/
Результат поиска


Смекалина В. В. Шильонский замок — «место паломничества» русских путешественников конца XVIII–XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 4 (53). С. 44-52.
PDF
На примере анализа восприятия русскими путешественниками Шильонского замка в конце XVIII–XIX в. в статье раскрывается механизм усвоения русской культурой новых образов, показывается определяющая роль в данном процессе художественной литературы. В течение короткого времени Шильонский замок превратился в «место паломничества » в русской культуре, что во многом определилось влиянием творчества Ж.-Ж. Руссо, Дж. Г. Байрона, Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского.
русская культура, путешествия, Швейцария, Шильонский замок, Байрон, Жуковский
1. Karamzin N. M. Bednaja Liza. Avtobiografia. Povesti. Pis'ma russkogo puteshestvennika (Poor Lisa. Autobioraphy. Novels. Letters of a Russian traveler) . Moscow, 2005.
2. Tolstoj L. N. Polnoe sobranie sochinenij v 90 tomah (Complete works in 90 volumes). T. 47, T. 60. Moscow, 2006.
3. Pogodin M. P. God v chuzhih krajah (1839): Dorozhnyi dnevnik (A Year abroad (1839): travel journal). T. 4. Moscow, 1844.
4. Vjazemskij P. A. Polnoe sobranie sochinenij (Complete works). T. 10. S.-Petersburg, 1886.
5. Andreev A. Yu. 2012. Deux siecles de presence russe en Pays de Vaud, pp. 97-108.
6. Zhukovskij V. A. Polnoe sobranie sochinenij ipisem v 20 tomah (Complete works and letters in 20 volumes). T. 13. Moscow, 2004.
7. Gogol' N. V. Perepiska v 2 tomah (Correspondence in 2 volumes). Moscow, 1988. T. 1.
8. Zilov A. M. Dnevnik russkogo puteshestvennika po Evrope (A journal of a Russian traveler in Europe). T. 2. Moscow, 1843.
9. Bogoljubov A. P. Zapiski morjake-hudozhnika (Notes of an artist-sailor). Samara, 1996.
10. Shevyrev S. P. Italjanskie vpechatlenja (Italian impressions). S.-Petersburg, 2006.
11. Chajkovskij P. I. Perepiska s N. F. fon-Mekk (Correspondence with N.Ph. von Mekk). Т. I. 1876-1878. Moscow, 1934.
Смекалина Валентина Владимировна
Смекалина В. В. "Устав от бурь, накрывших Европу, я отправился в Швейцарию на поиски покоя": Ф. Г. Головкин в Швейцарии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 43-52. DOI: 10.15382/sturII201671.43-52
Статья посвящена исследованию одного из примеров разработки «швейцарского мифа» в заметках русских путешественников рубежа XVIII–XIX вв. Граф Федор Гаврилович Головкин, выходец из знатной семьи российского дворянства, осевшей за границей, оставил обширные и информативные записки и письма о стране, в которой проживал в течение ряда лет. Они касались не только природных красот Швейцарии, но и давали картины ее истории, общественной и политической жизни. При этом он дополняет восприятие «швейцарского мифа» чертами «дворянской идиллии» — образом безмятежного, уединенного существования аристократа-философа. Его теплое отношение к Швейцарии неотделимо от его привязанности к самим швейцарцам, к своим тамошним друзьям, к событиям прошлого, к культурному пространству страны. В статье на основании анализа источников, почерпнутых из мемуаров и писем графа Ф.Г. Головкина, делаются выводы о степени инкорпорации российского дворянства в европейское культурное пространство, а также о влиянии политических перемен в Европе начала XIX в. на мировосприятие русских дворян за границей. Характерная для Головкина позиция «успокоения между развалинами прошлого и рассуждениями о будущем», которую он приобрел даже в сравнительно тихой и не затронутой сильными общественными переменами Швейцарии, предвосхищает более трагическое и интенсивное восприятие Европы последующими поколениями русских путешественников XIX в.
Россия, Швейцария, Головкин, миф, идиллия, культура.
1. Боннэ С. Историческое введение // Головкин Ф. Г. Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания. М., 2003. С. 40–112.
2. Данилевский Р. Ю. Россия и Швейцария. Литературные связи XVIII–XIX вв. Л., 1984.
3. Исмаил-Заде Д. «Пишу эти строки во цвете лет…» // Головкин Ф. Г. Двор и царствование Павла I. М., 2003. С. 5–38.
4. Смекалина В. В. Швейцарский поэт и ученый Альбрехт фон Галлер // Новая и новейшая история. 2013. № 6. С. 184–188.
5. Смекалина В. В. Русские путешественники в Швейцарии во второй половине XVIII — первой половине XIX в. М., 2015.
6. Тозато-Риго Д. Семья Головкиных. Русские аристократы на республиканской земле // Родина. 2014. № 1. С. 18–20.
7. Brang P. “„Mein Erstaunen schwand...“. Zum Schweiz-Mythos in der russischen Literatur“, in Neue Zürcher Zeitung, Zürich, 1985, vol. 9/10/3, p. 66.
8. Cart J. L. Histoire de mouvement religieux et ecclésiastique dans le canton de Vaud pendant la première moitié du dix-neuvième siècle, Lausanne, 1870, vol. 1.
9. Coppet et la revolution de Suisse 1797–1805. Forum europeen de Coppet, Vaud, 2003.
10. Hentschel U. Mythos Schweiz: zum deutschen literarischen Philhelvetismus zwischen 1700 und 1850, Tübingen, 2002.
11. Hofmann E., Rosset F. Le Groupe de Coppet. Une constellation d’intellectuels européens, Presses polytechniques et universitaires romandes (coll. Le Savoir Suisse), Lausanne, 2005.
12. Jaume L. (ed.) Coppet, creuset de l’esprit liberal, Paris; Aix-en-Provence, 2000.
13. Kloocke K. (ed.) Le groupe de Coppet et l’Europe: 1789–1830, Lausanne, 1994.
14. Reichler C. Le voyage en Suisse: anthologie des voyageurs français et européens de la Renaissance au XXe siècle, Paris, 1998.
Смекалина Валентина Владимировна
Янушкявичене О. Л., Смекалина Н. В. Влияние дистанционного образования на развитие коммуникативных умений младших школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 44-56. DOI: 10.15382/sturIV202161.44-56
Статья посвящена изучению влияния дистанционного обучения на развитие коммуникативных умений детей. Проведенное теоретическое исследование позволило выявить, что большинство авторов связывают этот процесс с «общением», «пониманием другого», «невербальным взаимодействием», «диалогом» и «текстом». Так как при дистанционном обучении невербальные каналы взаимодействия практически не работают, было сделано предположение, что вырабатывание коммуникативных умений в этом случае осложняется. Также была выдвинута гипотеза о том, что эффективность коммуникации при дистанционном обучении может достигаться через работу с текстом, и проанализирована ситуация с пониманием смысла текста в современной школе. Было проведено экспериментальное исследование в виде опроса учителей и родителей детей. Результаты проведенного анкетирования позволили сделать некоторые выводы о взаимосвязи дистанционного обучения и развития коммуникативных умений учащихся: при дистанционном обучении теряется навык невербального общения (больше используется символика, например, смайлики); упрощается письменная и устная речь; больше используются аббревиатуры, мысль излагается простыми предложениями, становится меньше сложных речевых оборотов, упрощаются сравнения; теряются навыки письма, орфографии; умение выслушивать и уступать другим утрачивается; появляется зависимость от «лайков»; толерантность зависит от того дистанционного социума, в котором пребывает учащийся; снижаются навыки нахождения нужной информации из различных источников, кроме интернета; коллектив распадается на группы по интересам, которые иногда находятся в параллельном дистанционном пространстве; снижается уровень самоконтроля из-за отвлекающих «всплывающих ярких окон».
дистанционное обучение, коммуникативные умения, общение, понимание другого, невербальные взаимодействия, диалог, текст
  1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособ. М., 2007.
  2. Асмолов А. Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М., 2008.
  3. Болотова А. К. Время и невербальные взаимодействия в коммуникативном диалоге (кросс-культурный аспект) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2019. Vol. 4. Issue 2. P. 48–55.
  4. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
  5. Воскобойников А. Э. Монолог о Диалоге и Понимании // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 22–27.
  6. Гладченко В. Е. Коммуникативные умения: подходы и классификации // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). C. 84–85.
  7. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных умений учебных действий у младших школьников. Волгоград, 2013.
  8. Золотарев Д. А., Белико Т. В. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Вып. 2 (1). T. 13. С. 215–220.
  9. Конюхов Д., Янушкявичене О. Л. Обретение смыслов // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 80–87.
  10. Мкртчян М. А. Идеологические основы коллективного способа обучения // Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Красноярск, 2005.
  11. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
  12. Образование в Америке. URL: http://hellishamerica.ru/obrazovanie.html (дата обращения: 17.01.2021).
  13. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
  14. Сомкова О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие. СПб., 2017.
  15. Uhls Т. Y., Michikyan M., Morris J., Garcia D., Small G. W., Zgourou E., Greenfield P. M. Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues // Computers in Human Behavior. October 2014. Vol. 39. P. 387–392.
Янушкявичене Ольга Леонидовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор физико-математических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5362-0073;
Электронный адрес: olgjan@mail.ru.
Смекалина Наталья Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5483-4084;
Электронный адрес: festival-nata@mail.ru.