/
Результат поиска


Салимовская А. Р. Молитва Феодора Абу Курры, епископа Харранского, о халифе аль-Мамуне // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 138-143. DOI: 10.15382/sturIII202065.138-143
В публикации представлен литературный перевод молитвы об аббасидском халифе аль-Мамуне (813–833), приписываемой арабо-православному Харранскому епископу Феодору Абу Курре (ок. 750 — ок. 830) и составленной с использованием рифмованной прозы (саджа). Хотя этот текст можно рассматривать как образец молитвы практически за любого правителя, некоторые формулировки свидетельствуют о том, что автор имел в виду именно историческую фигуру аль-Мамуна. Текст интересен как одно из свидетельств о популярности этого халифа у арабо-христианских авторов, пытавшихся создать его позитивный образ в произведениях разных жанров.
Феодор Абу Курра, халиф аль-Мамун, арабо-христианская литература, садж
  1. Арабские сочинения Феодора Абу Курры, епископа Харранского / Сост., коммент., предисл., пер. с араб. прот. О. Давыденкова. М., 2020.
  2. Давыденков О., прот. Богословие Феодора Абу Курры, епископа Харранского. М., 2020.
  3. Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750–1517 гг.). М., 2001.
  4. Французов С. А. Бухарестская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» (по рукописи B.A.R. Mss orientale 365 Библиотеки Румынской академии) // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 133–142.
  5. Французов С. А. Тайбитская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» (по рукописям РНБ Араб. н. с. 266 и Араб. н. с. 91) // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 143–160.
  6. Французов С. А. Чудо Богородицы в Атрибе: текстологические особенности и специфика содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 97–108.
  7. Atiya A. S. The Arabic Manuscripts of Mount Sinai: A Hand-List of the Arabic Manuscripts and Scrolls Microfi lmed at the Library of the Monastery of St Catherine, Mount Sinai. Baltimore, 1955.
  8. Bertaina D. An Arabic Account of Theodore Abu Qurra in Debate at the Court of Caliph al-Ma’mun: A Study in Early Christian and Muslim Literary Dialogues: Diss. Catholic University of America. Washington (D. C.), 2007.
  9. Lamoreaux J. C. Theodore Abū Qurra // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History / D. Thomas, B. Roggema, eds. Leiden; Boston, 2007. Vol. 1. Р. 439–491.
  10. Rekaya M. Al-Ma’mūn // The Encyclopaedia of Islam: New Edition. Leiden, 1991. Vol. 6. P. 331–339.
  11. Sourdel D. La politique religieuse du Calife ‘Abbaside al-Ma’mun // Revue des études islamiques. 1963. T. 30. P. 27–48.
  12. Swanson M. N. The Christian al-Ma’mūn Tradition // Christians at the Heart of Islamic Rule / D. Thomas, ed. Leiden; Boston, 2003. P. 63–92.
  13. Thomas D. The Caliph al-Ma’mūn // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History / D. Thomas, B. Roggema, eds. Leiden; Boston, 2007. Vol. 1. P. 582–584.
  14. Vasiliev A. The Life of St Theodore of Edessa // Byzantion. 1942–1943. Vol. 16. P. 165–225.
Салимовская Анастасия Романовна
Статус обучающегося: Магистрант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-4547-5400;
Электронный адрес: n.salik@live.com.
Выражаю глубокую благодарность моему научному руководителю С. А. Моисеевой за ценные рекомендации и содействие в подготовке настоящей публикации.
Салимовская А. Р. Образ халифа аль-Мамуна и его трансформации в памятниках средневековой арабо-христианской литературы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 69. С. 106-115. DOI: 10.15382/sturIII202169.106-115
В данной статье анализируется образ знаменитого аббасидского халифа аль-Мамуна (813–833) и его трансформации в памятниках арабо-христианской агиографической литературы и апологетики. В описании «Чуда Богородицы в Атрибе» видно, как образ халифа мог модифицироваться даже в рамках одного произведения от относительно достоверного изображения к постепенному восприятию правителя как собирательного образа. А в арабской версии «Жития Феодора Эдесского» халиф идеализирован настолько, что принимает крещение. В описании диспута православного Харранского епископа Феодора Абу Курры (ок. 750 — ок. 830) с мусульманскими мыслителями, состоявшегося при дворе халифа аль-Мамуна, который мы рассматриваем как пример апологетической литературы, правитель представлен более реалистично. А внимательное прочтение уникальной молитвы за мусульманского правителя, приписываемой Абу Курре, показывает, что при всей риторической направленности этого памятника, в нем нашли отражение некоторые черты исторического образа халифа аль-Мамуна. Рассматриваемые тексты представляют интерес как свидетельства популярности, которой пользовался выбранный халиф, у арабо-христианских авторов, пытавшихся создать его позитивный образ в произведениях разных жанров. А создание такого образа могло принимать разные формы — от мягких в апологетической литературе до более радикальных в агиографической.
халиф аль-Мамун, арабо-христианская литература, агиография, апологетика, Феодор Абу Курра, придворный диспут, Чудо Богородицы в Атрибе, Житие Феодора Эдесского
  1. Моисеева С. А. Арабская мелькитская агиография IX–XI веков. М., 2015.
  2. Моисеева С. А. Иоанн, мч., «персидский царь» // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 23. С. 315–316.
  3. Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750–1517 гг.). М., 2001.
  4. Французов С. А. Чудо Богородицы в Атрибе: текстологические особенности и специфика содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 97–108.
  5. Abel A. La portée apologétique de la «Vie» de st. Théodore d’Edesse // Byzantino-Slavica. 1949. Vol. 10. P. 229–240.
  6. Bertaina D. An Arabic Account of Theodore Abu Qurra in Debate at the Court of Caliph al-Ma’mun: A Study in Early Christian and Muslim Literary Dialogues: Diss. Washington, D. C., 2007.
  7. Bertaina D. The Debate of Theodore Abu Qurra // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History / D. Thomas, B. Roggema, eds. Leiden; Boston, 2008. Vol. 1. P. 556–564.
  8. Bertaina D. Melkites, Mutakallimū n and al-Ma’mū n: Depicting the Religious Other in Medieval Arabic Dialogues // Comparative Islamic Studies. 2010. Vol. 4. № 1/2. P. 17–36.
  9. Griffith S. H. The Monk in the Emir’s Majlis: Refl ections on a Popular Genre of Christian Literary Apologetics in Arabic in the Early Islamic Period // The Majlis: Interreligious Encounters in Medieval Islam. Wiesbaden, 1999. P. 13–65.
  10. Rekaya M. Al-Ma’mūn // The Encyclopaedia of Islam. 2nd ed. Leiden, 1991. Vol. 6. P. 331–339.
  11. Sourdel D. La politique religieuse du Calife ‘Abbaside al-Ma’mun // Revue desétudes islamiques. 1963. T. 30. P. 27–48.
  12. Swanson M. N. The Christian al-Ma’mūn Tradition // Christians at the Heart of Islamic Rule / D. Thomas, ed. Leiden; Boston, 2003. P. 63–92.
  13. Thomas D. The Caliph al-Ma’mūn // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History / D. Thomas, B. Roggema, eds. Leiden; Boston, 2007. Vol. 1. P. 582–584.
  14. Vasiliev A. The Life of St Theodore of Edessa // Byzantion. 1942/1943. Vol. 16. № 1. P. 165–225.
Салимовская Анастасия Романовна
Статус обучающегося: Магистрант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-4547-5400;
Электронный адрес: n.salik@live.com.
Выражаю глубокую благодарность моему научному руководителю С. А. Меликян за ценные рекомендации и содействие в подготовке настоящей публикации.