/
Результат поиска


Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 32-43. DOI: 10.15382/sturIV201747.32-43
В статье теоретически обоснованы содержательные и процессуальные характеристики ценностно-смыслового взаимодействия в процессе духовного воспитания школьников. В основу решения рассматриваемой в статье проблемы положены аксиологический, культурологический и гуманитарно-ценностный подходы. Авторы исходят из понимания духовного воспитания как ценностно-смыслового феномена и рассматривают в качестве важнейшей его составляющей восхождение к ценностям. На основе анализа выводов и положений, сформулированных в философских, богословских, психологических и педагогических исследованиях, уточнены понятия «ценность» и «смысл», конкретизированы научные представления о педагогическом содержании данных категорий. Обоснована целесообразность присвоения ценностей в процессе ценностно-смыслового педагогического взаимодействия, в основе которого лежит диалог как способ присвоения ценностей на основе «открытия» в них школьниками культурных смыслов. В качестве участников ценностно-смыслового взаимодействия в рамках диалога рассматриваются педагог, обучающиеся и та культура, явление которой выступает содержанием диалога. Обоснована логика организации ценностно-смыслового взаимодействия, представляющая собой единство четырех этапов: подготовительного; этапа предъявления ценности через демонстрацию явления культуры; этапа раскрытия содержания ценности; этапа организации предметной деятельности школьников.
духовное воспитание, ценности, смыслы, ценности православной культуры, взаимодействие, ценностно-смысловое взаимодействие, присвоение ценностей, диалог
  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
  3. В России утвержден список духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/
  4. Васильева С. В. К проблеме ценностей в психологии. URL: http://humanpsy.ru/vasilieva/zennosti
  5. Гольденберг М. Л. Организация смыслотворческой деятельности старшеклассников в процессе освоения национально-регионального компонента содержания образования. Петрозаводск, 2005.
  6. Древнегреческо-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост.; С. И. Соболевский, ред. М., 1958. Т. 1. С. 1034.
  7. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. URL: http://www.agnuz.info/tl_fi les/library/books/Zenkovskiy/page12.htm
  8. Коротаева А. С. Полидисциплинарный подход к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций. URL: http://mir.spbu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=63:mns-15-5-11&Itemid=32&tmpl=component&print=1
  9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
  10. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.
  11. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. URL: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/aismontas/ch8_4.html
  12. Психологический словарь. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1098
  13. Розина О. В. Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/39770.php
  14. Сурина И. А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 162–164.
  15. Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцев, сост. М., 1995. С. 216–227.
  16. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе. М., 2012.
Соловцова Ирина Афанасьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.
Сиротина Елена Арнольдовна
Место работы: «Центр “Истоки” Волгограда»; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32;
Должность: зам. директора по научно-методической работе;
ORCID: 0000-0002-4222-4702;
Электронный адрес: sea_sirotina@mail.ru.
Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9-21. DOI: 10.15382/sturIV201952.9-21
Статья представляет собой попытку теоретического осмысления с позиций современной онтологической педагогики (педагогики бытия, гуманитарной педагогики) сущности и способов реализации культурологического подхода в процессе преподавания основ православной культуры. Авторы выделяют в культурологическом подходе как методологическом ориентире преподавания основ православной культуры три аспекта: сохранение светского характера образования, реализацию принципа культуросообразности в его современной педагогической трактовке и адекватное раскрытие смыслов православной культуры. При этом, обосновывая структуру православной культуры, авторы выделяют компоненты, значимые с точки зрения образовательных и воспитательных задач. Рассматривая возможности культурологического подхода с точки зрения обеспечения светского характера образования, авторы обращают особое внимание на необходимость изучения с культурологических позиций этической, эстетической и сакральной составляющих православной культуры в их единстве. При анализе особенностей реализации принципа культуросообразности в процессе изучения основ православной культуры особое внимание обращается на необходимость учета таких характеристик православной культуры, как уникальность, позволяющая выявить особенности православной культуры, символизм, ориентирующий педагогов и учащихся на выявление смыслов православной культуры, и динамизм, создающий основу для понимания связи традиции и современности в православной культуре. Отмечается, что наиболее полная и последовательная реализация принципа культуросообразности достигается при условии корректной организации в процессе обучения ценностно-смыслового взаимодействия в рамках триады «учащийся — педагог — культура». В статье охарактеризованы такие методы изучения явлений православной культуры, как проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексивные методы, позволяющие раскрыть характеристики православной культуры — уникальность, символизм и динамизм.
онтологическая педагогика, православная культура, культурологический подход, характеристики культуры, принципы обучения, принцип культуросообразности, духовное воспитание, ценности, смыслы, ценностно-смысловое взаимодействие, проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексия
  1. Абрамов С. И. Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 32–40.
  2. Дивногорцева С. Ю. Духовные доминанты православной педагогической культуры // Слово.ру: Балтийский акцент. 2015. № 4. С. 105–112.
  3. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 г. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html
  4. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 15–20.
  5. Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 22–28.
  6. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  7. Янушкявичене О. Л. Методология преподавания православной культуры // Православное образование. 2015. № 1 (11). С. 56–63.
Соловцова Ирина Афанасьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.
Сиротина Елена Арнольдовна
Место работы: «Центр “Истоки” Волгограда»; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32;
Должность: зам. директора по научно-методической работе;
ORCID: 0000-0002-4222-4702;
Электронный адрес: sea_sirotina@mail.ru.
Соловцова И. А., Патрин В. Г., Аврамов В. В. Принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодёжью в светском вузе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 78-96. DOI: 10.15382/sturIV202160.78-96
В статье сформулированы и теоретически обоснованы принципы, регулирующие процессуальный компонент деятельности православного педагога в светском вузе, — принципы воспитательного взаимодействия. Они рассматриваются как феномен, обеспечивающий переход от теоретического педагогического знания к нормативному. Показано, что принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе должны соответствовать следующим требованиям: отражать «территорию согласия» между православной и светской педагогикой, соответствовать особенностям студенческой молодежи как социально-демографической группы, отвечать светскому характеру воспитательного процесса в вузе. На основе сравнительного анализа принципов воспитания, сформулированных в православной и в светской педагогике, исходя из положений гуманитарной педагогической парадигмы об онтологической сущности воспитания и ценностносмысловом характере педагогического взаимодействия, а также из возрастных и социальных особенностей студентов, сформулированы принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе, объединенные в три группы: 1) базовые принципы (культуросообразности, системности, адаптивности, связи с жизнью и будущей профессиональной деятельностью студентов, со-трансформации педагога и студентов); 2) принципы, определяющие логику педагогической деятельности («культурного лифта», предварительного разрушения стереотипов); 3) принципы, определяющие формы воспитательного взаимодействия (диалогичности, образности, обращения к личному опыту, разносторонности).
православие, традиционные ценности, воспитание, воспитательное взаимодействие, принцип воспитания, студенческая молодежь, гуманитарная педагогическая парадигма, диалог
  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. М., 2007.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  3. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. М., 2004.
  4. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. М., 2008.
  5. Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания. Псков, 2008.
  6. Маслов Н. В. Основы русской педагогики. М., 2006.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004.
  8. Плугарь О. А. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 11–17.
  9. Склярова Т. В. Возрастная психология. От рождения до старости. М., 2019.
  10. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Введение в психологию субъективности. М., 2014.
  11. Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9–21.
  12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://council.gov.ru/media/fi les/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 12.04.2020).
  13. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория. URL: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2017/21/studencheskaya-molodezh.pdf (дата обращения: 19.05.2020).
  14. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность. М., 2020.
Соловцова Ирина Афанасьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.
Патрин Вячеслав Геннадьевич, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского; Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26;
Должность: декан богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-6376-5076;
Электронный адрес: patrin.viacheslav@gmail.com.
Аврамов Владимир Владимирович, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского; Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7889-3476;
Электронный адрес: vlademiras@yandex.ru.