/
Результат поиска


Старикова И. В. Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 85-101.
PDF
В данной статье анализируются черты монастырской церковно-певческой традиции совершения всенощного бдения, зафиксированной в Соловецком уставе. Здесь же показано, что эти черты находят свое продолжение в Выговском старообрядческом общежительстве. Однако в уставах, сформировавшихся в условиях старообрядческой беспоповской общины, возникают также индивидуальные особенности совершения данного богослужебного последования, чем обусловливается определенная избирательность включения заимствований из устава Соловецкого монастыря.
всенощное бдение, Иерусалимский устав, монастырские литургические традиции, старообрядческое беспоповское богослужение
Старикова Ирина Владимировна
Старикова И. В. Первая кафизма в древнерусской церковно-певческой традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 47-70.
PDF
Статья посвящена истории бытования первой кафизмы всенощного бдения в древнерусской певческой традиции. Рассматриваются различные литургические указания согласно древнерусским редакциям Иерусалимского устава. На основе нотированных источников выявляются ранняя и основная мелодико-графические редакции первой кафизмы. В результате компаративного анализа мелоса первой кафизмы и песнопений традиционных распевов данного периода выясняется, что в мелодических моделях стихов и припевов первой кафизмы использованы попевки знаменного и путевого распевов, а также особые мелодические формулы псалмового осмогласия.
первая кафизма, путевой распев, псалмовые циклы, древнерусская певческая традиция XVI–XVII веков, всенощное бдение
Старикова Ирина Владимировна
Старикова И. В. 17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве XV-XVII вв. (раздельноречная редакция) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 7-36.
PDF
В статье рассматриваются особенности исполнения 17-й кафизмы всенощного бдения в древнерусской богослужебной практике. На основе анализа указаний в разных редакциях Иерусалимского устава и ремарок в богослужебных Псалтирях выявлена особая форма кафизмы, представляющая собой соединение стихов и текстовых припевов. Соединение инципитов стиха и припева напоминает об архаичных гимнографических формах (например, степенных антифонах). C 1-й пол. XVI в. в певческих рукописях 17-я кафизма фиксировалась в разных графических редакциях, которые можно разделить на группу ранних редакций и основную, сложившуюся к кон. XVI в. Ранние редакции отличаются наличием более простых наборов знаков и использованием кулизменного начертания для записи каденционных формул. Согласно анализу основной редакции, каденционные формулы припевов 17-й кафизмы имеют интонационное сходство с оборотами некоторых обиходных песнопений. Эти наблюдения, а также гипотетические транскрипции попевки кулизма в припевах ранних редакций, свидетельствуют о том, что указания русских редакций Иерусалимского устава исполнять «непорочны» на 5-й глас являются не только следованием греческой текстовой редакции Иерусалимского устава, но и, вполне вероятно, отражением древнерусской певческой практики.
древнерусская певческая традиция, Иерусалимский устав, 17-я кафизма, псалмодия, ранние графические редакции песнопений Обихода
1. Kazantseva T. G. 2005, in Staroobryadchestvo: Istoriya, kul'tura, sovremennost': Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, p. 407.
2. Lozovaya I. E. 2011, Aktual'nye problemy izucheniya tserkovno-pevcheskogo iskusstva: nauka i praktika, pp. 330—343.
3. Lozovaya I. E. Drevnerusskj notirovannyj Paraklit XII veka (The Old-Russian Notated Parakletike), Moscow, 2009.
4. Pentkovskij A. M. 2004, in Prevodite prez XIVstoletie na Balkanite: dokladi ot mezhdunarodnata konferenciya, Sofiya, 26—28 juni 2003, pp. 153—171.
5. Pentkovskij A. M. Tipikon patriarkha Aleksiya Studita v Vizantii i na Rusi (Typicon of Patriarch Alexis Stoudite), Мoscow, 2001.
6. Pereleshina V. G. 2006, in Ezhegodnaya bogoslovskaya konferentsiya PSTBI, vol. 16, pp. 330—336.
7. Tyurina О. V. Drevnerusskaya melizmatika: Bolshoj raspev (The old-Russian Melismatic Styles: the 'Bolshoj Raspev' ('Great Chant')), Moscow, 2010.
8. Shkolnik I. 1997, in Musica Antiqua Europae Orientalis, vol. 11: Acta musicologica, pp. 77—87.
9. Levy K. 1964, in Annales Musicologiques, vol. 6, pp. 7—67.
10. Strunk О. 1956, in Dumbarton Oaks Papers, vol. 9, p. 201.
11. Strunk О. 1960, in Journal of the American Musicological Society, vol. 13/1/3, pp. 50—67.
Старикова Ирина Владимировна
Стариков Ю. С. Приемы литературной антиеретической полемики в иосифлянской книжности (на примере «Слова о воплощении» митрополита Даниила) . // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 9-22. DOI: 10.15382/sturII201457.9-22
Статья посвящена проблемам литературной антиеретической полемики в Русской Церкви в первой половине XVI в. Автором проводится литературный и текстологический анализ одного из крупнейших полемических сочинений митрополита Даниила Московского — «Слова о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа». Этот труд входил в состав «Соборника слов» митрополита Даниила, однако никогда не издавался и не привлекал внимания исследователей. В то же время он является единственным сочинением в древнерусской книжности, где ведется полемика с «нетленномнимой» ересью, в которой на соборе 1531 г. Даниил обвинил князя-инока Вассиана (Патрикеева). Автором установлена прямая текстуальная зависимость «Судного дела» Вассиана от «Слова о Воплощении». Кроме того, на основе изучения древнейших списков «Слова» автором выявлены основные литературные приемы и методы, характерные для полемистов иосифлянской книжной школы в начале XVI в. «Слово о Воплощении» и целый ряд других сочинений митрополита Даниила рассматриваются в работе как сложные литературные произведения, в тексте которых выделяется несколько смысловых уровней. Анализ компилятивной части «Слова» позволил автору выявить строгую последовательность цитирования библейских и святоотеческих текстов, а также логику аргументации, которой придерживался митрополит Даниил. В связи с этим автор предпринимает попытку опровергнуть устоявшееся представление о том, что книжники иосифлянской школы были компиляторами, чуждыми оригинального творчества. Сделанные наблюдения позволяют говорить о том, что существующая в отечественной историографии методика изучения полемических сочинений писателей русского Средневековья нуждается в существенной корректировке.
история Русской Церкви, митрополит Даниил, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, ереси, иосифляне, церковный собор 1531 г.
1. Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480–1510-х гг. СПб., 2010.
2. Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М., 2013.
3. Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881.
4. Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960.
5. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. М., 1980.
6. Макарий (Булгаков), митр. Сочинения Московского митрополита Даниила // Христианское чтение. 1872. № 10. С. 181–275.
7. Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI в. М., 2002.
8. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.
Стариков Юрий Сергеевич
Старикова И. В. К вопросу об авторе Певчей Псалтири в древнерусской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 55-62. DOI: 10.15382/sturV201416.55-62
В статье рассматривается проблема авторства псалмовых песнопений в древнерусском певческом искусстве. Большинство исследователей считают создателем мелодических моделей для распевания псалмового текста игумена Новгородско-Хутынского монастыря Маркелла. Подобная точка зрения основана на сведениях из литературного памятника ΧVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение...», в котором упоминается инок Маркелл Безбородый, «распевший Псалтирь». Однако сопоставление документальных источников, связанных с жизнью игумена Маркелла, и информации певческих рукописей дает основание подвергнуть сомнению распространенное мнение об авторстве «Певчей Псалтири».
древнерусское певческое искусство, знаменный распев, псалмодия, «Певчая Псалтирь», авторство, Маркелл Безбородый, игумен Новгородско-Хутынского монастыря Маркелл.
1. Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 1–5. М., 1901.
2. Дмитриева Р. П. Маркелл // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV–XVI вв. Ч. 2 / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград, 1989. С. 103–104.
3. Казанцева Т. Г. Традиции Новгородской школы церковно-певческого искусства в богослужебной практике современного сибирского старообрядчества (некоторые наблюдения над исполнением кафизм утрени у староверов-странников) // Старообрядчество: История, культура, современность: мат-лы IX науч. конф. / Ред.-сост. В. И. Осипов, Е. И. Соколова. Великий Новгород, 2010. С. 336–351.
4. Новгородские летописи. СПб., 1879.
5. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI−XVII вв. Свердловск, 1991.
6. Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI–XVII вв. Челябинск, 1997.
7. Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989.
8. Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. «Преславный певец» и распевщик Логин Шишелов (ум. 1624), его произведения и их исследование методом структурно-формульного анализа (на примере стихир в честь св. Николая) // Традиции и новации в отечественной духовной культуре. Челябинск, 2006. С. 15–32.
9. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. Ч. 1: Монодия. IV. Основные структуры пространного пения: Демественный распев. М., 2007.
10. Полное собрание русских летописей. СПб., 1841. Т. 3; СПб., 1914. Т. 33.
11. Рамазанова Н. В. Древнерусский роспевщик за чтением Псалтири // Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток–Русь–Запад / Ред. И. Е. Лозовая. М., 2003. С. 170–185.
12. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова: В 4 ч. / Сост. архим. Леонид. М., 1894. Ч. 4.
13. Спирина Л. М. Малоизвестная певческая рукопись XVII века из собрания СПГИХМЗ // ПКНО (Памятники культуры. Новые открытия). 1995. М., 1996. С. 159–168.
14. Ундольский В. Замечания о церковном пении // ЧОИДР (Чтения в обществе истории и древностей российских). 1846. № 3.
15. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1843. С. 154.
Старикова Ирина Владимировна
Старикова Е. П. Голод 1921-1922 гг. и изъятие церковных ценностей (на материалах Марийского края) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 53-64. DOI: 10.15382/sturII201563.53-64
Голод 1921–1922 гг., унесший тысячи человеческих жизней, явился для советской власти поводом для наступления на Русскую Православную Церковь. В статье на основе региональных источников выявлены подлинные масштабы голода в Марийском крае, послужившего причиной для начала агитации в пользу проведения кампании по изъятию церковных ценностей. В исследовании подробно описаны основные этапы подготовки, организации и практической реализации данного процесса в Марийском крае. В частности, определен порядок формирования и работы как Областной комиссии по реализации декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г., так и кантонных комиссий, работающих в отдельно взятых волостях. Автором приводится детальное описание порядка изъятия церковных ценностей в мае–июне 1922 г.: установлен характер и содержание документов, которые приходы предоставляли местным властям, описана процедура изъятия ценностей на приходе, частично установлена последующая судьба изъятого имущества. По материалам приходов выявлен ущерб, нанесенный кампанией отдельно взятым общинам верующих. Статистические данные по изъятию ценностей в Марийском крае показаны в сравнении с общесоветскими показателями. Анализируя реакцию верующих на проводимую политику, автор приходит к заключению, что данная кампания не приобрела широкой огласки и в целом спокойно была встречена населением края. Такая реакция объяснима тяжелым бедственным положением населения в условиях голода начала 1920-х гг. Результаты исследования позволили комплексно осветить обстоятельства проведения кампании как кощунственного метода помощи голодающему населению официальной властью за счет имущества Русской Православной Церкви.
церковное имущество, советская власть, голод 1921–1922 гг., декреты советской власти, церковно-государственные отношения, Марийская автономная область, кантоны, помощь голодающим, храмы, Краснококшайск
1. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 1 / Подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М., 1997.
2. 5 лет строительства МАО. Краснококшайск, 1926.
3. Иванов А. А. Голод 1921–1922 гг. и конфискация церковных ценностей в Марийской автономной области // Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение: Материалы региональной научной конференции. Йошкар-Ола, 23–24 ноября, 2000. Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, 2001. С. 163–164.
4. Козлов Ф. Н. Голод 1921–1922 гг. и изъятие церковных ценностей (URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=264/ (дата обращения 17.07.2014)).
5. Козлов Ф. Н. Голод 1921–1922 годов в чувашском и марийском краях в контексте государственно-церковных отношений // PolitBook. 2012. № 2. С. 142 –156.
6. Поляков В. А. Голод в Поволжье, 1919–1925: Происхождение, особенности, последствия. Волгоград, 2007. С. 510.
Старикова Елена Павловна
Старикова И. В. Развитие мелизматики в византийской и древнерусской певческих традициях: опыт компаративного исследования // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 25-36. DOI: 10.15382/sturV201934.25-36
В статье представлен опыт сравнительного анализа мелизматических формул в византийской и древнерусской певческих традициях. В отличие от силлабических и силлабо-невматических мелодических формул, древнерусские фиты и аналогичные им византийские тематизмосы (или «большие ипостаси») специально не исследовались. В статье рассматриваются два примера параллельных преобразований подобных формул в одних и тех же песнопениях в византийской и древнерусской певческой гимнографии. Первый пример относится к древнерусской мелодической формуле — фите «хабува» по рукописям ΧΙΙ–ΧVII вв. По всей вероятности, в древнерусской традиции ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. эта формула в комплексе рассмотренных песнопений была близка соответствующей ей мелизматической формуле из словаря византийского мелоса. К кон. ΧV в., когда окончательно сложилась новая графическая редакция знаменного распева, обусловленная, вероятно, изменением и его мелодического содержания, на основе этой архаичной формулы сложились две новые, фита и лицо, различавшиеся по своему мелодическому содержанию. В текстовом содержании древнерусской мелизматической формулы «хабува» на протяжении нескольких веков также обнаруживаются изменения. Другой пример сравнения одних и тех же песнопений в древнерусской и византийской традициях позволяет полагать, что необычная по мелодическому содержанию «фита со змиицей» могла быть связана по происхождению с другим знаком, имеющим графическое сходство с «тематизмосом» — «фторой», указывающей на изменение ладового содержания гласа. Рассмотренные примеры свидетельствуют о принципиальном значении компаративных исследований византийско-русских певческих связей, которые вполне могут помочь объяснить некоторые необычные явления в знаменной семиографии.
мелизматические формулы, византийско-русские связи, фита, лицо, тематизмос, большие ипостаси, Стихирарь, Ирмологий
  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
  2. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. 1917. Т. 3.
  3. Музыкальная эстетика России ΧΙ–ΧVIII веков / сост. текстов, пер. и общая вступ. ст. А. И. Рогова. М., 1973.
  4. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России. М., 1866–1868.
  5. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. иск. СПб., 2004.
  6. Тутолмина С. Н. Русско-греческие параллели в певческих Триодях // Греко-русские певческие параллели. К 100-летию афонской экспедиции С. В. Смоленского / сост. и науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. М.; СПб., 2008. С. 77–79.
  7. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII вв. (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис. ... канд. иск. М., 1996.
  8. Αναστασίου Γ. Τα κρατήματα στην ψαλτική τέχνη. Αθήνα, 2005.
  9. Floros C. Universale Neumenkunde. Band 1: Entziff erung der ältesten byzantinischen Neumenschriften und der altslavischen sematischen Notation. Bärenreiter, Kassel, 1970. S. 252–281.
  10. Στάθης Γ. Η εξήγησις της παλαιάς Βυζαντινής σημειογραφίας. Αθήνα, 1978.
Старикова Ирина Владимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского; Российская Федерация, Москва, 125009, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9962-1872;
Электронный адрес: ivstarikova@gmail.com.
Тюрина О. В., Старикова И. В. Ладовое своеобразие 4-го гласа в византийской традиции на протяжении столетий (ΧΙΙ – ΧΙΧ вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 47. С. 74-109. DOI: 10.15382/sturV202247.74-109
История византийской церковно-певческой культуры насчитывает много столетий. Система осмогласия, которой подчинено большинство богослужебных песнопений, сложилась ещё до появления в певческих книгах невменной нотации, и далее непрерывно развивалась. На протяжении веков она вобрала в себя множество элементов и испытывала разнообразные влияния, благодаря чему византийские и пост-византийские гласы представляют собой сплав архаичных, классических и новых черт.Авторами статьи поставлена задача, детально изучив ладовое содержание одного из гласов – 4-го автентического, – составить его мелодический портрет и проследить эволюцию от византийского классического периода к образцам поздне-греческой традиции. Материалом служат распевы стихир седмичного и годового круга: редакция средневизантийского Стихираря посл. четверти 12 – 14 вв., а также поствизантийские редакции Стихираря (Хрисафа Нового, Германа Неопатрасского, 17 в.) и собрание его избранных песнопений (Анастасиматарий Хрисафа Нового, 17 в., Доксастарий Иакова протопсалта, Петра Пелопоннесского, Анастасиматарий его же, 18 в.).Анализ стихир средневизантийской редакции показывает, что по своему ладовому содержанию 4-й автентический глас занимает особое место в системе осмогласия. В то время как другим автентическим гласам присуща преимущественно терцово-квинтовая структура ладовых опор, в 4-м автентическом опорные тоны располагаются в секундовом соотношении. Это влияет и на мелодическую формульность песнопений. Это влияет и на мелодическую формульность песнопений. На протяжении столетий, как показал обзор поствизантийских певческих редакциях изученных стихир 4-го гласа это своеобразие в соотношении ладовых опор 4-го гласа сохраняется. Обогащение более древних редакций мелизматикой происходило при неизменности основных характеристик гласа, хотя и с привнесением некоторых дополнительных гласовых каденций.Ладовое своеобразие 4-го автентического гласа объясняется сочетанием нескольких ладовых компонентов. Архаичные черты, унаследованные от до-осмогласных форм, соединились с более поздними элементами и были встроены в классическую ладовую систему.
Византийское церковное пение, певческие рукописи, Стихирарь, византийская нотация, невменная нотация, мелодические формулы, глас, модуляция, краткий стихирарический мелос, поствизантийское церковное пение
  1. Adsuara C. Kalophonic Sticherarion Sinai gr. 1251. Introduction and Indices // Cahier de l’Institue du Moyen Age Grec etLatin. 65, 1995. P. 15­–58;
  2. Jung A. The Settings of the Evening and Morning PsalmsAccording to the ManuscriptSinai1255 // Cahier de l’Institue du Moyen Age Grec et Latin, 47. 1984. P.3-63;
  3. Kritikou F. The embellishmentt of asticherarion y Chrysaphes the Younger as a phenomenon of renewal of byzantinechant // Tradition and Innovation in Late and Post Byzantine liturgicalchant, Proceedings of the Congress held at Hernen Castle 2008. EasternChristian Studies 17, 2013. P. 215–260;
  4. Kujumdzieva S. Studying the Octoechos: from theOctoechos to the Anastasimatarion // Paperread at the XX International Byzantine Congress, Paris, 19-25 August, 2001.Publications No. 3. P. 122-129 (http://musicart.imbm.bas.bg/p/en_kujumdzieva1.html. Дата обращения: 24.04.2022);
  5. Raasted J. Some observations on the Stcructure ofSticherariain Byzantine Rite // Byzantion. 28. 1958. P. 529–541; idem. Koukouzeles Revision of theSticherarion and Sinai Gr. 1230 // Laborare Fratres in unum: Fesrschrift LaszloDobszay zum 60. Geburtstag / Hrsg. von J. Szendrei und D. Hiley. Hildesheim and Zurich, 1995 (SpoliaBerolinensia: Berliner Beitraege zur Mediavistik. Bd. 7). S. 261–277;
  6. Shkolnik I. Archaic featuresof the Octoechos in Byzantine Stichera // Musica Antiqua Europae Orientalis.X/1, 1994. P.201 – 215;
  7. Strunk O. P. Lorenzo Tardo and JisOttoeco Nei MSS. Melurgici // Essays on Music in the Byzantine World. New York,1977. P. 255-267; idem. The Notationof the Chartres Fragment // Essays on Music in the Byzantine World. New York,1977. P. 68–111;
  8. Stathis G. An Analysis of theSticherarion Τον ήλιον κρύψαντα by Germanos,Bishop of New Patras. The Old Synoptic and the New Analytical Method ofByzantine Notation // SEC. Vol. 4. New York, 1979. P. 177–277;
  9. Sticherarium (Vien. Theol. Gr. 181(first half of 13th c.)) / Ed. C. Hoeg, H. J. W. Tillyard, E.Wellesz. Copenhagen, 1935 (MMB, 1)
  10. Sticherarium antiquumVindobonense (Vien. Theol. Gr. 136(early 12th c.)) / Ed. G. Wolfram. Vienna, 1987 (MMB, 10);
  11. Sticherarium Ambrosianum (Ambr. 139(1341)) / Ed. L. Perria, J. Raasted. Copenhagen, 1992 (MMB, 11)
  12. Τhe Treatise of Manuel Chrysaphes, the lampadarios / Ed. D. Conomos.Wien, 1985 (MMB, CSDRM, 2);
  13. Triodium Athoum (Athos, VatopediMoanstery, MS1488 (1st half of the 11th c.) / Ed. E.Follieri, O. Strunk. Copenhagen, 1975 (MMB, 9);
  14. Tillyard H. Handbook of the Middle Byzantine musical notation. Copenhague,1970. (Monumenta Musicae Byzantinae: Subsidia. Vol.I);
  15. Troelsgard C. A List ofSticherarion Call-Numbers of the Standard Abridged Version of the Sticherarion.Part I (The Cycle of the Twelve Months) // Cahier de l’Institue du Moyen Age Grec et Latin, 74. 2003. P. 3–20; idem. Byzantine Neumes. A NewIntroduction to the Middle Byzantine Musical Notation. Copenhagen, 2011 (MMB; IX);
  16. ΑλεξάνδρουΜ. Εξήγησεις και μεταγραφές της βυζαντινής μουσικής. Σύντομηεισαγωγή στον προβληματισμό τους. Θεσσαλονίκη, 2010;
  17. Αναστασιματάριον αργόν και σύντομονμελοποιηθέν ύπο Πέτρου Λαμπαδαρίου του Πελοποννησίου και διασκευασθέν ύποΙωάννου Πρωτοψάλτου. Αθήνα, 199512.
  18. Aντωνίου Σπ., πρωτ.Το Ειρμολόγιον και η παράδοση του μέλους του. Διακτορική διατριβήυποβληθείσα στο τμήμα κοινωνικής θεολογίας του πανεπιστημίου Αθηνών. Αθήνα,2004;
  19. Δοξαστάριον παρά Ιακώβου Πρωτοψάλτου,εξηγηθέν παρά Χουρμουζίου Χαρτοφύλακος. Κωνσταντινούπολις, 1836. Τ. 1, 2;
  20. Νεόν Αναστασιματάριον, μεταφράσθεν κατάτην νεοφάνη μέθοδον της μουσικής. Βουκορέστι, 1820;
  21. Στάθης Γ. Τα χειρόγραφα βυζαντινήςμουσικής. Αγίον Όρος. Αθήνα, 1993. Τ. 3;
  22. Σύντομον Δοκαστάριον του... ΠέτρουΛαμπαδαρίου. Βουκορέστι, 1820;
  23. Χατζηγιακουμής Μ. Η Εκκλησιαστικλη Μουσική του Ελληνισμού μετά την Άλωση(1453-1820). Αθήνα, 1999;
  24. Χρύσανθος, αρχιεπ. Διρραχίου του εκΜαδυτών. Θεωρητικόν Μεγα τηςΜουσικής. Τεργέστη, 1832.
  25. Герцман Е.В. Петербургский теоретикон.Одесса, 1994;
  26. СтариковаИ.В. Развитие мелизматики в византийской и древнерусской певческих традициях:опыт компаративного исследования // Вестник ПСТГУ. Серия V. М., 2019. Вып. 34. С. 25–36;
  27. Тюрина О.В. Стихира Рождеству Богородицы «Неплоды безчадена Анна» вдревнерусской и византийской традициях. Эволюция песнопения-многогласника //Вестник ПСТГУ. Серия V. М., 2020.С.42 – 60.
Тюрина Ольга Владимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6662-7530;
Электронный адрес: tiurinao@mail.ru.
Старикова Ирина Владимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9962-1872;
Электронный адрес: ivstarikova@gmail.com.