этики / пер. с англ. Л. В. Коновалова. М.: Прогресс, 1984.
  9. Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии / пер. с англ. А. Васильев. М.: ББИ, 2010.
  10. Платон. Евтифрон // Он же. Диалоги. М.: Мысль, 1986.
  11. Уильям Оккам. Избранное / ред. А. В. Апполонов. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  12. Фома Аквинский. Сумма теологии. Первая часть второй части. Вопросы 68–114. Т. IV / ред. Н. Лобковиц, А. В. Апполонов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
  13. Энском Э. Современная философия морали // Логос, 2008. Т. 1 (64). С. 70–91.
  14. Adams R. M. A Modified Divine Command Theory of Ethical Wrongness // Philosophy of Religion: An Anthology / C. Taliaferro, P. J. Griffi ths, eds. New Jersey: Wiley-Blackwell, 2003. P. 472–473.
  15. Adams R. M. Finite and Infi nite Goods: A Framework for Ethics. N. Y.: Oxford University Press, 1999.
  16. Adams R. M. Modified Divine Command Theory of Ethical Wrongness // Religion and Morality / G. Outka, J. P. Reeder, eds. Garden City: Doubleday, 1973. P. 320–344.
  17. Adams R. M. The Virtue of Faith and Other Essays in Philosophical Theology. N. Y.: Oxford University Press, 1987.
  18. Anscombe G. E. M. Modern Moral Philosophy // Philosophy: The Journal of the Royal Institute of Philosophy, 1958. Vol. XXXIII. No. 124. P. 1–19.
  19. Austin M. W. Divine Command Theory // Internet Encyclopedia of Philosophy. URL: https://www.iep.utm.edu/divine-c/ (дата обращения: 07.12.2018).
  20. Brunner E. The Divine Imperative: A Study in Christian Ethics. James Clarke & Co, 2002.
  21. Christian Ethics: Four Views / S. Wilkens, ed. InterVarsity Press, 2017.
  22. Habermas J. Religion in the Public Sphere // European Journal of Philosophy. 2006. Vol. 14 (1). P. 1–25.
  23. Hare J. E. Divine Command Theory // Christian Ethics: Four Views / S. Wilkens, ed. InterVarsity Press, 2017. P. 125–147.
  24. Hare J. E. Ethics and Religion: Two Kantian Arguments // Philosophical Investigations. 2011. Vol. 34 (2). P. 151–168.
  25. Hauerwas S. The Peaceable Kingdom: A Primer in Christian Ethics. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1991.
  26. Heltzel P. G. A Prophetic Ethics Response // Christian Ethics: Four Views / S. Wilkens, ed. InterVarsity Press, 2017. P. 159–164.
  27. Idziak J. M. Divine Command Morality: Historical and Contemporary Readings. N. Y.: Edwin Mellen Press, 1979.
  28. Idziak J. M. Divine Commands Are the Foundation of Morality // Contemporary Debates in Philosophy of Religion / M. L. Peterson, R. J. VanArragon, eds. Blackwell Publishing, 2004. P. 292–301.
  29. Idziak J. M. In Search of Good Positive Reason for an Ethics of Divine Commands: Catalogue of Arguments // Faith and Philosophy. 1989. Vol. 6. No. 4. P. 47–64.
  30. Nowell-Smith P. Morality: Religious and Secular // Philosophy of Religion: The Big Questions / E. Stump, M. J. Murray, eds. Blackwell, 1999. P. 6–403.
  31. Quinn P. L. The Primacy of God’s Will in Christian Ethics // Philosophical Perspectives. 1992. Vol. 6. P. 493–513.
  32. Rorty R. Religion as Conversation-Stopper // Common Knowledge. 1994. Vol. 3. P. 1–6.
  33. Rorty R. Religion in the Public Square: A Reconsideration // Journal of Religious Ethics. 2003. Vol. 31 (1). P. 141–149.
  34. Swinburne R. The Coherence of Theism. Oxford: Oxford University Press, 2016.
  35. Waluchow W. J. The Dimensions of Ethics: An Introduction to Ethical Theory. Peterborough, ON: Broadview Press, 2003.
Степанова Елена Алексеевна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт философии и права Уральского отделения РАН; Российская Федерация, 620108, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16;
Должность: Главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.
Степанова Н. А. Проблема изучения духовных оснований внутренней свободы личности в отечественной психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 120-135. DOI: 10.15382/sturIV202059.120-135
Внутренняя свобода понимается большинством современных отечественных авторов как достижение высокоорганизованной самоуправляемой успешной личности, но духовная составляющая внутренней свободы недостаточно изучена, что делает понимание феномена свободы в психологии односторонним и ограниченным. В статье представлен анализ наследия Л. С. Выготского и Л. И. Божович относительно видения авторами оснований и движущих сил феномена самоосвобождения. Л. С. Выготский считал всю психологию наукой о свободе. Суть и содержание процесса самоосвобождения человека он понимал как стремление к осознанному и осмысленному движению в жизненном пространстве для достижения общественного блага, основанное на силе разума, воли и мотивации. Идеи Л. С. Выготского о внутренней «свободе для», осмысленности жизни, самодистанцировании и самотрансцендентности, во многом тождественные идеям современных психологов-экзистенциалистов, нашли свое продолжение в концепции личности Л. И. Божович. Свободной она считает гармоническую, внутренне согласованную личность, устремленную к реализации общечеловеческих ценностей, а в качестве онтогенетических этапов развития внутренне свободной личности рассматривает сменяющие друг друга в кризисные периоды новообразования. В ее работах описаны этапы развития воли, наивысший из которых — постпроизвольность, предполагающая реализацию высших человеческих ценностей и смыслов без внутренней борьбы мотивов, что и составляет суть истинной духовной внутренней свободы. Идеи Л. И. Божович о развитой нравственности, приоритете общечеловеческих ценностей у гармонической, внутренне свободной личности, живущей во благо других, остались без должного внимания. Современные авторы, вслед за зарубежными коллегами, смещают акцент в исследовании свободы в сторону осознанности, субъектности и самодетерминации. Наиболее полно внутренняя свобода как проявление духовности представлена в подходе В. Франкла, но его идеи во многом комплементарны идеям Л. С. Выготского, Л. И. Божович и других оте чественных философов и психологов, подчеркивающих значимость духовной детерминации. На основании проведенного анализа в статье предложено авторское определение внутренней свободы и ее духовных оснований; показано, что духовность может выступать основным механизмом развития внутренней свободы, позволяющим реализовать истинно человеческое в человеке. Такой акцент в изучении феномена свободы позволит значительно обогатить методологическую базу психологической концепции внутренней свободы и сделать существенный шаг в направлении универсализации данного понятия.
психология свободы, внутренняя свобода, самоосвобождение, духовность, духовная детерминация свободы, общечеловеческие ценности, самотрансцендентность, самодистанцирование, осмысленность, личность
  1. Абдуназарова Д. К. Духовность человека как основание его свободы // Вестник современной науки. 2016. № 4–2 (16). С. 20–22.
  2. Андреев А. В. Историческая динамика психологии свободы в духовности советского человека: опыт 1940 — начала 1990 гг. XX века // Психолог. 2017. № 3. С. 16–34. doi: 10.7256/2409-8701.2017.3.22911.
  3. Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Культурно-историческая психология — «наука о свободе» // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 1 (7). С. 18–37.
  4. Белоус Е. И. Психология духовности. Владивосток, 2014.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Д. И. Фельдштейн, ред. М., 2001.
  7. Болотова А. К., Пурецкий М. М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 64–74. DOI: 10.17759/chp.2015110306.
  8. Борисова Н. В. Отечественная психология как источник знаний о духовном потенциале человека // Институт психологии Российской Академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 24–43.
  9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Проблема развития в структурной психологии (критическое исследование). М., 1982.
  10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
  11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
  12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
  13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. М., 1984.
  14. Горохова А. С., Черникова В. Е. Проблема свободы в философии // Электронный научный журнал. 2017. № 5-1 (20). С. 210–213.
  15. Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89–106.
  16. Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / Е. Завершнева и Р. ван дер Веер, общ. ред. М., 2017.
  17. Кузьмина Е. И. Диалектическое единство свободы и ответственности // Мир образования — образование в Мире. 2015. № 1. С. 111–123.
  18. Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Осин Е. Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев, ред. М., 2011. С. 611–641.
  19. Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 22–31. DOI: 10.11621/npj.2018.0203.
  20. Мухаметзянова Ф. Г., Шабельников В. К., Осмина Е. В., Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань, 2016.
  21. Степанова Н. А. Возрастные особенности психологической свободы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2018. № 4. С. 74–91. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-74-91.
  22. Степанова Н. А. Проблема изучения свободы и ее духовных оснований в отечественной и зарубежной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 88–97.
  23. Толстых Н. Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 19–28.
  24. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник; пер. с англ. и нем. / Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев, общ. ред. М., 1990.
  25. Холондович Е. Н. Духовные основы гениальности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 135–146. DOI: 10.15382/sturIV201747.135-146.
  26. Grubbs J. B., Wilt J., Stauner N., Exline J. J., Pargament K. I. Self, struggle, and soul: Linking personality, self-concept, and religious/spiritual struggle // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 101. P. 144–152. DOI: 10.1016/S0191-8869(00)00229-4.
  27. Joshi C., Marszalek J. M., Hinshaw A. B. An Empirical Investigation of Viktor Frankl’s Logotherapeutic Model // Journal of Humanistic Psychology. 2014. Vol. 54 (2). Р. 227–253.
  28. Preston J. L., Shin F. Spiritual experiences evoke awe through the small self in both religious and non-religious individuals // Journal of Experimental Social Psychology. 2017. Vol. 70. P. 212–221. DOI: 10.1016/j.jesp.2016.11.006.
  29. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, 2017.
Степанова Наталья Алексеевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: ГБОУ Школа №1360 г. Москвы; Российская Федерация, 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, 21А;
Должность: педагог-психолог;
ORCID: 0000-0003-0976-996X;
Электронный адрес: natalia0663@yandex.ru.
Степанова Е. А. Теологические истоки скандинавской модели государства всеобщего благоденствия: религиозные и светские интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 45-63. DOI: 10.15382/sturI202195.45-63
Статья посвящена рассмотрению исследовательских интерпретаций — как религиозных, так и светских — некоторых принципиальных положений теологии Мартина Лютера, в частности учения о «двух царствах», о греховности человеческой природы, о всеобщем священстве и др., которые повлияли на формирование и развитие скандинавской модели государства всеобщего благоденствия (преимущественно на примере Дании). В статье поставлены следующие вопросы: каким образом те или иные теологические идеи и принципы воплощались в традициях, ценностях, поведенческих стратегиях, социальных движениях, формальных и неформальных правилах и нормах, которые привели к возникновению государства всеобщего благоденствия? Что общего имеет институциональный дизайн государства всеобщего благоденствия с евангелическо-лютеранской проповедью, которая на протяжении веков провозглашала ответственность каждого отдельного индивида и коллектива людей за заботу о других людях? Каким способом можно доказательно проанализировать влияние этих идей на социальные отношения и убеждения людей? Статья опирается на результаты исследований этой проблематики, полученные в рамках недавнего «культурного поворота» в гуманитарных и социальных науках, который постепенно привел к изменению акцентов в исследовательской логике и вывел едва ли не на первый план историко-культурные, в том числе религиозные, особенности скандинавских стран. В статье подробно анализируется учение Мартина Лютера о «двух царствах» и его современные интерпретации, в том числе то, как они отразились в идеологии скандинавской социал-демократии. Сделан вывод о том, что скандинавская модель государства всеобщего благоденствия является результатом уникального сочетания лютеранского благочестия, деятельности социал-демократических партий, исторических обстоятельств, приведших к формированию более или менее гомогенных этно-конфессиональных национальных государств, а также труда множества людей, которые захотели и смогли создать для себя достойные условия жизни. Эта тема нуждается в дальнейшем исследовании с учетом социально-культурного контекста той или иной страны.
лютеранство, секуляризм, учение о «двух царствах», государство всеобщего благоденствия, скандинавская модель, социал-демократия, универсализм
  1. Зудов Ю. В. Церковь, государство и общество в современной Дании. Челябинск: Цицеро, 2011.
  2. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994.
  3. Лютер М. К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства // Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. С. 55–119.
  4. Лютер М. Лекции по «Посланию к Галатам». Минск: ПИКОРП, 1997.
  5. Лютер М. Могут ли воины обрести Царство Небесное? URL: https://www.liveinternet.ru/users/kapellan_inkeri/post168604123/ (дата обращения: 27.04.2021).
  6. Степанова Е. А. Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании // Вестник СПбУ. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 1. С. 209–221.
  7. Стивенсон Д. Р. Два правления и два царства в мысли Лютера. URL: https://proza.ru/2019/06/07/8 (дата обращения: 27.04.2021).
  8. Тихомиров А. Догматика без догматизма. М.: ББИ, 2013.
  9. Allchin A. M. N.F.S. Grundtvig: An Introduction to His Life and Work. Aarhus: Aarhus University Press, 1997.
  10. Anttonen V. The impact of the Reformation on the formation of mentality and the moral landscape in the Nordic countries // Temenos — Nordic Journal of Comparative Religion. 2018. Vol. 54. No. 1. P. 29–45.
  11. Berg-Sørensen A. The Politics of Lutheran Secularism: Reiterating Secularism in the Wake of the Cartoon Crisis // Religion in the 21st Century: Challenges and Transformations / L. Christoff ersen, H. R. Iversen, H. Petersen, M. Warburg, eds. L.: Routledge, 2016. P. 207–214.
  12. Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy / P. Kettunen, K. Petersen, eds. Edward Elgar Publishing, 2011.
  13. Casanova J. The Two Dimensions, Temporal and Spatial, of the Secular: Comparative Reflections on the Nordic Protestant and Southern Catholic Patterns from a Global Perspective // Secular and Sacred?: The Scandinavian Case of Religion in Human Rights, Law and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 21–33.
  14. Christoff ersen L. State, Church and Religion in Denmark at the Beginning of the 21st Century // Law & Religion in the 21st Century: Nordic Perspectives / L. Christoff ersen, K. Å. Modéer, S. Andersen, N. V. Vinding, eds. Copenhagen: Djøf Publishing, 2010. P. 563–592.
  15. Den nordiske protestantisme og velfærdsstaten [Nordic Protestantism and the welfare state] / T. Knudsen, ed. Aarhus: Aarhus Universitetsforlag, 2000.
  16. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton University Press, 1990.
  17. Exploring a Heritage: Evangelical Lutheran Churches in the North / A.-L. Eriksson, G. Gunner, N. Blåder, eds. Eugene: Wipf and Stock Publishers, 2012.
  18. Haugen H. M. The Evangelical Lutheran Church in Denmark and the Multicultural Challenges // Politics and Religion. 2011. Vol. 4. P. 476–502.
  19. Knudsen T. Tilblivelsen af den universalistiske velfærdsstat [The origins of the universalistic welfare state] // Den nordiske protestantisme og velfærdsstaten / T. Knudsen, ed. Aarhus: Aarhus Universitetsforlag, 2000. P. 20–64.
  20. Larsen K. E. En bevægelse i bevægelse. Indre Mission i Danmark 1861–2011 [A movement in motion: Inner Mission in Denmark, 1861–2011]. Copenhagen: Lohses Forlag, 2011.
  21. Markkola P. Nordic welfare states // Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy / P. Kettunen, K. Petersen, eds. Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing, 2011. P. 102–118.
  22. Markkola P. The Long History of Lutheranism in Scandinavia. From State Religion to the People’s Church // Perichoresis. 2015. Vol. 13. Issue 2. P. 3–15.
  23. Markkola P., Naumann I. K. Lutheranism and the Nordic Welfare States in Comparison // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 1–12.
  24. Nelson R. H. Lutheranism and the Nordic Spirit of Social Democracy: A Diff erent Protestant Ethic. Aarhus University Press, 2017.
  25. Nielsen M. V., Kühle L. Religion and State in Denmark: Exception among Exceptions? // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. No. 24 (2). P. 173–188.
  26. Nordic Paths to Modernity / J. P. Árnason, B. Wittrock, eds. N. Y.: Berghahn Books, 2012.
  27. Opielka M. Christian Foundations of the Welfare State: Strong Cultural Values in Comparative Perspective // Culture and Welfare State: Values and Social Policy in Comparative Perspective / W. van Oorschot, M. Opielka, B. Pfau-Effinger, eds. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2008. P. 89–114.
  28. Østergaard U. Lutheranismen, danskheden og velfærdsstaten [Lutheranism, Danish nationality and the welfare state] // 13 historier om den danske velfærdsstat / K. Petersen, ed. Odense: Syddansk Universitetsforlag, 2003. P. 27–46.
  29. Østergård U. Martin Luther og dansk politisk kultur: Nationalkirke, luthersk reformation og dansk nationalismein [Martin Luther and Danish Political Culture. National Church, Lutheran Reformation and Danish Critique of Nationalism] // Kritik. 2010. Nr. 195. København, Gyldendal. P. 36–59.
  30. Østergård U. The Danish Path to Modernity // Nordic Paths to Modernity / J. P. Árnason, B. Wittrock, eds. N. Y.; Oxford: Berghahn Books, 2012. P. 49–68.
  31. Østergård U. The Geopolitics of Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / Ø. Sørensen, B. Stråth, ed. Oslo: Scandinavian University Press, 1997. P. 25–71.
  32. Pedersen M. A. Inner Revolution: Reaction and Rupture in a Danish Lutheran Movement // Ruptures: Anthropologies of Discontinuity in Times of Turmoil / M. Holbraad, B. Kapferer, J. F. Sauma, eds. L.: UCL Press, 2019. P. 93–115.
  33. Pedersen M. A. The politics of paradox: Kierkegaardian theology and national conservatism in Denmark // Distortion: Social Processes Beyond the Structured and Systemic / N. Rapport, ed. Abington; N. Y.: Routledge, 2017.
  34. Petersen J. H. Martin Luther and the Danish Welfare State // Lutheran Quarterly. 2018. Vol. 32. No. 1. P. 1–27.
  35. Petersen J. H., Petersen K. The Concept of «Welfare state» in Danish Public and Political Debates // The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y.: Berghahn Books, 2019.
  36. Petersen K., Petersen J. H. The Good, the Bad, or the Godless Society?: Danish «Church People» and the Modern Welfare State // Church History. 2013. Vol. 82. P. 904–940.
  37. Prill Th. Martin Luther, the Two Kingdoms, and the Church // Evangel. 2005. Vol. 23(1). P. 17–21.
  38. Religion, Class Coalitions, and Welfare States / K. van Kersbergen, P. Manow, eds. N. Y.: Cambridge University Press, 2009.
  39. Religious Complexity in the Public Sphere: Comparing Nordic Countries / I. Furseth, ed. L.: Palgrave Macmillan, 2017.
  40. Riis O. Rejection of Religious Pluralism — the Danish Case // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. Vol. 24 (1). P. 19–36.
  41. The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y.: Berghahn Books, 2019.
  42. The Nordic Model of Welfare: A Historical Reappraisal / N. F. Christiansen, K. Petersen, N. Edling and P. Haave, eds. University of Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2006.
  43. Thorkildsen D. Religious Identity and Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / Ø. Sørensen, B. Stråt, eds. Oslo: Scandinavian University Press, 1997. P. 138–160.
  44. Thorkildsen D. West Nordic and East Nordic Religiousness and Secularity: Historical Unity and Diversity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 85–101.
  45. Tønnessen A. V. The Church and the Welfare State in Postwar Norway: Political Confl icts and Conceptual Ambiguities // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 13–35.
  46. Welfare and Religion in 21st Century Europe: In 2 vol. / A. Bäckström, G. Davie, N. Edgardh, P. Pettersson, eds. L.: Ashgate, 2013.
  47. Witte J. «God is Hidden in the Earthly Kingdom»: The Lutheran Two-Kingdoms Theory as Foundation of Scandinavian Secularity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 56–84.
  48. Witte J., Jr. Law and Protestantism: The Legal Teachings of the Lutheran Reformation. Cambridge University Press, 2002.
  49. Zuckerman Ph. Society without God: What the Least Religious Nations Can Tell Us about Contentment. N. Y.: New York University Press, 2008.
Степанова Елена Алексеевна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Уральского гуманитарный институт Уральского федерального университета; Российская Федерация, 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.