/
Результат поиска


Симора В. А. Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе российской империи на рубеже XIX и XX столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 118-127.
PDF
Автор статьи рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания учеников школьного возраста в церковно-приходских школах России в обозначенный период. Эти школы открывались при церквях и монастырях с разрешения епархиального училищного совета. Их целью было утверждение в народе православного учения веры и нравственности, а также сообщение учащимся первоначальных полезных знаний. Основные задачи церковных школ заключались в начальном образовании и духовно-нравственном воспитании учеников в русле православных традиций.
церковно-приходская школа, духовно-нравственное воспитание, учащиеся, православная педагогика, Закон Божий, законоучитель
Симора Виталий Анатольевич, священник
Симора В. А. Нравственное состояние и проблемы воспитания учащихся духовных семинарий на рубеже XIX — начала XX вв. (на примере Тверской духовной семинарии) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 75-86. DOI: 10.15382/sturIV201640.75-86
В статье рассматриваются проблемы, связанные с духовно-нравственным становлением воспитанников дореволюционных семинарий, и принимаемые в связи с этими проблемами воспитательные действия руководства. В качестве примера приведены сведения из учебно-воспитательного процесса центральной семинарии Российской империи —Тверской духовной семинарии — в период действия Устава духовных семинарий 1884 г. Актуальность статьи заключается в оценке прошлого, соотнесении его уроков с настоящим и на основе этого прогнозировании построения эффективного педагогического процесса. Автор отмечает, что для постоянного пастырско-отеческого наблюдения за развитием внутренней жизни воспитанников во всех духовных семинариях была учреждена должность духовника, но несмотря на это духовная школа не проявила достаточной стойкости в борьбе с мятежным духом отрицания. В общественной и церковной среде на рубеже XIX–XX вв. многократно поднимались вопросы преобразования среднего духовного образования, даже был разработан новый Устав духовных семинарий, однако в связи с известными историческими событиями 1918 г. он не был принят.
Тверская духовная семинария, Устав православных духовных семинарий (1884 г.), религиозность, духовность, воспитание, инспекция, семинаристы, пастырство
1. Белявский Ф. О реформе духовной школы. Краткий очерк прошлого средней школы. СПб., 1907.
2. Глубоковский Н. О реформе Духовной школы. СПб., 1908.
3. Духовная и церковная школа // Церковный Вестник. 1915. № 16. С. 478.
4. Духовная школа и ее будущее // Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей / Изд. наследниками Е. А. Покровского под ред. д-ра Н. Ф. Михайлова. 1905. № 9. С. 157–158.
5. Духовное образование в преддверии церковного собора // Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей / Изд. наследниками Е. А. Покровского под ред. д-ра Н. Ф. Михайлова. 1907. № 7. С. 129.
6. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1984.
7. К вопросу о постановке дела воспитания в семинариях // Богословский Вестник. Сергиев Посад, 1905. № 4. С. 775–789.
8. Колыванов Г. Духовные семинарии в России в 1880–1920 гг.: дис. ... канд. богословия. Троице-Сергиева Лавра, 1999.
9. Малиновский И. Семинаристы в университете // Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей / Изд. наследниками Е. А. Покровского под ред. д-ра Н. Ф. Михайлова. 1905. № 6. С. 130.
10. Титлинов Б. В. Молодежь и революция: Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений: 1860–1905 гг. / Э. Э. Эссена, ред. и предисл. Л., 1925.
11. Ушаков А. В. Революционное движение демократической интеллигенции в России: 1895–1904. М., 1976.
Симора Виталий Анатольевич, священник
Симора В. А. Роль преподавательской корпорации в подготовке просвещенного духовенства в Тверской духовной семинарии в начале XX столетия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 69-77. DOI: 10.15382/sturIV201849.69-77
Статья посвящена роли педагогической корпорации Тверской духовной семинарии в деле воспитания будущих пастырей Русской Православной Церкви в начале XX в. В конце XIX в. была предпринята попытка проведения реформ духовной школы. Это было обусловлено начавшимся кризисом средних духовных заведений. Признаками кризиса духовных семинарий были: снижение успеваемости, ухудшение дисциплины и семинарские волнения. По этой причине вся педагогическая корпорация, инспекторский надзор, семинарское и епархиальное руководство должны были сплотиться, чтобы противостоять тем внешним влияниям и внутренним нестроениям, которые охватили духовные средние учебные заведения. Педагогической корпорации рекомендовалось обращать внимание на привлечение учеников старших классов к практическому участию в богослужении; приобщение воспитанников к чтению святоотеческих творений в урочное и внеурочное время. Но, несмотря на непростое предвоенное и военное время, трудное материальное положение, в сравнении со светскими учебными заведениями, многие преподаватели остались верными своему педагогическому долгу до закрытия Тверской духовной семинарии.
преподавательская корпорация, духовенство, Тверская духовная семинария, правящий архиерей, семинарские волнения, воспитанники, пастырство, религиозное и духовно-нравственное воспитание, реформа духовных семинарий
  1. Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедования за 1900 г. СПб., 1903.
  2. К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 337–338.
  3. К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 341.
  4. От Правления Тверской духовной семинарии // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1907. № 14. Год 31. Часть оф. С. 332–333.
  5. Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 г., с относящимся к ним постановлением Св. Синода. СПб., 1908.
  6. Чествование Ректора Тверской духовной семинарии, протоиерея Александра Петровича Надежина, по случаю назначения его членом Государственного Совета // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1913. № 1. Год 37. Часть неоф. С. 3–17.
Симора Виталий Анатольевич, священник
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Епархиальное управление Тверской и Кашинской епархии; 170000, Тверь, ул. Советская 10; Институт педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета; 170000, г. Тверь, ул. Желябова 33; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, 127051, Лихов пер. д. 6;;
Должность: Председатель Отдела религиозного образования и катехизации; доцент кафедры теологии; аспирант;
ORCID: 0000-0002-7317-9772;
Электронный адрес: vitalijsimora@yandex.ru.
Симора В. А. Пастырское служение в образовательных организациях России во второй половине XIX — начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 82-92. DOI: 10.15382/sturIV202161.82-92
В статье раскрывается содержание пастырского служения и его предназначение в деле духовного становления детей в рамках учебного процесса образовательных организаций России в дореволюционный период. Автором показано, какие личностные и профессиональные требования предъявлялись к священнослужителям, занимавшимся народным образованием, а также те изменения, которые претерпевала система народного образования в обозначенный период. Прослеживается отношение народа к деятельности священнослужителей в деле духовного окормления и просвещения детей и взрослых в XIX в. Автором анализируется роль Церкви и духовенства в 60-е гг. XIX в. в ведении всеобщего начального обучения, духовно-нравственного воспитания и утверждения в народе религиозных и нравственных понятий в церковно-приходских школах. На примере Тверской губернии продемонстрированы меры, предпринимаемые светской и церковной властью для улучшения качества преподавательской деятельности и подготовки священнослужителей к преподаванию Закона Божия, прежде всего, основание Братства законоучителей и совершенствование на его основе работы пастырей в учреждениях образования. В ходе написания статьи использовались методы исследования, характерные для историко-педагогических работ: источниковедческий анализ, конкретноисторический метод, позволивший последовательно изложить конкретные, строго выверенные факты, касающиеся истории отечественного образования, а также общенаучные методы сравнения и обобщения.
пастырское служение, Закон Божий, законоучитель, учитель, религиозное образование, воспитание, церковно-приходская школа, братство
  1. Беседа о священстве // Христианское чтение. 1847. С. 110–260.
  2. Беседа о священстве // Христианское чтение. 1848. С. 95–146.
  3. Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование Императора Александра II. Казань, 1891.
  4. Борис (Плотников), архим. Записки по пастырскому богословию. Вып. I. Ч. 29. Киев, 1891.
  5. Веселовский Б. История земств. СПб., 1911. Т. III.
  6. Заботы московского земства о преподавании Закона Божьего в народных школах // Тверские епархиальные ведомости. 1879. № 24. Часть неоф. Год 3. С. 550–551.
  7. Комаров Л., свящ. Предварительное совещание законоучителей начальных школ Тверской губернии // Тверские епархиальные ведомости. 1914. № 15. Часть неоф. Год 38. С. 274–280.
  8. Наставление законоучителю, священнику Бежецкого уезда села Сукромен Ивану Мореву // Тверские епархиальные ведомости. 1877. № 19. Часть неоф. Год 1. С. 363–368.
  9. Невский П., прот. Открытие братства законоучителей светских учебных заведений города Твери // Тверские епархиальные ведомости. 1910. № 49. Часть неоф. Год 34. С. 1008.
  10. Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. 6-е изд. СПб., 1895.
  11. Никольский П. О христианском воспитании в школе (Из бесед с слушателями педагогических курсов в г. Воронеже). Воронеж, 1910.
  12. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917 гг.): учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». М., 1982.
  13. Отчет Братства отцов законоучителей г. Твери (с 28 ноября 1910 г. и до 1 января 1913 г.) // Тверские епархиальные ведомости. 1913. № 13. Часть неоф. Год 37. С. 19–21.
  14. Очерки истории школы в педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976.
  15. Парфений (Сопковский), еп. Смоленский; Георгий (Конисский), архиеп. Могилевский. Книга о должностях пресвитеров приходских. М., 1777.
  16. Пастырское богословие в России за XIX век / Иером. Иннокентий. [Сергиев Посад], 1899.
  17. Правила о церковноприходских школах. СПб., 1885.
  18. Речь, произнесенная Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, при открытии в г. Твери Братства отцов законоучителей светских учебных заведений 28-го ноября 1910 // Тверские епархиальные ведомости. 1910. № 49. Часть неоф. Год 34. С. 1005–1008.
  19. Саблер В. К. О пастырском служении // Новгородские епархиальные ведомости. 1897. № 22. С. 1403–1404.
  20. Церковная школа. СПб., 1885. № 1.
  21. Церковноприходская школа. Киев, 1889. № 2.
Симора Виталий Анатольевич, священник
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Епархиальное управление Тверской и Кашинской епархии; 170000, Тверь, ул. Советская 10; Институт педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета; 170000, г. Тверь, ул. Желябова 33; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, 127051, Лихов пер. д. 6;;
Должность: Председатель Отдела религиозного образования и катехизации; доцент кафедры теологии; аспирант;
ORCID: 0000-0002-7317-9772;
Электронный адрес: vitalijsimora@yandex.ru.