/
Результат поиска


Скворцов П. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения учащимися начальной школы наблюдений за сезонными изменениями в природе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 9-19. DOI: 10.15382/sturIV201538.9-19
Одним из показателей успешности обучения на ступени начального общего образования является достижение учащимися метапредметных результатов, проявляющихся через универсальные учебные действия младших школьников. Очевидно, что указанный результат может быть получен только при планомерной и поэтапной совместной работе учащихся и учителя начальных классов. В данной статье представлены результаты исследования по выявлению эффективности формирования у учащихся младших классов познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе. Показаны этапы формирования понятия как мысленной модели реальности и развития у младших школьников умения обобщения на базе формирующегося в ходе наблюдений чувственного опыта и получаемой учащимися информации. Приведены примерные методические разработки занятий по целенаправленному формированию умения обобщения, как важнейшего из познавательных универсальных учебных действий, на основе результатов наблюдений за изменениями в природе своей местности.
обобщение, приемы обобщения, восприятие, представление, понятие, наблюдения за сезонными изменениями природы.
1. Анастасова Л. П., Клепинина З. А., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии: Пособие для учителя / проф. Д. И. Трайтак, общ. ред. М., 1981.
2. Дюмина С. В. Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 17–29.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2008.
4. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы современного биологического образования. М., 1991.
5. Новейший философский словарь. Минск, 2003.
6. Скаткин М. Н. Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе. М., 1946.
7. Скворцов П. М. Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования. М., 2014.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010. П. 9, 11.
9. Шаповаленко С. Г. Методы научного исследования в области методики химии // Известия АПН РСФСР. 1946. Вып. 4. С. 65.
Скворцов Павел Михайлович
Скворцов П. М., Скворцова Я. В. Принцип объективного оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 9-22. DOI: 10.15382/sturIV201955.9-22
В статье рассматривается вопрос объективности оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей в организациях высшего образования в рамках реализуемого компетентностного подхода. Анализируются сложности реализации компетентностного подхода в высшем образовании в целом и педагогическом образовании в частности. Приводятся отличия компетенций специалиста с высшим образованием по сравнению с квалифицированным рабочим (служащим) и специалистом среднего звена. Предлагается принцип объективного оценивания результативности освоения студентами профессиональных образовательных программ, в основу которого положена необходимость внешней оценки третьей стороны, помимо оценки преподавателя и самооценки студента. Выдвигаются условия, при соблюдении которых возможна объективная оценка успешности обучения. Обосновывается необходимость создания фонда оценочных средств по конкретной учебной дисциплине. Предлагается типология оценочных средств, позволяющих объективно оценить образовательные достижения студентов. Выделяются особенности контрольно-оценочных средств, диагностирующих уровень знаний и сформированность умений и навыков у студентов. Описываются качественные признаки контрольно-измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий, используемых при оценивании учебных достижений студента. Указываются возможности использования контрольно-измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий в соответствии с их оценочными возможностями. Обосновывается выделение базового уровня учебных достижений студента как точки отсчета для дифференцированных и недифференцированных форм оценки.
принцип объективного педагогического оценивания, источники объективной оценки учебных достижений, фонд оценочных средств, контрольно-оценочные средства, контрольно-измерительные материалы, компетентностно-ориентированные задания, базовый уровень учебных достижений
  1. Виленский М. Я. и др. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе. М., 2006.
  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2006.
  3. История педагогики: Учебник для педагогических институтов. М., 1951.
  4. Колыхалова О. А. Влияние инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 11–25.
  5. Коржуев А. В. и др. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М., 2003.
  6. Краевский В. В. Методология педагогической науки. М., 2001.
  7. Литвинова С. Н., Танвель И. В. Проектирование профиля образовательной программы бакалавриата: маркетинговый подход // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 11–23.
  8. Михайловский М. Н., Хамматова Р. С. Компетентностный подход в сфере высшего образования // Современное образование: гипотезы и апробация результатов: Материалы научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». Самара, 2016. С. 135–139.
  9. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М., 2007.
  10. Попков В. А. и др. Дидактика высшей школы. М., 2008.
  11. Психология: Практикум для студентов медицинских вузов. / ред. Н. Д. Творогова. М., 2002.
  12. Рохлов В. С., Скворцов П. М. Всероссийская проверочная работа как механизм диагностики учебных достижений учащихся 11-х классов по биологии // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 61–67.
  13. Ситаров В. А. Дидактика. М., 2009.
  14. Скворцов П. М. Контрольно-оценочные средства и их использование в обучении биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: Сб. материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Д. И. Трайтака. М., 2017. С. 138–140.
  15. Скворцов П. М. Мониторинг учебных достижений учащихся 5-х классов по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО // География в школе. 2016. № 2. С. 47–52.
  16. Скворцова Я. В. Выявление уровня готовности первокурсников к обучению в медицинском колледже // Среднее профессиональное образование. 2014. № 6. С. 30–33.
  17. Скворцова Я. В. Организационно-педагогические основы преемственности общего и среднего профессионального образования (на примере медицинских специальностей): дис. … канд. пед. наук. М., 2014.
  18. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 08.10.2019).
  19. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. URL: http://fgosvo.ru/news/9/1426 (дата обращения: 08.10.2019).
  20. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2005.
  21. Шакурова М. В., Козельская К. А. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 22–34.
  22. Шумова Н. С., Бабиева Н. С., Байковский Ю. В. Формирование навыка самооценивания у спортсменок-волейболисток // Теория и практика физической культуры. 2018. № 11. С. 14–16.
  23. Masalimova A. R., Mikhaylovsky M. N., Grinenko A. V., Smirnova M. E., Andryushchenko L. B., Kochkina M. A., Kochetkov I. G. The Interrelation Between Cognitive Styles And Copying Strategies Among Student Youth // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2019. Т. 15. № 4: em 1695. URL: http://www.ejmste.com/Issue-4-2019,6609 (дата обращения: 08.10.2019).
Скворцов Павел Михайлович
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент кафедра педагогики и методики начального образования, зам. декана ПФ по научной работе;
ORCID: 0000-0001-8233-6162;
Электронный адрес: sturnus-68@mail.ru.
Скворцова Ярославна Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Первый медицинский государственный московский университете имени И. М. Сеченова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2;
Должность: ст. преподаватель кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы;
ORCID: 0000-0003-0634-9871;
Электронный адрес: skv-yaroslavna@yandex.ru.