/
Результат поиска


Соколова О. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 1 (-2). С. 163-164. — Рец. на кн.: Н. Плотникова. Русская духовная музыка XIX - начала XX века: страницы истории
PDF
Соколова Ольга Николаевна
Соколова А. В. Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 128-189.
PDF
Статья посвящена рассмотрению акафистного пения в современной богослужебной практике Русской Церкви. Акафист, являясь одним из видов духовной христианской поэзии, прочно закрепился в литургической традиции Православной Церкви, получив особое распространение в России, где по сей день во многих монастырях и приходских храмах регулярно совершаются акафисты у местночтимых святынь. Материалом для исследования стали аудиозаписи и нотные тексты местных напевов акафистов, предоставленные автору регентами и певчими ряда монастырей и храмов Центральной России.Расшифровка и анализ данного материала позволили выявить отдельные существенные для современной традиции акафистного пения особенности. Это, в частности, репертуарный состав акафистных служб, своеобразие певческого исполнения, свойственное локальным традициям. В статье показано, сколь распространенным оказывается звучаниешироко известных акафистных напевов, кроме того, представлены оригинальные напевы, бытующие в одном или нескольких приходах и монастырях. В данной работе предпринята попытка собрать воедино разрозненные ранее певческие образцы акафистов, а также систематизировать неизданные акафистные напевы, хранящиеся в клиросных  библиотеках монастырей и приходских храмов или бытующие в устной традиции. Мы постарались, с одной стороны, проследить, как повлияли указания Типикона о службе Похвалы Пресвятой Богородицы на последующую практику совершения акафистов, с другой стороны — рассмотреть характерные особенности акафистного пения, которые сложились в недрах литургической жизни Русской Церкви.
акафист, акафистное пение, акафистный напев, икос, рефрен, кондак, строка, вариантность.

Соколова Александра Владимировна
Виноградова Е. А., Соколова О. А. Икона "Распятие" 1708 года вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова. Особенности стиля и иконографии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 49-58. DOI: 10.15382/sturV201621.49-58
В статье рассматриваются особенности стиля и иконографии иконы «Распятие», написанной в 1708 г. известным вологодским иконописцем Иваном Григорьевым Марковым и отреставрированной в 2015 г. Произведение демонстрирует новую грань творчества иконописца, тяготевшего к тонкой миниатюрной живописи, насыщенной множеством жанровых сцен. Публикуемая икона выделяется из ряда его произведений монументальными размерами и формами, композиция содержит редкие элементы иконографии, присущие вологодской иконописи кон. XVII — нач. XVIII в.
вологодский иконописец, династия иконописцев, особенности стиля и иконографии, авторская подпись
1. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора / Сост. Н. Суворов. М., 1863.
2. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. § 10: О Таинственных знаменованиях всех действий Евхаристии, п. 45.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Икона «Распятие Христово» // «И по плодам узнается древо…»: Русская иконопись XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М.: Издательский дом «Военный парад», 2003. С. 305–316.
Виноградова Елена Анатольевна
Соколова Ольга Александровна
Соколов П. В. «Prudens faber fortunae» в трактате Яна Амоса Коменского «Кузнец своего счастья» и «Христианский герой» в педагогических сочинениях Дж. Вико // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 31-40. DOI: 10.15382/sturIV201745.31-40
Статья посвящена сравнению концепций гражданского воспитания, разработанных двумя крупными теоретиками педагогики раннего Нового времени — Яном Амосом Коменским (1592–1670) и Джамбаттистой Вико (1668–1744). Предметом специального внимания в статье является проблематика «воспитания аффектов» как важнейшей составной части педагогической программы у двух этих авторов, а также семантика центральных терминов риторической и медицинской теории в сочинениях Вико (animus, conatus, favella). Избранный ракурс рассмотрения сделал необходимым сравнительный анализ концепций «чувственной топики» и приобщения к «общему чувству» (sensus communis) у Коменского и Вико (topica sensilibis, orbis sensualium). Доказывается, что если у Коменского обучение благоразумию (prudentia) посредством обращения себе на пользу случая (emendatio casus) осмысляется в категориях христианско-стоической аскезы, то Вико, наследующий традиции гуманистической диалектики (Петр Рамус, Рудольф Агрикола), основывает свою гражданскую пайдейю на устроении дорефлексивной сферы посредством топики и риторики.
Я. А. Коменский, Дж. Вико, топика, Ф. Бэкон, гражданское благоразумие, конатус
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев, 1994. C. 113–114.
Коменский Я. А. Великая дидактика. Смоленск, 1939. C. 107.
Berlin I. Three Critics of the Enlightenment: Vico, Hamann, Herder. Princeton, 2013. P. 177–178.
Comenius J. A. Fortunae Faber. Diogenes Cynicus. Abraham Patriarca. Amstelaedami, 1662. Р. 7.
Curtius E. R. Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948.
Keller V. The «New World of Sciences»: The Temporality of the Research Agenda and the Unending Ambitions of Science // Isis. 2012. Vol. 103. No. 4. P. 732.
Stile A. Il sapere dell'animus // Giambattista Vico e l'enciclopedia dei saperi / A cura di A. Battistinie P. Guaragnella. Lecce, 2007. P. 221–234.
The Works of Lord Bacon. Vol. II. L., 1837. Р. 430.
Vico G. De constantia jurisprudentis liber alter. Napoli, 1841. P. 62.
Vico G. De mente heroica // Id. Opere. 2 voll. / A cura di A. Battistini. Milano, 1990. Vol. 1. P. 384–386.
Vico G. De nostri temporis studiorum ratione // Id. Opere. 2 voll. / A cura di A. Battistini. Milano, 1990. Vol. 1. P. 130.
Vico G. In morte di Donn’Angela Cimmino // Id. Opere. 2 voll. / A cura di A. Battistini. Milano, 1990. Vol. 1. P. 343.
Vico G. Oratio VI // Joh. Bapt. Vici orationes quinque. Napoli, 1869. P. 65.
Vico G. Vita scritta da se medesimo // Id. Opere. 2 voll. / A cura di A. Battistini. Milano, 1990. Vol. 1. P. 35.
Соколов Павел Валерьевич
Соколова А. В. Содержание, направления и формы педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 48-65. DOI: 10.15382/sturIV202059.48-65
В статье рассматривается педагогическое партнерство детского сада и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей. Отмечается, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогическое взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений деятельности образовательной организации. Именно в семье закладываются основы для развития личности ребенка дошкольного возраста. Детский сад становится для родителей первой образовательной организацией, с которой они вступают во взаимодействие по вопросам образования, развития и воспитания детей. Для обеих сторон важным аспектом педагогического взаимодействия в достижении цели результативного и всестороннего развития ребенка является работа в системе «педагог — ребенок — семья», основанная на партнерских отношениях, в свою очередь строящихся на доверии и диалоге. Важно также отметить, что в системе «педагог — ребенок — семья» педагогическое взаимодействие происходит не только на уровнях «педагог-ребенок» и «педагог-семья», но и касается важной темы — поддержки родителями начинаний, интересов и успехов ребенка в ходе его обучения и воспитания, которая становится особенно значимой в процессе художественноэстетического и творческого развития детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, музыкальная культура детей составляет область художественно-эстетического развития и является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в данной статье представлены направления и формы работы по педагогическому партнерству семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей.
семья, родители, педагог, ребенок, педагогическое взаимодействие, педагогическое партнерство, музыка, музыкальная культура, формы работы с семьей, ФГОС ДО
  1. Беляев С. Е. Музыкальное образование как социокультурный феномен // Музыка в системе культуры: сб. статей. Екатеринбург, 2005. Вып. 2. С. 3–11.
  2. Буртонова И. Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник БГУ. 2012. Вып. 5. С. 176–185.
  3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология клубный час как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее: сб. науч. статей по материалам Межрегиональной дистанционной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. М., 2016. С. 167–172.
  4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
  5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М., 2005.
  6. Каменская О. А., Прищепа С. С. Изучение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей ДОО в вопросах педагогического взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Сер. «Реализуем ФГОС дошкольного образования». Липецк, 2018. С. 61–65.
  7. Каменская О. А., Прищепа С. С. Исторический аспект развития сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М., 2019. № 2. С. 57–64.
  8. Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
  9. Коробкова В. В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2015. № 1. С. 220–224.
  10. Коробкова В. В. Концепция развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве: монография. Пермь, 2013.
  11. Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства школы // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. C. 84–86.
  12. Коробкова В. В., Шеина М. Б. Воспитательный потенциал семьи // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. C. 99–102.
  13. Костенко А. А., Терсакова А. А. Воспитательный потенциал семьи // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). C. 163–166.
  14. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
  15. Крылова Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., 2015.
  16. Кузнецова Л. В., Буданцова А. А. Семья как воспитательная среда ребенка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 12. C. 84–89.
  17. Лоскутова Р. Р. Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. М., 2009. № 4 (40). С. 55–59.
  18. Лоскутова Р. Р. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей: учебное пособие. Йошкар-Ола, 2009.
  19. Лоскутова Р. Р. Роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2009. № 4. С. 105–107.
  20. Меличева М. В. Формирование культуры здоровья школьников в процессе сотрудничества педагогов и родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.
  21. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. М., 2016.
  22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, ред. М., 2014.
  23. Пригодич Е. О. Воспитательный потенциал семьи и учреждений предпрофессиональной подготовки в формировании личности юного музыканта // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сборник научных статей. Кемерово, 2016. Вып. 3. С. 118–121.
  24. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  25. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://mcko.ru/uploads/poop_do_v-reestr-46bbc62e28676c7a.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  26. Прищепа С. С., Каменская О. А. К вопросу об оценке эффективности сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2019. С. 217–220.
  27. Прищепа С. С., Каменская О. А. Коллективное творческое дело как основа педагогической технологии сотрудничества ДОО и семьи в музыкальном развитии детей 6–7 лет // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов VI Международной научно-практической конференции. Коломна, 2019. С. 127–134.
  28. Симакова Т. П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2012.
  29. Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». URL: http://mcko.ru/uploads/ukaz-prezidentarossiyskoy-federatsii-o-natsionalnoy-strategii-deystviy-v-interesah-detey-na-2012-2017-gody-6da3d098bad0b723.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  30. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://mcko.ru/uploads/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-_-273-fzob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-2ffbb7910c3ce5bf.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  31. Шеина М. Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2013.
Соколова Александра Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
ORCID: 0000-0002-8097-3173;
Электронный адрес: rozova5@rambler.ru.