Результат поиска
Ссылка на статью:
Русак В. С. К кончине митрополита Лавра
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2008.
Вып. 3 (28). С. 112-116.
Аннотация
Статья посвящена личным воспоминаниям автора о встречах с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром.
Русак Владимир Степанович, протодиакон
Ссылка на статью:
Степанов А. Ф. "Большой террор" 1937-1938 гг. и православное духовенство: репрессии в Советском Татарстане
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2010.
Вып. 3 (36). С. 67-80.
Аннотация
Ключевые слова
В статье исследуются гонения на религию и Церковь, массовые репрессии против верующих преимущественно в годы «Большого террора» в Татарской АССР. В 1929–1930 гг. было закрыто 60 % храмов. В 1937 г. репрессировано 35 % священников, остальные изгнаны. Из репрессированных тройкой НКВД ТАССР представителей духовенства 75 % были расстреляны. В начале 1942 г. в ТАССР действовала только одна церковь и 35 мечетей (1,3 % к 1929 г.).
Православная церковь, Татарская АССР, репрессии, закрытие храмов, «Большой террор», тройка НКВД ТАССР, осужденное, расстрелянное духовенство
Степанов Алексей Федорович
Ссылка на статью:
Степанов И. И. Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX в. в трудах церковных и светских исследователей
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2012.
Вып. 5 (48). С. 62-71.
Аннотация
Ключевые слова
В статье рассматриваются этапы изучения социального служения Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX в., полемика вокруг изучения истории социального служения РПЦ в историографии XX в., основные направления и виды социального служения и его формы. Автор подчеркивает бескорыстие и безвозмездность социального служения Русской Православной Церкви в изучаемый период.
этапы социального служения Русской Православной Церкви, создание благотворительных обществ, приходское социальное служение, милосердие
Игумен Лука (Степанов И. И.)
Ссылка на рецензию:
Катцер Н., Бакиров В. С., Борисов Н. С., Сухова Н. Ю., Савчук В. С., Иванов А. Е., Петров Ф. А. Круглый Стол, посвященный выходу в свет книги
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2013.
Вып. 4 (53). С. 141-157. — Рец. на кн.: «Университет в Российской империи XVIII — первой половины XIX века» / Под общ. ред. А. Ю. Андреева и С. И. Посохова. М.: РОССПЭН, 2012
Катцер Николаус
Бакиров Виль Савбанович
Борисов Николай Сергеевич
Сухова Наталия Юрьевна
Савчук Варфоломей Степанович
Иванов Анатолий Евгеньевич
Петров Федор Александрович
Бакиров Виль Савбанович
Борисов Николай Сергеевич
Сухова Наталия Юрьевна
Савчук Варфоломей Степанович
Иванов Анатолий Евгеньевич
Петров Федор Александрович
Ссылка на статью:
Булах М. С. Христианская терминология в "Арабско-эфиопском Глоссарии"XIV в.
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2015.
Вып. 5 (45). С. 20-29.
DOI: 10.15382/sturIII201545.20-29
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
«Арабско-эфиопский глоссарий» — уникальный лексический список, датируемый XIV в. и содержащий арабские слова из важнейших семантических групп, сопровожденные переводами на «эфиопский» язык — в реальности на различные, преимущественно эфиосемитские, языки Эфиопии. В данной работе рассматривается лексика Глоссария, связанная с христианской религией. Сюда входят названия для двух наиболее важных в эфиопском контексте христианских праздников (Пасхи и Дня Обретения Креста Господня), слово матэб (шелковый шнур, надеваемый на шею при крещении ― эфиопский аналог нательного креста), обозначения священника, монаха и, наконец, Бога. Наличие этой лексики свидетельствует об интересе составителя Глоссария к христианской Эфиопии.
эфиосемитские языки, тигре, тигринья, амхарский язык, харари, языки гураге, арабский язык, эфиопско-йеменские контакты, Расулидская династия, христианство в Эфиопии, арабская лексикография.
1. Bulakh M., Kogan L. 2013 “Towards a Comprehensive Edition of the Arabic-Ethiopic Glossary of al-Malik al-Afḍal”, in Aethiopica, Wiesbaden, 2013, vol. 16, pp. 138–148; 2014, vol. 17, pp. 151–168; 2015, vol. 18 (in print).
2. Cerulli E. Studi Etiopici, Roma, 1936, vol. 1: La lingua e la storia di Harar.
3. Girma A. Demeke. Amharic-Argobba Dictionary, S. l., 2013.
4. Kane Th. L. Amharic-English Dictionary, Wiesbaden, 1990.
5. Kane Th. L. Tigrinya-English Dictionary, Springfield, 2000.
6. Lane E. W. Arabic-English Lexicon, London, 1863–1893.
7. Leslau W. Comparative Dictionary of Ge’ez (Classical Ethiopic), Wiesbaden, 1987.
8. Leslau W. Ethiopic Documents: Argobba. Grammar and Dictionary, Wiesbaden, 1997.
9. Leslau W. Étude descriptive et comparative du Gafat (éthiopien méridional), Paris, 1956.
10. Leslau W. Etymological Dictionary of Gurage (Ethiopic), Wiesbaden, 1979, vol. 3: Etymological Section.
11. Leslau W. Etymological Dictionary of Harari, Berkeley, Los Angeles, 1963.
12. Littmann E. 1943 “Altamharisches Glossar: Der Wortschatz in den «Canzoni Geez-Amariña»”, in Rivista degli studi orientali, Roma, 1943, vol. 20, pp. 473–505.
13. Littmann E., Höfner M. Wörterbuch der Tigrē-Sprache: Tigrē-Deutsch-English, Wiesbaden, 1962.
14. Ludolf H. Lexicon Amharico-Latinum, cum Indice Latino copioso, Francofurti ad Moenum, 1698.
15. Muth F.-Ch. 2009–2010 “Frühe Zeugnisse des Amharischen und der Gurage-Sprachen in einer polyglotten Wortliste von Al-Malik Al-Afḍal (gest. 778/1377)”, in Folia Orientalia, Wroclaw, Warszawa, Krakôw, 2009–2010, vol. 45/46, pp. 87–109.
16. Piamenta M. A. Dictionary of Post-Classical Yemeni Arabic, Leiden, 1990.
17. Golden P. (ed.) The King’s Dictionary: The Rasûlid Hexaglot: Fourteenth Century Vocabularies in Arabic, Persian, Turkic, Greek, Armenian and Mongol, Leiden, Boston, Köln, 2000.
18. Varisco D. M., Smith G. R. (eds.) The Manuscript of al-Malik al-Afḍal al-Abbās b. ™Alī b. Dāʔūd b. Yūsuf b. ™Umar b. ™Alī Ibn Rasūl: A Medieval Arabic Anthology from the Yemen, Warminster, 1998.
19. Wagner E. Harari-Texte in arabischer Schrift mit Übersetzung und Kommentar, Wiesbaden, 1983.
2. Cerulli E. Studi Etiopici, Roma, 1936, vol. 1: La lingua e la storia di Harar.
3. Girma A. Demeke. Amharic-Argobba Dictionary, S. l., 2013.
4. Kane Th. L. Amharic-English Dictionary, Wiesbaden, 1990.
5. Kane Th. L. Tigrinya-English Dictionary, Springfield, 2000.
6. Lane E. W. Arabic-English Lexicon, London, 1863–1893.
7. Leslau W. Comparative Dictionary of Ge’ez (Classical Ethiopic), Wiesbaden, 1987.
8. Leslau W. Ethiopic Documents: Argobba. Grammar and Dictionary, Wiesbaden, 1997.
9. Leslau W. Étude descriptive et comparative du Gafat (éthiopien méridional), Paris, 1956.
10. Leslau W. Etymological Dictionary of Gurage (Ethiopic), Wiesbaden, 1979, vol. 3: Etymological Section.
11. Leslau W. Etymological Dictionary of Harari, Berkeley, Los Angeles, 1963.
12. Littmann E. 1943 “Altamharisches Glossar: Der Wortschatz in den «Canzoni Geez-Amariña»”, in Rivista degli studi orientali, Roma, 1943, vol. 20, pp. 473–505.
13. Littmann E., Höfner M. Wörterbuch der Tigrē-Sprache: Tigrē-Deutsch-English, Wiesbaden, 1962.
14. Ludolf H. Lexicon Amharico-Latinum, cum Indice Latino copioso, Francofurti ad Moenum, 1698.
15. Muth F.-Ch. 2009–2010 “Frühe Zeugnisse des Amharischen und der Gurage-Sprachen in einer polyglotten Wortliste von Al-Malik Al-Afḍal (gest. 778/1377)”, in Folia Orientalia, Wroclaw, Warszawa, Krakôw, 2009–2010, vol. 45/46, pp. 87–109.
16. Piamenta M. A. Dictionary of Post-Classical Yemeni Arabic, Leiden, 1990.
17. Golden P. (ed.) The King’s Dictionary: The Rasûlid Hexaglot: Fourteenth Century Vocabularies in Arabic, Persian, Turkic, Greek, Armenian and Mongol, Leiden, Boston, Köln, 2000.
18. Varisco D. M., Smith G. R. (eds.) The Manuscript of al-Malik al-Afḍal al-Abbās b. ™Alī b. Dāʔūd b. Yūsuf b. ™Umar b. ™Alī Ibn Rasūl: A Medieval Arabic Anthology from the Yemen, Warminster, 1998.
19. Wagner E. Harari-Texte in arabischer Schrift mit Übersetzung und Kommentar, Wiesbaden, 1983.
Булах Мария Степановна
Ссылка на статью:
Белоусов С. С. Государственная власть, духовенство и органы приходского управления Русской Православной Церкви в Калмыкии в 1957–1984 гг.
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2018.
Вып. 81. С. 105-117.
DOI: 10.15382/sturII201881.105-117
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье исследуется проблема взаимодействия власти и руководства организаций Русской Православной Церкви в Калмыкии в 1957–1984 гг. Автором проанализирована религиозная обстановка, рассмотрена динамика развития отношений как между властями и православными церковными организациями, так и между клиром и органами церковного управления, показаны влиявшие на них факторы. В качестве задачи также ставится воссоздание социодемографического облика православного духовенства и членов органов приходского управления, а также выявление и анализ поведенческих стратегий православного духовенства. Статья написана на основе материалов Государственного архива Российской Федерации и Национального архива Республики Калмыкия, большинство из которых вводятся в научный оборот впервые. Изучение религиозной ситуации в 1957–1984 гг. показало, что в Калмыкии, несмотря на мощную атеистическую пропаганду, среди части ее жителей стойко сохранялась православная обрядность. Основной контингент верующих вообще и церковного актива в частности составляли люди старшего возраста, в основном женщины, представителей среднего возраста и молодежи среди верующих было мало.
Власти не ставили цель ликвидировать действующие православные молитвенные дома, но в то же время пресекали любые попытки верующих открыть новые церкви и приходы. Автор приходит к выводу, что главной составляющей религиозной политики являлось ослабление влияния духовенства на верующих и усиление надзора за религиозной жизнью. В этих условиях православное духовенство придерживалось в отношениях с властями стратегий приспособления или противостояния. Конфликты между членами церковного причта и органами приходского управления, а также с властями обычно возникали на экономической почве и не носили характера политического противостояния.
Калмыкия, Русская Православная Церковь, государственно-конфес сиональные отношения, советская религиозная политика, уполномоченный по делам религии, клирики, приход, церковное самоуправление, стратегии поведения, И. С. Шандрыгин, В. В. Партолин
- Белоусов С. С. Государственная религиозная политика в Калмыкии в отношении христианских вероисповеданий в первой половине XX в. (1900–1956). Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2015.
- Белоусов С. С. Православные приходы Калмыкии в XIX — начале XX в. Элиста: ООО «Джангар», 2003.
- Борисенко И. В. Как закрывали православный храм // Известия Калмыкии. 1991. 4 дек.
- Борисенко И. В. Настоятели Элистинского прихода // Известия Калмыкии. 1993. 11 июня.
- Борисенко И. В. Православие в Калмыкии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999.
- Каспаров Э. Л. Динамика рождаемости и брачности в Калмыцкой АССР. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1974.
Белоусов Сергей Степанович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБУН «Калмыцкий научный центр РАН»; Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358009, г. Элиста, ул. Илишкина, 8;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7614-3516;
Электронный адрес: sbelousovelista@mail.ru.
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБУН «Калмыцкий научный центр РАН»; Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358009, г. Элиста, ул. Илишкина, 8;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7614-3516;
Электронный адрес: sbelousovelista@mail.ru.
Ссылка на статью:
Степанов П. В., Степанова И. В., Селиванова Н. Л. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2018.
Вып. 49. С. 39-48.
DOI: 10.15382/sturIV201849.39-48
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Благодарности
В данной статье рассматриваются основные причины необходимых сегодня изменений в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования детей. Эти изменения связаны преимущественно с интеграцией современных научных знаний о воспитании в процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе, а также с обновлением в связи с этим учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей. Кроме того, в процессе обновления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе должны быть учтены не только последние достижения педагогической науки, но также и те изменения в практике воспитания, которые были внесены новыми официальными нормативными и методическими документами. В статье представлены достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день программном, учебном и методическом обеспечении подготовки студентов педагогических специальностей. Здесь определены и ключевые проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, решение которых, по мнению авторов, повысит их востребованность руководителями российских школ. Особое внимание в статье уделено теоретическим основам подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
воспитание, студент, педагог, подготовка педагогов, образовательная организация, систематизация, теоретические основы
- Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2005.
- Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М., 2002.
- Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей. М., 2010.
- Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010.
- Степанов П. В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009. № 2. С. 190–196.
Степанов Павел Валентинович
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заместитель заведующего Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0003-4924-835X;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Степанова Ирина Викторовна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9972-0267;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Селиванова Наталия Леонидовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заведующий Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0001-6654-5992;
Электронный адрес: nselivanova2000@mail.ru.
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заместитель заведующего Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0003-4924-835X;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Степанова Ирина Викторовна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9972-0267;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Селиванова Наталия Леонидовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заведующий Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0001-6654-5992;
Электронный адрес: nselivanova2000@mail.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2019 гг. (№ 27.7091. 2017/ БЧ).
Ссылка на статью:
Булах М. С. «Поучение о бренности мира» как жанр староамхарской поэзии
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2018.
Вып. 57. С. 24-36.
DOI: 10.15382/sturIII201857.24-36
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Благодарности
статье рассматриваются четыре староамхарских поэтических текста, которые можно отнести к общему жанру «поучения о бренности мира». В рамках исследования подробно обсуждаются как общие черты, объединяющие все четыре текста, так и особенности, характеризующие лишь некоторые из них. К общим чертам относятся стиль рифмованной прозы, жанр увещания, обращенного к верующему, разделение между говорящим и слушающим. Среди параметров, которые указывают на более или менее тесные связи между отдельными текстами поучений, в статье обсуждаются рифма, наличие и тип рефренов, вводящих новые части текста, степень вовлеченности говорящего, использование темы «порицание богатства» как заглавной темы произведения, набор тем, охваченных произведением, наличие дополнительных прозаических фрагментов.В заключение приводится предварительная оценка существующих гипотез о происхождении текстов «поучений о бренности мира» и о взаимосвязях между ними. Два текста обнаруживают обширные общие фрагменты и, по-видимому, восходят к единому архетипу. Третий текст отстоит от них несколько дальше, но и он связан с одним из первых двух текстов общим фрагментом. Четвертый текст представляет собой самостоятельное произведение и объединяется с другими поучениями лишь общей темой и некоторыми принципами построения текста. Наличие не зависящих друг от друга поучений дает основание выделить «поучение о бренности мира» как особый жанр. На формирование этого жанра, по всей вероятности, определенное влияние оказала европейская средневековая литература о презрении к миру, ставшая известной в Эфиопии благодаря католической миссионерской деятельности в XVI–XVII вв.
Эфиопия, христианство в Эфиопии, амхарский язык, староамхарский язык, cтароамхарская литература, амхарская литература, амхарская поэзия, амхарская религиозная литература, литература Эфиопии, средневековая христианская литература, литература о презрении к миру
- Титов Е. Г., Булах М. С. Амхарский язык. // Языки мира. Семитские языки. Эфиосемитские языки / Ред. М. С. Булах, Л. Е. Коган, О. И. Романова. М., 2013. C. 311–374.
- Фридман И. А. Староамхарский трактат «Виды творения» как одно из сочинений цикла «Красота творения» // Вестник ПСТГУ. Cер. III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 70–78.
- Bulakh M., Nosnitsin D. An Old Amharic Poem from Northern Ethiopia: One More Text on
- Condemning Glory // Bulletin of the School of Oriental and African Studies (в печати).
- Cowley R. A Text in Old Amharic // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1974. Vol. 37. P. 597–607.
- Cowley R. Ludolf’s Fragmentum Piquesii: an Old Amharic Tract about Mary who Anointed Jesus’ Feet // Journal of Semitic Studies. 1983. Vol. 28, Issue 1. P. 1–46.
- Getatchew Haile. Panegyrics in Old Amharic, EMML* 1943, f. 3v // Israel Oriental Studies. 1979. Т. 9. P. 228–236.
- Getatchew Haile. Some Archaic Features of Amharic // Proceedings of the Fifth International Conference of Ethiopian Studies, Session B, April 13–16, 1978 / Еd. R. L. Hess. Chicago: Office of Publications Services, University of Illinois, 1979. P. 111–124.
- Getatchew Haile. Old Amharic Features in a Manuscript from Wollo (EMML 7007) // Ethiopian Studies dedicated to Wolf Leslau / Eds. S. Segert, A. J. E. Bodroglieri. Wiesbaden, 1983. P. 157–169.
- Getatchew Haile. Materials on the Theology of Qəbʿat or Unction // Ethiopian Studies. Proceedings of the Sixth International Conference. Tel-Aviv, 14–17 April 1980 / Еd. G. Goldenberg. Rotterdam; Boston: A. A. Balkema, 1986. P. 205–250.
- Getatchew Haile. An Archaic Amharic Poem on Condemning Wealth and Glory // Semitic Studies in Honour of Edward Ullendorff / Ed. G. Khan. Leiden; Boston: Brill, 2005. P. 255–275.
- Getatchew Haile. One more text in ‘older Amharic’ // Rassegna di Studi Etiopici. Nuova Serie. 2011. Vol. 3. P. 63–74.
- Getatchew Haile. One More Archaic Amharic Poem on Christian Virtues and Vices // Linguistic, Oriental and Ethiopian Studies in Memory of Paolo Marrassini / Eds. A. Bausi, A. Gori and G. Lusini. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2014. P. 445–475.
- Girma Awgichew Demeke. Grammatical Changes in Semitic: A Diachronic Grammar of Amharic. Princeton; Addis Ababa, 2014. (Afroasiatic Studies; 4).
- Goldenberg G. ምሥጢረ፡ ጽጌያት። The Old Amharic Mysteries of the Rosary // Idem. Further Studies in Semitic Linguistics. Münster: Ugarit-Verlag, 2013. P. 155–175.
- Griaule M. Regles de l’Eglise // Journal Asiatique. 1932. Т. 221. P. 1–42.
- Guidi I. Le canzoni geez-amariña in onore di re abissini // Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei. Classe di scienze morali, storiche e filologiche, ser. 4, 5. 1889. P. 53–66.
- Le Livre des mystères du ciel et de la terre / Text éthiopien, publié et traduit par J. Perruchon avec le concours de M. I. Guidi. Paris: Firmin-Didot, 1903. (Patrologia Orientalis; I/1).
- Leslau W. Comparative Dictionary of Geʿez (Classical Ethiopic). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1987.
- Strelcyn St. Ethiopian Medical Treatises as a Source for the Study of Early Amharic // Proceedings of the First International Congress of Africanists, Accra: 11th–18th December 1962 / Eds. L. J. Bown, M. Crowder. London: Longmans, 1964. P. 105–112.
- Strelcyn St. Les mystères des Psaumes, traité éthiopien sur l’emploi des Psaumes (amharique ancien) // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1981. Vol. 44: 1. P. 54–84.
- Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since the Year 1847. London: Gilbert and Rivington, 1877.
Булах Мария Степановна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6; НИУ Высшая школа экономики; Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная 21/4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-5490-6674;
Электронный адрес: mbulakh@mail.ru.
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6; НИУ Высшая школа экономики; Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная 21/4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-5490-6674;
Электронный адрес: mbulakh@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ (грант № 17-06-00391).
Ссылка на статью:
Степанова Е. А. Теория божественного повеления: логическое опровержение и теологическое оправдание
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение.
2020.
Вып. 87. С. 70-86.
DOI: 10.15382/sturI202087.70-86
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассматривается проблема источников морального авторитета в интеллектуальной истории, связанной с христианством. Среди возможных концептуальных версий решения этой проблемы — а именно этики добродетели, этики естественного закона и теории божественного повеления — основное внимание уделяется последней. Описывается содержание теории божественного повеления, которая основана на убеждении в том, что сущность морали, т. е. представление о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. д., непосредственно зависит от повелений и запретов, исходящих от Бога. В последние десятилетия ХХ в. принцип божественного повеления в качестве самостоятельной теории обрел новое дыхание в англоязычной религиозной философии, преимущественно относящейся к аналитическому направлению. Отмечается мета-этическая природа теории божественного повеления в понимании этических суждений, которые определяются через теологические понятия. Выделяются три основных положения теории божественного повеления: во-первых, это тождество предписывающей или запрещающей Божественной воли как источника морали и воления в форме послушания как причины морального действия; во-вторых, это рассмотрение моральных предписаний как предмета откровения (веры), а не рационального выбора; в-третьих, это указание на суверенность Бога как источника морали. В статье рассматриваются основные критические аргументы в адрес теории божественного повеления: аргументы, вытекающие из так называемой «дилеммы Евтифрона» и связанные с произвольным характером понятия добра и вопроса о том, что первично — понятие добра или божественное повеление; несовместимость теории божественного повеления с принципом моральной автономии; интерпретация теории божественного повеления с позиций плюрализма и проблема ее убедительности для неверующих людей или для приверженцев других религий. Сделан вывод, что теория божественного повеления неубедительна с рациональной точки зрения; в то же время рациональные критические аргументы, направленные против нее, оказываются бесполезными для теологически мыслящих исследователей. Тем не менее это несовпадение не отменяет необходимости поиска адекватных форм диалога между верующими и неверующими.
мораль, откровение, послушание, божественное повеление, дилемма Евтифрона, моральная автономия, плюрализм
- Апполонов А. В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама // Уильям Оккам. Избранное / ред. А. В. Апполонов. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. vii-xxvii.
- Артемьева О. В. У истоков современной этики добродетели // Этическая мысль. Вып. 6. М., 2005. С. 163–181.
- Блж. Августин. Энхиридион Лаврентию, или О вере, надежде и любви. Киев: УЦИММ-ПРЕСС — ИСА, 1996.
- Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное / ред. Г. Майорова. М.: Издательство Францисканцев, 2001.
- Ванье Ж., Хауэрвас С. Жить мирно среди насилия / пер. с англ. А. Черняк. Киев; М.: Дух i Лiтера, МХК «Осанна», 2015.
- Кант И. Религия в пределах только разума // Он же. Трактаты и письма / ред. А. В. Гулыга. М.: Наука, 1980. С. 78–278.
- Льюис К. С. Просто христианство / Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Библия для всех, 2004. С. 11–202.
- Мур Дж. Принципы этики / пер. с англ. Л. В. Коновалова. М.: Прогресс, 1984.
- Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии / пер. с англ. А. Васильев. М.: ББИ, 2010.
- Платон. Евтифрон // Он же. Диалоги. М.: Мысль, 1986.
- Уильям Оккам. Избранное / ред. А. В. Апполонов. М.: Едиториал УРСС, 2002.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. Первая часть второй части. Вопросы 68–114. Т. IV / ред. Н. Лобковиц, А. В. Апполонов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
- Энском Э. Современная философия морали // Логос, 2008. Т. 1 (64). С. 70–91.
- Adams R. M. A Modified Divine Command Theory of Ethical Wrongness // Philosophy of Religion: An Anthology / C. Taliaferro, P. J. Griffi ths, eds. New Jersey: Wiley-Blackwell, 2003. P. 472–473.
- Adams R. M. Finite and Infi nite Goods: A Framework for Ethics. N. Y.: Oxford University Press, 1999.
- Adams R. M. Modified Divine Command Theory of Ethical Wrongness // Religion and Morality / G. Outka, J. P. Reeder, eds. Garden City: Doubleday, 1973. P. 320–344.
- Adams R. M. The Virtue of Faith and Other Essays in Philosophical Theology. N. Y.: Oxford University Press, 1987.
- Anscombe G. E. M. Modern Moral Philosophy // Philosophy: The Journal of the Royal Institute of Philosophy, 1958. Vol. XXXIII. No. 124. P. 1–19.
- Austin M. W. Divine Command Theory // Internet Encyclopedia of Philosophy. URL: https://www.iep.utm.edu/divine-c/ (дата обращения: 07.12.2018).
- Brunner E. The Divine Imperative: A Study in Christian Ethics. James Clarke & Co, 2002.
- Christian Ethics: Four Views / S. Wilkens, ed. InterVarsity Press, 2017.
- Habermas J. Religion in the Public Sphere // European Journal of Philosophy. 2006. Vol. 14 (1). P. 1–25.
- Hare J. E. Divine Command Theory // Christian Ethics: Four Views / S. Wilkens, ed. InterVarsity Press, 2017. P. 125–147.
- Hare J. E. Ethics and Religion: Two Kantian Arguments // Philosophical Investigations. 2011. Vol. 34 (2). P. 151–168.
- Hauerwas S. The Peaceable Kingdom: A Primer in Christian Ethics. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1991.
- Heltzel P. G. A Prophetic Ethics Response // Christian Ethics: Four Views / S. Wilkens, ed. InterVarsity Press, 2017. P. 159–164.
- Idziak J. M. Divine Command Morality: Historical and Contemporary Readings. N. Y.: Edwin Mellen Press, 1979.
- Idziak J. M. Divine Commands Are the Foundation of Morality // Contemporary Debates in Philosophy of Religion / M. L. Peterson, R. J. VanArragon, eds. Blackwell Publishing, 2004. P. 292–301.
- Idziak J. M. In Search of Good Positive Reason for an Ethics of Divine Commands: Catalogue of Arguments // Faith and Philosophy. 1989. Vol. 6. No. 4. P. 47–64.
- Nowell-Smith P. Morality: Religious and Secular // Philosophy of Religion: The Big Questions / E. Stump, M. J. Murray, eds. Blackwell, 1999. P. 6–403.
- Quinn P. L. The Primacy of God’s Will in Christian Ethics // Philosophical Perspectives. 1992. Vol. 6. P. 493–513.
- Rorty R. Religion as Conversation-Stopper // Common Knowledge. 1994. Vol. 3. P. 1–6.
- Rorty R. Religion in the Public Square: A Reconsideration // Journal of Religious Ethics. 2003. Vol. 31 (1). P. 141–149.
- Swinburne R. The Coherence of Theism. Oxford: Oxford University Press, 2016.
- Waluchow W. J. The Dimensions of Ethics: An Introduction to Ethical Theory. Peterborough, ON: Broadview Press, 2003.
Степанова Елена Алексеевна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт философии и права Уральского отделения РАН; Российская Федерация, 620108, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16;
Должность: Главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт философии и права Уральского отделения РАН; Российская Федерация, 620108, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16;
Должность: Главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.
Ссылка на статью:
Степанова Н. А. Проблема изучения духовных оснований внутренней свободы личности в отечественной психологии
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2020.
Вып. 59. С. 120-135.
DOI: 10.15382/sturIV202059.120-135
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Внутренняя свобода понимается большинством современных отечественных авторов как достижение высокоорганизованной самоуправляемой успешной личности, но духовная составляющая внутренней свободы недостаточно изучена, что делает понимание феномена свободы в психологии односторонним и ограниченным. В статье представлен анализ наследия Л. С. Выготского и Л. И. Божович относительно видения авторами оснований и движущих сил феномена самоосвобождения. Л. С. Выготский считал всю психологию наукой о свободе. Суть и содержание процесса самоосвобождения человека он понимал как стремление к осознанному и осмысленному движению в жизненном пространстве для достижения общественного блага, основанное на силе разума, воли и мотивации. Идеи Л. С. Выготского о внутренней «свободе для», осмысленности жизни, самодистанцировании и самотрансцендентности, во многом тождественные идеям современных психологов-экзистенциалистов, нашли свое продолжение в концепции личности Л. И. Божович. Свободной она считает гармоническую, внутренне согласованную личность, устремленную к реализации общечеловеческих ценностей, а в качестве онтогенетических этапов развития внутренне свободной личности рассматривает сменяющие друг друга в кризисные периоды новообразования. В ее работах описаны этапы развития воли, наивысший из которых — постпроизвольность, предполагающая реализацию высших человеческих ценностей и смыслов без внутренней борьбы мотивов, что и составляет суть истинной духовной внутренней свободы. Идеи Л. И. Божович о развитой нравственности, приоритете общечеловеческих ценностей у гармонической, внутренне свободной личности, живущей во благо других, остались без должного внимания. Современные авторы, вслед за зарубежными коллегами, смещают акцент в исследовании свободы в сторону осознанности, субъектности и самодетерминации. Наиболее полно внутренняя свобода как проявление духовности представлена в подходе В. Франкла, но его идеи во многом комплементарны идеям Л. С. Выготского, Л. И. Божович и других оте чественных философов и психологов, подчеркивающих значимость духовной детерминации. На основании проведенного анализа в статье предложено авторское определение внутренней свободы и ее духовных оснований; показано, что духовность может выступать основным механизмом развития внутренней свободы, позволяющим реализовать истинно человеческое в человеке. Такой акцент в изучении феномена свободы позволит значительно обогатить методологическую базу психологической концепции внутренней свободы и сделать существенный шаг в направлении универсализации данного понятия.
психология свободы, внутренняя свобода, самоосвобождение, духовность, духовная детерминация свободы, общечеловеческие ценности, самотрансцендентность, самодистанцирование, осмысленность, личность
- Абдуназарова Д. К. Духовность человека как основание его свободы // Вестник современной науки. 2016. № 4–2 (16). С. 20–22.
- Андреев А. В. Историческая динамика психологии свободы в духовности советского человека: опыт 1940 — начала 1990 гг. XX века // Психолог. 2017. № 3. С. 16–34. doi: 10.7256/2409-8701.2017.3.22911.
- Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Культурно-историческая психология — «наука о свободе» // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 1 (7). С. 18–37.
- Белоус Е. И. Психология духовности. Владивосток, 2014.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Д. И. Фельдштейн, ред. М., 2001.
- Болотова А. К., Пурецкий М. М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 64–74. DOI: 10.17759/chp.2015110306.
- Борисова Н. В. Отечественная психология как источник знаний о духовном потенциале человека // Институт психологии Российской Академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 24–43.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Проблема развития в структурной психологии (критическое исследование). М., 1982.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. М., 1984.
- Горохова А. С., Черникова В. Е. Проблема свободы в философии // Электронный научный журнал. 2017. № 5-1 (20). С. 210–213.
- Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89–106.
- Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / Е. Завершнева и Р. ван дер Веер, общ. ред. М., 2017.
- Кузьмина Е. И. Диалектическое единство свободы и ответственности // Мир образования — образование в Мире. 2015. № 1. С. 111–123.
- Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Осин Е. Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев, ред. М., 2011. С. 611–641.
- Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 22–31. DOI: 10.11621/npj.2018.0203.
- Мухаметзянова Ф. Г., Шабельников В. К., Осмина Е. В., Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань, 2016.
- Степанова Н. А. Возрастные особенности психологической свободы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2018. № 4. С. 74–91. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-74-91.
- Степанова Н. А. Проблема изучения свободы и ее духовных оснований в отечественной и зарубежной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 88–97.
- Толстых Н. Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 19–28.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник; пер. с англ. и нем. / Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев, общ. ред. М., 1990.
- Холондович Е. Н. Духовные основы гениальности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 135–146. DOI: 10.15382/sturIV201747.135-146.
- Grubbs J. B., Wilt J., Stauner N., Exline J. J., Pargament K. I. Self, struggle, and soul: Linking personality, self-concept, and religious/spiritual struggle // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 101. P. 144–152. DOI: 10.1016/S0191-8869(00)00229-4.
- Joshi C., Marszalek J. M., Hinshaw A. B. An Empirical Investigation of Viktor Frankl’s Logotherapeutic Model // Journal of Humanistic Psychology. 2014. Vol. 54 (2). Р. 227–253.
- Preston J. L., Shin F. Spiritual experiences evoke awe through the small self in both religious and non-religious individuals // Journal of Experimental Social Psychology. 2017. Vol. 70. P. 212–221. DOI: 10.1016/j.jesp.2016.11.006.
- Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, 2017.
Степанова Наталья Алексеевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: ГБОУ Школа №1360 г. Москвы; Российская Федерация, 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, 21А;
Должность: педагог-психолог;
ORCID: 0000-0003-0976-996X;
Электронный адрес: natalia0663@yandex.ru.
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: ГБОУ Школа №1360 г. Москвы; Российская Федерация, 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, 21А;
Должность: педагог-психолог;
ORCID: 0000-0003-0976-996X;
Электронный адрес: natalia0663@yandex.ru.
Ссылка на статью:
Белоусов С. С. Конфессиональный аспект в переселенческой политике на калмыцких землях (вторая половина XIX в.)
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2021.
Вып. 99. С. 50-62.
DOI: 10.15382/sturII202199.50-62
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Благодарности
В статье исследуется конфессиональный аспект государственной переселенческой политики на калмыцких землях Астраханской губернии во второй половине XIX в. Автор проанализировал особенности религиозной политики в переселенческих селах на калмыцких землях и раскрыл ее влияние на процесс церковно-приходского строительства. Исследование позволяет сделать вывод, что главной религиозной составляющей переселенческой политики государства на калмыцких землях было содействие Русской Православной Церкви в формировании церковно-приходской системы для обслуживания духовных потребностей крестьян-переселенцев. Переселенческий проект предполагал решение прежде всего задач заселения дорог стратегического значения и перевода части калмыков на оседлый образ жизни. Христианизацию калмыков он непосредственно не затрагивал, однако в перспективе предполагалось, что новые поселения создадут более благоприятные условия для развертывания миссионерской деятельности. В этой связи государством был введен запрет на переселение на калмыцкие земли старообрядческого и сектантского населения и приняты меры, не допускающие усиления позиций буддийского духовенства в новых поселениях. Особое внимание в работе уделяется характеристике отношения властей и переселенцев к вопросу создания сети православных приходов; показаны источники финансирования церковноприходского строительства, трудности, которые встречались на данном пути, и результаты. Востребованность церковного прихода для крестьян была связана как с их религиозностью, так и с бытовыми потребностями их повседневной жизни. Отмечается, что несмотря на желание крестьян поскорее возвести церковь и открыть приход, темпы церковно-приходского строительства в поселениях были разными. На них влияли степень интенсивности притока переселенцев и их материальное положение, успехи в адаптации к условиям нового места жительства и налаживания хозяйственной деятельности. Проанализировав факты церковно-приходского строительства по каждому населенному пункту, автор приходит к выводу, что в целом оно было завершено к началу XX в. Работа написана на основе широкого круга документов одного центрального и двух региональных российских архивов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.
Русская Православная Церковь, переселенцы, религиозная политика, калмыцкие земли, Астраханская губерния
- Белоусов С. С. Православные приходы Калмыкии в XIX– начале XX в. Элиста, 2003.
- Белоусов С. С. Основано таврическими поселенцами. Село Садовое (1849–1917 гг.). Волгоград, 1999.
- Белоусов С. С. В Калмыцкой степи на границе Европы и Азии: История возникновения и становления села Приютного. Ставрополь, 2014.
- Борисенко И. В. Православие в Калмыкии. М., 1999.
Белоусов Сергей Степанович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФГБУН «Калмыцкий научный центр РАН»; Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358009, г. Элиста, ул. Илишкина, 8;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7614-3516;
Электронный адрес: sbelousovelista@mail.ru.
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФГБУН «Калмыцкий научный центр РАН»; Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358009, г. Элиста, ул. Илишкина, 8;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7614-3516;
Электронный адрес: sbelousovelista@mail.ru.
Исследование проведено при поддержке государственной субсидии: проект «Комплексное исследование процессов общественно-политического и культурного развития народов Юга России» (АААА-А-19-119011490038-5).
Ссылка на статью:
Степанова Е. А. Теологические истоки скандинавской модели государства всеобщего благоденствия: религиозные и светские интерпретации
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение.
2021.
Вып. 95. С. 45-63.
DOI: 10.15382/sturI202195.45-63
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена рассмотрению исследовательских интерпретаций — как религиозных, так и светских — некоторых принципиальных положений теологии Мартина Лютера, в частности учения о «двух царствах», о греховности человеческой природы, о всеобщем священстве и др., которые повлияли на формирование и развитие скандинавской модели государства всеобщего благоденствия (преимущественно на примере Дании). В статье поставлены следующие вопросы: каким образом те или иные теологические идеи и принципы воплощались в традициях, ценностях, поведенческих стратегиях, социальных движениях, формальных и неформальных правилах и нормах, которые привели к возникновению государства всеобщего благоденствия? Что общего имеет институциональный дизайн государства всеобщего благоденствия с евангелическо-лютеранской проповедью, которая на протяжении веков провозглашала ответственность каждого отдельного индивида и коллектива людей за заботу о других людях? Каким способом можно доказательно проанализировать влияние этих идей на социальные отношения и убеждения людей? Статья опирается на результаты исследований этой проблематики, полученные в рамках недавнего «культурного поворота» в гуманитарных и социальных науках, который постепенно привел к изменению акцентов в исследовательской логике и вывел едва ли не на первый план историко-культурные, в том числе религиозные, особенности скандинавских стран. В статье подробно анализируется учение Мартина Лютера о «двух царствах» и его современные интерпретации, в том числе то, как они отразились в идеологии скандинавской социал-демократии. Сделан вывод о том, что скандинавская модель государства всеобщего благоденствия является результатом уникального сочетания лютеранского благочестия, деятельности социал-демократических партий, исторических обстоятельств, приведших к формированию более или менее гомогенных этно-конфессиональных национальных государств, а также труда множества людей, которые захотели и смогли создать для себя достойные условия жизни. Эта тема нуждается в дальнейшем исследовании с учетом социально-культурного контекста той или иной страны.
лютеранство, секуляризм, учение о «двух царствах», государство всеобщего благоденствия, скандинавская модель, социал-демократия, универсализм
- Зудов Ю. В. Церковь, государство и общество в современной Дании. Челябинск: Цицеро, 2011.
- Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994.
- Лютер М. К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства // Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. С. 55–119.
- Лютер М. Лекции по «Посланию к Галатам». Минск: ПИКОРП, 1997.
- Лютер М. Могут ли воины обрести Царство Небесное? URL: https://www.liveinternet.ru/users/kapellan_inkeri/post168604123/ (дата обращения: 27.04.2021).
- Степанова Е. А. Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании // Вестник СПбУ. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 1. С. 209–221.
- Стивенсон Д. Р. Два правления и два царства в мысли Лютера. URL: https://proza.ru/2019/06/07/8 (дата обращения: 27.04.2021).
- Тихомиров А. Догматика без догматизма. М.: ББИ, 2013.
- Allchin A. M. N.F.S. Grundtvig: An Introduction to His Life and Work. Aarhus: Aarhus University Press, 1997.
- Anttonen V. The impact of the Reformation on the formation of mentality and the moral landscape in the Nordic countries // Temenos — Nordic Journal of Comparative Religion. 2018. Vol. 54. No. 1. P. 29–45.
- Berg-Sørensen A. The Politics of Lutheran Secularism: Reiterating Secularism in the Wake of the Cartoon Crisis // Religion in the 21st Century: Challenges and Transformations / L. Christoff ersen, H. R. Iversen, H. Petersen, M. Warburg, eds. L.: Routledge, 2016. P. 207–214.
- Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy / P. Kettunen, K. Petersen, eds. Edward Elgar Publishing, 2011.
- Casanova J. The Two Dimensions, Temporal and Spatial, of the Secular: Comparative Reflections on the Nordic Protestant and Southern Catholic Patterns from a Global Perspective // Secular and Sacred?: The Scandinavian Case of Religion in Human Rights, Law and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 21–33.
- Christoff ersen L. State, Church and Religion in Denmark at the Beginning of the 21st Century // Law & Religion in the 21st Century: Nordic Perspectives / L. Christoff ersen, K. Å. Modéer, S. Andersen, N. V. Vinding, eds. Copenhagen: Djøf Publishing, 2010. P. 563–592.
- Den nordiske protestantisme og velfærdsstaten [Nordic Protestantism and the welfare state] / T. Knudsen, ed. Aarhus: Aarhus Universitetsforlag, 2000.
- Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton University Press, 1990.
- Exploring a Heritage: Evangelical Lutheran Churches in the North / A.-L. Eriksson, G. Gunner, N. Blåder, eds. Eugene: Wipf and Stock Publishers, 2012.
- Haugen H. M. The Evangelical Lutheran Church in Denmark and the Multicultural Challenges // Politics and Religion. 2011. Vol. 4. P. 476–502.
- Knudsen T. Tilblivelsen af den universalistiske velfærdsstat [The origins of the universalistic welfare state] // Den nordiske protestantisme og velfærdsstaten / T. Knudsen, ed. Aarhus: Aarhus Universitetsforlag, 2000. P. 20–64.
- Larsen K. E. En bevægelse i bevægelse. Indre Mission i Danmark 1861–2011 [A movement in motion: Inner Mission in Denmark, 1861–2011]. Copenhagen: Lohses Forlag, 2011.
- Markkola P. Nordic welfare states // Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy / P. Kettunen, K. Petersen, eds. Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing, 2011. P. 102–118.
- Markkola P. The Long History of Lutheranism in Scandinavia. From State Religion to the People’s Church // Perichoresis. 2015. Vol. 13. Issue 2. P. 3–15.
- Markkola P., Naumann I. K. Lutheranism and the Nordic Welfare States in Comparison // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 1–12.
- Nelson R. H. Lutheranism and the Nordic Spirit of Social Democracy: A Diff erent Protestant Ethic. Aarhus University Press, 2017.
- Nielsen M. V., Kühle L. Religion and State in Denmark: Exception among Exceptions? // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. No. 24 (2). P. 173–188.
- Nordic Paths to Modernity / J. P. Árnason, B. Wittrock, eds. N. Y.: Berghahn Books, 2012.
- Opielka M. Christian Foundations of the Welfare State: Strong Cultural Values in Comparative Perspective // Culture and Welfare State: Values and Social Policy in Comparative Perspective / W. van Oorschot, M. Opielka, B. Pfau-Effinger, eds. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2008. P. 89–114.
- Østergaard U. Lutheranismen, danskheden og velfærdsstaten [Lutheranism, Danish nationality and the welfare state] // 13 historier om den danske velfærdsstat / K. Petersen, ed. Odense: Syddansk Universitetsforlag, 2003. P. 27–46.
- Østergård U. Martin Luther og dansk politisk kultur: Nationalkirke, luthersk reformation og dansk nationalismein [Martin Luther and Danish Political Culture. National Church, Lutheran Reformation and Danish Critique of Nationalism] // Kritik. 2010. Nr. 195. København, Gyldendal. P. 36–59.
- Østergård U. The Danish Path to Modernity // Nordic Paths to Modernity / J. P. Árnason, B. Wittrock, eds. N. Y.; Oxford: Berghahn Books, 2012. P. 49–68.
- Østergård U. The Geopolitics of Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / Ø. Sørensen, B. Stråth, ed. Oslo: Scandinavian University Press, 1997. P. 25–71.
- Pedersen M. A. Inner Revolution: Reaction and Rupture in a Danish Lutheran Movement // Ruptures: Anthropologies of Discontinuity in Times of Turmoil / M. Holbraad, B. Kapferer, J. F. Sauma, eds. L.: UCL Press, 2019. P. 93–115.
- Pedersen M. A. The politics of paradox: Kierkegaardian theology and national conservatism in Denmark // Distortion: Social Processes Beyond the Structured and Systemic / N. Rapport, ed. Abington; N. Y.: Routledge, 2017.
- Petersen J. H. Martin Luther and the Danish Welfare State // Lutheran Quarterly. 2018. Vol. 32. No. 1. P. 1–27.
- Petersen J. H., Petersen K. The Concept of «Welfare state» in Danish Public and Political Debates // The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y.: Berghahn Books, 2019.
- Petersen K., Petersen J. H. The Good, the Bad, or the Godless Society?: Danish «Church People» and the Modern Welfare State // Church History. 2013. Vol. 82. P. 904–940.
- Prill Th. Martin Luther, the Two Kingdoms, and the Church // Evangel. 2005. Vol. 23(1). P. 17–21.
- Religion, Class Coalitions, and Welfare States / K. van Kersbergen, P. Manow, eds. N. Y.: Cambridge University Press, 2009.
- Religious Complexity in the Public Sphere: Comparing Nordic Countries / I. Furseth, ed. L.: Palgrave Macmillan, 2017.
- Riis O. Rejection of Religious Pluralism — the Danish Case // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. Vol. 24 (1). P. 19–36.
- The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y.: Berghahn Books, 2019.
- The Nordic Model of Welfare: A Historical Reappraisal / N. F. Christiansen, K. Petersen, N. Edling and P. Haave, eds. University of Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2006.
- Thorkildsen D. Religious Identity and Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / Ø. Sørensen, B. Stråt, eds. Oslo: Scandinavian University Press, 1997. P. 138–160.
- Thorkildsen D. West Nordic and East Nordic Religiousness and Secularity: Historical Unity and Diversity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 85–101.
- Tønnessen A. V. The Church and the Welfare State in Postwar Norway: Political Confl icts and Conceptual Ambiguities // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 13–35.
- Welfare and Religion in 21st Century Europe: In 2 vol. / A. Bäckström, G. Davie, N. Edgardh, P. Pettersson, eds. L.: Ashgate, 2013.
- Witte J. «God is Hidden in the Earthly Kingdom»: The Lutheran Two-Kingdoms Theory as Foundation of Scandinavian Secularity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 56–84.
- Witte J., Jr. Law and Protestantism: The Legal Teachings of the Lutheran Reformation. Cambridge University Press, 2002.
- Zuckerman Ph. Society without God: What the Least Religious Nations Can Tell Us about Contentment. N. Y.: New York University Press, 2008.
Степанова Елена Алексеевна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Уральского гуманитарный институт Уральского федерального университета; Российская Федерация, 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Уральского гуманитарный институт Уральского федерального университета; Российская Федерация, 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.
Ссылка на статью:
Резниченко Е. Б., Степанова П. В. Певческая культура Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря конца XIX – первой четверти ХХ в. (по воспоминаниям современников)
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2023.
Вып. 49. С. 121-141.
DOI: 10.15382/sturV202349.121-141
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье представлен опыт научной реконструкции фрагментов богослужебно-певческой жизни Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря с конца 1880-х годов вплоть до закрытия обители (1927 год). Контекстом служат, с одной стороны, исторические данные, с другой — материалы, связанные с предысторией сложения в Дивееве собственной певческой культуры. Основной источниковой базой послужили воспоминания паломников и насельниц монастыря. Мемуарная литература — практически единственное, что позволяет судить о певческой культуре Дивеева дореволюционного периода и первых послереволюционных лет, поскольку в советский период монастырь был разорен, его архив не сохранился, богослужебные книги и ноты утрачены. Дополняют картину данные о богослужебно-певческой составляющей жизни дивеевских сестер после закрытия монастыря, о сохранении монахинями в изгнании клиросных традиций обители. Собрав и систематизировав сохранившуюся информацию, авторы попытались «контурно» (насколько позволяют имеющиеся материалы) воссоздать образ дивеевского пения на рубеже веков и в первой четверти ХХ столетия — с характерной для нее высокой торжественностью служб, «гармоничностью уставно-монастырской», прекрасным уровнем хорового исполнительства. Представлены и прокомментированы дошедшие до нас единичные сведения о репертуаре, включавшем в этот период и традиционные песнопения, и авторскую духовную музыку. В работе намечена периодизация истории богослужебного пения дивеевской обители. Выдвигается гипотеза о постепенной смене стилевых ориентиров в местном церковном пении. Если, судя по имеющимся данным, в начале XIX века в Дивееве звучали монодийные напевы, опирающиеся на стилистику древнерусских распевов, то в начале XX столетия здесь сформирована многослойная в стилевом отношении многоголосная певческая культура, включающая и авторскую духовную музыку, и корпус местных песнопений традиционной стилистики («дивеевские распевы»).
церковное пение, Серафимо-Дивеевский монастырь, монастырские певческие традиции, «дивеевские распевы», реконструкция певческой культуры, история богослужебного пения,
- Андреевский И. М. Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году // Православный путь. Нью-Йорк, 1953. № 14. С. 6–9.
- Дивеевские предания / cост. А. Н. Стрижев. М., 1996.
- Зандер В. А. В обители преподобного Серафима // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1983. № 23. С. 7–43.
- Игумения Серафима (Варвара Черная). Новодевичий монастырь. URL: https://forum.vgd.ru/post/1516/61564/p1792206.htm?ysclid=l7ymo5bgzw991976554 (дата обращения: 05.06.2022).
- К батюшке Серафиму: Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823–1927). М., 2015.
- Ляшевский С., прот. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря: Ч. 2: 1903–1927 гг. Дивеево, 1997.
- Нилус С. А. Полное собрание сочинений. Т. I: Великое в малом. URL: https://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie-sochinenij -tom-1-velikoe-v-malom-sergej-nilus/4/#ch_0_4_16 (дата обращения: 12.10.2021).
- Обиход церковный нотнаго пения. М., 1786. Л. 324 об. URL: https://lib-fond.ru/lib-rgb/mk-rgb/obikhod-tserkovnyy-notnago-peniya/#image-335 (дата обращения: 03.07. 2021).
- Павел (Коротких), иерод. Музыкально-певческое наследие Саровской пустыни. URL: http://dyak-oko.mrezha.ru/article.php?id=sarov (дата обращения: 21.05.2022).
- Павлович. Г., свящ. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. LXII. М., 2021. С. 597–614.
- Павлович. Г., свящ., Менькова И. Г. Серафимо-Дивеевский монастырь и его первая игумения Мария (Ушакова). М., 2018.
- Попов Владимир Александрович (генерал). URL: https://stilin.ru/stati/27800-popovvladimir-aleksandrovich-general.html (дата обращения: 11.09.2022).
- Попов А. Воспоминания о Сарове. М., 1903.
- Рассказы об Отце Основателе нашем Старце Священноиеромонахе Серафиме: рассказы стариц и монахинь. Дивеево, 2009.
- Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. Н. Новгород, 2004.
- Тихон (Шевкунов), митр. Несвятые святые и другие рассказы. URL: https://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyatye-i-drugie-rasskazy/ (дата обращения: 11.09. 2022).
- Трацевский А. В Дивееве. URL: https://religion.wikireading.ru/23049 (дата обращения: 01.11.2021).
- Хондзинский П., прот. Незримая обитель: Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании. М., 2017.
- Цветы для матушки Маргариты. URL: https://rutube.ru/video/38d/ (дата обращения: 15.03.2022).
Резниченко Евгения Борисовна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6,;
Должность: Заведующая кафедрой истории и теории музыки.;
ORCID: 0000-0003-3660-8483;
Электронный адрес: ReznichenkoE@yandex.ru.
Степанова Полина Васильевна
Место работы: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Детская школа искусств "Радуга" 424038, Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола ул. Воинов - Интернационалистов, д. 21;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-2827-5095;
Электронный адрес: super.polina-super2014@yandex.ru.
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6,;
Должность: Заведующая кафедрой истории и теории музыки.;
ORCID: 0000-0003-3660-8483;
Электронный адрес: ReznichenkoE@yandex.ru.
Степанова Полина Васильевна
Место работы: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Детская школа искусств "Радуга" 424038, Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола ул. Воинов - Интернационалистов, д. 21;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-2827-5095;
Электронный адрес: super.polina-super2014@yandex.ru.
Ссылка на статью:
Шохин В. К., Гипп К. С., Соловьев А. П., Астапов С. Н., Антонов К. М., Носачев П. Г., Степанова Е. А., Замаренков М. Ю., Смирнов М. Ю., Мирошникова Е. М., Аринин Е. И. Оправдалась ли концепция постсекулярного? К 15-летию стамбульского доклада Ю. Хабермаса «Против воинствующего атеизма»
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение.
2023.
Вып. 108. С. 115-152.
DOI: 10.15382/sturI2023108.115-152
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
22 апреля 2023 года редколлегией журнала «Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение» при участии кафедры философии и религиоведения ПСТГУ в рамках ежегодной конференции «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее» был проведен приуроченный к 15-летию стамбульского доклада Ю. Хабермаса «Против воинствующего атеизма» круглый стол, посвященный проблемам, связанным с концепцией «постсекулярного». В докладах и последующей дискуссии рассматривались вопросы современного понимания границ и условий применения термина «постсекулярное», соотношение теорий секуляризации и концепций постсекулярного, проблематика так наз. «постсекулярных гибридов», вопросы о соотношении реально социального и дискурсивного измерения концепций постсекулярного, об эмпирических основаниях и метафизических предпосылках теорий секуляризации и концепций постсекулярного, проблема европоцентричности концепции постсекулярного и ее применимости к другим культурным регионам, влияние концепции постсекулярного на понимание религии вообще, проблемы соотношения религии и науки в современном сознании, различные аспекты положения религии в современном обществе. Предлагаем вниманию читателей материалы круглого стола.
постсекулярное, постсекулярные гибриды, метафизика, секуляризация, симулякр, религиозное, светское, Ю. Хабермас, Х. Казанова, Т. Асад.
- Антонов К. М., Польсков К. О., Смирнов М. Ю. Секуляризация и постсекулярность (к дискуссии о современном научном аппарате исследования религий) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С. 138–154.
- Бергер П. Священная завеса: Элементы социологической теории религии. М.: НЛО, 2019.
- Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Комкнига, 2006.
- Гипп К. С. Реконструкция и реинтерпретация как феномены постсекулярного бриколажа // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С. 117–134.
- Инглхарт Р. Неожиданный упадок религиозности в развитых странах / пер. Н. Ю. Фирсова, Э. науч. ред. Д. Понарин. СПб.: Изд. Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2022.
- Казанова Х. Cтрах Европы перед религией. Берлинские речи о религиозной политике / пер. Е. М. Мирошникова // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сб. статей. Вып. 11. Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2015. С. 88–105.
- Копосов С. А. Внеконфессиональное религиозное образование. Опыт европейских стран // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С. 157–161 (рец. на кн.: Religious Education in a Post-Secular Age. Case Studies from Europe / еd. by O. Franck, P. Thalén. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2021).
- Кырлежев А. «Дело о распятиях» в Европейском суде — в постсекулярной перспективе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 2 (31). С. 233–269.
- Кырлежев А. Постсекулярная эпоха // Континент. 2004. № 120. URL: https://magazines.gorky.media/continent/2004/120/postsekulyarnaya-epoha.html (дата обращения: 05.08.2023).
- Узланер Д. Дело «Пусси райот» и особенности российского постсекуляризма // Государ-ство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. №2. С. 93–133.
- Узланер Д. Конец религии? История теории секуляризации. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2019.
- Узланер Д. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке? М.: Изд-во Института Гайдара, 2020.
- Узланер Д. Россия в транснациональных культурных войнах. Ч. 1 // Неприкосновенный запас. 2020. № 131 (3). С. 100–120.
- Узланер Д. Россия в транснациональных культурных войнах. Ч. 2 // Неприкосновенный запас. 2020. № 132 (4). С. 158–184.
- Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество — что это такое? // Русский журнал. URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschegoateizma (дата обращения: 05.04.2022).
- Хабермас Ю. Религия и публичность. Когнитивные предпосылки для «публичного использования разума» религиозных и секулярных граждан // Он же. Между натурализмом и религией: Философские статьи. М.: Весь мир, 2011. С. 109–141.
- Шохин В. К. Вакцинофобия, «фундаментализм» и тонкая настройка современной пандемии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 123–137.
- Шохин В. К. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной академии. 2018. Вып. 2. С. 6–18.
- Штырков С. Религия, или Узы благочестия (Азбука понятий). СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021.
- Asad T. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003.
- Bellah R. Religion in Human Evolution. From the Paleolithic to the Axial Age. Cambridge (MA): Harvard University Press, 2017.
- Berger P. The Sacred Canopy. Elements of a Sociological Theory of Religion. N. Y.: Doubleday & Company, 1967.
- Bruce S. God is Dead: Secularization in the West. Malden (MA): Wiley-Blackwell, 2002.
- Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press, 1994.
- Durkheim É. The Elementary Forms of Religious Life / K. E. Fields, transl. N. Y.: Free Press, 1995.
- Geertz C. Religion as a Cultural System // The Interpretation of Cultures. N. Y.: Basic Books, 1973. P. 87–125.
- Luckmann T. The Invisible Religion: The Problem of Religion in Modern Society. N. Y.: Macmillan, 1967.
- Schüssler Fiorenza F. The Church as a Community of Interpretation: Political Theology between Discourse Ethics and Hermeneutiical Reconstruction // Habermas, Modernity and Public Theology / D. S. Browning, F. Schüssler Fiorenza. N. Y.: Crossroad, 1992. P. 66–91.
- Taylor Ch. A Secular Age. Cambridge (MA): Harvard University Press, 2007.
- The Post-Secular in Question: Religion in Contemporary Society / Ph. Gorski, D. K. Kim, J. Torpey, J. VanAntwerpen, ed. N. Y.: New York University Press, 2012.
- The Routledge Handbook of Post-Secularity / J. Beaumont, ed. L.: Routledge, 2019.
- Wilson B. Religion in Secular Society: A Sociological Comment. L.: Watts, 1966.
Шохин Владимир Кириллович
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: руководитель сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-2111-8740;
Электронный адрес: vladshokhin@yandex.ru.
Гипп Константин Сергеевич, протоиерей
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 425;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4562-0302;
Электронный адрес: ksg18@yandex.ru.
Соловьев Артем Павлович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Россия, г. Казань;
Должность: заведующий кафедрой религиоведения;
ORCID: 0000-0003-4376-9752;
Электронный адрес: artstudium@yandex.ru.
Астапов Сергей Николаевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Южный федеральный университет; Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42;
Должность: заведующий кафедрой философии религии и религиоведения;
ORCID: 0000-0001-7697-2170;
Электронный адрес: snastapov@sfedu.ru.
Антонов Константин Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии и религиоведения Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 101000 г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.
Степанова Елена Алексеевна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Уральского гуманитарный институт Уральского федерального университета; Российская Федерация, 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.
Замаренков Михаил Юрьевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: Аспирант;
ORCID: 0000-0002-7802-5887;
Электронный адрес: skyw@inbox.ru.
Смирнов Михаил Юрьевич
Ученая степень: доктор социологических наук;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина; Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д.10;
Должность: заведующий кафедрой философии;
ORCID: 0000-0002-1749-3003;
Электронный адрес: mirsnov55@yandex.ru.
Мирошникова Елена Михайловна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина; Санкт-Петербург, Россия;
ORCID: 0000-0002-3612-3016;
Электронный адрес: miroshnikovaem@gmail.com.
Аринин Евгений Игоревич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых;
Должность: заведующий кафедрой философии и религиоведения;
ORCID: 0000-0002-6206-8452;
Электронный адрес: eiarinin@mail.ru.
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: руководитель сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-2111-8740;
Электронный адрес: vladshokhin@yandex.ru.
Гипп Константин Сергеевич, протоиерей
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 425;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4562-0302;
Электронный адрес: ksg18@yandex.ru.
Соловьев Артем Павлович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Россия, г. Казань;
Должность: заведующий кафедрой религиоведения;
ORCID: 0000-0003-4376-9752;
Электронный адрес: artstudium@yandex.ru.
Астапов Сергей Николаевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Южный федеральный университет; Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42;
Должность: заведующий кафедрой философии религии и религиоведения;
ORCID: 0000-0001-7697-2170;
Электронный адрес: snastapov@sfedu.ru.
Антонов Константин Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии и религиоведения Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 101000 г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.
Степанова Елена Алексеевна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Уральского гуманитарный институт Уральского федерального университета; Российская Федерация, 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.
Замаренков Михаил Юрьевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: Аспирант;
ORCID: 0000-0002-7802-5887;
Электронный адрес: skyw@inbox.ru.
Смирнов Михаил Юрьевич
Ученая степень: доктор социологических наук;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина; Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д.10;
Должность: заведующий кафедрой философии;
ORCID: 0000-0002-1749-3003;
Электронный адрес: mirsnov55@yandex.ru.
Мирошникова Елена Михайловна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина; Санкт-Петербург, Россия;
ORCID: 0000-0002-3612-3016;
Электронный адрес: miroshnikovaem@gmail.com.
Аринин Евгений Игоревич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых;
Должность: заведующий кафедрой философии и религиоведения;
ORCID: 0000-0002-6206-8452;
Электронный адрес: eiarinin@mail.ru.