/
Результат поиска


Смирнов М. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 122-123. — Рец. на кн.: Религиоведческие образовательные, научные и общественные институции современной России и Украины / Т. А. Фолиева, О. Я. Муха, ред. Волгоград: Станица-2, 2009 (справочник религиоведа; 1). 209 с.
PDF
Смирнов Михаил Юрьевич
Смирнова В. В. Цистерцианские exempla на закате Средневековья: от истории к риторике // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 3 (33). С. 98-112.
PDF
В этой статье автор предпринимает попытку найти новый подход к изучению позднесредневековых цистерцианских сборников exempla. Считаясь вторичными, эти произведения почти не привлекали внимания исследователей. И действительно, если в конце XII — начале XIII в. цистерцианские монахи черпают вдохновение в собственной оригинальной устной традиции, то в XIV в. они обращаются к уже известным письменным источникам (в большинстве своем не цистерцианским), подражая, как кажется на первый взгляд, более популярным доминиканским и францисканским exempla. Однако было бы неправильным считать эти сборники свидетельствами упадка — как жанра «примера», так и самого цистерцианского ордена. Новые тенденции в интеллектуальной и духовной жизни ордена приводят к глубинной трансформации цистерцианского «примера», который перестает быть одним из механизмов коллективной памяти, основанной на совместном переживании чудесного, и переходит в разряд пастырской риторики. Воспроизведение существующих моделей, преимущественно доминиканских, может рассматриваться как основа для создания нового дискурса идентичности, который носит региональный характер. Вместе с тем цитатность, свойственная позднесредневековым цистерцианским exempla, является частью сложной системы литературных и риторических конвенций, возникающей на пересечении разных жанров: сборников exempla, флорилегиев, пастырских сборников, легендариев и т. п.
экземпла, цистерцианцы, упадок, позднее Средневековье, четырнадцатый век, региональный подход
1. Auberger J.-B. L'Unanimite cistercienneprimitive: mythe ou realite, Achels, 1986.
2. Berman C. The Cistercian Evolution: The Invention of a Religious Order in Twelfth-Century Europe, Philadelphia, 2010.
3. Bessmetrnyi Iu., Boitsov M., Gabdrakhmanov P. (ed.) Istorik v poiske: mikro- i makropodkhody k iuzcheniiu proshlogo (Historian's quest: micro and macro approaches to the study of the past), Moscow, 1999.
4. Bremond Cl., Le Goff J., Schmitt J.-Cl. L'Exemplum, Paris, 1982.
5. Bougard F., Petitmengin P. La bibliotheque cistercienne de Vauluisant. Histoire et inventaires, Paris, 2013.
6. Burton J., Stober K. (eds.) Monasteries and Society in the British Isles in the Later Middle Ages, Woodbridge, 2008.
7. Clark J. G. (ed.) The Religious Orders in Pre-Reformation England, Woodbridge, 2002.
8. Dehouve D. L'evangelisation des Azteques ou Lepecheur universel, Paris, 2004.
9. Falmagne Th. 1997 “Les Cisterciens et les nouvelles formes d'organisation des florileges aux 12e et 13e siecles“, in Archivum latinitatis medii aevi, vol. 55, pp. 73—176.
10. Genest J.-F., Vernet A. La Bibliotheque de l'abbaye de Clairvaux du XIIe au XVIIIe siecle, Paris, 1979.
11. Hamesse J. Les florileges philosophiques du XIII au XV siecle. Les genres litteraires dans les sources theologiques et philosophiques medievales: definition, critique et exploitation, Louvain-la Neuve, 1982, pp. 181-191.
12. Legendre O. (ed.) Collectaneum exemplorum et visionum Clarevallense e codice Trecensi 946, Turnhout, 2005.
13. Liebers A. 1992 “Rigor Ordinis — Gratia Amoris”, in Citeaux, vol. 43, pp. 161-220.
14. Mairhofer D. (ed.) Liber lacteus. Eine unbeachtete Mirakel- und Exempelsammlung aus dem Zisterzienserkloster Stams, Bachmann, 2009.
15. McGuire B. P. 2002 “Introduction“, in Friendship and Faith: Cistercian Men, Women, and Their Stories. 1100-1250, Adelshort, 2002, pp. i-vii.
16. McGuire B. P. 1983 “The Cistercians and the Rise of the Exemplum in early thirteenth century France: A Reevaluation of Paris BN MS lat. 15912”, in Classica et Mediaevalia, vol. 34, pp. 211-267.
17. Mula S. 2010 “Herbert de Torres et l'autorepresentation de l'ordre cistercien dans les recueils d'exempla”, in Le Tonnerre des exemples. Exempla et mediation culturelle dans l'Occident, Rennes, 2010, pp. 187-199.
18. Passeron J-Cl., Jacques Revel J. Penser par cas, Paris, 2005.
19. Polo de Beaulieu M. A. 1993 “L'image du clerge seculier dans les recueils d'exempla (XIIIe—XVe siecles)”, in Le clerc seculier au Moyen Age, actes du XXIIe congres de la Societe des Historiens Medievistes de l'Enseignement Superieur Public. Paris, 1993, pp. 61-80.
20. Polo de Beaulieu M. A., Berioz J. (ed.) Collectio exemplorum Ciserciensis e codice Parisiensi, BnF, lat. 15912 asseruata, Turnhout, 2012.
21. Smirnova V. 2012 “Le Dialogus miraculorum de Cesaire de Heisterbach: le dialogue comme axe d'ecriture et de lecture”, in Formes dialoguees dans la litterature exemplaire du Moyen Age, Paris, 2012, pp. 195-218.
22. Spitzlberger G., Kernig C. D. 1972 “Periodization”, in Marxism, Communism, and Western Society: a Comparative Encyclopedia, New York, 1972, p. 100.
23. Thomasset Cl. A., Zink M. (ed.) Apogee et declin: actes du colloque de l'URA, Paris, 1993
24. Ward B. (trad.) The Great Beginning of Citeaux: A Narrative of the Beginning of the Cistercian Order. The Exordium Magnum of Conrad of Eberbach, Kalamazoo, 2012.
Смирнова Виктория Викторовна
Смирнова В. В., Поло де Болье Цистерцианское искусство убеждения (XIII–XVI вв.). «Диалог о чудесах» Цезария Гейстербахского и его рецепция // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 152-160.
PDF
В статье изложены подробные резюме двух докладов, прозвучавших на парижской конференции, посвященной сборнику «Dialogus miraculorum» Цезария Гейстербахского. Основным тезисом доклада «“Диалог о чудесах”: непосредственный источник “Небесной лествицы” Жана Гоби Младшего (1323–1330)?» является тезис о том, что к 20-м годам XIV в. Цезарий сделался прецедентным автором (auctoritas) для нищенствующих орденов, к которым принадлежал Жан Гоби Младший, автор Scala coeli. Главная коллизия, которая рассматривалась в этом докладе, заключается в противоречии между заявлением Жана Гоби о том, что он заимствует свои примеры у Цезария, и явные стилистические различия между изложением самим Цезарием и Жаном Гоби одних и тех же экземпла. Мари Анн Поло де Болье, сопоставив случаи сплошного цитирования Жаном Гоби «Алфавита примеров» Арнольда Льежского и тот факт, что рубрикация «Небесной лествицы» совпадает с рубрикацией «Алфавита примеров», делает вывод, что Жан Гоби не напрямую черпает из Цезария, а через посредство своего доминиканского собрата — Арнольда Льежского; при этом он предпочитает указывать исходный источник, умалчивая, что на самом деле таковым является Арнольд. Тем самым доказывается авторитетность цистерцианского автора для доминиканца. Во втором докладе — «Accessit abbatis mei imperium... Вера и богословие в рассказах Цезария Гейстербахского» — доказывается (в русле такого направления, как «нарративное богословие»), что в девятой части «Диалога» Цезария сама нарративная структура, подкрепленная диалогом, воплощает характерные черты цистерцианского «аффективного богословия»: акцент на том, что причиной Боговоплощения и всего Божественного действия в мире является любовь; идея личного союза христианина с Богом во время причастия, когда сердце верующего, в котором заново рождается Христос, уподобляется Богородице; внимание к образу младенца-Христа и к человеческой природе Христа. Значение личного действия в цистерцианском богословии нарративно выражается в том, что персонажи Цезария не являются пассивными носителями веры, но активно устремляются к действенному участию в таинстве. Повествование работает на воплощение цистерцианской модели веры, несмотря на то, что в диалоги вплетено учение не цистерцианского автора, а схоласта Петра де Пуатье.
средневековая дидактическая литература, цистерцианские экземпла, Цезарий Гейстербахский
Смирнова Виктория Викторовна
Поло де Болье
Смирнов М. Ю. Социология религии в Российской Федерации: два наблюдения // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 71-80. DOI: 10.15382/sturI201453.71-80
Статья посвящена двум аспектам социологии религии в современной России. Первый аспект — это утрата советского типа институтов научно-атеистической социологии религии и начало становления новой модели социологических исследований религии. Автор отмечает существование как объективной потребности в социологическом изучении религии в современной России, так и субъективного осознания необходимости таких исследований. Сохраняющейся во многом по инерции с советских времен традиции эмпирических исследований соответствует недостаточное развитие научного теоретизирования. При этом существующая профессиональная среда специалистов не обладает достаточной институциализацией и не пользуется поддержкой государства и общества. В ней идет активный поиск путей самореализации как на исследовательском, так и на институциональном уровне. Второй аспект — это нынешнее состояние российской социологии религии, которое представлено пятью основными сегментами: службы изучения общественного мнения, исследовательские центры в академических и вузовских учреждениях, преподавание социологии религии, профессиональные ассоциации социологов религии, сетевые сообщества энтузиастов социологии религии. Положение социологии религии в России в целом определяется как «лиминальная» фаза, когда (по известной классификации) стадия «открепления» от прежнего (советского) состояния пройдена, но итоговая стадия чёткой структуризации ещё далеко не достигнута.
социология религии, исследовательские центры, изучение общественного мнения, профессиональные ассоциации социологов религии.
1. Белова Т. П. Социология религии в современной России: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Ивановского ун-та. Сер. «Право. Экономика. Социология». 2001. Вып. 4.
2. Возьмитель А. А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. 2007. № 2.
3. Гараджа В. И. Социология религии (1996) // Социология в России / В. А. Ядов. ред. М., 19982.
4. Лопаткин Р. А. Социология религии в России: опыт прошлого и современные проблемы // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2001. № 4.
5. Медведко С. В. Проблемы методологии современной социологии религии в России // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2001. № 2.
6. Мухарямов Н. М., Закамуллина М. Н. Социология религии: научный и образовательный потенциал // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2009. № 1.
7. Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. СПб., 2011.
8. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М., 19852.
9. Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979.
Смирнов Михаил Юрьевич
Смирнов И. П. Оправдание нации культурой как основа историософии Г. П. Федотова // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 94. С. 59-73. DOI: 10.15382/sturII202094.59-73
В статье анализируется научное творчество историка и философа Г. П. Федотова (1886–1951) с точки зрения его мировоззренческих и методологических принципов и обосновывается тезис о том, что в основе его оригинальной историософии лежал культуроцентристский подход. Исторический процесс мыслитель интерпретировал в первую очередь как репрезентированное в культуре творческое самовыражение народов, которое он характеризовал как «развитие национального сознания». Ключевым понятием при этом выступает национальная традиция, ее ренессанс Федотов констатировал в современных ему европейских нациях-государствах. Особое значение в формировании и функционировании культуры он придавал языку, в частности указав на противоречивую роль славянского языка литургии и древнерусской литературы в истории нашей страны. Существенное место в исследовательских интересах Федотова принадлежит цивилизационным изломам русской истории и проблеме культурного единства и передачи преемственности внутри национальной традиции. Автор отмечает концептуальную связь развиваемых Федотовым идей с оригинальной русской мыслью, с отечественной мыслительной традицией. Принадлежность к последней проявилась в таких элементах мировоззрения мыслителя, как внимание к проблеме личности и теории свободы, противопоставление культуры и цивилизации, целостный взгляд на историю человечества, литературоцентризм, отрицание линейной логики детерминированного прогресса, неприятие гедонистической трактовки человека как субъекта истории, критика рационализма, экономизма, индивидуализма и т. д. Свою культурно-историческую теорию Федотов не только плодотворно применял к истории России, но и продуктивно размышлял с ее помощью о будущем — о времени после смены политического строя. Будущую судьбу страны он тесно связывал с успешным решением национального вопроса, которое полагал возможным только на основе объединительной миссии русской культуры, ясно предвидя и в ряде случаев с точностью предсказав драматичные процессы, свойственные нашему сегодняшнему дню.
История культуры, Русская мысль, национальная традиция, самосознание, теория национального строительства, культуроцентризм, историография, Г. П. Федотов
  1. Антощенко А. В. «Евразия» или «Святая Русь»? Российские эмигранты в поисках самосознания на путях истории. Петрозаводск, 2003.
  2. Антощенко А. В. Георгий Петрович Федотов: последние годы в Советской России // Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов (V Арсентьевские чтения): сб. статей. Чебоксары, 2014. С. 22–26.
  3. Антощенко А. В. «Византинизм» в интерпретации Г. П. Федотова // Вестник славянских культур. 2017. Т. 44. С. 7–20.
  4. Зайцева Н. В. Логика любви: Россия в историософской концепции Г. Федотова. Самара, 2001.
  5. Ивонина О. И. Время свободы. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX — середины XX в. Новосибирск, 2000.
  6. Киселев А. Ф. Страна грез Георгия Федотова (размышления о России и революции). М., 2004.
  7. Клепикова Ю. В. Бремя империи и призвание России: к философии истории Г. П. Федотова // Философские науки. 2019. № 4. C. 44–57.
  8. Межуев В. М. Нация и государство // Он же. Между прошлым и будущим. М., 1996.
  9. Морозов Е. В. «Новый град» в Западной Европе: мысли о России // История мысли. Русская мыслительная традиция / под ред. И. П. Смирнова. Вып. 3. М., 2005. С. 126–138.
  10. Рыбачук В. Б. Философия культуры Г. П. Федотова. Тверь, 1996.
  11. Сербиненко В. В. Оправдание культуры: творческий выбор Г. Федотова // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 41–53.
  12. Сербиненко В. В., Гребешев И. В. Русская метафизика XIX–XX веков. М., 2016.
  13. Смирнов И. П. История мысли. Теоретические основания. М., 2020.
Смирнов Игорь Павлович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119191, г. Москва, Ленинские горы, 1, стр. 46, 3-й учеб. корпус;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-5408-4164;
Электронный адрес: post123_2000@mail.ru.
Смирнов Д. В. Трактат блж. Августина «О духе и букве»: исторический фон и идейное содержание текста // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 95-117. DOI: 10.15382/sturIII202064.95-117
В статье анализируется историческое и идейное своеобразие трактата «О духе и букве», раннего антипелагианского текста блж. Августина. Рассматривается исторический и литературный контекст начальной стадии пелагианских споров. Общая характеристика трактата «О духе и букве» сопровождается обзором оценок, которые были даны его содержанию в отечественной богословской и патрологической литературе. Предлагается структурный и тематический анализ текста, демонстрируется широкое использование блж. Августином метода полемической экзегезы, в качестве материала для которой им привлекаются преимущественно послания ап. Павла. Исследуется интерпретация блж. Августином фундаментальных тем христианской сотериологии, поднимаемых им в связи с основным вопросом о значении закона и благодати для оправдания и спасения. Согласно выводам автора, уникальное положение трактата «О духе и букве» в корпусе трудов блж. Августина обусловлено тем, что в тексте оказалась выражена позиция по вопросу о благодати, которая в ходе дальнейших пелагианских споров была осуждена на Западе как «полупелагианство» и которая была известна на Востоке как учение о синергии.
блаженный Августин, трактат «О духе и букве», Целестий, пелагианство, Пелагианские споры, закон Моисея, благодать, свобода воли, оправдание, спасение, христианская сотериология, латинская патристика
  1. Головнина Н. Г. Российская псевдо-августиниана в контексте переводческой деятельности XVIII века // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 58–74. doi: 10.15382/sturII201672.58-74.
  2. Гусев Д. В. Антропологические воззрения блаж. Августина в связи с учением пелагианства // Православный собеседник. 1876. № 2. С. 271–334.
  3. Кремлевский А. [М.] История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань, 1898.
  4. Кремлевский А. [М.] Первородный грех по учению блаженного Августина Иппонского. СПб., 1902.
  5. Скворцов К. [И.] Блаженный Августин как психолог: [Ч. 1] // Труды Киевской духовной академии. 1870. № 4. С. 154–200.
  6. Смирнов Д. В. Пелагианство // ПЭ. Т. 55. M., 2019. С. 224–258.
  7. Степанцов С. А., Фокин А. Р. и др. Августин Аврелий // ПЭ. T. 1. М., 2000. C. 93–109.
  8. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859. Т. 3.
  9. Фокин А. Р. Пелагий // ПЭ. Т. 55. M., 2019. С. 258–274.
  10. Bochet I. «La lettre tue, l’Esprit vivifi e»: L’exégèse augustinienne de 2 Cor 3, 6 // Nouvelle Revue Théologique. 1992. T. 114. P. 341–370.
  11. Burns J. P. The Development of Augustine’s Doctrine of Operative Grace. P., 1980. (Études augustiniennes: Antiquité; 82.)
  12. Chéné J. Saint Augustin enseigne-t-il dans le «De spiritu et littera» l’universalité de la volonté salvifi que de Dieu? // Recherches de science religieuse. 1959. Vol. 47. P. 215–224.
  13. Geerlings W. Augustinus: Leben und Werk: Eine bibliographische Einführung. Paderborn etc., 2002.
  14. Hwang A. Y. Augustine’s Interpretations of I Tim. 2:4 in the Context of His Developing Views of Grace // Studia Patristica. 2006. Vol. 43. P. 137–142.
  15. Léon-Dufour X. Grâce et libre arbitre chez saint Augustin à propos de: «Consentire vocationi Dei... propriae voluntatis est» // Recherches de science religieuse. 1946. Vol. 33. P. 129–163.
  16. Lettieri G. La dialettica della giustifi cazione nel «De spiritu et littera» // Ripensare Agostino: Interiorità e intenzionalità : Atti del IV Seminario internazionale del centro di studi agostiniani di Perugia. Roma, 1993. P. 123–165. (Studia ephemeridis augustinianum; 41.)
  17. Lohse B. Zum Wittenberger Augustinismus: Augustins Schrift «De spiritu et littera» in der Auslegung bei Staupitz, Luther und Karlstadt // Augustine, the Harvest, and Theology (1300–1650): Essays Dedicated to Heiko Augustinus Oberman in Honor of His 60th Birthday / Ed. K. Hagen. Leiden, 1990. P. 89–109.
  18. McGrath A. Iustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justifi cation. 3rd ed. Cambridge, 2005.
  19. Meis A. La «Impeccantia» como posibilidad humana segun «De spiritu et littera» de San Agustin // Teología y Vida. 1983. Vol. 24. P. 53–68.
  20. Meis A. La libertad como gracia en «De spiritu et littera» de San Agustin // Anales dela Facultad de Teología / Pontifi cia Universidad Católica de Chile. Santiago de Chile, 1982. Vol. 33. P. 77–95.
  21. Meyer P. W. Augustine’s «The Spirit and the Letter» as a Reading of Paul’s Romans // The Social World of the First Christians: Essays in Honor of W. A. Meeks / Ed. L. M. White, O. L. Yarbrough. Minneapolis, 1995. P. 366–381.
  22. Mowbray A. Augustine the Semi-Pelagian // Augustiniana. 2012. Vol. 62. P. 189–249.
  23. Plagnieux J. Le chrétien en face de la loi d’apres le «De spiritu et littera» de saint Augustin // Theologie in Geschichte und Gegenwart: Michael Schmaus zum sechzigsten Geburtstag / Hrsg. J. Auer, H. Volk. München, 1957. S. 725–754.
  24. Prosopographie Chrétienne du Bas-Empire. P., 1982. T. 1: Prosopographie de l’Afrique Chrétienne (303–533) / Ed. A. Mandouze e. a.; P.; Rome, 1999–2000. T. 2: Prosopographie de l’Italie Chrétienne (313–604) : In 2 vol. / Ed. Ch. Pietri, L. Pietri e. a.
  25. Refoulé F. Datation du premier concile de Carthage contre les Pélagiens et du «Libellus fi dei» de Rufin // Revue d’etudes augustiniennes et patristiques. 1963. Vol. 9. № 1–2. P. 41–50.
  26. Sage A. La volonté salvifi que universelle de Dieu dans la pensée de saint Augustin // Recherches augustiniennes. 1965. Vol. 3. P. 107–131.
  27. Teske R. J. Introduction [to the Treatise «The Spirit and the Letter»] // Augustine, Saint, Bishop of Hippo. Answer to the Pelagians / Introd., transl., and not. R. J. Teske. Hyde Park (N. Y.), 1997. P. 141–149.
Смирнов Дмитрий Владимирович
Место работы: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; Российская Федерация, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10а, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-7330-8709;
Электронный адрес: smirnov.pravenc@gmail.com.