/
Результат поиска


Сажин Д. П. Атеизм в теории и практике советской школы 1950–1960-х гг. (на примере Горьковской области) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 112-124.
PDF
Предложенная к публикации статья раскрывает одну из важнейших тем в истории советской школы — атеизм в теории и практике общего образования. В статье представлена попытка системного подхода к теме атеизма как неотъемлемой составляющей советской системы школьного образования, рассмотрения советского атеистического воспитания как комплекса практических мероприятий по формированию образа «нового человека» применительно к периоду 1950–60-х гг. В данный комплекс входили обязательные элементы содержания образования, изложенные в учебных программах, а также методические основы внеурочной деятельности. Кроме того, мы постарались в некоторой степени изучить особенности приложения атеизма к конкретным общеобразовательным предметам с приведением примеров инициативы преподавателей-практиков на местах. Все это было сделано с учетом определения внешней наукообразности атеизма и сформированной идеологической основы — образа врага и теории заговора. При попытке рассмотрения роли атеизма в теории и практике советской школы также затронута была тема воздействия не только непосредственно на детей, но и на их родителей. Для исследования были использованы следующие источники: нормативно-правовые акты государственной власти и директивные партийные документы, учебные программы и теоретические материалы по педагогике. В предлагаемой статье также совершена попытка рассмотрения уровней компетенции в организации атеистической работы применительно к Горьковской области с учетом изменений административно-территориального деления в течение рассматриваемого периода. При этом было проанализировано соотношение объемов компетенции партийных и государственных органов на региональном и местном уровнях.
теизм, пропаганда, вероучение, мировоззрение, общеобразовательная школа, материализм, учебно-воспитательный процесс
1. Boldyrev N. I. 1951. Marksistsko-leninskoe uchenie o morali — osnova nravstvennogo vospitanija v sovetskoj shkole (Marx-Lenin’s Teaching about Moral – Basis of the Moral Education in Soviet School). Sovetskaja pedagogika (Soviet pedagogics), vol. 1, pp. 101–106.
2. Goncharov N. K. Osnovy pedagogiki (Foundations of pedagogics). Мoscow, 1947.
3. Ogorodnikov I. T., Shimbirev P. N. Pedagogika (Pedagogics). Мoscow, 1950.
4. Kairov I. A., Goncharov N. K., Konstantinov N. A., Koroljov F. F., Malyshev M. P., Smirnov V. Z. (eds.). Narodnoe obrazovanie v SSSR (National education in the USSR). Мoscow, 1957.
5. Pankratov V. F. 1968. O nekotoryh zadachah i formah antireligioznoj raboty v shkole (About Some Tasks and Forms of the Antireligious Work in the School). Lotyshev I. P. (ed.). Ateisticheskoe vospitanie v shkole. Krasnodar, 1968, pp. 3–14.
6. Smirnickij A. E. Razvitie sovetskoj obshheobrazovatel’noj shkoly v Gor’kovskoj i Kirovskoj oblastjah 1946–1952 gg.: sravnitel’nyj analiz (The development of comprehensive secondary schools in Gorkovskaya and Korivskaya oblasts in 1946–1952: comparative analysis). Nizhny Novgorod, 2006.
7. Shestun E. Pravoslavnaja pedagogika (Orthodox pedagogics). Мoscow, 2001.

Сажин Дмитрий Павлович