/
Результат поиска


Самарина Т. С. Методологические основы религиоведческого исследования в концепции Фридриха Хайлера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 57-67.
PDF
Проблема религиоведческого метода является одной из наиболее острых проблем в русском сегменте науки, в то время как европейские исследователи достигли в этом направлении определенных успехов, поэтому главной задачей исследования является попытка определить позицию известного немецкого религиоведа Фридриха Хайлера о принципах изучения религии. В качестве отправного пункта берется мнение, высказанное им в ряде работ, и главным образом, в последней его монографии: «Формы проявления и сущность религии»1. Хайлер выделяет несколько принципов, которыми необходимо руководствоваться религиоведам для адекватного исследования религиозных течений: внимание к деталям, погружение в сердцевину и в то же время умение видеть религии в их совокупности. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что размышления Ф. Хайлера, составленные им на основании собственной многолетней работы по изучению христианства и религий Востока, выстраиваются вокруг феноменологического метода, как наиболее эффективного. Автор делает предположение об отрицательных перспективах данного метода в русском религиоведении ввиду слабой освещенности его в нашем русском научном мире.
Ф. Хайлер, Н. Зёдерблом, И. Вах, сравнительное религиоведение, феноменология религии, психологическое религиоведение, феноменологический метод, методология религиоведения, теология, религиозный опыт, молитва, священное
1. Vinokurov V. V. 2010. Struktura svjashhennogo mira v fenomenologii religii Fridriha Hajlera (The Structure of the Sacred World in F. Heiler’s Phenomenology of Religion). Puncta, no. 9, pp. 175-177.
2. Davydov I. P. Sovremennye problemy metodologii religiovedenija (Contemporary questions of the methodology of the religious studies), available at:www.sfi.ru/statja/sovremennye-problemy-metjdologii-religiovedenija
3. Dzhejms U. Mnogoobrazie religioznogo opyta (The Varieties of Religious Experience). Moscow, 1993.
4. Kabo V. Proishozhdenie religii: Istorija problem (Origins of the Religion: History of the problematics), available at: http://aboriginals.narod.ru/origins_of_religion10.htm
5. Krasnikov A. Metodologicheskie problemy religiovedenija (Methodological problems of the Religion). Moscow, 2007.
6. Pylaev M. A. Kategorija «svjashhennogo» v fenomenologii religii, teologii i filosofii XX veka (Category of the “Sacred” in the 20 c. Phenomenology of Religion, Theology and Philosophy). Moscow, 2011.
7. Pylaev M. A. Zapadnaja fenomenologija religii (Western Phenomenology of Religion). Moscow, 2006.
8. Alles G. D. 2010. After the Naming Explosion: Joachim Wach's Unfinished Project. Hermeneutics, Politics, and the History of Religions, pp. 51-78
9. Misner P. (Hrsg). Briefwechsel, 1909–1931: Friedrich von Hügel — Nathan Söderblom — Friedrich Heiler. Paderborn, 1981.
10. Heiler F. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart, 1961.
11. Heiler F. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München, 1920.
12. Heiler F. Die Buddhistische Versenkung. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung. München, 1918.
13. Pye M. 2010. Friedrich Heiler. Klassiker der Religionswissenschaft, pp. 277-289.
14. Schimmel A. 2005. Friedrich Heiler. Encyclopedia of religion 6.
15. The future of religion: An Inerview with Ninian Smart, available at: http://www.scottlondon.com/interviews/smart.html
16. Waardenburg J. 1992. Friedrich Heiler und die Religionsphänomenologie — eine kritische Würdigung. Marburger  Universitatsreden, no. 93, pp. 27-51.
Самарина Татьяна Сергеевна
Самарина Т. С. Фридрих Хайлер и психология религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 4 (54). С. 83-96. DOI: 10.15382/sturI201454.83-96
В статье творчество известного немецкого религиоведа Фридриха Хайлера рассматривается в сопоставлении с разработками в сфере психологии религии. Своей первой, ставшей классической работе «Молитва» Хайлер дал подзаголовок «религиозно-историческое и религиозно-психологическое исследование», это значит, что сам он предполагал, что работает в сфере психологии религии. Исходя из этого положения, в статье проводится сопоставление идей Фридриха Хайлера с ведущими психологическими теориями его современников, объясняющими феномен религиозного: Уильямом Джеймсом, ЭвелинАндерхилл, Зигмундом Фрейдом. В ходе сопоставительного анализа выяснилось, что Хайлер хорошо знаком с исследованиями ряда ранних психологов религии (Леуба, Сатрбека, Саббатье), иногда обращается к ним за примерами, но серьезно их теории в расчет не принимает. Деление верующих Уильямом Джеймсом по типу религиозного опыта на «дваждырожденных» и «единождырожденных» имеет ряд сходных черт с типами «мистической» и «пророческой» религиозности, выявленными Хайлером. При сопоставлении теории мистического восхождения Эвелин Андерхилл и картины мистической религиозности Ф. Хайлера был выявлен целый ряд сходных черт, позволяющих говорить о прямом влиянии концепции Андерхилл на теорию Хайлера. Интересно, что при анализе так называемого брачного мистицизма Хайлер прибегает к инструментарию психоанализа Фрейда, считая его адекватной рамкой для рассмотрения эротически окрашенных религиозных переживаний, при этом подчеркивая, что в целом теория Фрейда не может объяснить феномен религиозного.
Фридрих Хайлер, Уильям Джеймс, Эвелин Андерхилл, Зигмунд Фрейд, феноменология религии, психология религии, религиозный опыт
1. Dupré L. 2005 “Mysticism” in: Encyclopedia of religion, Thompson Gale, 20052. vol. 9, pp. 6340–6354.
2. Heiler F. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung, München, 19213.
3. Heiler F. 1954 “Der Gottesbegriff der Mystik” in: Numen: International review for the history of religions, 1954, vol. 1, pp. 161–183.
4. Heiler F. Erscheinungsformen und Wesen der Religion, Stuttgart, 1961.
5. Pfister O. Bankrott eines «Apostels»: eine vorläufige Schlußabrechnung mit dem Ex-Sadhu Sundar Singh und Prof. Dr. Friedrich Heiler,Görlitz, 1928.
6. Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человечества // Ресурс: http://psylib.org.ua/books/andev01/txt08.htm (дата об- ращения 03. 02. 2014).
7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
8. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М., 2002.
9. Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996.
10. Тереза Авильская. Внутренний замок. М., 1992.
11. Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии // Religo: Альманах Московского религиоведческого общества. М., 2008. Вып. 1. Т. 1. C. 203–222.
Самарина Татьяна Сергеевна
Самарина Т. С. Из истории исламоведения: А. М. Шиммель и классическая феноменология религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 71. С. 89-103. DOI: 10.15382/sturI201771.89-103
В статье проводится анализ ключевых трудов известного классика исламоведения, специалиста по суфизму Анны-Мари Шиммель и показывается, что в ее творчестве методология классической феноменологии религии нашла свое оригинальное приложение в исследовании ислама. Вначале в статье делается акцент на некоторых моментах биографии А.-М. Шиммель, оказавших влияние на ее академическую карьеру, затем анализируется ее феноменологический подход и показывается, как она выстраивает свою систему описания ислама путем систематизации религиозных феноменов, восходя от внешних форм (материальные предметы) к центру религии (Богу), при этом всегда обращаясь к темам Бога, Корана, Мухаммада. Далее система А.-М. Шиммель иллюстрируется на основных примерах. Отмечается, что для нее феноменологический анализ ислама предполагает комплексное понимание и описание религиозных явлений, начиная с восприятия камня, праздника, одежды, мифа простыми верующимимусульманами и заканчивая сложными богословскими построениями, обращается внимание на то, что феноменологический подход к исламу, предложенный ею, учитывал специфику lived religion до появления этого направления, таким образом, наследие Шиммель вписывается в контекст современных религиоведческих исследований. Во второй части статьи рассматривается влияние концепций ведущих классиков феноменологии религии Мирчи Элиаде, Герардуса Ван дер Леу, Фридриха Хайлера на исследования А.-М. Шиммель. Делается вывод, что положительная рецепция ее работ как среди ученых-исламоведов, так и среди верующих мусульман свидетельствует о том, что язык феноменологического описания религии — язык религиозного диалога.
феноменология, религиоведение, ислам, мистицизм, А.-М. Шиммель, М. Элиаде, Г. Ван дер Леу, Ф. Хайлер
Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человечества. К., 2000.
Отто Р. Священное / А. М. Руткевича, пер. СПб., 2008.
Пылаев М. А. Западная феноменология религии. М., 2006.
Самарина Т. С. Феноменология религии Ф. Хайлера // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. 2016. № 2. С. 22–33.
Шиммель А. М. Мир исламского мистицизма. М., 2012.
Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1998.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2001.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М., 2000.
Das Heilige als Problem der gegenwärtigen Religionswissenschaft / W. Gantke, V. Serikov, Hrsg. Frankfurt am Main, 2015.
Das Thema des Weges und der Reise im Islam. Düsseldorf, 1994.
Die Religionen der Menschheit in Vergangenheit und Gegenwart. Stuttgart, 1962.
Heiler F. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München, 1920.
Heiler F. Der Gottesbegriff der Mystik // Numen: International review for the history of religions. 1954. Vol. 1. S. 161–183.
Heiler F. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart, 1961.
Hermeneutics, Politics and the History of Religions / C. Wedemeyer, W. Doniger, eds. Oxford, 2010.
Leaman O. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // British Journal of Middle Eastern Studies. 1996. Vol. 23. P. 96–97.
Leeuw G. Einführung in die Phänomenologie der Religion. München, 1925.
Leeuw Van der G. Phänomenologie der Religion. Stuttgart, 1956.
Leeuw Van der G. Religion in Essence and Manifestation. Princeton, 2014. P. IX–XIX.
Librande L. T. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // Journal of the American Academy of Religion. 1996. Vol. 64. P. 672–674.
Lived Religion in America: Toward a History of Practice / D. Hall, ed. Princeton, 1997.
Mahmutcehajic R. Bosnia the Good: Tolerance and Tradition. Budapest, 2000.
MehdiI. Annemarie Schimmmel: On Deciphering the Signs of God // Iqbal review: Journal of the Iqbal Academy Hyderabad. 2003. Vol. 12. URL: http://www.jaihoon.com/349.htm (дата обращения: 06.05.2017).
Mujiburrahman. The Phenomenological Approach in Islamic Studies: An Overview of a Western Attempt toUnderstand Islam // The Muslim World. 2001. Vol. 91. P. 437–439.
Nasr S. H. The Need for a Sacred Science. Albany, 1993.
Netton I. R. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // Journal of the Royal Asiatic Society. 1996. Vol. 6. P. 418–420.
Rahman F. Approaches to Islam in Religious Studies: Review Essay // Approaches to Islam in Religious Studies / R. C. Martin, ed. Oxford, 2001. P. 189–202.
Schimmel A.-M. A life of learning. N. Y., 1993.
Schimmel A.-M. As Through a Veil: Mystical Poetry in Islam. N. Y., 1982.
Schimmel A.-M. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam. Albany, 1994.
Schimmel A.-M. The Mystery of Numbers. Oxford, 1993.
Waardenburg J. Islam. Historical, social, and political perspectives. B., 2002.
Waardenburg J. Islamisch-Christliche Beziehungen. Geschichtliche Streifzüge // Religionswissenschaftliche Studien. Würzburg, 1993. Bd. 23.
Wheeler B. M. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // History of Religions. 1997. Vol. 36. P. 283–285.
Самарина Татьяна Сергеевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Электронный адрес: email: t_s_samarina@bk.ru.
Самарина Т. С. Дизайнерский проект феноменологического понимания религии: компаративистика Ф. Макса Мюллера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 78. С. 121-131. DOI: 10.15382/sturI201878.121-131
В статье обосновывается идея о том, что компаративный проект Ф. Макса Мюллера заложил религиоведческие основы феноменологии религии. Макс Мюллер оформил общие принципы новой науки о религии, лишив компаративный принцип апологетического наполнения, отстаивая идею бытования религиоведения как самостоятельной дисциплины, предметом которой является религия сама по себе, а задача религиоведа – увидеть религию глазами верующего. Во всех религиях Макс Мюллер видел некое скрытое единство, именно наличие этого единства и делало возможным перевод языка одной культуры на язык другой. Макс Мюллер следует за Ф. Шлейермахером, утверждая наличие изначального чувства Бесконечного, лежащего в основе религии. По Максу Мюллеру, религиозная компаративистика, уравнивая все религии друг с другом, должна служить цели обновления христианства, согласной ей, христианство должно быть не господствующей идеологией, а новой религией, являющейся исполнением одновременно всех религий человечества. Именно компаративистика стала методологической основой феноменологии религии. Делается вывод о том, что в компаративном проекте Ф. Макса Мюллера присутствовали основные для будущей феноменологии религии черты: эмпатия, представление о глубинном единстве религиозных традиций, практика религиозной компаративистики, скрытая теологичность.
Ф. Макс Мюллер, Ф. Шлейермахер, феноменология религии, сравнительное религиоведение, эмпатия, интенция
  1. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.
  2. Макс Мюллер Ф. Лекции по науке о языке. М., 2009.
  3. Самарина Т. С. Феноменология религии и философская феноменология // Вопросы философии. 2017. № 4. С. 61–71.
  4. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
  5. Фрэйзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / М. К. Рыклина, пер. М, 1980.
  6. Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим: Монологи / С. Л. Франка, пер. СПб., 1994.
  7. Шохин В. К. Философская теология: дизайнерские фасеты. М., 2016.
  8. Allen D. Phenomenology of religion // The Routledge Companion to the Study of Religion: Second Edition / J. R. Hinnels. N. Y., 2010. P. 203–224.
  9. Chaudhuri N. C. Scholar Extraordinary: The Life of Professor the Rt. Hon. Frederick Max Müller. L., 1974.
  10. Heiler F. Christlicher Glaube und Indisches Geistesleben: Rabindranath Tagore, Mahatma Gandhi, Brahmabandhav Upadhyaya, Sadhu Sundar Singh. München, 1926.
  11. Heiler F. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München, 1921.
  12. Heiler F. Meine ökumenischen Begegnungen // Vom Werden der Ökumene: Beiheft zur Ökumenische Rundschau. 1967. Bd. 6.
  13. Kristensen W. B. The Meaning of Religion. The Hague, 1960.
  14. Leeuw G. Religion in Essence & Manifestation: A Study in Phenomenology. N. Y., 1933.
  15. Max Müller F. Chips from a German Workshop. L., 1867. Vol. 1–2.
  16. Max Müller F. Forgotten Bibles // Last Essays: Second Series. L., 1901. P. 1–35.
  17. Max Müller F. Introduction to the Science of Religion, L., 1873.
  18. Max Müller F. Lectures on the Origin and Growth of Religion as Illustrated by the Religions of India. L., 1878.
  19. Max Müller F. Natural Religion: Giff ord Lectures: Second Edition. L.; N. Y., 1892.
  20. Max Müller F. The Comparative Study or Religion // Classical Approaches to the Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Introduction and Anthology: Second edition / J. Waardenburg, ed. B., 2017. P. 87–93.
  21. Molendijk A. L. Friedrich Max Müller and the Sacred Books of the East. N. Y., 2016.
  22. Paden W. E. Comparative Religion // The Routledge Companion to the Study of Religion: Second Edition / R. Hinnels, ed. L., 2010. P. 225–242.
  23. Roscoe P. The Comparative Method // The Blackwell Companion to the Study of Religion / R. A. Segal, ed. N. Y., 2009. P. 25–46.
  24. Ryba T. Phenomenology of Religion // The Blackwell Companion to the Study of Religion / R. A. Segal, ed. N. Y., 2006.
  25. Sacred Books of the East 1: The Upanishads / F. Max Müller, ed., trans. Oxford, 1879.
  26. Sharpe E. J. Not to Destroy but to Fulfil: The Contribution of J. N. Farquhar to Protestant
  27. Missionary Thought in India before 1914. Uppsala, 1965.
  28. Strenski I. Understanding Theories of Religion: An Introduction. N. Y., 2015
Самарина Татьяна Сергеевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9888-0872;
Электронный адрес: t_s_samarina@bk.ru.
Самарина Т. С. Об историографии феноменологии религии: критический эскиз // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 82. С. 131-141. DOI: 10.15382/sturI201982.131-141
Статья является продолжением дискуссии, начатой М. А. Пылаевым в последнем номере Вестника ПСТГУ за 2018 г. Автор статьи, опираясь на исторические данные, предлагает разграничивать 1) феноменологию религии в собственном смысле слова, которая оформилась в рамках голландской традиции и целью которой являлось изучение и систематизация религиозных феноменов, и эта систематизация связывалась с вынесением за скобки вопроса о сущности религии (вне религиоведческого исследования в область философии), и 2) вторую традицию (ноуменологическую), присущую прежде всего немецкой феноменологии религии, в ней исследование религии строилось по принципу рассмотрения феномена в его отношении к сущности. В статье анализируется созданный российским религиоведением троп о «теологической диверсии» феноменологии и утверждение, что феноменология религии стала своеобразным маргинальным (теологическим) религиоведением, что не согласуется с мнением большинства зарубежных историков религиоведения, считающих, что феноменология религии долгое время была отнюдь не маргинальной, а единственной формой религиоведения самого по себе.
феноменология религии, религиоведение, теология, сравнительное религиоведение, история религиоведения, Ф. Макс Мюллер
  1. Блеекер К. Ю. Феноменологический метод // Религиоведческие исследования. 2014. № 1–2 (9–10). С. 41–59.
  2. Красников А. Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004.
  3. Пылаев М. А. Пролегомены ко всякому будущему религиоведению, могущему возникнуть в качестве христианского религиоведения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 119–126.
  4. Самарина Т. С. Дизайнерский проект феноменологического понимания религии: компаративистика Ф. Макс Мюллера // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 78. С. 121–131.
  5. Самарина Т. С. Феноменология религии и философская феноменология // Вопросы философии. 2017. № 4. С. 61–71.
  6. Шохин В. К. Определения мистического: первый опыт экспозиции // Философия религии: аналит. исслед. 2017. Т. 1. № 1. С. 7–29.
  7. Allen D. Phenomenology of religion // The Routledge Companion to the Study of Religion: Second Edition / Ed. J. R. Hinnels. L., N. Y., 2010. P. 203–224.
  8. Alles G. The study of religions: the last 50 years // The Routledge Companion to the Study of Religion: Second Edition / Ed. J. R. Hinnels. L.; N. Y., 2010. P. 39–55.
  9. King R. Orientalism and Religion. Postcolonial Theory, India and ‘The Mystic East’. L.; N. Y., 1999.
  10. Kristensen W. B. The Meaning of Religion. The Hague, 1960.
  11. Leeuw G. van der. Religion in Essence & Manifestation: A Study in Phenomenology. N. Y., 1933.
  12. Molendijk A. L. The Emergence of the Science of Religion in the Netherlands. Leiden, 2005.
  13. Molendijk A. L. Friedrich Max Müller and the Sacred Books of the East. N. Y., 2016;
  14. Paden W. E. Comparative Religion // The Routledge Companion to the Study of Religion. 2nd ed. / Ed. J. R. Hinnels. L., N. Y., 2010. P. 225–242.
  15. Patton K. C., Ray B. C. Introduction // A Magic Still Dwells: Comparative Religion in the Postmodern Age / Eds. Patton K. C., Ray B. C. Berkeley, 2000.
  16. Roscoe P. The Comparative Method // The Blackwell Companion to the Study of Religion / Ed. R. A. Segal. N. Y., 2009. P. 25–46.
  17. Ryba T. Phenomenology of Religion // The Blackwell Companion to the Study of Religion / Ed. R. A. Segal. N. Y., 2006. P. 91–122.
  18. Strenski I. Understanding Theories of Religion: An Introduction. 2nd ed. N. Y., 2015.
  19. Tiele C. P. Theologie en Godsdienstwetenschap // De Gids. 1866. Vol. 30/2. P. 205–244.
Самарина Татьяна Сергеевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9888-0872;
Электронный адрес: t_s_samarina@bk.ru.
Самарина Т. С. Мистицизм и рациональное в наследии Р. Отто // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2020. Вып. 90. С. 68-84. DOI: 10.15382/sturI202090.68-84
Автор статьи обращается к наследию Рудольфа Отто, самого известного немецкого феноменолога религии. Прежде всего автор адресуется к его исследователям и критикам, показывая, что все они находят религиоведческую теорию Р. Отто и его концепцию мистического опыта выстроенными вокруг чувственного религиозного опыта, уходящего от структурированных рациональных схем, что указывает на его преемственную связь с психологическим описанием религиозных переживаний в духе У. Джеймса. Далее, обращаясь к трудам Р. Отто «Философия религии Канта и Фриза и ее применение к теологии» (1909), «Святое» (1917) и «Западно-восточная мистика» (1926), автор последовательно опровергает эти утверждения. В статье также разобран метод исследования мистицизма Р. Отто, в частности его сопоставительный анализ двух мистиков — индийского философа Шанкары и немецкого мистика Майстера Экхарта. Главной точкой пересечения систем Шанкары и Экхарта Отто считает учение об источнике бытия. Он замечает, что нуминозный аспект, накладываясь на метафизические системы Шанкары и Майстера Экхарта, превращает метафизические системы в мистические. В статье разбирается методологический вопрос Р. Отто, можно ли говорить о мистицизме в целом, и рассматривается предложенное им деление на два типа: мистицизм, направленный вовнутрь, и мистицизм, направленный вовне. Кроме того, в статье ставится вопрос о том, насколько правомочно считать Отто последователем Ф. Шлейермахера. В заключение делается вывод, что систему Отто никак нельзя назвать иррационализмом, напротив, он резко выступает против всех форм иррационального познания, сводящих всю религиозную жизнь к эмоциям и переживаниям.
феноменология религии, религиоведение, сравнительное религиоведение, мистицизм, метафизика, иррациональное, априорное, Р. Отто, Шанкара, М. Экхарт, И. Кант, Я. Фриз
  1. Ваарденбург Ж. Размышления о религиоведении, включая эссе работ Герарда ван дер Леу. Классические подходы к изучению религии. Цели, методы и теории исследования. Введение и антология / ред. Е. И. Аринин. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010.
  2. Вышеславцев Б. П. R. Otto West-Ostliche Mystic // Путь. 1928. № 13. С. 106–109.
  3. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.
  4. Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М.: Наука, 1991.
  5. Кант И. Метафизика нравов // Сочинения: в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2.
  6. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М.: Академический проект, 2007.
  7. Майстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Изд-во политической литературы, 1991.
  8. Майстер Экхарт. Об отрешенности. М.; СПб.: Университетская книга, 2001.
  9. Носачев П. Г. Многообразие мистического: «мистика» и «мистицизм» в западном эзотеризме конца XIX — начала XX века // Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 5–29.
  10. Отто Р. Священное. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008.
  11. Пылаев М. А. Западная феноменология религии. М.: РГГУ, 2006.
  12. Пылаев М. А. Феноменология религии Рудольфа Отто. М.: МКЛ № 1310, 2000.
  13. Фролов А. В. Герменевтические подступы к Священному Р. Отто // Философия религии: Альманах (2010–2011). М., 2011. С. 429–442.
  14. Шохин В. К. Определения мистического: первый опыт экспозиции // Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 1. № 1. С. 7–29.
  15. Шохин В. К. Философская теология и промежуточная версия ишваравады // Вопросы философии. 2016. № 9. С. 138–147.
  16. Шохин В. К. Реальность и «запах реальности»: адвайта на пути к стратификационной онтологии. Шанкара. Брахмасутра-бхашья. Чхандогьопанишад-бхашья / пер. с санскрита и примеч. В. К. Шохина // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 182–198.
  17. Barnes L. Rudolf Otto and the Limits of Religious Description // Religious Studies. 1994. 30 (2). P. 219–230.
  18. King R. Orientalism and Religion: Post-Colonial Theory, India and “The Mystic East”. N. Y.: Routledge, 2013.
  19. Otto R. Aufsätze zur Ethik. München: C.H. Beck Verlag, 1988.
  20. Otto R. Das Heilige. Breslau, 1920.
  21. Otto R. Kantisch-Fries’sche Religionsphilosophie und ihre Anwendung auf die Theologie: zur Einleitung in die Glaubenslehre für Studenten der Theologie. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1909.
  22. Otto R. The Idea of the Holy. L.: Oxford University Press, 1936.
  23. Otto R. West-östliche Mystik: Vergleich und Unterscheidung zur Wesensdeutung. Gotha: Leopold Klotz Verlag, 1926.
  24. Schmidt E. The Making of “Mysticism” in the Anglo-American World: From Henry Coventry to William James // The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism. Malden (Mass.): Wiley-Blackwell, 2013. P. 452–472.
  25. Stace W. T. Mysticism and Philosophy. London: Macmillan Pub Ltd, 1961.
  26. Strenski I. Understanding Theories of Religion: An Introduction. 2nd ed. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell, 2015.
  27. Taves A. Religious Experience Reconsidered, A Building-Block Approach to the Study of Religion and Other Special Things. Princeton: Princeton University Press. 2009.
Самарина Татьяна Сергеевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9888-0872;
Электронный адрес: t_s_samarina@bk.ru.