/
Результат поиска


Старостина Т. А. Об особенностях обиходной гармонии (на примере стихирных напевов московской традиции) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 135-165. DOI: 10.15382/sturV201624.135-165
Статья посвящена особенностям гармонического языка обиходного многоголосия. Материал анализа составляют стихирные напевы восьми гласов в тех версиях, которые ныне распространены в клиросной практике московской традиции. Методика анализа основана на функциональной концепции, магистральной для музыкально-теоретической школы Московской консерватории. Понятие функции рассматривается как в контексте тональной организации, так и в условиях модальности — высотной системы, в центре которой лежит звукоряд. Также привлекаются элементы аналитической техники, разработанной в рамках структурно-типологического метода. Результаты проделанного анализа дают основание утверждать, что ладовые свойства уставного напева воздействуют на функциональный состав тональности гармонизаций и способствуют индивидуализации высотной системы обиходного многоголосия. Основные ее тенденции — это ярко выраженная ладовая переменность (преимущественно параллельная) и выведение на первый план нетонических функций, в первую очередь доминанты. В результате образуется центробежная высотная система, в полной мере соответствующая литургическому контексту и эмоциональному строю православного бого служения.
обиходная гармонизация, состояния тональности, инверсионная тональность, переменная тональность, высотная опора, каденционное ударение, функциональный метод
1. Азбука осмогласия. Вып. 1: Стихиры / Сост. Л. П. Заманская, О. А. Тартаковская. М.: ПСТГУ, 2008.
2. Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX — начала XX в.: Историко-стилевой аспект: Дис. … д-ра иск. Т. I. М.: МГПИ, 2015.
3. Беляев В. М. Древнерусская музыкальная письменность. М.: Советский композитор, 1962.
4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972.
5. Гиливеря В. Е. Осмогласие как интонационная основа современного православного богослужения: Дис. … канд. иск. Новосибирск: НГК (академия) им. М. И. Глинки, 2008.
6. Гуляницкая Н. С. Русское гармоническое пение. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.
7. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические проблемы русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
8. Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
9. Кандинский А. И. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков // Советская музыка. 1991. № 5. С. 4–9; № 7. С. 91–97.
10. Карманов К. Л. Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. Вып 1 (3). С. 145–184.
11. Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: Изд. П. И. Юргенсона, 1909. Репринтное изд. 2005.
12. Лебедев С. Н. Прототональность в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения // Ad Musicum. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. М.: МГК, 2008. С. 33–47.
13. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004.
14. Лыжов. Г. И. Теоретические проблемы мотетной композиции второй половины XVI века (на материале Magnum opus musicum Орландо ди Лассо): Дис. … канд. иск. М.: МГК, 2003.
15. Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки: Корни национальной специфики. М.: ПСТБИ, 1998.
16. Мясоедов А. Н. Гармония: Учебник для регентов. М.: ПСТБИ, 2002.
17. Пинчуков Е. А. Формула старинного пассамеццо: К предыстории тональной гармонии // Старинная музыка. 2011. № 1–2. С. 28–34.
18. Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: Страницы истории. М., 2007.
19. Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов: Исследование и публикация. М.: Издательский дом «Композитор», 2005.
20. Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода на примере московской традиции: Дис. … канд. иск. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999.
21. Протопопов В. В. Музыка русской литургии. М.: Композитор, 1999.
22. Русское православное церковное пение в XX веке: Советский период // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX / Подготовка текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.
23. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1971.
24. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. 2-е изд. М.: Музыка, 1971.
25. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2003.
26. Холопов Ю. Н. Гармония: Практический курс. Ч. 1. М.: Издательский дом «Композитор», 2003.
27. Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: Сб. науч. трудов / Отв. ред. С. П. Кравченко, А. Н. Кручинина. Л.: ЛГК, 1987. С. 106–128.
28. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III / Сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова; вступ. ст., подготовка текста и коммент. М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2002. C.
29. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität (Saarbrücker Studien zur Musikwissenschaft II). Kassel, 1968.
Старостина Татьяна Алексеевна
Старостина Т. А. О принципах варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля) на примере Херувимской песни // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 138-154. DOI: 10.15382/sturV201829.138-154
Статья посвящена принципам варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля). Материалом для анализа являются несколько образцов Херувимской песни из сборника песнопений Божественной Литургии, составленного архимандритом Матфеем. Рассматриваются жанровые разновидности обработок уставных напевов в наследии этого выдающегося церковного музыканта. Попутно затрагивается проблема специфики вариативности в сфере богослужебного пения. Приводятся высказывания авторитетных богословов о приоритете в церковном пении литургического компонента над художественным. Упоминаются различные формы музыкальной вариативности, в ряду которых важнейшей для церковно-певческой культуры является вариантность. В частности, акцентируются существенные различия в строении словесного текста Херувимской песни в разных ее вариантах. Среди главных принципов варьирования в образцах Херувимской песни из сборника архимандрита Матфея выделяются следующие: смена звуковысотной опоры в связи с ритмическими изменениями в словесном тексте; обновление гармонии вследствие введения новых контрапунктических голосов; перегармонизация напева (или его фрагмента) при его повторении. По мнению автора, характерной особенностью варьирования в обработках архимандрита Матфея является последовательность накопления обновленных элементов. Вследствие этого музыкальная ткань насыщается внутренним движением, но не меняет существенно характера звучания. Парадоксальным образом систематичность и последовательность вводимых изменений в композициях архимандрита Матфея обнаруживает сходство с так называемым методом «развивающей вариации». Этот метод предполагает постепенное накопление изменений сложного диссонантного гармонического комплекса, который при этом оставался бы узнаваемым. Знаменательно то, что русский церковный музыкант находит этот метод интуитивно и с успехом преломляет его в условиях консонантной гармонии богослужебных напевов.
варьирование, Херувимская песнь, архимандрит Матфей, контрапункт, вариантность, гармонизация, гармоническая функция
  1. Балуева Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. М.: Языки славянской культуры, 2012.
  2. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  3. Киприан (Керн), архим. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006.
  4. Литургия. Нотный сборник. Неизменяемые песнопения для однородных хоров / Архим. Матфей (Мормыль), сост. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.
  5. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Он же. Миф. Число. Сущность. / А. А. Тахо-Годи, сост. М.: Мысль, 1994. С. 5–216.
  6. Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил // Рыцарь регентского служения архимандрит Матфей (Мормыль). Материалы. Воспоминания. Исследования. СПб.: Пушкинский дом, 2017. С. 10–38.
  7. Протопопов В. В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: Музыка, 1967.
  8. Пылаев М. Е. Вопросы музыкальной логики в работах Карла Дальхауза // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. № 3. С. 244–247.
  9. Щуров В. М. Стилистические основы русской народной музыки. М.: МГК, 1998.
Старостина Татьяна Алексеевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5357-8696;
Электронный адрес: i.starostin@gmail.com.
Старостина Т. А. О музыкальной логике цикла Утрени Великого Пятка архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 134-144. DOI: 10.15382/sturV201933.134-144
Статья посвящена музыкальной драматургии утрени Великой Пятницы архимандрита Матфея (Мормыля). Предварительно рассматривается история и структура этого монументального и исключительного по своей значимости богослужения. Утреня Великой Пятницы сочетает в себе компоненты постового суточного богослужебного круга и Постной Триоди. Уникальность данной службы состоит как в обилии читаемых Евангельских текстов, так и в богатстве музыкального материала: между 1-м и 7-м фрагментами Евангелия расположены антифоны — песнопения, подобных которым нет больше ни в одной службе годового круга.По мнению автора статьи, 15 антифонов утрени можно условно разделить на пять циклов (по три антифона), различных по уровню драматического напряжения. Второй из них (антифоны 4–6) повествует о предательстве Иуды и в соответствии с этим отличается наиболее скорбной музыкальной окраской: архимандрит Матфей гармонизует все звучащие здесь напевы в миноре. В последней группе антифонов, напротив, звуковой колорит просветляется: возникает предчувствие грядущего Христова Воскресения. Автор статьи приходит к выводу о том, что даже в схематически изложенном последовании опорных созвучий музыкальных строк прочитывается Евангельская история, воплощенная в звуках выдающимся церковным музыкантом архимандритом Матфеем.
утреня, антифон, архимандрит Матфей, гармонизация, каденционный план, уставной напев
  1. Азбука осмогласия. Выпуск первый. Стихиры / Сост. Л. П. Заманская, О. А. Тартаковская. М.: ПСТГУ, 2008.
  2. Балуева Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. М.: Языки славянской культуры, 2012.
  3. Богослужебные тексты. URL: http://www.typikon.ru/texts.htm (дата обращения: 11.08.17).
  4. Богослужения Великого поста. URL: http://orthlib.ru (дата обращения: 11.08.17).
  5. Великий Пяток. Песнопения Триоди Постной. URL: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon409.htm?id=409 (дата обращения: 11.08.17).
  6. Волковинский С. А. Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. Вып. 2 (3). С. 139–146.
  7. Всенощное бдение. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: СвятоТроицкая Сергиева лавра, 2010.
  8. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  9. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 1998.
  10. Желтов М., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы). URL: http://www.bogoslov.ru/text/398799.html (дата обращения: 11.08.17).
  11. Желтов М., прот., Ткаченко А. А. Великая Пятница // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2004. Т. 7. С. 416—430.
  12. Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: Православные регентские курсы, 2005 (репр. изд. 1909).
  13. Красовицкая М. С. Литургика. М.: ПСТГУ, 2016.
  14. Кустовский Е. С., Потемкина Н. А. Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции. М.: Православные Московские регентские курсы. 2-е изд. 2014.
  15. Литургия. Нотный сборник. Неизменяемые песнопения для однородных хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.
  16. Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил / Беседа архимандрита Матфея с Н. Г. Денисовым // Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2017. С. 10–38.
  17. Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.
  18. Песнопения Страстной седмицы. Нотный сборник / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.
  19. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М.: Издательское объединение «Композитор», 1994.
  20. Свод сочинений и напевов Православной Церкви. Издано в России / Сост. И. А. Журавленко. М.: Паломникъ, 2002.
  21. Толковое осмогласие употребительных роспевов Русской Православной Церкви. 8 выпусков [по числу гласов] / Сост. А. Абрамова. М.: Православные Московские регентские курсы, 2010–2015.
  22. Триодь Постная на церковнославянском языке. М.: Издательство Московской Патриархии, 2015.
  23. Фортунато М., прот., Балуева Н. В. Утреня Великой Пятницы — «Пасха Распятия»// Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2017. С. 177–204.
Старостина Татьяна Алексеевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5357-8696;
Электронный адрес: i.starostin@gmail.com.
Старостина Т. А. Хроматизм в гармонии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 157-174. DOI: 10.15382/sturV202037.157-174
Статья посвящена хроматическим элементам в гармонии песнопений и авторских композиций Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля). В начальном разделе статьи излагаются сведения о Рождественском Триптихе как индивидуальном духовно-просветительском и творческом проекте о. Матфея, посвященном 2000-летию Рождества Христова. Обосновывается тезис о связи характера празднования и гармонического языка песнопений Рождественского цикла, в том числе включенных о. Матфеем в Рождественский Триптих. Важной особенностью гармонии Рождественского Триптиха является обилие хроматизмов. По мнению автора, хроматика здесь употребляется о. Матфеем в соответствии с греческим значением слова «хрома» как «краска»: хроматические сочетания рассыпаны по страницам Триптиха подобно украшениям на рождественской елке. В аналитическом разделе статьи предпринимается экскурс в область музыкально-теоретических концепций хроматики. Делается вывод о том, что в Триптихе преобладает хроматика модального происхождения. Такая хроматика предполагает сопоставление двух опорных тональных центров, находящихся в диатоническом родстве, каждый из которых поддержан своей вспомогательной доминантой. Именно такой гармонический оборот присутствует в важнейших песнопениях Триптиха — наиболее известном напеве Рождественского тропаря 4-го гласа и кондаке Рождества Христова болгарского роспева в гармонизации Бортнянского. Реже встречается модуляционная хроматика, при которой переход из одной тональности в другую осуществляется через побочную доминанту, в том числе с высоким вводным тоном гармонического минора. В Рождественском Праздничном Триптихе выделяются несколько фрагментов, где хроматические сочетания возникают в условиях эллипсиса. В единичных случаях имеет место ладовая смена в заключительной каденции: минорная тоника сменяется мажорной. Систематичное появление хроматических элементов в гармонии Рождественского Праздничного Триптиха служит одним из факторов интонационного единства всей многочастной композиции.
триптих, архимандрит, хроматизм, отклонение, гемигруппа, эллипсис, тональность
  1. Барский В. М. Хроматика как принцип звуковысотной организации: дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 1988.
  2. Барский В. М. Тайное хроматическое искусство в музыке позднего Средневековья и Возрождения // Старинная музыка в контексте современной культуры. М., 1989. С. 322–329.
  3. Барский В. М. Хроматика как категория музыкального мышления // Laudamus. М.: Изд. объединение «Композитор», 1992. С. 114–120.
  4. Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.
  5. Герцман Е. В. Музыкальная Боэциана. СПб., 1995.
  6. Григорьева М. А. Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо: дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 2010.
  7. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
  8. Карманов К. Л. Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. Вып. 1 (3). C. 145–184.
  9. Красовицкая М. С. Литургика: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2016.
  10. Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII–XVII вв.): cб. трудов ГМПИ. Вып. 65. М., 1983. С. 34–59.
  11. Холопов Ю. Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. Вып. 8. М., 1974. С. 229–277.
  12. Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс. М., 1988.
  13. Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С. Музыкально-теоретические системы. М.: Изд. дом «Композитор», 2006.
Старостина Татьяна Алексеевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5357-8696;
Электронный адрес: i.starostin@gmail.com.