/
Результат поиска


Салтыкова В. А. Символы евангелистов на миниатюрах евангелия 1571 года из Благовещенского собора Московского Кремля: генезис и особенности иконографии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 49-66. DOI: 10.15382/sturV202144.49-66
Статья посвящена исследованию иконографических особенностей изображений символов евангелистов, представленных на отдельных полностраничных миниатюрах Евангелия 1571 года из собрания Музеев Московского Кремля. Автор заостряет особое внимание на уникальной черте, объединяющей все четыре композиции: присутствие мотива коронования символических животных ангелом. Предпринятый в работе анализ текстовых источников и предшествующей изобразительной традиции, связанной с представлением символов евангелистов в христианском искусстве, указали на отсутствие прямых аналогий подобной иконографии. Это и послужило толчком к более пристальному исследованию вопроса о ее происхождении, который осуществляется в настоящей работе. Проясняя историю происхождения иконографического мотива в виде ангела с венцом в руках, автор выявляет круг античных прототипов, восходящих к изображениям крылатой богини Ники. Процесс адаптации античного прообраза христианским искусствам и наделения его новыми смысловыми коннотациями раскрывается в статье посредством анализа ряда раннехристианских памятников, в частности, мозаик Равенны и Рима. В статье также прослеживается дальнейшее развитие иконографического мотива в средневековом искусстве. В работе впервые выдвигается гипотеза о непосредственном образце, происходящем из круга сербских памятников, который мог послужить основой для создания необычных иконографических решений в Евангелии 1571 года. Автор обосновывает собственное предположение свидетельствами о тесных контактах Руси и Сербии в XVI веке и особой роли сербского наследия в русской культуре времен Ивана Грозного. Уникальность иконографии символов евангелистов в рассматриваемом Евангелии также связывается с особым характером искусства грозненской эпохи, которому была присуща смелость художественных решений и свобода иконографических экспериментов, о чем свидетельствует не только рассматриваемая в статье рукопись, но и целый ряд памятников того времени.
христианская иконография, XVI век, Евангелие, символы евангелистов, книжная миниатюра, кремлевские мастерские, рукописи, русско-сербские связи, Иван Грозный
  1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.: Опыт историко-художественной классификации: в 2 т. М., 1963. Т. I.
  2. Быкова Г. З. Сравнительное изучение миниатюр Евангелия Успенского собора и Евангелия Хитрово // Евангелие Успенского собора Московского Кремля. М., 2002. С. 95–117.
  3. Извеков Н. Д. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911.
  4. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.
  5. Костюхина Л. М. Нововизантийский орнамент // Древнерусское искусство XV–XVI веков. М., 1963. С. 265–295.
  6. Лифшиц Л. И. Премудрость в русской иконописи // Византийский временник. 2002. № 61 (86). С. 138–150.
  7. Писарская Л. В., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Русские эмали XI–XIX вв. / Les emaux russes XI–XIX s. М.: Искусство, 1974.
  8. Подосинов А. В. Символы четырех евангелистов: их происхождение и значение. М., 2000.
  9. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.
  10. Постникова-Лосева М. М. Золотые и серебряные изделия мастеров Оружейной палаты XVI–XVII вв. // Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954.
  11. Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое Евангелие Успенского собора как памятник древнерусского искусства первой трети XV века // Древнерусское искусство XV–XVI веков. М., 1963. С. 133–172.
  12. Рукописные и печатные Евангелия XIII — начала XX века в собрании Музеев Московского Кремля / сост. Т. С. Борисова, С. Г. Зюзева. Каталог: в 3 т. М., 2019. Т. I.
  13. Самойлова Т. В. Благословенно воинство Небесного Царя. М.: Прогресс-Традиция, 2020.
  14. Серебрякова Е. И. Неизвестный памятник московской миниатюры XVI в. из собрания Покровского собора // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1991. М., 1997. С. 134–145.
  15. Смирнова Э. С. Миниатюры двух новгородских рукописей // Древнерусское искусство: Рукописная книга: cб. третий (т. 12). М.: Наука, 1983. С. 180–203.
  16. Снегирев И. М. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1842–1845.
  17. Уваров А. С. Евангелие 1577 г., изображения евангелистов и их символов // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 21. Вып. 2. М., 1907. С. 7–37.
  18. Ухова Т. Б., Писарская Л. В. Лицевая рукопись Успенского собора: Евангелие начала XV в. из Успенского собора Московского Кремля. Л., 1969.
  19. A new classical dictionary of Greek and Roman biography, mythology and geography / W. Smith, ed. N. Y., 1884.
  20. Bäumer R., Scheffczyk L. Marienlexikon. Sankt Ottilien: EOS, 1988.
  21. Grabar А. Les Voies de la création en iconographie chrétienne. P.: Flammarion, 1994.
  22. Le Goff J. Un Moyen Âge en images. P., 2007.
Салтыкова Вероника Алексеевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000 г. Москва, Покровский бульвар, 11, G-618;
Должность: приглашенный преподаватель;
ORCID: 0000-0001-9449-7182;
Электронный адрес: vsaltykova@hse.ru.