/
Результат поиска


Русак В. С. К кончине митрополита Лавра // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 112-116.
PDF
Статья посвящена личным воспоминаниям автора о встречах с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром.
Русак Владимир Степанович, протодиакон
Сак К. В. "Самая большая гордость - быть твоим первым и самым верным подданным": вел. кн. Константин Николаевич и вел. кн. Константин Константинович на службе престолу // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 4 (41). С. 15-29.
PDF
Работа посвящена изучению общественно-политических взглядов двух представителей императорской династии в России: великого князя Константина Николаевича, бывшего одним из идеологов Великих реформ, и великого князя Константина Константиновича, избегавшего активного участия в российской политической жизни. В статье ставится задача выяснить, как в жизни великих князей поколений Великих реформ и «контрреформ» отразились политические и социальные перемены второй половины XIX — начала XX в., и как эти изменения повлияли на их отношение к своему месту в жизни государства. Ответ на поставленные вопросы позволяет увидеть, какие изменения происходили в этот период в императорской фамилии как институте власти.
Династия Романовых, великий князь Константин Николаевич, великий князь Константин Константинович, Учреждение об императорской фамилии, Великие реформы, контрреформы, Первая русская революция, поколение
Сак Ксения Васильевна
Корсаков А. И. Религия и наука в трудах основателя первого позитивизма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 80-92.
PDF
Статья посвящена позднему этапу в творчестве Огюста Конта — основателя философии позитивизма. Возникновение и тенденции развития позитивизма были обусловлены общим моментом динамики философской мысли в Европе XIX века, верой в научный метод, который является основным мотивом всякого научного творчества. По идее трех стадий интеллектуальной эволюции, которую Конт разрабатывал вслед за А. Сен-Симоном именно с того момента, когда человечество начинает расставаться со своим «детским и юношеским» религиозно-мистическим периодом, оно обретает черты зрелости и становится чем-то вроде «Бога в себе». Таким образом, позитивизм обнаруживает живой парадокс, обретая в себе религиозно-мистические черты в процессе борьбы с религиозной картиной мира. Это с особенной очевидностью проявилось в поздних произведениях Конта, где в последней редакции своего учения он утверждал, что над иерархией наук, вершиной которых он полагал социологию, находится область еще более высокая, замыкающая всю картину мира, а именно — область религии Человечества.
Огюст Конт, первый позитивизм, наука и религия
Корсаков Аркадий Иванович
Исаков П. С. Роль М. А. Рейснера в подготовке Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 106-117. DOI: 10.15382/sturII202198.106-117
Данная статья посвящена одному из ключевых событий в истории государственно-конфессиональных отношений в России — подготовке Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет законодательно определил основные принципы и направления деятельности государства по отношению к Церкви. В настоящей статье показана роль М. А. Рейснера, виднейшего ученого-юриста, в подготовке Декрета, установлена его фактическая роль в процессе разработки документа. Вклад М. А. Рейснера в разработку Декрета определяется на основании документальных материалов и научных работ. Дана оценка исторической роли ученого в комиссии, занимавшейся подготовкой Декрета, а также влиянию его научно-мировоззренческих взглядов на формулировку конкретных статей Декрета. Основной вывод исследования состоит в том, что профессор Рейснер, будучи известным ученым-юристом, привлеченным к работе над Декретом, не был его реальным идеологом.
государственно-конфессиональные отношения, декреты советской власти, свобода совести, отношения государства и Церкви, вероисповедное законодательство, М. А. Рейснер
  1. Алпыспаева Г. А. Архивные источники о реализации Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Казахстане в 1920-е годы (на материалах Акмолинского уезда) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 39–54.
  2. Вопросы истории религии и атеизма: сб. статей / ред. Н. А. Смирнов. М., 1958. № 5.
  3. Вышкварцев В. В. Государственно-правовые и религиозные взгляды М. А. Рейснера на нравственность (конец XIX в.) // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5. С. 32–43.
  4. Кашеваров А. Н. Разработка на Поместном соборе 1917–1918 гг. Официальной позиции Православной церкви в отношении Советской власти и ее религиозной политики // Вестник СПбГУ. Сер. 2: История. 2007. № 2. С. 48–60.
  5. Кириченко М. Государство и церковь. К истории ленинского декрета // Наука и религия. 1987. № 4. С. 2.
  6. Леонов С. В. Начало антицерковного террора в период Октябрьской революции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 69–90.
  7. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 г.: сб. документов / отв. ред. прот. В. Воробьев, отв. сост. Л. Б. Милякова. М., 2016.
  8. Петров С. Г. Отношение Православной Российской Церкви к большевикам в 1917–1918 гг. в современной историографии // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 31–43.
  9. Сафонов А. А. Государство и конфессии в позднеимперской России: правовые аспекты взаимоотношений. М., 2017.
  10. Сипейкин А. В. Антирелигиозная и антицерковная политика советской власти: 1917–1920 годы. Вестник ТвГУ. Сер. «История». 2016. Вып. 4. С. 16–38.
  11. Скибина О. А. Государственно-правовые взгляды М. А. Рейснера: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2016.
  12. Соколов А. В. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 г.: дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2014.
  13. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 4-е изд. М., 2010.
Исаков Павел Сергеевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
ORCID: 0000-0002-1405-5024;
Электронный адрес: ps.isakov@mail.ru.
Гусакова В. О. Понятия «идеал» и «жизненный путь» как концепты духовно-нравственного воспитания школьников на современном этапе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 49-62. DOI: 10.15382/sturIV202265.49-62
В статье дано педагогическое обоснование целесообразности обращения к религиозно-философской мысли России как основам для комплектования содержания духовно-нравственного воспитания современных школьников. Актуальность такого содержания заключается в необходимости осмысления школьниками антропологического идеала и смысла жизненного пути человека в период плюрализма в выборе ценностей и поведенческих стереотипов.Возрастосообразное обращение к ценностям, хранящимся в традициях православной культуры и являющимися предметом религиозно-философской мысли, через изучение произведений русской литературы и искусства, позволяет школьникам усвоить идеал человечества Иисуса Христа и увидеть нравственные ориентиры в жизненном пути святых на четырех уровнях: буквальном (низшем, простейшем), семиотическом, моральном и высшем анагогическом.Обращение к религиозно-философской мысли православной культуры обусловлено наличием в православии явленного антропологического идеала – Богочеловека Иисуса Христа.Для эффективности такого усвоения рекомендуется интегрировать словесный и живописный или иконописный образ в дидактическую единицу. Особое место в статье уделено идее преображения человека, которая на буквальном и семиотическом уровнях присутствуют в сказках, и находит выражение на моральном и анагогическом уровнях в произведениях литературы, и теме красоты, подробно разрабатываемой в религиозно-философском наследии. Раскрытие темы красоты происходит на основе размышления над образом Иисуса Христа в трудах Ф. М. Достоевского и К. Д. Ушинского, а также на примере картины А. А. Иванова «Явление Христа народу». Чтобы знакомство школьников с религиозно-философской мыслью было органичным и полноценным необходимо их знакомить с традициями православной культуры средствами литературы и искусства и с ранних лет воспитывать эстетическое восприятие мира и ценностное отношение к его проявлениям.
духовно-нравственное воспитание, жизненный путь, антропологический идеал, школьник, идея, литература, искусство
  1. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / сост. И. Виноградов. М., 2001.
  2. Казин А. Л. Homo Russicus. СПб., 2014.
  3. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 2003.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2009.
  5. Лепахин В. В. Икона и иконичность. СПб., 2002.
  6. Одоевский В. Ф. Русские ночи. М., 1913.
  7. Островский Н. Как закалялась сталь. М., 1982. URL: http://lib.ru/RUSSLIT/OSTROWSKIJ/kak_zakalyalas_stal.txt (дата обращения: 18.04.2020).
  8. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // Собрание сочинений Т. 10. М.; Л., 1950.
Гусакова Виктория Олеговна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ»; Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии;
Должность: преподаватель, методист;
ORCID: 0000-0002-2924-6886;
Электронный адрес: victoryspb78@mail.ru.