/
Результат поиска


Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 66-74.
PDF
В статье рассматривается значение традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка и то влияние, какое оно оказывает на сближение членов семьи. К сожалению, констатирует автор, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить.
Соловьева Юлия Ивановна
Соловьева Ю. И. Пути оптимизации процесса становления читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 125-135.
PDF
Автор рассматривает актуальную для современной школы проблему воздействия средств массовой коммуникации на формирующуюся личность ребенка, становление его общекультурного уровня и читательских интересов. Как один из возможных путей оптимизации процесса развития читательской деятельности младшего школьника в современных условиях представлена программа комплексного формирования читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника «Я – читатель и зритель».
Соловьева Юлия Ивановна
Соловьев И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 143-144. — Рец. на кн.: Лавринов В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале. М., 2008 («Материалы по истории Церкви». . 42)
PDF
Соловьев Илья Владимирович, священник
Соловьев А. Е. О понимании текста в пространстве дистанционного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 114-120.
PDF
Эту статью можно считать предварительной заявкой для начала глубокого осмысления обозначенной автором большой темы. «Понять текст значит не просто пересказать его, не только отложить в памяти усвоенный материал по теме. Это включает в себя нечто большее, связанное с проживанием и творческим переосмыслением, раскрывающим творческий потенциал личности слушателя в создании им «новых текстов». Исследование проблемы встречи читателя и текста, напрямую связанной с процессом обучения и, в частности, в пространстве дистанционного обучения, представляет собой непознанный пока материк для ученого.
Соловьев Алексей Евгеньевич
Соловьев И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 1 (30). С. 159-161. — Рец. на кн.: Православная Миссия в условиях оккупации
PDF
Соловьев Илья Владимирович, священник
Соловьева И. В. Традиции опеки у русских крестьян в конце XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 4 (41). С. 53-59.
PDF
В статье рассматриваются сведения об опеке у русских крестьян на основании материалов «Частного этнографического бюро» — архива, созданного князем В. Н. Тенишевым в 1898 г. для изучения жизни крестьян Центральной России. Автор приходит к заключению, что основами опеки сирот у крестьян являлись христианская этика, общинный уклад и нормы обычного права.
крестьяне, опека, опекун, попечение, сирота, сход, община, мир, этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева
Соловьева Ирина Вячеславовна
Соловьев А. П. Источники для исследования философии архиепископа Никанора (Бровковича) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2 (46). С. 88-102.
PDF
Статья посвящена вопросам анализа и классификации источников для исследования философии архиепископа Никанора (Бровковича) (1826–1890). Его философское наследие остается малоизвестным, несмотря на то, что именно архиеп. Никанор является автором одной из первых философских систем в России. Вероятной причиной отсутствия интереса к его философии является труднодоступность и сложность его текстов. Автор статьи предпринимает попытку проанализировать содержание архива мыслителя, уточнить датировку написания некоторых его наиболее значимых философских текстов, выявить неопубликованные тексты, определить значение богословских трудов, поучений и биографических материалов для исследования философии архиеп. Никанора. Статья построена на скрупулезном анализе всех доступных архивных материалов, в которых сохранились сочинения архиеп. Никанора, и тщательной подборке опубликованных трудов из труднодоступных изданий. Автор исследует проблему оценки философского наследия мыслителя с точки зрения современных ему и более поздних философов и выявляет основные проблемы постепенного забвения архиеп. Никанора: обстоятельства, связанные с труднодоступностью его наследия. Особое внимание в статье уделено главному собранию источников для исследования его творчества: личный архив, хранящийся в Одессе. В конце автор приходит к выводу о необходимости восполнить ощутимый пробел в русской философии, из-за которого отечественная наука лишается ярких страниц своей истории.
архиепископ Никанор (Бровкович), «Позитивная философия и сверхчувственное бытие», архивный фонд архиепископа Никанора
1. Zen’kovskij V. V., prot. Istorija russkoj filosofii (History of Russian Philosophy). Rostov-on- Don, 1999
2. Nikanor (Brovkovich), arhiep. Pozitivnaja filosofija i sverhchuvstvennoe bytie (Positive Philosophy and extrasensory Being). Saint Petersburg, 1876
3. Solov’ev V. S. Polnoe sobranie sochinenij i pisem (Coplete Works and Letters). Мoscow, 2000.
4. Solov’ev A. P. 2012. Metodologicheskij seminar BAGSU pri Prezidente RB: Sbornik materialov, no. 1.
5. Kolubovskij Ja. N. 1891. Materialy dlja istorii filosofii v Rossii. X. Arhiepiskop Nikanor (Materials for the History of Philosophy in Russia). Voprosy filosofii i psihologii, no. 4, pp. 122– 133.
6. Nikanor (Brovkovich), arhim. Razbor rimskogo uchenija o vidimom (papskom) glavenstve v cerkvi, sdelannyj na osnovanii Svjashhennogo Pisanija i Predanija pervyh vekov hristianstva do I vselenskogo sobora (Analysis of Roman-Catholic Doctrine of papal Primacy in the Church, made on the ground of Holy Scripture and Holy Tradition in the first Centuries of Christianity before fi rst Ecumenical Council). Kazan, 1871.
7. Znamenskij P. V. Istorija Kazanskoj Duhovnoj Akademii za pervyj (doreformacionnyj) period ee sushhestvovanija (1842–1870 gody) (History of Kazan Seminary in the first Period (before the Reform) of its Exostence (1842–1870)). Kazan, 1892
8. Zefirov E. A. 1893. Moi vospominanija o preosvjashhennom Nikanore za vremja ego rebyvanija na Ufimskoj kafedre (1877–1884) (My Memories about Archbishop Nikanor during my stay on Cathedra of Ufa (1877–1884)). Strannik, no. 2.8, pp. 450–467; no. 3, pp. 112–138; 304–320; 507–524; 717–725.
9. Jurkevich M., svjashh. Iz dnevnika prihodskogo pastyrja. Cerkovnaja disciplina, tipikon i ustavnost’ (From parish Priest’s Diary. Church Discipline, Typicon and ustavnost’). Saint Petersburg, 1901
10. Nikanor (Brovkovich), arhiep. Biograficheskie materialy (Biographical Materials). Odessa, 1900
11. Nikanor (Brovkovich), arhiep. 1908. Moja hirotonija (My Chirotony). Russkij arhiv, no 2, pp. 145–248.
12. Nikanor (Brovkovich), arhiep. 1886. Napravlenie i znachenie filosofii Nikolaja Grota (Tendency and Meaning of N. Grot’s Philosophy). Pravoslavnoe obozrenie, no. 10, pp. 271–320.
13. Grot N. Ja. 1886. O napravlenii i zadachah moej filosofii. Po povodu stat'i arhiepiskopa Nikanora (On the Tendency and Meaning of my Philosophy. Concerning the Article of Archbishop Nicanor). Pravoslavnoe obozrenie, no. 12, pp. 792–809.
14. Nikol’skij A. A. 1901. Filosofskie vozzrenija Nikanora (Brovkovicha), arhiepiskopa Hersonskogo (Philosophical views of Nicanor ( Brovkovich ), Archbishop of Kherson). Vera i razum, no. 16, 17, 19, 20.
15. Nikanor (Brovkovich), arhiep. Minuvshaja zhizn’. Iz byta belogo i monashestvujushhego duhovenstva vtoroj poloviny XIX-go veka (Past Life. From everyday Life of secular and regular Clergy in the second half of XIX century). Odessa, 1913.

Соловьев Артём Павлович
Соловьева Л. В. Сиенская школа эмали в 1-й пол. XIV в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 9-20. DOI: 10.15382/sturV201415.9-20
В статье рассматриваются основные направления в эмальерном искусстве Сиены 1-й пол. XIV в. Экономический и политический подъем Сиенской коммуны способствовал расцвету разных видов искусств, в том числе и ювелирного дела. Искусство Сиены в этот период испытывало сильное влияние французской готики. Несмотря на значительный рост производства светских ювелирных изделий, основную статью заказа для мастеров составляли культовые предметы из серебра и золота: потиры, кресты, реликварии. В это время сиенские ювелиры изобрели и совершенствовали новую технику эмали — прозрачную эмаль по серебряному невысокому рельефу, которая давала мастеру возможность передать в эмали светотеневые моделировки. Эмалевые плакетки не только выполняли декоративную функцию, но и иллюстрировали иконографическую программу произведения. В 30–40-е гг. XIV в. наблюдается пик расцвета прозрачной эмали, когдамастера, значительно расширив диапазон цветов, попытались придать прозрачной эмали функции живописи. В этот период создаются вещи синтетического характера, как, например, реликварий из собора в Орвьето. Примечательно, что мастера-эмальеры в своих композициях ориентировались на произведения таких живописцев Сиены, как Дуччо и братья Лоренцетти.
треченто, готика, прозрачная эмаль, рельеф, ювелирное искусство, техника, сиенские ювелиры, потир, реликварий
1. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Треченто. М., 1959. Том. II.
2. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
3. Bemporad D. 1980 “Oreficeria ed avori”, in Il Tesoro della Basilica di S. Francesco ad Assisi, Perugia, 1980, pp. 87–152.
4. Carli E. Il Reliquario del Corporale ad Orvieto, Milano, 1964.
5. Cioni E. Scultura e smalto nell`oreficeria senese dei secoli XIII e XIV, Firenze, 1998.
6. Collareta M., Levi D. Calici italiani. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1983.
7. Freeman M. B. 1963 “A Shrine for a Queen”, in The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1963, vol. 21/10.
8. Gauthier M. Les Émaux du moyen age occidental, Friburg, 1972.
9. Molinier E. 1888 “Iventaire du tresor du Sain-Siege sous Boniface VIII (1295)“, in Bibliotheque de l`Ecole des Chartes, 1888, vol. 49.
10. Robinson J. Masterpieces. Medieval Art, London, 2008.
Соловьева Лариса Валентиновна
Соловьева Л. В. Флорентийские эмали первой половины XIV в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 113-124. DOI: 10.15382/sturV201520.113-124
В статье рассматриваются основные художественные тенденции в эмальерном деле Флоренции в 1-й пол. XIV в. В этот период искусство флорентийских ювелиров было на подъеме, особое предпочтение они оказывали технике эмали. Флорентийские мастера широко использовали как уже издавна известную технику выемчатой эмали, так и новую прозрачную эмаль по невысокому серебряному рельефу. Техника прозрачной эмали была заимствована флорентийскими ювелирами у мастеров Сиены. В отличие от сиенских ювелиров, флорентийские мастера ориентировались не на готическое искусство Франции, а на искусство проторенессанса в лице своего соотечественника Джотто. В то же время в творчестве флорентийских эмальеров наблюдаются реминисценции некогда мощного византийского влияния, как, например, в алтарном фризе Андреа Пуччи Сарди. Эмалевые миниатюры не только украшали ювелирные произведения, но и воплощали иконографическую программу литургических изделий. Одним из самых крупных флорентийских мастеров этого периода был ювелир Андреа Ардити, серебряный потир которого хранится в собрании Музеев Московского Кремля.
треченто, готика, проторенессанс, византийское влияние, искусство Джотто, Андреа Пуччи Сарди, Андреа Ардити, выемчатая эмаль, прозрачная эмаль, ювелирное искусство, техника, флорентийские ювелиры, потир, реликварий
1. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. М., 2004.
2. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Треченто. М., 1959. Т. II.
3. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
4. Челлини Б. Жизнеописания. Трактаты. Поэзия. СПб., 2003.
5. Arnolfo alle origini del Rinascimento italiano: Catalogo della mostra, Firenze, 2005.
6. Atti del I Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, 1984, vol. 14/2.
7. Atti del II Convegno sugli smalti traslucidi italiani, Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1988, vol. 18.
8. Atti del III Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1991, vol. 21.
9. Atti del IV Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1994, vol. 24.
10. Atti del V Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1997. vol. 4/2.
11. Cocchi A. Degli antichi reliquary di S. Maria del Fiore e di S. Giovanni a Firenze, Firenze, 1901, pp. 17.
12. Collareta M., Levi D. Calici italiani. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1983.
13. Gauthier M. Les Émaux du moyen age occidental, Friburg, 1972.
14. L’Orefi ceria nella Firenze del Quatrocento: Catalogo della mostra, Firenze, 1977.
15. Orefi ceria sacra italiana. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1988.
16. Strocchi C. 1988 “Lo smalto traslucido a Firenze: prime osservazioni sulla bottega di Andrea Arditi”, in Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1988, vol. 18, pp. 137–150.
17. Strozzi B. P. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 2014.
18. Venturi A. Storia dell`arte italiana, Milano, 1904, vol. 4.
Соловьева Лариса Валентиновна
Соловьёв Р. С. Гомер как первый богослов: аллегория и символ в трактате Порфирия «О пещере нимф» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 47-66. DOI: 10.15382/sturIII202064.47-66
В статье рассматриваются герменевтические принципы, на основе которых Порфирий Тирский истолковывает описание пещеры нимф в «Одиссее». Кратко обрисовав возникновение и развитие аллегорического метода, — им, кроме софистов, активно пользовались орфики, — автор переходит к анализу трактата Порфирия: отталкиваясь от буквального смысла, Порфирий переосмыслил текст Гомера как откровение о природе Вселенной и судьбе душ. Гомеровские поэмы получают у Порфирия статус священного текста, а сам поэт становится для него первым богословом, у которого иудеи и христиане заимствовали сюжеты, переиначивая их на свой лад. Порфирий, анализируя 11 строк авторитетного для язычников текста, выделяет три аллегории пещеры нимф: чувственный мир, невидимые потенции внутри мира, умопостигаемая сущность. Изложив принципы своей экзегезы, Порфирий останавливается на аллегории чувственного мира.Автор статьи устанавливает неопифагорейские источники данного толкования Порфирия, а также специфику его подхода к мифам, отличающегося как от предшествующей стоической, так и последующей неоплатонической традиции Ямвлиха и Прокла. Пещера нимф, реальная для Порфирия, выступает образом всего мироздания, созданного и руководимого демиургом. Аллегория пещеры анализируется Порфирием не изолированно, а в рамках неоплатонического подхода к странствованиям Одиссея как аллегории путешествия души в мире становления. Как видно из анализа эпилога трактата, «О пещере нимф» для Порфирия значит гораздо больше, чем любой другой дидактический трактат.
неоплатонизм, неопифагореизм, Порфирий Тирский, экзегеза, аллегория, Пещера нимф
  1. Гудимова С. А. Порфирий о пещере нимф // Вестник культурологии. 2006. № 3. С. 165–168.
  2. Марантиди Е. А. Гераклит. Гомеровские вопросы // Utrique Camenae: Исследования. Переводы. М.: Изд-во РГГУ, 2018. (Orientalia et classica; LXX.)
  3. Нейлз Д. Люди Платона: Просопография Платона и других сократиков / Пер. с англ. А. В. Белоусова, А. М. Квитки, А. О. Корчагина, Е. А. Завалишиной, А. И. Золотухиной; под общ. ред. А. И. Золотухиной. М.: ГЛК, 2019.
  4. Попова Т. В. Гомер в оценке неоплатоников // Древнегреческая литературная критика. М.: Наука, 1975. C. 415–452.
  5. Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф» // Вопросы классической филологии. 1976. № 6. С. 3–24.
  6. Akçay K. N. Porphyry’s “On the Cave of the Nymphs” in Its Intellectual Context. Lei den, 2019. (Studies in Platonism, Neoplatonism, and the Platonic Tradition; 23). doi:10.1163/9789004408272.
  7. Brisson L. G. Plato the Myth-Maker / Transl., ed. with introd. G. Naddaf. Chicago; L.: The Univ. of Chicago Press, 1998.
  8. Brisson L. G. How Philosophers Saved Myths: Allegorical Interpretation and Classical Mythology. Chicago; L.: Univ. of Chicago Press, 2004.
  9. Buffière F. Les mythes d’Homère et la pensée grecque. P.: Les Belles Lettres, 1956.
  10. Burkert W. La gènese des choses et des mots: le papyrus de Dervéni entre Anaxagore et Cratyle // Les Ètudes Philosophiques. 1970. Vol. 4. P. 443–455.
  11. Burkert R. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, 1972.
  12. Chevrolet T. L’idée de fable: théories de la fi ction poétique à la Renaissance. Genève: Droz, 2007.
  13. De Piano P. Porfirio e Proclo lettori di Omero: la verità del linguaggio poetico nell’esegesi omerica di tradizione neoplatonica // Incidenza dell’Antico. 2014. Vol. 12. P. 155–174.
  14. Delatte A. Études sur la littérature pythagoricienne. P.: E. Champion, 1915.
  15. Ford A. The Origins of Criticism: Literary Culture and Poetic Theory in Classical Greece. Princeton; Oxford: Princeton Univ. Press, 2002. P. 67–89.
  16. Hawes G. Rationalizing Myth in Antiquity. Oxford: OUP, 2014.
  17. Lamberton R. Homer the Theologian: Neoplatonist Allegorical Reading and the Growth of the Epic Tradition. Berkley; Los Angeles; L.: Univ. of California Press, 1986.
  18. Männlein-Robert I. Kronios // Philosophie der Kaiserzeit und der Spätantike / Hrsg. Ch. Riedweg. Basel: Schwabe, 2018. S. 658–659. (Grundriss der Geschichte der Philosophie. Die Philosophie der Antike; 5/1.)
  19. Obbink D. Allegory and Exegesis in the Derveni Papyrus: The Origin of Greek Scholarship // Metaphor, Allegory, and the Classical Tradition: Ancient Thought and Modern Revisions / Ed. G. R. Boys-Stones. Oxford: Oxford Univ. Press, 2003.
  20. Pépin J. Porphyre, exégète d’Homère // Porphyre: huit exposés suivis de discussions: Vandoeuvres-Genève, 30 août — 5 septembre 1965 / Éds. H. Dörrie, J.-H. Waszink, W. Theiler [et al.]. Genève: Fondation Hardt pour l’étude de l’antiquité classique, 1966. P. 241–250.
  21. Pépin J. Mythe et allégorie: Les origines grecques et les contestations judéo-chrétiennes. P.: Études augustiniennes, 1976.
  22. Praechter K. Richtungen und Schulen im Neuplatonismus // Genethliakon für C. Robert. Berlin: Weidmann, 1910. S. 128–141.
  23. Richardson N. J. Homeric Professors in the Age of the Sophists // Ancient Literary Criticism / Ed. A. Laird. Oxford: Oxford Univ. Press, 2006. P. 62–86.
  24. Sedley D. N. Plato’s Phaedo in the Third Century BC // ΟΔΟΙ ΔΙΖΗΣΙΟΣ: Le vie della ricerca: Studi in onore di Francesco Adorno / Ed. M. S. Funghi. Firenze: L. S. Olshki, 1996. P. 447–455.
  25. Struck P. Birth of the Symbol: Ancient Readers at the Limits of Their Texts. Princeton; Oxford: Princeton Univ. Press, 2004. P. 7–10.
Соловьёв Роман Сергеевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, Лихов пер. д. 6/1;
ORCID: 0000-0002-0833-0624;
Электронный адрес: solorom@gmail.com.
Попова С. И., Соловьева Е. Е. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 20-34. DOI: 10.15382/sturIV202058.20-34
Статья посвящена актуальной проблеме — выявлению особенностей формирования гражданской идентичности школьника в процессе личностного развития. Гражданская идентичность рассматривается как один из наиболее сложных видов социальной идентичности, предполагающий развитие у личности высокого уровня самосознания. На каждом этапе взросления перед ребенком встают задачи соотнесения себя с новыми, все более широкими и сложными социальными образованиями. Поэтому осознание гражданином государства предполагает идентификацию себя как члена семьи, представителя своего рода (большой семьи), социальной группы, народа, нации. В статье анализируется сформированность компонентов гражданской идентичности у школьников: когнитивного (формирование образа Родины, представление о себе как гражданине и своих социальных ролях); ценностно-эмоционального (принадлежность к своему народу, гордость за страну); поведенческого (готовность к деятельности на благо Родины), а также их взаимодействие на основе эмпирических данных (в анкетировании приняли участие 502 учащихся общеобразовательных школ г. Череповца от 10 до 17 лет). К окончанию школы у учащихся сформирован когнитивный компонент гражданской идентичности. Сочувствие, сострадание, готовность прийти на помощь в нашем обществе воспринимаются положительно, и подростки разделяют это убеждение, но в конкретной жизненной ситуации часто занимают пассивную позицию, отстраняются от решения проблемы. Эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты сформированы недостаточно. Именно на уровне личного участия происходит разрыв между когнитивным, эмоционально-оценочным и поведенческим компонентами. Воспитание деятельного сочувствия у школьника становится сегодня важнейшей задачей педагога. Формирование гражданской идентичности школьников представлено на примере организации вожатско-волонтерской деятельности. Учащиеся под руководством вожатого активно включаются в выполнение доброго малого дела, несут ответственность за его результаты.
формирование гражданской идентичности, развитие личности школьника, когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий компоненты гражданской идентичности
  1. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44). С. 140–142.
  2. Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 113–127.
  3. Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность в современных исследованиях // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2013. Вып. 11. С. 54–69.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011.
  5. Кириленко Н. П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 471–476.
  6. Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108–118.
  7. Попова С. И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника: дис. … д-ра пед. наук. М., 2016.
  8. Попова С. И., Клюквина И. Б. Роль вожатского отряда в формировании уклада лицейской жизни // Воспитание школьников. 2018. № 4. С. 13–21.
  9. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2011. № 2. С. 85–90.
  10. Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 20–40.
  11. Толстых А. В. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: пер. с англ. / А. В. Толстых, общ. ред., комм., предисл. М., 1996. С. 5–19.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 г. № 373). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ от 17 мая 2012 г. № 413). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  15. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2011.
  16. Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 15–26.
  17. Щуркова Н. Е., Попова С. И., Потанина Л. Т. Обучение в процессе воспитания школьника. Руководство для заместителя директора школы по учебному процессу. М., 2011. Ч. 3.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.
Попова Светлана Игоревна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Череповецкий государственный университет; Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2677-1917;
Электронный адрес: psvetlana2015@mail.ru.
Соловьева Елена Евгеньевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Череповецкий государственный университет; Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3730-0694;
Электронный адрес: esk63@mail.ru.
Белогубова Ю. В., Соловьева В. С. Свято–Сергиевский храм подворья московского Иоанно–Предтеченского монастыря: особенности богослужебно-певческой практики и репертуара (на материале рукописей конца XIX - первой трети XX века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 115-151. DOI: 10.15382/sturV202039.115-151
Настоящая статья посвящена исследованию богослужебно-певческой практики конца XIX — первой трети XX века подмосковного храма в честь прп. Сергия Радонежского в городе Долгопрудном, являющимся в прошлом подворьем московского Иоанно-Предтеченского монастыря. Анализируется рукописное собрание, найденное в храме села Виноградово, нотный материал которого был основой певческого репертуара Свято-Сергиевского храма от времени его основания до закрытия в 1935 г. В статье рассматривается проблема происхождения данного собрания, его датировка и время бытования рукописей. Особое внимание уделено его репертуарному составу. Атрибуция нотного материала позволила выявить два стилистических пласта и провести систематизацию песнопений по нескольким параметрам.
храм прп. Сергия в г. Долгопрудном, подворье Иоанно-Предтеченского монастыря, рукописное собрание, церковное пение до революции, атрибуция песнопений, церковно-певческая практика в годы репрессий
  1. Баталов Л. А., Головкова Л. А., монахиня Феонилла (Харченко). Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь: Страницы истории. М.: Лето, 2018.
  2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.
  3. Давиденко Д. Г. История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XIX– начала XX века. М.: Лето, 2018.
  4. Мишин Владислав, иерей. Не люблю властвовать над людьми: Жизнеописание старца схиархимандрита Илариона (Удодова), хранителя главы преподобного Сергия. М.: Новости, 2011.
  5. Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода: на примере московской традиции: дис. ... канд. иск. М., 1999.
  6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория: дис. … д-ра иск. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2015.
  7. Рахманова М. П. Церковь пела, а значит, сопротивлялась // Православие и современность. Саратов, 2010. № 15 (31). С. 9.
  8. Рождественская Н. Н., Тарасова К. В., Кондратьев В. А., монахиня Тавифа (Исаева), инокиня Софрония (Адвахова). Священномученик Владимир Алексеевич Смирнов: Жизнеописание. История храмов и школ, связанных с жизнью и деятельностью священномученика Владимира. М.: Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, 2017.
  9. Садикова Е. Н. Богослужебно-певческое искусство русского зарубежья: Германия 1940−60-х годов: дис. ... канд. иск. М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2018.
  10. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программа / сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Белогубова Юлия Вячеславовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5247-8282;
Электронный адрес: juliya_97-97@mail.ru.
Соловьева Валерия Станиславовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: старший преподаватель кафедры церковно-певческого обихода;
ORCID: 0000-0002-2982-3524;
Электронный адрес: solovs011@gmail.com.
Мы выражаем благодарность регенту хора Иоанно-Предтеченского монастыря, монахине Тавифе (Исаевой) за предоставленные нотные материалы, за ценные комментарии к ним, за важные сведения, полученные в беседе с ней. Мы благодарим также преподавателей Факультета Церковного пения ПСТГУ, кандидатов искусствоведения Е.Б. Резниченко, Е.Н. Садикову, ст. преподавателя кафедры регентования Ю.С. Стенюкову за помощь и советы в процессе работы над темой. Мы признательны и выпускнице ФЦП ПСТГУ Анне Сидневой за помощь в атрибуции некоторых песнопений.