Результат поиска
Ссылка на статью:
Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Буквари для крещеных татар второй половины XIX — первых десятилетий ХХ в.
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2019.
Вып. 53. С. 90-101.
DOI: 10.15382/sturIV201953.90-101
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена истории крещено-татарского букваря, предназначенного для особой этноконфессиональной группы, входящей в состав поволжско-приуральских татар, — крещеных татар (кряшен), исповедующих православие. Эта этноконфессиональная общность формировалась в основном на протяжении второй половины XVI — первой половины XVIII в., после завоевания Казанского ханства в 1552 г. и вхождения его в состав Российского государства. Подробно охарактеризован первый букварь для крещеных татар — «Букварь, краткая священная история, сокращенный катехизис и молитвы», подготовленный и изданный в 1862 г. выдающимся русским востоковедом и педагогом-миссионером Н. И. Ильминским. Акцентировано внимание на его новаторском характере как на впервые выполненном на кириллице букваре на татарском языке. Рассмотрена история подготовки букваря, проблема авторства, проблема приспособления русского алфавита к фонетическим особенностям татарского письма. Букварь многократно переиздавался вплоть до 1917 г. и являлся единственным букварем для крещеных татар на протяжении всего этого времени. Выявлена роль и определено место крещено-татарского букваря в разработанной Н. И. Ильминским целостной системе христианского просвещения нерусских народов России и в формировании православного религиозного сознания у крещеных татар. Особое внимание уделено первым советским крещено-татарским букварям, изданным во второй половине 1920-х гг. на арабской, а затем на латинской графике, как своеобразному культурно-историческому феномену, отразившему национально-образовательную политику советской власти в преддверии перехода к унифицированной системе школьного образования в СССР и как средству интеграции ребенка не только в новую советскую действительность, но и в единое татарское образовательное и этнокультурное пространство с учетом признания культурной самобытности каждой из этнокультурных групп вплоть до раздельного обучения. Букварь для крещеных татар рассмотрен в контексте властного «имперского» образовательного дискурса с позиции приспособления имперской и советской образовательной политики к специфическим условиям мультиэтничной, мультиконфессиональной среды.
буквари, крещеные татары (кряшены), поволжско-приуральские татары, властная образовательная политика, мультиэтничная среда, мультиконфессиональная среда, образовательная система Н. И. Ильминского, советские «графические революции», Российская империя / СССР, вторая половина XIX — 20-е гг. ХХ в.
- Алексеев И., Шрф Г. Якты юл. Бðтен сïзлîр методы буенча, комплекслар белîн госпрограммаларына каратып керîшен школлары ðчен тðзелгîн букварь hîм уку китабы. Казан, 1926.
- Алексеев И., Шрф Г. Яíа авыл. Авыл татар мîктîплîре ðчен бðтен сïзлîр ысылы белîн тðзелгîн îлифба. Казан, 1926.
- Букварь для кряшен. Кряшенскiй отдълъ. Б. м, б. г.
- Букварь, краткая священная история, сокращенный катехизис и молитвы. Изложены для крещеных из татар на их разговорном языке. Казань, 1862.
- Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941.
- Государственный архив Республики Татарстан. Ф. 15. Оп. 2. Ед. хр. 352.
- Григорьев А. Н. Керîшеннîр арасында «Яíалиф» мîсьîлîлîре. Казан, 1927.
- Знаменский П. В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. К двадцатипятилетию Братства святителя Гурия. Казань, 1892.
- Ильминский Н. И. Библиографическая заметка // Вятские епархиальные ведомости. 1863. № 6. С. 194−198.
- Ильминский Н. И. Из переписки по вопросу о применении русского алфавита к инородческим языкам. Казань, 1883.
- Ильминский Н. И. О системе просвещения инородцев и о Казанской Центральной крещено-татарской школе. Казань, 1913.
- Ильминский Н. И. Сборник статей. По поводу 25-летия со дня кончины (27 декабря 1891 года). Вып. 4. Казань, 1916.
- Ислаев Ф. Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия: от конфронтации к терпимости. Казань, 2001.
- Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань, 1999.
- История и культура татар−кряшен (XVI−XX вв.) / Р.С. Хакимов, ред. Казань, 2017.
- Исхаков Д.М. Крещеные татары // Татарская энциклопедия / Г. С. Сабирзянов, ред. Казань, 2006. Т. 3: К−Л. С. 462−464.
- Исхаков Р. Р. К истории создания первого татарского кириллического алфавита и формирования письменной традиции татар−кряшен (крещеных татар) // Изв. Самарск. центра РАН. 2015. Т. 17. № 3. С. 319−322.
- Исхаков Р. Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья. Казань, 2011.
- Исхаков Р. Р. Освещение политики христианизации татар Волго-Камья в отечественной дореволюционной историографии // Кряшенское историческое обозрение. 2015. № 1. С. 20−56.
- Исхаков Р. Р. Развитие конфессионального образования крещеных татар в XVIII в. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. №. 3. С. 78−82.
- Курбатов Х. Татар теленеí алфавит hîм орфография тарихы. Казан, 1999.
- Липаков Е. В. Ильминского алфавит // Татарская энциклопедия / Г. С. Сабирзянов, ред. Казань, 2002. Т. 2: Г–Й. С. 558.
- Малов Е. О крещеных татарах Буинского уезда Симбирской губернии // Руководство для сельских пастырей. 1865. № 46.
- Малов Е. О новокрещенских школах в XVIII в. // Отдельный оттиск из Православного обозрения. Казань, 1868.
- Ногманов А. И. Самодержавие и татары. Казань, 2005.
- Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX — начало ХХI в.). М., 2014.
- Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарский букварь на кириллице: от букваря Н. И. Ильминского до советских учебников конца 1930−1950-х гг. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 102−120.
- Судакова Н. Я. Из истории методики преподавания русского языка в нерусской школе. Махачкала, 1972.
- Харлампович К. Казанские новокрещенские школы. (К истории христианизации инородцев Казанской епархии в XVIII в.). Казань, 1905.
- XLI годовщина открытия Казанской Центральной крещено-татарской школы (3 ноября 1905 г.). Казань, 1905. С. 23−24.
- Aliksijef I. A, Grigurijef A. N. Jana tormoş. Kerîşen şkollarь ðсðn îlifba. Qazan, 1928.
- Aliksijef I. A., Grigurijef A. N. Jana tormoş. Kerişen şkollarь ðсеn îilifbadan suᶇ uqu кitabь. Qazan, 1928.
Сальникова Алла Аркадьевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, Кремлевская ул., 18;
Должность: профессор кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0002-5498-1401;
Электронный адрес: Alla.Salnikova@kpfu.ru.
Галиуллина Диляра Магзумовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет;
Должность: доцент кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0003-4932-2951;
Электронный адрес: galiullinadm@mail.ru.
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, Кремлевская ул., 18;
Должность: профессор кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0002-5498-1401;
Электронный адрес: Alla.Salnikova@kpfu.ru.
Галиуллина Диляра Магзумовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет;
Должность: доцент кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0003-4932-2951;
Электронный адрес: galiullinadm@mail.ru.
Ссылка на статью:
Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. От «безрелигиозного» к антирелигиозному воспитанию татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг.: тактики и практики
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2020.
Вып. 57. С. 123-135.
DOI: 10.15382/sturIV202057.123-135
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассмотрены основные тактики и практики советской власти, направленные на искоренение религиозного сознания и религиозных настроений у татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг. Особое внимание уделено специфике реализации Декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 г. в Казанской губернии (с 1920 г. — ТАССР) по вытеснению религиозной татарской школы советской национальной школой нового типа. На основании нормативно-актовых документов прослежены основные этапы в решении этой проблемы, в том числе и колебания курса, обусловленные складывавшейся общеполитической ситуацией в стране и полностью вписывавшиеся в отношения государства и Церкви в советской России в рассматриваемый период. Подчеркнуто значение «графической реформы» 1927 г., закрепившей яналиф — латинский алфавит в качестве официальной татарской письменности — в деле ликвидации мусульманского национального образования в советской Татарии. Рассмотрена специфика раннесоветской татарской публицистики и учебников для советской татарской школы, в частности букварей, в безрелигиозном обучении учащихся-татар. Зафиксирован переход от безрелигиозного к антирелигиозному воспитанию та-тарских школьников, пришедшийся на рубеж 1920-х — 1930-х гг., обозначены основные направления антирелигиозной работы среди татарских детей и подростков. Проанализирована антирелигиозная методическая литература на татарском и русском языках, предназначенная для руководителей и организаторов антирелигиозной работы в татарской школе I и II ступени. Выявлена роль и определено место некоторых татароязычных и русскоязычных взрослых и детских журналов («Фен hем дин», «Oktеbr balasь», «Юные безбожники»), содержащих как инструктивные указания для взрослых, так и рассказы для детей, а также информацию о результатах антирелигиозной работы на местах, в воспитании подрастающего поколения. Сделан вывод о противоречиях между антирелигиозными практиками, насаждаемыми в советской татарской школе в конце 1920-х — начале 1930-х гг., и семейными религиозными практиками как характерной черте «религиозной социализации» татарского ребенка.
советская национально-образовательная политика, советская конфессиональная политика, татарская национальная школа, «безрелигиозное» воспитание, антирелигиозное воспитание, юные безбожники, яналиф, антирелигиозная литература, Казанская губерния, ТАССР, 1920-е гг. — начало 1930-х гг.
- Алексеев В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. М., 1991.
- Антирелигиозное воспитание и увязка его с программами ГУСа в нацменской школе I ступени. Казань, 1929.
- Безрогов В. Г. Между Сталиным и Христом: религиозная социализация детей в советской и постсоветской России (на материалах воспоминаний о детстве) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 130–162.
- Беляев Е. Против Курбан-Байрама // Юные безбожники. 1932. № 3. С. 15−16.
- Гай М. Мы хотим учиться, а не молиться // Юные безбожники. 1932. № 7−8. С. 31−33.
- Ибрагимов Г. Как вести антирелигиозное воспитание в советской национальной школе (Инструктивное письмо). М., 1930.
- Информация // Юные безбожники. 1931. № 1. С. 33.
- Коблов Я. Д. Мечты татар-магометан о национальной образовательной школе. Казань, 1908.
- Конфессиональная политика советского государства. 1917−1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. Т. 1. Кн. 3 / М. И. Одинцов, отв. сост. М., 2017.
- Люцик. Ураза и дети // Юные безбожники. 1932. № 11−12. С. 12−14.
- Медведкова Н. Царская грамота // Юные безбожники. 1932. № 3. С. 26−28.
- Миннуллин И. Р. Дело «нелегального медресе» в Казани. 1927−1928 гг. // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2002. № 3−4. С. 110−117.
- Мухамадеева Л. А., Файзуллин А. Р. Антирелигиозная политика в Татарстане (1920-е гг.) // Минбар. Исламские исследования. 2019. № 12 (2). С. 438−450.
- Набиев Р. А., Гафаров А. А., Ибрагимов Р. Р. Государственно-конфессиональные отношения в России. Казань, 2013.
- Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б). Повестки дня заседаний. 1919−1952 / Г. М. Адибеков и др., ред. М., 2000.
- Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX — начало ХХI в.). М., 2014.
- Сулейманов Р. Р. Союз воинствующих безбожников в Татарской АССР в 1920-е гг. // Мусульманский мир. 2015. № 2. С. 16−52.
- Церковь и школа: Тематич. публ. док. / В. А. Владыкина, сост. М., 1995.
- Шайдуллин Р. В., Аблязов К. А. Мусульманское религиозное образование в деревне Татарстана (1917−1929 гг.). Казань, 2004.
- Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы (20−30-е гг.) / Ф. М. Султанов и др, сост. Казань, 1998.
- Salnikova A., Galiullina D. The Revolution and the National Primer: the Tatar “Alifba” of the 1920s — early 1930s // History of Education & Children's Literature. 2016. Vol. XI (1). P. 61−78.
- Агиев Ф., Тимербулат Г. Кызыл йолдыз. М., 1924.
Сальникова Алла Аркадьевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, Кремлевская ул., 18;
Должность: профессор кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0002-5498-1401;
Электронный адрес: Alla.Salnikova@kpfu.ru.
Галиуллина Диляра Магзумовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18;
Должность: доцент кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0003-4932-2951;
Электронный адрес: galiullinadm@mail.ru.
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, Кремлевская ул., 18;
Должность: профессор кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0002-5498-1401;
Электронный адрес: Alla.Salnikova@kpfu.ru.
Галиуллина Диляра Магзумовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18;
Должность: доцент кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0003-4932-2951;
Электронный адрес: galiullinadm@mail.ru.