/
Результат поиска


Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Анцута А. Н. Социальная поддержка: сопоставительный анализ политико-правового и социально-психологического подходов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 7-14. DOI: 10.15382/sturIV201641.7-14
В статье выделено два подхода к пониманию социальной поддержки, которые основаны на ее понимании как политико-правового и социально-психологического феномена. Показано, что в рамках политико-правового подхода социальная поддержка как понятие не имеет четких границ, а ее содержание в законодательных документах не отделено от других понятий, регулирующих социальную политику («социальная помощь», «социальная защита», «социальное обеспечение»). В социально-правовой интерпретации субъектом социальной поддержки является государство, а реципиентом — население, понимаемое как недифференцированный объект для государственного управления. С точки зрения социально-психологического подхода поддержка рассматривается как коммуникативный феномен, основным содержанием которого является обмен между людьми необходимой им для решения жизненных проблем информацией, эмоциями, различными формами заботы и практической помощи. Социальная поддержка как психологический феномен рассматривает индивидуальное благополучие как следствие устойчивых отношений со своим ближайшим социальным окружением. Утверждается, что психологический взгляд на поддержку легче интегрировать в повседневные практики помощи в социальной работе, поскольку он ближе к естественным формам организации жизни в семье, малых группах и сообществах.
межличностная коммуникация, политико-правовой подход, социальная поддержка, социально-психологический подход.
1. Бутаев Г. Р. Концептуальные основы реформирования конституционно-правового института социального государства на современном этапе // Современное право. 2011. № 1. С. 19–23.
2. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2000. № 2. С. 46–59.
3. Карданова И. В. К вопросу об определении понятия «социальная поддержка» (конституционно-правовой аспект) // Черные дыры в Российском законодательстве. 2010. № 4. С. 40–42.
4. Кирилловых А. А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. № 7. С. 72–83.
5. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Ю. А. Дмитриев, ред. М., 2009.
6. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М., 2008.
7. Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Социальная поддержка как психологический феномен // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 105–117.
8. Охохонин Е. М. Генезис идей социального государства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. № 25 (201). С. 6–10.
9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2001.
10. Carstensen L. L. 1991 “Socioemotional and selectivity theory: Social activity in life-span context”, in Annual Review of Gerontology and Geriatrics, 1991, vol. 11, pp. 195–217.
11. Cohen S. E., Wills T. A. 1985 “Stress, Social Support, and the Buffering Hypothesis”, in Psychological Bulletin, 1985, vol. 98/2, pp. 310–357.
Лифинцев Дмитрий Валентинович
Серых Анна Борисовна
Анцута Анна Николаевна
Серых А. Б., Зайцева А. А. Формирование профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по направлениям биономических профессий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 129-135. DOI: 10.15382/sturIV201746.129-135
В представленной статье на основе теоретических и экспериментальных исследований различных аспектов профессиональной идентичности как одной из важнейших составляющих современного квалифицированного специалиста разработана и описана структурно-функциональная модель профессиональной идентичности специалистов биономических профессий, включающая в себя совокупность ценностного, эмоционального, мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, от уровня сформированности которых зависят процессы самоидентификации и идентификации личности с группой. Автором выделены и охарактеризованы основные формы и методы работы преподавателя высшего учебного заведения по формированию профессиональной идентичности будущих специалистов биономических профессий, выделенные с учетом следующих условий: приемлемость в студенческой аудитории, возбуждение интереса, эффективность воздействия на сферы индивидуальности личности, оптимальные временные затраты. Поскольку процесс формирования профессиональной идентичности должен быть специально организованным, его целесообразно осуществлять в процессе преподавания одной из дисциплин профессионального цикла. В связи с этим предложена методика формирования профессиональной идентичности будущих специалистов биономических профессий, наглядно представленная на примере преподавания студентам направления подготовки «Зоотехния» одной из дисциплин профессионального цикла.
биономические профессии, профессиональная идентичность, студенты, модель, методика
  1. Барановский П. Н., Зайцева А. А., Насонова Н. А. Экспериментальные исследования начала позитивной профессиональной деформации у студентов биономических профессий // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2016. № 2 (36). С. 124–139.
  2. Вершинин С. И., Савина М. С., Махмудов Л. Ш., Борисова М. В. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) // Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2009. С. 168–173.
  3. Гарбузова Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 44. Т. 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniyaprofessionalnoy-identichnosti-studentov.
  4. Климов Е. А. Путь в профессию: Пособие для старших классов общеобразовательных школ. Ленинград, 1974.
  5. Либин А. В., Либина А. В., Либин В. В. Психографический тест: Конструктивный рисунок человека из геометрических форм. М., 2008.
  6. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: Учеб. пособие. Практические задания (практикум). М., 2010. URL: http://uchebnik.online/uchmotivatsiya/motivatsiya-personala-odegov.html.
  7. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
  8. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, ред. СПб., 2006.
  9. Филимонова О. Г. Модификация карты интересов // Школьный психолог. 2007. № 2. С. 40–45.
  10. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001.
Серых Анна Борисовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор психологических наук;
Место работы: БФУ им. И. Канта; Российская Федерация, 236022, г. Калининград, ул. Банковская 4–2;
Электронный адрес: annaserykh@rambler.ru.
Зайцева Александра Анатольевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»; Российская Федерация, 236000, г. Калининград, Советский проспект, д. 1;
Электронный адрес: aazaytseva39@mail.ru.