/
Результат поиска


Смирнова В. В. Цистерцианские exempla на закате Средневековья: от истории к риторике // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 3 (33). С. 98-112.
PDF
В этой статье автор предпринимает попытку найти новый подход к изучению позднесредневековых цистерцианских сборников exempla. Считаясь вторичными, эти произведения почти не привлекали внимания исследователей. И действительно, если в конце XII — начале XIII в. цистерцианские монахи черпают вдохновение в собственной оригинальной устной традиции, то в XIV в. они обращаются к уже известным письменным источникам (в большинстве своем не цистерцианским), подражая, как кажется на первый взгляд, более популярным доминиканским и францисканским exempla. Однако было бы неправильным считать эти сборники свидетельствами упадка — как жанра «примера», так и самого цистерцианского ордена. Новые тенденции в интеллектуальной и духовной жизни ордена приводят к глубинной трансформации цистерцианского «примера», который перестает быть одним из механизмов коллективной памяти, основанной на совместном переживании чудесного, и переходит в разряд пастырской риторики. Воспроизведение существующих моделей, преимущественно доминиканских, может рассматриваться как основа для создания нового дискурса идентичности, который носит региональный характер. Вместе с тем цитатность, свойственная позднесредневековым цистерцианским exempla, является частью сложной системы литературных и риторических конвенций, возникающей на пересечении разных жанров: сборников exempla, флорилегиев, пастырских сборников, легендариев и т. п.
экземпла, цистерцианцы, упадок, позднее Средневековье, четырнадцатый век, региональный подход
1. Auberger J.-B. L'Unanimite cistercienneprimitive: mythe ou realite, Achels, 1986.
2. Berman C. The Cistercian Evolution: The Invention of a Religious Order in Twelfth-Century Europe, Philadelphia, 2010.
3. Bessmetrnyi Iu., Boitsov M., Gabdrakhmanov P. (ed.) Istorik v poiske: mikro- i makropodkhody k iuzcheniiu proshlogo (Historian's quest: micro and macro approaches to the study of the past), Moscow, 1999.
4. Bremond Cl., Le Goff J., Schmitt J.-Cl. L'Exemplum, Paris, 1982.
5. Bougard F., Petitmengin P. La bibliotheque cistercienne de Vauluisant. Histoire et inventaires, Paris, 2013.
6. Burton J., Stober K. (eds.) Monasteries and Society in the British Isles in the Later Middle Ages, Woodbridge, 2008.
7. Clark J. G. (ed.) The Religious Orders in Pre-Reformation England, Woodbridge, 2002.
8. Dehouve D. L'evangelisation des Azteques ou Lepecheur universel, Paris, 2004.
9. Falmagne Th. 1997 “Les Cisterciens et les nouvelles formes d'organisation des florileges aux 12e et 13e siecles“, in Archivum latinitatis medii aevi, vol. 55, pp. 73—176.
10. Genest J.-F., Vernet A. La Bibliotheque de l'abbaye de Clairvaux du XIIe au XVIIIe siecle, Paris, 1979.
11. Hamesse J. Les florileges philosophiques du XIII au XV siecle. Les genres litteraires dans les sources theologiques et philosophiques medievales: definition, critique et exploitation, Louvain-la Neuve, 1982, pp. 181-191.
12. Legendre O. (ed.) Collectaneum exemplorum et visionum Clarevallense e codice Trecensi 946, Turnhout, 2005.
13. Liebers A. 1992 “Rigor Ordinis — Gratia Amoris”, in Citeaux, vol. 43, pp. 161-220.
14. Mairhofer D. (ed.) Liber lacteus. Eine unbeachtete Mirakel- und Exempelsammlung aus dem Zisterzienserkloster Stams, Bachmann, 2009.
15. McGuire B. P. 2002 “Introduction“, in Friendship and Faith: Cistercian Men, Women, and Their Stories. 1100-1250, Adelshort, 2002, pp. i-vii.
16. McGuire B. P. 1983 “The Cistercians and the Rise of the Exemplum in early thirteenth century France: A Reevaluation of Paris BN MS lat. 15912”, in Classica et Mediaevalia, vol. 34, pp. 211-267.
17. Mula S. 2010 “Herbert de Torres et l'autorepresentation de l'ordre cistercien dans les recueils d'exempla”, in Le Tonnerre des exemples. Exempla et mediation culturelle dans l'Occident, Rennes, 2010, pp. 187-199.
18. Passeron J-Cl., Jacques Revel J. Penser par cas, Paris, 2005.
19. Polo de Beaulieu M. A. 1993 “L'image du clerge seculier dans les recueils d'exempla (XIIIe—XVe siecles)”, in Le clerc seculier au Moyen Age, actes du XXIIe congres de la Societe des Historiens Medievistes de l'Enseignement Superieur Public. Paris, 1993, pp. 61-80.
20. Polo de Beaulieu M. A., Berioz J. (ed.) Collectio exemplorum Ciserciensis e codice Parisiensi, BnF, lat. 15912 asseruata, Turnhout, 2012.
21. Smirnova V. 2012 “Le Dialogus miraculorum de Cesaire de Heisterbach: le dialogue comme axe d'ecriture et de lecture”, in Formes dialoguees dans la litterature exemplaire du Moyen Age, Paris, 2012, pp. 195-218.
22. Spitzlberger G., Kernig C. D. 1972 “Periodization”, in Marxism, Communism, and Western Society: a Comparative Encyclopedia, New York, 1972, p. 100.
23. Thomasset Cl. A., Zink M. (ed.) Apogee et declin: actes du colloque de l'URA, Paris, 1993
24. Ward B. (trad.) The Great Beginning of Citeaux: A Narrative of the Beginning of the Cistercian Order. The Exordium Magnum of Conrad of Eberbach, Kalamazoo, 2012.
Смирнова Виктория Викторовна
Смирнова В. В., Поло де Болье Цистерцианское искусство убеждения (XIII–XVI вв.). «Диалог о чудесах» Цезария Гейстербахского и его рецепция // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 152-160.
PDF
В статье изложены подробные резюме двух докладов, прозвучавших на парижской конференции, посвященной сборнику «Dialogus miraculorum» Цезария Гейстербахского. Основным тезисом доклада «“Диалог о чудесах”: непосредственный источник “Небесной лествицы” Жана Гоби Младшего (1323–1330)?» является тезис о том, что к 20-м годам XIV в. Цезарий сделался прецедентным автором (auctoritas) для нищенствующих орденов, к которым принадлежал Жан Гоби Младший, автор Scala coeli. Главная коллизия, которая рассматривалась в этом докладе, заключается в противоречии между заявлением Жана Гоби о том, что он заимствует свои примеры у Цезария, и явные стилистические различия между изложением самим Цезарием и Жаном Гоби одних и тех же экземпла. Мари Анн Поло де Болье, сопоставив случаи сплошного цитирования Жаном Гоби «Алфавита примеров» Арнольда Льежского и тот факт, что рубрикация «Небесной лествицы» совпадает с рубрикацией «Алфавита примеров», делает вывод, что Жан Гоби не напрямую черпает из Цезария, а через посредство своего доминиканского собрата — Арнольда Льежского; при этом он предпочитает указывать исходный источник, умалчивая, что на самом деле таковым является Арнольд. Тем самым доказывается авторитетность цистерцианского автора для доминиканца. Во втором докладе — «Accessit abbatis mei imperium... Вера и богословие в рассказах Цезария Гейстербахского» — доказывается (в русле такого направления, как «нарративное богословие»), что в девятой части «Диалога» Цезария сама нарративная структура, подкрепленная диалогом, воплощает характерные черты цистерцианского «аффективного богословия»: акцент на том, что причиной Боговоплощения и всего Божественного действия в мире является любовь; идея личного союза христианина с Богом во время причастия, когда сердце верующего, в котором заново рождается Христос, уподобляется Богородице; внимание к образу младенца-Христа и к человеческой природе Христа. Значение личного действия в цистерцианском богословии нарративно выражается в том, что персонажи Цезария не являются пассивными носителями веры, но активно устремляются к действенному участию в таинстве. Повествование работает на воплощение цистерцианской модели веры, несмотря на то, что в диалоги вплетено учение не цистерцианского автора, а схоласта Петра де Пуатье.
средневековая дидактическая литература, цистерцианские экземпла, Цезарий Гейстербахский
Смирнова Виктория Викторовна
Поло де Болье
Смирнова Е. А., Гостев А. А. Роль научного наследия С. Л. Франка в развитии психологического человекознания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 133-147. DOI: 10.15382/sturIV202265.133-147
Актуальность данной статьи определяется потребностью в научном исследовании психологических аспектов духовно-нравственной сферы человеческого бытия на фоне многопланового кризиса современной цивилизации. Проблема выявления психологического аспекта в человекознании решается через обращение к отечественной философско-психологической традиции дореволюционного периода. В частности, рассматривается философско-психологическое наследие С.Л. Франка, который являлся не только выдающимся христианским философом, но и психологом. Исследование психологических идей Франка опирается на историю психологии и на психологию духовно-нравственной сферы человеческого бытия. Рассматривается а) влияние научного наследия Франка на «психологизацию гносеологии», его вклад в б) макроописание человека; в этой связи рассмотрены понятия «душа», «душевная жизнь», «любовь», «сознание», «личность», «психологическое здоровье»), и в) понимание духовных основ общественной жизни. Проводятся параллели с пониманием другими учеными этих и других психологических категорий. Акцентируются ключевые теоретико-методологические положения творческого наследия Франка, важные для развития психологической науки. Обосновывается актуальность философско-психологического наследия Франка в свете информационно-психологических психоманипулятивных влияний на современного человека. Подчеркивается особая значимость наследия Франка для разработки целостностного подхода к психологии человеку. Философские размышления Франка сопоставляются с современными психологическими идеями о структуре и развитии личности, о духовно-нравственном фундаменте социальных отношений. Подчеркивается важность раскрытия духовных и нравственных основ межличностных отношений. Исходной точкой концепции названо представление об укорененности человеческого бытия в Боге. Намечены пути последующих исследований философско-психологического наследия Франка.
психологическая наука, история психологии, историческая психология, душа, духовность, нравственность, сознание, трансценденция, любовь, психологическое здоровье
  1. Гапоненков А. А., Цыганков А. С., Оболевич Т. «Личность и мир»: последний лекционный курс С. Л. Франка // Философский журнал. 2018. № 4. С. 153–159.
  2. Гостев А. А. Психологические и духовно-нравственные проблемы современного человека: риски — угрозы — вызовы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 4 (20). С. 35–66.
  3. Гостев А. А., Борисова Н. В. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М., 2012.
  4. Зинченко В. П., Щедрина Т. Г., Пружинин Б. И. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., 2010.
  5. Мазилов В. А. De anima: предмет психологии и границы его постижения // Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 70–80.
  6. Некрасова Е. Н. С. Л. Франк. М., 2000.
  7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. С. 447.
  8. Франк С. Л. Духовные основы общества: сборник. М., 1992.
  9. Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 2015.
  10. Франк С. Л. Материализм как мировоззрение // Христианство, атеизм и современность. Париж; Варшава, 1928.
  11. Франк С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
  12. Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997.
  13. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления // Франк С. Л. С нами Бог. М., 2003.
  14. Франк С. Л. Непостижимое. М., 2007.
  15. Франк С. Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. Минск, 2011.
  16. Цыганков А. С., Оболевич Т. История семьи и творчества С. Л. Франка в переписке Л. Бинсвангeра и Т. С. Франк // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 2. С. 134–155.
  17. Цыганков А. С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С. Л. Франка (новые материалы). М., 2019.
  18. Шадриков В. Д. Возвращение души: Теоретические основания и методология психологической науки. М., 2021.
  19. Шувалов А. В. Психологическое здоровье в свете христианского мировоззрения // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Т. 17. № 3. С. 50–82.
Смирнова Елена Андреевна
Место работы: ГБУ "Кризисный центр помощи женщинам и детям";
Должность: психолог;
ORCID: 0000-0002-4634-2124;
Электронный адрес: enamirnova@gmail.com.
Гостев Андрей Андреевич
Ученая степень: доктор психологических наук;
Место работы: Институт психологии Российской академии наук;
Должность: ведущий научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии;
ORCID: 0000-0002-8539-7312;
Электронный адрес: aagos06@rambler.ru.
Работа выполнена по государственному заданию по теме «История психологии и историческая психологии в контексте актуальных проблем развития современного российского общества». Номер госзадания: 0138-2022-0001. Номер регистрации в ЕГИСУ НИОКТР: 121040100249-8.